Я и мои права (для начальной школы) | Обучение и развитие детей

Я и мои права (для начальной школы)

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционные игры Я и мои права (для начальной школы)
Я и мои права (для начальной школы)
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционные игры
Ведущий. Что такое право? Обычно мы вспоминаем о нем, когда хочется кому-то пожаловаться, попросить защиты. И время, увы, сейчас такое, когда некоторым детям приходится несладко: нехватка средств на жизнь в семье заставляет многих из них подрабатывать (мойка машин, продажа газет и другая работа).

А у ребят, оказывается, как и у взрослых, есть свои права. Весь взрослый мир, представленный ООН, договорился охранять и беречь вашу жизнь, помогая вам расти и взрослеть. Сегодня мы решили познакомить вас с правами, изложенными в «Конвенции о правах ребенка».

Появляются дядя Федор и кот Матроскин.

Кот М: Ах, боже мой! Поди тут разберись «Конвенция о правах ребенка». Почему право, а не лево? И, потом, что такое Конвенция? Можно ли ее пить или есть? И кто такие эти Объединенные Нации? Вопрос за вопросом.

Дядя Ф: Глупый ты, Матроскин. Ведь вопрос – это единственное средство получить ответ. Конвенция это соглашение. А конвенция о правах ребенка – это соглашение о том, какие права имеет ребенок. Но об этом сами дети часто ничего не знают.

Кот М: Неправда, я уверен, что дети знают права. Вот, например, сколько будет 2 умножить на 3? (Ребята отвечают). 3 умножить на 3? Правильно. Видишь, дядя Федор, они правы, что и требовалось доказать.

Ведущий: Ребята, а как вы считаете, что такое право?

Давайте поможем Матроскину в этом разобраться. (Ребята отвечают). Правильно. Право есть на самом деле нечто такое, что тебе положено, и то, что никто не может и не имеет права у ребенка отнять. На земле существует много стран и государств. Есть богатые и бедные страны, хорошие и плохие правительства. Все они объединились в ООН. Однажды, поговорив  о детях Земли, о их бедах и трудностях, они приняли Конвенцию о правах ребенка – документ очень важный для всех детей. При этом речь идет о том, чтобы дать детям всей Земли одинаковые права.

Кот М: А почему права детей бывают у всех детей одинаковые? Ведь дети разные. Это мальчики и девочки, по-разному выглядят, у каждого свой родной язык и еще много-много различий.

Дядя Ф: Все это не имеет никакого значения. Ведь в Конвенции четко сказано, на кого распространяются эти права: «На всех, которые по законам своей страны не являются взрослыми». Это относится как к маленьким детям, так и к подросткам, как к мальчикам, так и к девочкам.

Ведущий: А теперь давайте поговорим конкретно о наших правах. Главное право каждого человека – право на жизнь. Поэтому правительство обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям еду и питье, крышу над головой, безопасную жизнь и здоровье.

Следующее право: никто и никогда не имеет право оскорблять и мучить ребенка. Каждый ребенок имеет право сам решать, к какой религии он будет принадлежать, выражать свое собственное мнение, действовать, исходя из побуждений совести. Есть в Конвенции право, касающееся ваших пап и мам. Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Вы все ходите в школу. Ведь все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми и воспитанными. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, и государство должно следить, чтобы дети непременно посещали школу.

Ребята, вы все такие разные. Оказывается, ребенок не обязан быть «как все». Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет право переделывать его. Если ребенок особенный – пусть таким и остается.

Все вы любите побегать, попрыгать, одним словом отдохнуть, и имеете на это право. Ведь детские игры – это не пустяки, раз о них говорится в таком важном документе. Правительство представляет каждому ребенку право на досуг и отдых, и в это время дети могут заниматься тем, к чему их тянет.

Ведущий: Мы рассмотрели с вами несколько статей Конвенции, а их всего 54. Конвенция предоставляет ребенку большие гражданские права, и все люди мира вложили в нее свою доброту, мудрость и любовь к детям.

Дядя Ф: Но дети должны не только пользоваться правами, у них есть и обязанности. Конвенция дает право бесплатно учиться. Но никто не дает вам право пропускать уроки, грубить старшим, обижать младших. Давайте теперь порассуждаем: какие еще есть обязанности у детей?

В конце путешествия проводится викторина:

  1. В какой книжке живет Буратино и какое право Конвенции он нарушил?
  2. Кого увезла Снежная Королева? А может она хотела мальчику добра?
  3. В какой сказке происходит превращение жалкого утенка в прекрасного лебедя? Как относились к нему жители постоялого двора, и в чем была их ошибка?
  4. Героиню какой сказки злая мачеха не пускала на бал? Какое право бедной девушки она нарушает?
  5. В какой сказке Ш.Перро 16-летняя принцесса укололась веретеном? За что злая колдунья решила ее наказать? И что произошло дальше?
Материал разработан Н.М. Цуркан, социальным педагогом Браславской школы-гимназии №1