Защитное поведение у детей и опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста | Обучение и развитие детей

Защитное поведение у детей и опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Защитное поведение у детей и опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста
Защитное поведение у детей и опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
И.М.Никольская, Р.М.Грановская

ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ОПРОСНИК КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (И.М.Никольская, Р.М.Грановская. Психологическая защита у детей. СПб., Речь, 2000. С. 175 — 177, 194 — 196, 201 — 203, 238 — 257.)

ДЕТИ В ТРУДНЫХ И НЕПРИЯТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

[…] Вырастая, люди, как правило, забывают большинство своих детских неприятных переживаний. Поэтому взрослые не всегда могут понять, что нарушает душевное равновесие ребенка. По сравнению с проблемами самих взрослых: нехваткой денег, потерей работы, разводами и болезнями,— детские горе и радости порой кажутся им не заслуживающими серьезного внимания. Дети тоже не всегда склонны делиться переживаниями со своими родителями. На наш вопрос: «Могут ли родители понять детские неприятности?» — один мальчик ответил так: «Конечно, не могут. Им же надо спать!» И этим он сразу со своей позиции осветил интересующую нас проблему.



Для того чтобы причины нарушения душевного равновесия у детей стали не только понятны заинтересованным взрослым, но и приобрели для них конкретное содержание, мы попросили детей припомнить те сложные и травмировавшие их жизненные ситуации, которые когда-либо вызывали у них состояние напряжения и беспокойства, т. е. послужили источниками отрицательных переживаний. Приняв во внимание, что мышление у ребенка более конкретно, чем у взрослого, мы попросили сначала такие ситуации нарисовать. Затем перед детьми поставили задачу дать названия этим рисункам и составить по ним рассказы. Анализ рисунков на тему «Неприятные ситуации» позволил выделить наиболее характерные из них (табл. 1).

Таблица 1

Причины нарушения душевного равновесия у детей

Причины

Количество рисунков

Потеря, болезнь, смерть животного

Плохие школьные отметки

Травмы и опасные для жизни ситуации

Материальные утраты и нарушение покоя взрослых

Напряженные отношения с родителями

и другими членами семьи

Болезни и смерть близких людей

Разные страхи

Проблемы с учебой

Отношения со сверстниками

Прочие напряженные ситуации

45 (18,9%)

37 (15,6%)

32 (13,5%)

29 (12,2%)

20 (8,4%)

17 (7,1%)

13 (5,5%)

11 (4,6%)

9 (3,8%)

18 (7.6%)

Мы понимаем, что, используя по сути метод прямого опроса, выявили только те неприятные события, о которых дети сами захотели нам рассказать,— не боясь, не стесняясь и не испытывая при этом чувства вины. Конечно, существует множество других скрытых (запретных или просто плохо осознаваемых ребенком) ситуаций, выявить которые детям не позволяют механизмы подсознательной защиты. Однако наш опыт показывает, что даже «открытые» для обсуждения неприятные ситуации и переживания не известны многим учителям, родителям и даже психологам. […]

КАК МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ ТРУДНОСТИ

Уделив внимание тому, что делает жизнь детей трудной, обратимся теперь к изучению стратегий, с помощью которых они справляются с этими трудностями. Типы защитного поведения могут проявляться преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности […]. С поведенческими стратегиями связаны смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей. Среди них выделяют:

• активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации (помирился с другом, исправил двойку);

• переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие (говорю с кем-нибудь);

• отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний (пошел кататься на велосипеде, играть);

• выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой (остаюсь сам по себе, один).

Кроме того, при этом проявляются различные виды замещающих реакций,— например, «плачу», «кричу», «схожу с ума», или же наоборот, «стараюсь расслабиться и оставаться спокойным».

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуаций, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции).

В познавательной (интеллектуальной) сфере осуществляются разные способы работы с информацией. При этом используются следующие варианты совладания:

• Отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация. (Это может привести к управлению вниманием, обеспечивающим защиту по типу отрицания — игнорирования неприятной ситуации.)

• Игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней. (Подобное обесценивание обернется частично отрицанием, а частично — рационализацией.)

• Поиск дополнительной информации: расспросы, обдумывание. Это позволяет включить данное событие в расширенный контекст, меняющий его травмирующую окраску.

• Анализ не только самой ситуации, но и ее последствий. (Такая проработка ситуации ведет к ее переоценке при рационализации.)

• Относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии, что облегчает принятие события. (Так реализуется движение к рационализации по типу «сладкий лимон»: «Мне совсем не так плохо, как им».)

• Придание нового значения и смысла неприятной ситуации, например, отношение к ней как к проверке силы характера и стойкости духа. При этом имеет место рост самоуважения и более глубокое осознание собственной ценности как личности. (Подготовка к рационализации по типу «кислый виноград»: «Зато я сильный и стойкий».)

Имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей, хотя поведенческие стратегии с одинаковой успешностью применяют и те, и другие. Только мама после ссоры с ребенком пойдет стирать и готовить обед, а он должен заниматься «ненавистной» музыкой. Эмоциональные способы борьбы со стрессом дети используют чаще взрослых, т. к. заострение эмоциональных свойств личности — их характерная особенность. Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») — для детей самое обычное дело. И действительно, такой эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни в 6—12 лет считается возрастной нормой (Лебединский, 1985).

Вместе с тем, возможность применять интеллектуальные стратегии у ребенка еще невелика. Это полезное приобретение человека базируется на хорошо развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию, которая эту информацию породила […]. Такой, сугубо левополушарный, тип мышления у детей еще только формируется, поэтому они пока еще редко используют защиту на уровне мышления.

В трудных и неприятных для себя жизненных ситуациях взрослые люди чаще всего используют следующие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением (Грановская, Никольская, 1998):

• Взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в музей) или сами рисуют, сочиняют стихи, поют, то есть занимаются творческим самовыражением.

• Ищут поддержку у друзей и знакомых.

• Уходят в работу.

• Осуществляют смену вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры) или используют так называемые приемы «за-» (заесть, заспать, залюбить, загулять, затанцевать).

• Обдумывают и осмысливают возникшую ситуацию.

А как обстоят дела у детей? Какие стратегии совладания со стрессом характерны для них? […]

Анализ показал, какие из […] стратегий являются наиболее популярными и эффективными с точки зрения детей младшего школьного возраста. Так, самыми частыми по использованию оказались одиннадцать копинг-стратегий — их были склонны использовать в трудной и напряженной ситуации более 70% обследованных детей. Перечислим их:

1. «Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и др.)».

2. «Смотрю телевизор, слушаю музыку».

3. «Стараюсь забыть».

4. «Прошу прощения, говорю правду».

5. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».

6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».

7. «Думаю об этом».

8. «Говорю с кем-нибудь».

9. «Рисую, пишу или читаю».

10. «Плачу и грущу».

11. «Играю во что-нибудь».

Читая этот перечень, сразу представляешь себе девочку, которая случайно уронила на пол и разбила цветочный горшок, заплакала, обняла пуделя, посоветовалась с ним, что ей делать, потом пошла к бабушке, рассказала обо всем, попросила прощения, обняла ее и отправилась смотреть свой любимый мультфильм. Или мальчика — вернулся из школы с «несправедливой» двойкой, погладил любимого кота, рассказал ему обо всех неприятностях, постарался взять себя в руки, успокоился, сел за компьютер с играми, надел наушники, включил магнитофон и постарался обо всем забыть.

Самыми редкими по использованию были пять стратегий преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют менее 30% детей. Эти стратегии можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам отреагирования.

Не все копинг-стратегии помогают детям в равной степени. На вопрос о том, какие способы действительно помогают снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) получили следующие, весьма популярные у детей, стратегии:

1. «Обнимаю, прижимаю, глажу».

2. «Прошу прощения, говорю правду».

3. «Смотрю телевизор, слушаю музыку».

4. «Рисую, пишу, читаю».

5. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».

6. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».

Сразу отметим — в этот перечень субъективно самых помогающих не вошли такие часто используемые стратегии совладания, как «стараюсь забыть», «думаю об этом», «говорю с кем-нибудь», «плачу, грущу». Любопытно, что хотя многие дети указали, что не применяют ту или иную стратегию, тем не менее они отмечали их эффективность. Это касалось таких социально не одобряемых стратегий поведения и реагирования, как «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «бью, ломаю, швыряю». В связи с проявлением такой скрытой, социально обусловленной защиты была вычислена мера эффективности — отношение степени эффективности каждой стратегии к частоте ее использования. Этот, уже объективный, критерий позволяет выявить те стратегии, которые больше всего помогут детям, если они все-таки начнут их использовать.

В результате особо эффективными оказались двенадцать стратегий (приводим их в порядке уменьшения меры эффективности):

1. «Сплю»;

2. «Рисую, пишу, читаю»;

3. «Прошу прощения, говорю правду»;

4. «Обнимаю, прижимаю, глажу»;

5. «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»;

6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;

7. «Гуляю вокруг дома или по улице»;

8. «Смотрю телевизор, слушаю музыку»;

9. «Играю во что-нибудь»;

10. «Остаюсь сам по себе, один»;

11. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь»;

12. «Молюсь».

Средней мерой эффективности обладали стратегии: «говорю сам с собой», «стараюсь забыть», «ем или пью», «бегаю или хожу пешком», «говорю с кем-нибудь», «схожу с ума», «кусаю ногти», «думаю об этом». И наконец, пять стратегий совладания со стрессом не очень эффективны: «плачу, грушу», «бью, ломаю, швыряю», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь», «воплю, кричу».

Самое большое значение меры эффективности оказалось у стратегии «сплю», которую как защиту осознанно используют 64% детей. Рассмотрим более подробно содержание этой, а также некоторых других популярных детских копинг-стратегий.

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрим теперь, как соотносятся копинг-стратегии с личностными свойствами детей, определяемыми по вопроснику Р. Кеттелла […]. Эти связи были установлены с помощью процедуры корреляционного анализа. Вначале обратимся к тем свойствам личности, отклонения которых являются отличительными признаками исследованных нами младших школьников. Это — напряженность, легкая возбудимость, низкий самоконтроль, тревожность и чувствительность.

Дети напряженные, возбудимые, с низкими самоконтролем склонны использовать стратегии: «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю». Последняя стратегия помогает им эффективно разрядить внутреннее напряжение. Кроме того, для напряженных и возбудимых ребят характерна стратегия «плачу и грущу», а для возбудимых — стратегии «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю сам с собой». Чем обусловлен такой выбор? Напряженных учащихся отличает избыток внутренних побуждений, которые часто не находят практической разрядки в общественно-полезной деятельности. Будучи неспособными в определенный момент сдержать внутреннее раздражение, они вынужденно выплескивают его вовне. И только после этого испытывают облегчение. У возбудимых ребят процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они чрезмерно активны, сверхреактивны даже на слабые провоцирующие стимулы, двигательно расторможенны. Поэтому им проще всего расслабиться путем активации экспрессивного поведения. Слабость тормозного процесса и неразвитость процессов произвольной регуляции (низкий самоконтроль) усугубляют такие особенности защитного поведения, которые не всегда приемлемы с точки зрения общества.

Отметим, что стратегии аффективного отреагирования были также характерны для школьников, склонных к риску («схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «говорю сам с собой»), недобросовестных («бью, ломаю, швыряю», «плачу, грущу», «говорю сам с собой», «воплю, кричу», «кусаю ногти»), с низким уровнем интеллекта («дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь»). Детей недобросовестных и склонных к риску объединяет диада стратегий: «бью, ломаю, швыряю» — «воплю, кричу». Они безответственны, легко пренебрегают своими обязанностями, беспечны, и поэтому легко вступают в оппозиционные отношения с социальными нормами и требованиями, используя для защиты реакции активного протеста. Склонность прибегать в качестве защиты к физической и вербальной агрессии, характерная для детей с низким уровнем интеллекта (диада стратегий: «борюсь, дерусь» — «дразню кого-нибудь»), по-видимому, может являться следствием замедленного темпа усвоения социальных нормативов и результатом низкой самооценки.

Интересно, что стратегия «бью, ломаю и швыряю» характеризует также доминантных ребят и помогает при низкой чувствительности. […]

Таким образом, в структуре личности можно выделить не одно, а сразу несколько отклонений личностных свойств, которые побуждают детей снимать внутреннее напряжение через усиление экспрессивного поведения (внешнего выражения эмоций). К ним мы относим напряженность, возбудимость, низкий самоконтроль, склонность к риску, недобросовестность, низкий уровень интеллекта, доминантность. Для детей с такими особенностями в трудных жизненных ситуациях типичны реакции активного протеста: взрывные реакции со вспышками гнева, плача, крика, разрушительными действиями и агрессией, возбуждение с аффективным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно наносящие вред обидчику. При этом агрессия может быть направлена не только вовне, но также и на самого себя. Любопытно, что в этот перечень вошла стратегия «говорю сам с собой», которую можно рассматривать как вариант стабилизации внутреннего состояния через такое внешнее действие, как проговаривание. […]

Оказалось, что расслабленные, сдержанные и добросовестные младшие школьники, испытывая напряжение и беспокойство, склонны не возбуждаться, а, напротив, еще больше расслабляться, используя стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Всем этим ребятам, а также школьникам с высоким самоконтролем, такая стратегия помогает особенно хорошо. Кроме того, они умеют справляться с внутренним дискомфортом посредством ухода в детскую работу, т. е. используя разнообразные замещающие занятия (стратегии «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь», «мечтаю, представляю»). […]

Для тревожных ребят характерны четыре стратегии совладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем или пью». Последняя из них позволяет преодолеть напряжение и беспокойство. Высокая тревожность выражается в постоянной озабоченности, мрачных опасениях и пониженном настроении. Такие дети легко расстраиваются, и поэтому часто плачут и грустят. Когда они чувствуют себя одинокими, то обычно сидят без дела и вынужденно «говорят сами с собой». Можно думать, что типичная для тревожных детей хронически подавленная и неосознаваемая потребность в защите от страха (реализация потребности в опеке со стороны более сильного лица), с одной стороны, провоцирует их использовать копинг-стратегию «молюсь», а с другой — находит свое конкретное выражение в постоянном желании быть накормленным. По мнению ряда исследователей, такое пищевое поведение можно трактовать как неосознаваемую попытку воссоздать защитную связь с матерью — гарантом сохранения собственного «Я» у тревожного ребенка (Исаев. 1996). Напротив, дети спокойные (с низкой тревожностью) в трудной для себя ситуации не испытывают потребности в поддержке со стороны и, наверное, поэтому используют стратегию совладания «остаюсь сам по себе, один».

Чувствительные дети тоже прибегают к стратегии «молюсь». Они подвержены влияниям среды, доверчивы, подчиняемы, в связи с чем нуждаются в поддержке со стороны более сильного лица. Интересно, что другие типичные для чувствительных школьников особенности копинг-поведения были характерны также для послушных и осторожных ребят. Это — уход в замещающие занятия («рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь») и потребность просить прощения, говорить правду.

В основе стратегии «прошу прощения, говорю правду» (детского варианта взрослой защиты «исповедь») лежит очищение души посредством признания «греха». Для мягкого, сентиментального и зависимого чувствительного ребенка крайне важно не только признать свой реальный или воображаемый «грех», но также непременно получать его отпущение со стороны значимого человека. Без этого его душевный мир будет пребывать в смятении, его будут переполнять страх, страдание и чувство вины. Послушный ребенок тоже зависит от других детей и взрослых, ждет от них поддержки. Недаром стратегия «обнимаю, прижимаю, глажу» — одна из самых эффективных для такого ребенка. Чтобы чувствовать себя в безопасности, он вынужден демонстрировать преданность окружающим. «Уступать» (просить прощения) и тем самым сохранять к себе положительное отношение со стороны более сильных людей — для него естественно. Интересно, что для обеих групп детей характерна стратегия «кусаю ногти» — аффективный тип реакции с агрессией, направленной на самого себя.

Стратегию «прошу прощения, говорю правду» предпочитают использовать и осторожные ребята. Они рассудительны, серьезны и благоразумны. С их точки зрения, этот способ поведения, по-видимому, является одним из тех, которые позволяют наиболее рационально решить возникающие проблемы. Следует отметить, что чувствительным, послушным и осторожным школьникам стратегия «прощу прощения, говорю правду» действительно помогает эффективно избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства (чего нельзя сказать о стратегии «молюсь»).

Кроме того, прощения просят дети с низким уровнем интеллекта. […]

Из других связей между отклонениями личностных свойств и копинг-стратегиями отметим следующую. Открытым школьникам снять напряжение и избавиться от беспокойства помогают два способа: они стараются забыть неприятность и расслабиться, оставаться спокойными. По-видимому, это обусловлено экстравертированностью детей. Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент времени (экстраверсия), или от его собственных образов, мыслей и переживаний, связанных с прошлым и будущим (интроверсия). […]

Напротив, замкнутый (интровертированный) ребенок долго фиксирует внимание и на сущности неприятной ситуации, и на тех отрицательных эмоциях, которые она порождает. Несмотря на характерные для его защитного репертуара стратегии совладания («плачу, грущу», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пешком»), он очень долго не может забыть о своих проблемах, и поэтому ему не приносит настоящего облегчения ни одна из используемых копинг-стратегий.

Таким образом, в своем защитном поведении дети опираются на те свойства личности, которые для них наиболее характерны. При этом одни личностные качества базируются на врожденных свойствах темперамента (реактивности, чувствительности, активности, экстравесии — интроверсии, эмоциональной возбудимости). Другие — социально обусловлены, сформированы в результате воспитания и обучения ребенка. Независимо от своего происхождения, эти характерные для конкретного ребенка заострения свойств личности являются тем своеобразным «психологическим орудием», которые он использует для своей защиты. Возбудимый — еще больше возбуждается, расслабленный, напротив, еще больше расслабляется. Послушный просит прощения, добросовестный включается в социально-полезную деятельность, а открытый еще больше открывается миру. Обуславливая дизадаптацию в определенных жизненных ситуациях, эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств у детей в то же время служат важным инструментом для снятия у ребенка чувства напряжения и беспокойства, к которому дети прибегают сначала неосознанно, а затем более или менее осознанно. По нашему мнению, такую связь между заострениями свойств личности и предпочитаемыми стратегиями защитного поведения можно проследить и у взрослых людей, хотя, безусловно, их защитный репертуар значительно шире.

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЛИЧНОСТИ

[…] Личностные свойства проявляются не изолированно, а в определенных сочетаниях. Характерные сочетания свойств образуют типы личности человека. У детей они еще только формируются. Однако психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками традиционно базируется на знании их типологии. В этой связи обсудим особенности защитного поведения младших школьников с различными типами личности.

Гармоничный тип

Этот тип, как говорит само название, отличает сбалансированность личностных свойств: открытость, высокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержанность, добросовестность, социальная смелость. Общей по степени предпочтения и эффективности у всех детей гармоничного типа выступает стратегия «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Умение успешно ее использовать — их преимущество по сравнению с ребятами других типов.

Гармоничных школьников I подтипа, интеллектуально одаренных, отличают высокий уровень интеллекта, отсутствие тревожности, общительность, уверенность в себе, сдержанность, доминантность, добросовестность, осторожность, социальная смелость, высокий самоконтроль, расслабленность. Чаще других защитных стратегий они склонны использовать две: «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и «мечтаю, представляю себе что-нибудь». По мнению таких ребят, эти стратегии, наряду со стратегией «смотрю телевизор, слушаю музыку»,— самые для них эффективные. По сравнению с другими детьми, эти школьники реже плачут и грустят, меньше думают о неприятностях, значительно легче произвольно расслабляются и успокаиваются.

Благодаря своей открытости и общительности, они не склонны к концентрации на неприятностях, стараются о них побыстрее забыть. Уравновешенность, спокойствие и расслабленность позволяют им даже в стрессовой ситуации оставаться спокойными. Обладая высоким интеллектом, умея хорошо контролировать себя, будучи добросовестными и нормативными, интеллектуально одаренные дети почти не используют копинг-стратегий, не одобряемых обществом. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно считать доминантность. В определенных жизненных ситуациях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение (стратегию «бью, ломаю, швыряю»). Подобное защитное поведение (по типу аффекта неадекватности) возникает в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной высокой самооценкой, терпят неудачу. […]

Характерные черты гармоничных школьников II подтипа, социально смелых,— открытость, уверенность в себе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. По сравнению с интеллектуально одаренными детьми, у них не столь высок уровень интеллекта, средняя степень уверенности в себе, самоконтроля и уравновешенности и, в то же время, слегка повышенные тревожность и напряженность. По-видимому, в связи с этим они предпочитают использовать не только стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», но и стратегию «обнимаю, прижимаю, глажу», обеспечивающую психологическую поддержку со стороны. Такое защитное поведение большинству из них приносит облегчение.

По сравнению с ребятами других типов, они не склонны преодолевать трудности с помощью дизадаптивных стратегий активного протеста: ломать и швырять вещи, дразнить других людей, «сходить с ума», кричать, драться, а также «говорить сами с собой». В этом проявляется их социальная нормативность и умение общаться с детьми и взрослыми. […]

Итак, в неприятной ситуации гармоничные социально смелые дети могут использовать свой внутренний ресурс — «поговорить и обсудить». Это основано на их умении легко вступать в социальные контакты и непринужденно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями.

Чувствительный тип

Дети этого типа чувствительны, открыты, сдержанны, добросовестны, расслабленны, уверенны в себе, обладают высоким самоконтролем, послушны и осторожны. Сочетание чувствительности, добросовестности, осторожности и послушания — определяющее в структуре их личности. Именно оно лежит в основе предпочтения и эффективного использования чувствительными детьми копинг-стратегии «прошу прощения, говорю правду». Предъявляя высокие моральные требования к окружающим и к самим себе, они очень часто переживают чувство вины за происходящее. Груз реального и воображаемого проступков нежная и мягкая душа чувствительного ребенка не выдерживает, поэтому чем скорее этот грех кто-то с души снимет, тем ему легче.

Помимо стратегии «прошу прощения, говорю правду», чувствительные ребята склонны прибегать к стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», реализующей их высокую потребность в поддержке со стороны. Богатое воображение и эстетические наклонности помогают им справляться с напряжением и дискомфортом через уход в мечту и фантазию (стратегия «мечтаю, представляю»). […] Можно видеть, что чувствительный ребенок ощущает себя в безопасности, если не испытывает чувства вины. Это бывает в том случае, когда рядом с ним находится кто-то более сильный, кто может не только понять и утешить такого ребенка, но и взять на себя ответственность за разрешение его сомнений и переживаний.

Тревожный тип

Кроме высокой тревожности детей этого типа отличают чувствительность, социальная робость, послушание, хороший самоконтроль, добросовестность, осторожность и напряженность. В трудных для себя ситуациях тревожные школьники чаще других копинг-стратегии используют две: «обнимаю, прижимаю, глажу» и «рисую, пишу, читаю».

Повышенная впечатлительность, излишнее волнение, пониженное настроение и постоянное предчувствие угрозы, опасности — главные особенности тревожных ребят. В отличие от гармоничных детей, они достоверно чаще плачут, грустят, просят прощения, говорят правду, думают о неприятном событии, остаются одни или говорят сами с собой. Это может быть следствием их социальной робости и эмоциональной неустойчивости. Чувствуя себя в общении не очень уверенно, они чаще чувствительных детей используют для снятия напряжения такую защитную стратегию, как «кусаю ногти», а отдыхают лучше всего с помощью стратегии «сплю», которая через сновидения помогает им разрядить страх, тревогу и беспокойство. […]

Отметим, что, по сравнению с другими детьми, тревожные ребята эффективно используют замещающую активность (стратегии «рисую, пишу, читаю», «играю», «мечтаю, представляю»). Таким образом, они способны снизить уровень своей тревоги через конкретные физические или умственные действия, которые легко могут организовать взрослые, окружающие таких детей.

Доминирующий тип

Характерные личностные свойства ребенка этого типа — напряженность, тревожность, доминантность, недобросовестность, низкий самоконтроль, возбудимость, высокий уровень интеллекта, склонность к риску. Изо всех копинг-стратегий доминирующие дети чаще всего используют три: «обнимаю, прижимаю, глажу», «стараюсь забыть» и «смотрю телевизор, слушаю музыку». Две последние стратегии помогают им лучше всего.

Напряженность, возбудимость и низкий самоконтроль не позволяют этим школьникам в трудных ситуациях произвольно расслабляться и оставаться спокойными. Снизить уровень внутреннего дискомфорта им частично удается посредством активного использования аффективных способов разрядки с агрессией, направленной вовне (стратегии «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «говорю сам с собой»). Но все эти способы поведения обычно пресекаются обществом. […]

Отметим, что дети доминирующего типа значительно реже, чем социально смелые и тревожные школьники, используют замещение с помощью детского варианта ухода в работу (стратегия «рисую, пишу, читаю»). Наши данные показывают, что они не придают слишком большого значения отметкам, много конфликтуют, шалят. А такая важная с точки зрения взрослых людей стратегия поведения, как «прошу прощения, говорю правду»,— помогает им хуже, чем чувствительным, тревожным и интровертированным ребятам. Уступать (просить прощения) легко послушным и подчиненным, но никак не доминантным и независимым. Таким образом, самой эффективной стратегией защиты, с точки зрения детей этого типа, является уход в приятные отвлекающие занятия, например, в просмотр телепередач или слушание музыки. С их помощью они быстро забывают о своих неприятностях. […]

Интровертированный тип

Детей этого типа отличают замкнутость, неуверенность в себе, возбудимость, недобросовестность, робость, тревожность, низкий самоконтроль и очень высокий уровень внутренней напряженности. Чаще других копинг-стратегий они применяют три: «плачу, грущу», «обнимаю, прижимаю, глажу» и «смотрю телевизор, слушаю музыку». Привычка плакать и грустить, т. е. склонность к отрицательным переживаниям,— их главное отличие от гармоничных детей.

Выделяют два подтипа интровертированных ребят: активный и пассивный. Школьников I подтипа, активных, отличают высокий уровень интеллекта и доминантность. Кроме стратегий, характерных для всех интровертированных детей, они склонны также использовать стратегию «прошу прощения, говорю правду», которая, наряду со стратегией «обнимаю, прижимаю, глажу», им помогает лучше всего.

По сравнению с интеллектуально одаренными школьниками, ребята I подтипа часто грустят и думают о неприятностях. По сравнению с социально смелыми детьми — «сходят с ума», бьют, ломают, швыряют вещи, дразнят других и говорят сами с собой. Склонность к реакциям активного протеста отличает их также от тревожных и чувствительных младших школьников. Именно при сочетании или чередовании пассивного и активного протеста, эмоций горя и гнева у интровертированных активных детей наступает эффективная разрядка. Такой способ совладания со стрессом не характерен для других типов личности.

Отметим, что по ряду личностных свойств (высокий уровень интеллекта, доминантность, недобросовестность) и предпочитаемых копинг-стратегий («бью, ломаю, швыряю», «схожу с ума») интровертированные активные дети похожи на доминирующих ребят. Однако они более замкнуты, застенчивы, не склонны к риску и значительно больше напряжены, тревожны, возбудимы и неуверенны в себе. Поэтому, в отличие от доминирующих детей, интровертированные активные ребята глубже переживают горе в себе: плачут, грустят и молятся Богу. Лучше, чем доминирующим, им помогают снизить напряжение стратегии, в основе которых лежит поиск социальной поддержки: «обнимаю, прижимаю, глажу», «прошу прощения и говорю правду», «ем или пью». Они склонны направлять агрессию не только вовне, но и на себя (стратегия «кусаю ногти»). Можно констатировать, что социально не одобряемые стратегии активного протеста (по типу «бью, ломаю, швыряю») они используют в тот момент, когда никакие другие способы преодоления стресса уже не помогают. Это скорее можно трактовать как срыв высшей нервной деятельности на высоте аффекта, а не как привычный для них способ разрешения неприятной или конфликтной ситуации. […]

Для интровертированных ребят II подтипа, пассивных, высокие значения интеллекта и доминантности не характерны. Помимо стратегии «плачу, грущу», самыми часто используемыми у них оказались стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «говорю сам с собой», «смотрю телевизор, слушаю музыку». В отличие от интровертированных активных ребят, пассивные дети реже используют стратегии «говорю с кем-нибудь», «прошу прощения и говорю правду», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде».

Избегание социальных контактов и физического напряжения — их существенное отличие и от всех других младших школьников.

Для интровертированных пассивных ребят тоже характерно сочетание горя и гнева в отреагировании. Так, по сравнению с социально смелыми ребятами, они значительно чаще «сходят с ума», бьют, ломают и швыряют вещи, говорят сами с собой и реже — спят или говорят с кем-нибудь. Однако лучше всего они справляются с внутренним напряжением, когда остаются одни и уходят в мечту, фантазию.

У всех ребят интровертированного типа контроль за окружающей действительностью снижен в силу замкнутости и социальной робости. Они живут в собственном внутреннем мире, придавая большое значение своим чувствам, мыслям и образам. Реакции таких детей больше зависят от их настроения, переживаний и сомнений, а не от внешних впечатлений, возникающих в данный момент времени. Поэтому им трудно отвлечься от отрицательных эмоций, быстро забыть о них и успокоиться. Именно с этим, по-видимому, связана высокая частота использования интровертированными детьми стратегии «плачу, грущу». При этом можно проследить существенное отличие между копинг-поведением детей активного и пассивного подтипов. Активные дети, в силу высокого интеллекта и характерной для них направленности на познавательную деятельность, посредством интеллектуальной активности могут реализовать присущую им потребность в самоутверждении. Несмотря на свою застенчивость и социальную робость, они способны также осуществлять поиск социальной поддержки и взаимодействовать с теми, кто разделяет их интересы, может понять, защитить и утешить.

В отличие от этого, интровертированные пассивные дети склонны к уходу в себя, к избеганию социальных контактов и физического напряжения. Характерная для них реакция ухода, как правило, сопровождается страхами, депрессивным фоном настроения, расстройствами сна, повышенной утомляемостью (Александровская, 1993). В неприятных для себя жизненных ситуациях эти учащиеся с высокой частотой предпочитают использовать всего четыре из одиннадцати стратегий совладания со стрессом. Однако ни одна из этих стратегий не позволяет им эффективно снизить внутреннее напряжение и беспокойство. Можно констатировать, что стрессоустойчивость у этих ребят — самая низкая. Их можно рассматривать как «группу риска» возможной психической и социальной дизадаптации, которая, в связи с этим, нуждается в постоянном психологическом сопровождении.

Инфантильный тип

Детей такого типа характеризуют замкнутость, низкий уровень интеллекта, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, напряженность. Выделяют два подтипа инфантильных детей: моторно-расторможенные и апатичные.

Ребят подтипа, моторно-расторможенных, помимо общих для всех инфантильных ребят особенностей, отличает легкая возбудимость. Чаще других стратегий совладания они используют две: «обнимаю, прижимаю, глажу» и «смотрю телевизор, слушаю музыку». Лучше всего им помогают справиться с напряжением стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу» и «сплю».

Инфантильные моторно-расторможенные дети чаще, чем интеллектуально одаренные, плачут. Чаще, чем социально смелые,— дерутся и дразнят других, «сходят с ума» и реже — говорят с другим человеком. Указанные дизадаптивные стратегии им помогают больше, чем другим младшим школьникам. По рисунку поведения в конфликтной ситуации эти ребята похожи на доминирующих. Разница заключается в том, что инфантильные моторно расторможенные дети направляют агрессию на людей (которые, возможно, их унижали), а доминирующие дети — на неодушевленные предметы.

Апатичных детей (II подтип), помимо общих для инфантильного типа свойств личности, характеризуют сдержанность, чувствительность и высокая тревожность. Чаще других копинг-стратегий они используют пять: «играю», «мечтаю», «смотрю телевизор», «думаю об этом» и «стараюсь расслабиться». Последняя стратегия помогает им лучше всего. В отличие от гармоничных школьников, апатичные больше думают о неприятностях. В отличие от социально смелых — больше мечтают, играют, смотрят телевизор и говорят сами с собой. Стратегия «говорю сам с собой», а также стратегии «гуляю вокруг дома или по улице», «воплю и кричу» помогают им больше, чем социально смелым школьникам.

Основные отличия апатичных детей от моторно-расторможенных — сдержанность и чувствительность. По спектру копинг-стратегий апатичные оказались более социально адаптированными. Они чаще, чем моторно-расторможенные, используют стратегии «мечтаю», «играю», «говорю правду» и «смотрю телевизор». Им больше помогает, когда они расслабляются, мечтают, думают о неприятностях или гуляют, бегают, катаются на велосипеде, т. е. ведут себя так, «как и подобает вести себя детям».

Представленные нами экспериментальные данные описывают широкий спектр осознанных защитных стратегий совладания, которые используют младшие школьники с различными типами личности для того, чтобы снизить уровень внутреннего напряжения, справиться с тревогой и беспокойством в трудных и неприятных жизненных ситуациях. Выявленные нами особенности копинг-поведения, характерные для определенных типов личности, позволяют не только констатировать наличие индивидуальных различий детской защиты, но и объяснить их внутренние механизмы, прогнозировать вероятность формирования того или иного вида защитного поведения у конкретного ребенка. Эти результаты могут быть использованы в практике работы психолога с детьми: в процессе психологического сопровождения, оказания психологической помощи, при консультировании, коррекции, психотерапии. […]

ОПРОСНИК КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (И.М.Никольская, Р.М.Грановская. Психологическая защита у детей. СПб., Речь, 2000. С. 490 — 491.)

Фамилия, ______________________________________________________

Имя ___________________________ возраст_________________________

Класс________ школа____________дата ____________________________

Инструкция

1. Подумай о том, что ты делаешь, когда чувствуешь напряжение или беспокоишься о чем-то. Обычно это бывает, когда случаются неприятные события.

2. Отметь крестиком в I столбце те копинг-стратегии (способы поведения), которые ты чаще всего используешь в трудных и неприятных для себя ситуациях.

 

Способы поведения

I

II

Остаюсь сам по себе, один

Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев

Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого,

любимую вещь или глажу животное

(собаку, кошку и пр.)

Плачу и грущу

Мечтаю, представляю себе что-нибудь

Делаю что-то подобное

Гуляю вокруг дома или по улице

Рисую, пишу или читаю что-нибудь

Ем или пью

Борюсь или дерусь с кем-нибудь

Схожу с ума

Бью, ломаю или швыряю вещи

Дразню кого-нибудь

Играю во что-нибудь

Бегаю или хожу пешком

Молюсь

Прошу прощения или говорю правду

Сплю

Говорю сам с собой

Говорю с кем-нибудь

Думаю об этом

Стараюсь забыть

Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным

Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

Смотрю телевизор, слушаю музыку

Воплю и кричу

 

 

 

 

 

 

3. Теперь прочти этот список еще раз и во II столбце отметь крестиком те способы, которые тебе обычно помогают справиться с напряжением и беспокойством.

4. Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

5. Нарисуй на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую ты вспомнил.

Литература

  1. Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М., 1993.
  2. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1998.
Контрольные вопросы

  1. В каких случаях необходимо исследовать формы защитного поведения у детей?
  2. Охарактеризуйте основные способы совладающего поведения у младших школьников с точки зрения их психологической эффективности.
  3. Какова связь личностных особенностей детей и предпочитаемых ими копинг-стратегий?
  4. Опишите особенности проведения и интерпретации опросника копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста?