Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка | Обучение и развитие детей

Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка

На главную Работа с родителями Приемная семья Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка
Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка
Работа с родителями — Приемная семья
Е.В. Серова

Замещающая семья: факторы, влияющие на психологическое здоровье, и предпосылки для возникновения страхов у приемного ребенка

Современная гуманитарная академия (Пенза).

Воспитание в детском доме как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако, как показала практика, значительный процент детей, воспитывающихся в учреждениях, подвержен влиянию деструктивных тенденций и склонен к появлению социально-психологической дизадаптации. Воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью. Международный опыт показал, что лучшая альтернатива детскому дому – это замещающая семья. В настоящее время провозглашен курс на расформирование детских домов расформировываются, передачу детей в семьи [2].

Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время существует три вида замещающей заботы: институциональное воспитание, замещающая семья и профессиональная замещающая семья. Институциональным воспитанием считается воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в детских домах семейного типа. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы, три из которых считаются профессиональными. Непрофессиональной формой является опека, так как опекуны являются законными представителями ребенка и получают деньги на его содержание. К профессиональным замещающим семьям относятся следующие три разные формы: приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа. Одной из основных целей интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной приемной семье является компенсация нарушений развития. Подобная цель достигается только при наличии в семье определенных условий.

С точки зрения психологии, главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни [4].

Рекомендовать для воспитания покинутых или осиротевших детей можно тех людей, которые обладают следующими качествами:

1.Принимают ребенка в свою семью по причинам, не противоречащим главной цели усыновления: максимальной пользы для общефизического развития и формирования личности ребенка.

2.Находятся в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка с точки зрения естественной возрастной разницы между родителями и детьми.

3.Считаются физически и психически здоровыми людьми, а домашние условия, в которые они принимают ребенка, являются гарантией его здорового развития.

4.Предоставляют достаточно убедительную гарантию в постоянстве семейных отношений, сложившихся в то время, когда в семью принимается ребенок.

5.Проявляют такие личностные качества и способности, которые реально обеспечивают общее развитие ребенка, его оптимальное включение в жизнь и деятельность общества [1].

И казалось бы, польза от передачи ребенка в замещающую семью очевидна. Но так бывает не всегда. Существует ряд неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности приемного ребенка, но и нанести урон его психическому здоровью. И в этом случае дети часто остаются «наедине» со своими чувствами, переживаниями и страхами.

К таким факторам, во-первых, относятся мотивы принятия ребенка в семью приемными родителями. Как показывает практика, некоторые мотивы приемными родителями не озвучиваются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает — с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. Что это за мотивы? Желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма. Некоторые мотивы могут быть продиктованы личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания). Попытка решить такие проблемы принятием ребенка в семью изначально обречена на неуспех, так как проблема кроется в личности приемного родителя или его внутрисемейных отношениях. В тех случаях, когда мотив не осознается, человеку кажется, что он просто хочет ребенка, и как только он появится, все наладится. Ребенок появляется, но почему-то вызывает раздражение. Раздражение, опять-таки, связывают не с тем, что подсознательные ожидания от своего шага не оправдались, а с тем, что ребенок «плохой». Рассмотрим некоторые негативные мотивы.

Семьи, не имеющие детей, очень часто прибегают к созданию приемной семьи, с тем чтобы присмотреться к ребенку, пожить какое-то время вместе, а затем принять решение об усыновлении. В обществе широко распространено мнение о «дурной наследственности» и «неблагодарности» приемных детей, что и является причиной такого «пробного брака». У родителей изначально есть сомнения в том, что ребенок «хороший», они не уверены в своих воспитательных возможностях и своей способности любить. Мотив создания приемной семьи в этих случаях направлен на собственные интересы, но никак не на интересы ребенка. И если приемные родители разочаруются в ребенке, то они могут отдать его обратно. Возвращение ребенка из семьи в интернатное учреждение всегда травматично для ребенка и формирует позицию «Я – плохой. Вы – плохие». При этом у ребенка страдает психоэмоциональная сфера, могут сформироваться неуверенность, тревожность и страхи.

Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя», подготовить ребенка к жизни — естественное желание каждого родителя и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребенок, и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны — и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Мотив «обретения смысла жизни» подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено разными причинами. Как острым горем, ситуативным стрессом, нарушенными отношениями в семье, так и плохо сформированными коммуникативными навыками или одиночеством, за которыми иногда стоят личностные нарушения. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.

«Страх одинокой старости» изначально предполагает договорные отношения «ты – мне, я — тебе». Интимность, теплота, взаимное доверие в таких отношениях отсутствуют, а значит, создание приемной семьи вряд ли будет успешным. Желание ухаживать за родителями хорошо, если оно продиктовано любовью и благодарностью к ним, а не отработкой своего долга.

Нередко к созданию приемной семьи прибегают семьи, дети которых умерли. Находясь в состоянии острого горя, родители совершают действия, призванные уменьшить боль от потери. Решение принимается импульсивно, без взвешивания своих возможностей, как мера «скорой помощи». В этом состоянии родители нуждаются в понимании и поддержке и поэтому не способны оказать ее приемному ребенку, испытывающему трудности адаптации в новых для него условиях. Практически всегда родители, потерявшие ребенка, испытывают чувство вины за произошедшее. Неосознанно они пытаются исправить ситуацию, применительно к приемному ребенку. Бессознательное ожидание от приемного ребенка, что он заменит умершего, часто формирует у него патологические черты характера. Практика показывает, что создание приемной семьи, произведенное в момент не прожитого горя, заканчивается отчуждением между ребенком и приемными родителями. Усыновление семьей, потерявшей своего ребенка, возможно, если она прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка.

Что касается мотивов — сохранения семьи, избавления от чувства неполноценности, получения признания за благородный поступок, «лечения от алкоголизма» супруга, самоутверждения, то следует знать, что ожидания, стоящие за ними, никогда не оправдаются. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему скорее принесут ему вред, чем помогут. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.

Достаточно распространенным мотивом создания приемной семьи является желание семьи иметь оплачиваемую работу. Обычно им руководствуются граждане, проживающие в сельской местности, где затруднительно найти работу. Если желание зарабатывать деньги за воспитание детей на дому не подкреплено любовью к детям, пониманием их потребностей и проблем, то прогноз жизнедеятельности такой семьи неблагополучный. Через какое-то время приемные родители сознают, что воспитание ребенка — чересчур тяжелый труд, который не окупается зарплатой.

Еще одну категорию граждан, желающих создать приемную семью, представляют женщины после 45-50 лет, уже вырастившие своих детей. Чувствуя себя, с одной стороны, полными сил, а другой — несколько обиженными невниманием своих детей, не впускающими их в свою жизнь, они считают, что оптимальным выходом из ситуации является воспитание приемного ребенка. Взявшись за дело с похвальным рвением, женщины быстро устают, поскольку стремятся к образцовым отношениям, коих не достигли со своими детьми. И чувствуют себя обманутыми, потому что и приемный ребенок «не желает» быть таким, каким он должен быть, по мнению приемной мамы.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Руководствуются они желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет осуществлять за ним уход.

Еще одним мотивом создания приемной семьи выступает желание женщин «отработать грех за сделанные аборты». То есть, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним [8].

Некоторые семьи, желающие взять на воспитание ребенка, судят о нем по его внешним данным, не принимая во внимание его предыдущие переживания. Приемные родители до момента появления в их семье ребенка часто фантазируют, формируют свои ожидания и нормы поведения, которые характерны для них в связи с предстоящим усыновлением. Глубокий конфликт между их фантазиями, ожиданиями и поведением и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка, осложняет установление тесного эмоционального контакта между ребенком и приемными родителями и может приводить к отвержению ребенка. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в семейную систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает [4].

При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности. Дети переносят на приемных родителей обиды, накопившиеся на биологических родителей, по тем или иным причинам оставивших их. Они бывают в силу своего прежнего воспитания и опыта проживания в асоциальной среде склонны к агрессии, лжи, воровству и различным девиациям. Приемные родители испытывают чувство вины, так как их чувства к приемным детям, по крайней мере, на первых порах очень амбивалентны. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье [4].

Многие замещающие семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок отличается от родительского. Он не имеет позитивного опыта проживания в семье. Наблюдается социокультурная депривация. У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.

В семье, взявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно происходит изменение имеющегося равновесия (или так называемого социального гомеостаза семьи). Ребенок включается в семейную систему замещающих родителей, имея при этом биологических родителей или родственников. В замещающую семью ребенок входит со своим социальным опытом, который, как правило, не соответствует нормам замещающей семьи. Ребенок в замещающей семье должен пройти процесс интеграции. Кризисы в этой форме семьи сравнимы с проблемами нового семейного организма. Примерно в 17,5% случаев адаптация детей в таких семьях проходит болезненно [3].

Особые черты, характеризующие семьи с приемными детьми в отличие от обычных семей, касаются специфики взаимоотношений в семье и особенностей воспитания приемных детей. А.С. Спиваковская, исследовавшая особенности родительских позиций в приемных семьях, отмечает наряду с общими характеристиками неадекватности, ригидности и непрогностичности некоторую специфику в конкретном проявлении этих неблагоприятных качеств. Например, неадекватность родительской позиции в сфере социально-перцептивных особенностей выражена особенно ярко. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляет», делает неточным, недифференцируемым, грубо оценочным в основном постоянно сопровождающий родителей страх, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность. Находясь под постоянным давлением особого комплекса страха, родители начинают фиксировать любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, которые вполне могут быть объяснены естественным ходом взросления ребенка, закономерным возрастным кризисом. Образ ребенка окрашивается в представлении родителей в мрачные тона, начинает обосновываться как проявление болезни, а его будущее выступает в красках пессимистического предвидения всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. «Я» ребенка наполняется бессознательно для родителей в основном негативными качествами, а достоинства ребенка преуменьшаются [7].

Кроме этого, рядом авторов выделяются различные страхи и опасения замещающих родителей, что в свою очередь накладывает отпечаток и на детей [5]. Вот некоторые из тревог и опасений замещающих родителей: приемный ребенок окажет негативное воздействие на родных детей и жизнь семьи в целом; поведение кровных родителей ребенка; воздействие на взаимоотношения в приемной семье; отношение к семье со стороны ближайшего окружения (соседей, друзей и т. д.); как сложатся отношения между детьми (приемными и родными); недостаток понимания со стороны приемных детей; недостаток отдыха; недостаток помощи специалистов; ощущение беспокойства в отношении будущего приемного ребенка; непонимание и неприятие семьи со стороны других людей; сексуализированное поведение ребенка; ребенок не в состоянии налаживать какие-либо взаимоотношения; невозможность продолжать отношения с ребенком, если он возвращается в родную семью; обвинения родителей (кровных, приемных) детьми; страх не справиться с ребенком; отказ от ребенка; воздействие ситуации на родных детей; конфликты, ссоры между детьми — родными и приемными; как общаться с родной семьей приемного ребенка; как строить взаимоотношения с ребенком с задержкой развития; как помогать ребенку, если он лжет, грубит, агрессивен; нарушение ребенком личного пространства взрослых; ребенок, убегающий из дома; ребенок, ворующий; агрессия со стороны родственников приемного ребенка; как защититься от взрослого приемного ребенка, который, несмотря на все усилия семьи, вырос агрессивным [5].

Главными источниками психологических проблем взаимодействия приемных детей и родителей являются: отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье; степень принятия ребенка; дизадаптивная атмосфера в семье; приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителей; смысловой барьер, когда родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его поступков, приписывают ему несуществующие мотивы и неправильно оценивают поведение ребенка; ограничение активности и самостоятельности ребенка; эмоциональная холодность; проблема положения ребенка в приемной семье; отсутствие опыта взаимодействия; отсутствие специальных «традиций» у самого ребенка; наказание за проступок [6].

Наиболее частыми ошибочными действиями замещающих родителей являются [5]:

1.Создание и поддержание образа ребенка, который в реальной действительности ему не соответствует. Это рождает у замещающих родителей чувство постоянной неудовлетворенности, раздражительности, приводит к необоснованным придиркам, неадекватным оценкам детских действий и шалостей. Все это способствует росту напряженности в отношениях, провоцирует столкновения, протестные реакции, демонстративное самоутверждение приемных детей.

2.Ребенок требует значительных усилий по уходу за собой. Затраты времени на воспитание приемного сына или дочери превосходят те, на которые первоначальнорассчитывализамещающиеродители.Постепенно накапливающаяся усталость, ухудшение взаимоотношений с супругом, родственниками и друзьями прямо или косвенно сказываются на характере требований, которые предъявляются к принятому ребенку. Окрики, претензии, ограничения, обвинения в неблагодарности — все это делает гнетущей семейную атмосферу, подталкивая приемных детей к неадекватной форме психологической защиты.

3.Ребенок по мере взросления приносит в дом все новые и новые проблемы: болезни, неудачи адаптации в дошкольном учреждении или школе, плохое общественное поведение, непослушание в замещающей семье на фоне усиливающегося страха перед осуждением его действий и семьи окружающими. Замещающим родителям кажется, что приемный ребенок портит их общественный имидж, снижает их авторитет, мешает их продвижению по ступенькам карьеры. Они начинают предъявлять категоричные требования к ребенку. В пылу гнева не разводят личность и поступок приемных детей, демонстрируют свое гипертрофированное переживание стыда, отчаяния, все более и более формируя у детей комплекс вины. Приемный ребенок стремится понять причины и, естественно, ищет их у других. Он готов к тому, чтобы легкий намек на отсутствие между ним и взрослыми биологической связи использовать для объяснения натянутости в отношениях. Это еще более усугубляет ситуацию.

4.Из-за ребенка стали возникать конфликты между самими замещающими родителями, особенно если один из них был против принятия нового члена в семью. Взаимные упреки, перерастающие в ссоры, волнуют приемного ребенка, формируют у него ощущение ненужности со всеми вытекающими отсюда по

следствиями.

5.Разногласия между замещающими родителями относительно содержания, форм и методов воспитания. Оказавшись между двумя стратегиями воспитания, приемный ребенок чаще всего теряет основные ориентиры поведения. В результате этого все прежние достижения быстро нивелируются, а отрицательные проявления угрожающе распространяются.

Эти ошибки свидетельствуют о том, что нередко принятие ребенка в семью происходит неосознанно.

В заключении можно отметить, что только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие. В настоящее время все большее число специалистов склоняется к передаче детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. Но на этом помощь ребенку не заканчивается, очень важно помочь ему адаптироваться в новой семье.

ЛИТЕРАТУРА

1.Воспитание детей в неполной семье / под общ. Ред. Ершовой Н.М. — М., 1980. – 208 с.

2.Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007. – 352 с.

3.Гусарова Г.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области // Народное образование. – 2001, № 7. -С. 182-184.

4.Диагностика и консультирование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: методическое пособие. Под редакцией Савицкой Б.М. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. — 302 с.

5.Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья. Методическое пособие. – Москва–Кострома, 2005. – 95 с.

6.Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии.- 2000, № 3. — С. 56-67.

7.Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991. – С. 171-193.

8.Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические осо

бенности детей, лишенных родительского попечительства.- Минск: 1999. -185 с.

Источник: Вопросы психического здоровья детей и подростков — 2012 (12), № 1.