Выявление причин затруднений у первоклассников при обучении в общеобразовательной школе | Обучение и развитие детей

Выявление причин затруднений у первоклассников при обучении в общеобразовательной школе

На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Выявление причин затруднений у первоклассников при обучении в общеобразовательной школе
Выявление причин затруднений у первоклассников при обучении в общеобразовательной школе
Младший школьный возраст — Адаптация к школе
А. А. Сокинина

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ЗАТРУДНЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблема общей школьной успеваемости и предпосылок научения у детей в современной образовательной и психологической практике является очень значимой. Актуальность данной проблемы связана в первую очередь с подменой понятия «психическая готовность к обучению» понятием «овладение учебными ЗУНами». Практически каждый младший школьник приходит в школу, имея элементарные знания в письме, чтении и счете. При этом возникает вопрос: почему через небольшой временной отрезок у ребенка возникает ряд не только поведенческих, эмоциональных и социальных проблем, но и нарушений?

В первую очередь это связано с игнорированием возрастного психического развития детей в пользу овладения ими конкретными «школьными» знаниями. Данная проблема осложняется ее несвоевременной диагностичностью. В результате мы имеем дело не только с отставанием или отклонением в познавательном развитии детей, но и с рядом эмоциональных и поведенческих нарушений. Исходя из выше сказанного, цель нашего исследования состояла в ранней диагностике особенностей познавательного развития младших школьников.

Исследование проводилось с 2011 по 2013 г. на базе МБОУ СОШ № 129 г. Н. Новгорода и состояло из двух этапов. В исследовании приняло участие 222 учащихся 1-х классов в возрасте 7–8 лет. Первый этап – диагностика познавательной и психофизиологической готовности детей к учебной деятельности, осуществляемая в малых группах. Цель этапа – выявление группы школьников, имеющих негативные особенности в познавательном развитии, влекущие за собой трудности в обучении. Второй этап – диагностика особенностей познавательного развития детей, выделенных в «группу риска» на первом этапе, осуществляемая индивидуально. На первом этапе исследования использовался комплекс методик под редакцией Г.Ф. Кумариной.

На втором этапе исследования диагностировались такие психические познавательные процессы, как память, мышление, внимание, воображение у детей «группы риска». Важной особенностью развития данных процессов служил уровень сформированности их произвольности (Л.С. Выготский). На данном этапе использовались следующие методики: заучивание 10 слов, корректурная проба (буквенный вариант), классификация предметов, исключение предметов, установление последовательности событий, сочинение истории или сказки. Из полученных результатов следует, что 20 % обучающихся (45 человек) из общего числа испытуемых демонстрируют познавательную и психофизиологическую неготовность к учебной деятельности. Данные результаты подкреплялись социально-педагогическими сведениями о наличии проблем различного характера (эмоционально-волевого, поведенческого, познавательного) у этих детей.

Далее была проведена индивидуальная психодиагностика для уточнения психологического диагноза обучающихся «группы риска». Мы обнаружили, что лишь 6 % детей (14 человек из 45) имеют стойкие нарушения в познавательном развитии, выражающиеся в недостаточном или своеобразном развитии психических познавательных процессов. Снижение уровня познавательного развития сочеталось у данных детей с недоразвитием специфического вида деятельности, затруднением ориентировки в окружающем мире, хаотичностью действий и мыслей, дефектами речи, генерализованной тревожностью, отсутствием произвольного поведения и т. д. Следует отметить, что данные психологического обследования детей «группы риска» подкреплялись педагогическими сведениями о негативных особенностях протекания учебной деятельности этих обучающихся.

Таким образом, нами было выявлено две группы детей, испытывающих трудности в обучении, но имеющих различную этиологию данных затруднений. У первой группы детей (31 человек) наблюдались дозированные пробелы в познавательном развитии, которые были вызваны несоответствием возрастных особенностей предъявляемым требованиям. Следует отметить, что проблемы этих детей носили возрастной характер и поддавались коррекции. У второй группы детей – «группа риска» (14 человек) – трудности в обучении были вызваны стойкими психологистическими симптомами задержки психического развития. Для уточнения диагноза и определения дальнейших особенностей обучения детей «группы риска» было организовано их обследование у детского врача-психиатра. В результате 6 % обучающихся были поставлены диагнозы в диапазоне F.70–F.80, которые заключаются в умственной отсталости и расстройствах психологического развития.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с.