Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении | Обучение и развитие детей

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматриваться как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Выявление социально опасного положения ребёнка есть результат межведомственного взаимодействия специалистов государственных учреждений и организаций:

 

-комиссия по делам несовершеннолетних;

-органы опеки и попечительства;

-управления (отделы образования);

-учреждения образования;

-управления по труду и социальной защите;

-учреждения социального обслуживания населения;

-управления и отделы здравоохранения;

-учреждения здравоохранения;

-органы внутренних дел;

-организации жилищно-коммунального хозяйства;

-отделы записи актов гражданского состояния.

Безусловно, ведущую роль в выявлении и организации работы с этой категорией детей выполняют органы и учреждения образования. Учреждений образования организуют системную работу по раннему выявлению неблагополучия детей с использованием основных критерий и показателей социально опасного положения несовершеннолетних и на основании:

§изучения условий жизни и воспитания детей в семье;

§анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образований;

§анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

§внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;

§учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;

§учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

§систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

В большинстве случаев основной причиной социально опасного положения ребёнка является семейное неблагополучие. Своевременное выявление проблем семьи и оказание её психолого-педагогической помощи является важным направлением профилактической работы.

Для определения семейного неблагополучия используются показатели, приведенные в приложении 1 к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

Показатели неблагополучия семьи.

1.Социально-экономические:

— длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

— длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;

— расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

— отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

— необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

— задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

— частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.Медико-санитарные:

— антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

— отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

— алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

— неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

— несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

— противоречивые, путаные объяснения родителей относительно при-чин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3.Социально-демографические:

— родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

— устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

— выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

— родители или один из них посещает деструктивную секту;

— родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4.Психолого-педагогические:

— полное равнодушие родителей и отсутствие, заботы и внимания к ребенку;

— непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

— систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

— насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

— устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

— повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5.Криминально-аморальные:

— постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

— нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

— аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.);

— вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

— проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

— наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

— попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

— оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

— вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

В неблагополучных семьях нередки случае насилия и жестокого обращения с детьми. В большинстве случаев дети скрывают от других людей то, что с ними произошло. Ребёнок испытывает обиду и боль, преобладает тревога и неуверенность, он становится замкнутым и необщительным со сверстниками и взрослыми людьми. Родители так же скрывают жестокое отношение к ребёнку. Существует проблема выявления насилия и жестокого обращения с ребёнком.

Возрастные особенности психического состояния и поведения ребёнка позволяют заподозрить жестокость и насилие, предложенные Н.Ю.Синюгиной:

Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. — редкая улыбка.

Возраст 6 мес.-1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении — от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

-болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п. [Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина. – М., 2001.].

Предположить о наличии насилия и жестокости по отношению к ребёнку можно по его внешнему виду и поведению его родителей. Изучение специалистов различных областей знаний (юристов, психологов, социологов и др.) позволило выявить наличие факторов, провоцирующих жестокость в детско-родительских отношениях. К данным факторам можно отнести статус семьи, психологические особенности родителей и детей (приложение 2).

Методы выявления жестокого обращения с ребёнком могут быть разнообразными и должны дополнять друг друга. Наиболее распространённым является метод наблюдения за поведением ребёнка и его родителей. Приведённые выше психологические особенности детей, подвергшиеся насилию, и особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение с ребёнком, могут быть положены в основание разработки критериев и показателей стандартизированного наблюдения. Наблюдение за ребёнком и семьёй позволят получить первичную информацию и сделать предположение о наличии, или отсутствии насилия в семье, которое в дальнейшем будет подтверждено другими методами исследования.

Большое значение имеет первичное посещение семьи и беседа с родителями. В ходе беседы целесообразно определить уровень эмоциональной поддержки и автономии членов семьи, особенности стиля воспитания, норм и правил семьи.

Информация о семье и ребёнке может поступать из различных источников. О семье и положении ребёнка в ней можно узнать от соседей, родственников, сверстников и друзей ребёнка. Получить информацию о семье можно из жилищно-коммунальных служб (наличие задолженности за квартиру), сельского совета, учреждений здравоохранения и др. Данный метод сбора информации называется методом независимых оценок. Чем разнообразнее источники информации, тем более полные и точные сведения можно получить о семье.

Диагностическим инструментарием исследования семьи могут быть анкеты, опросники, специальные тесты. Н.Ю.Синюгина [Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина. – М., 2001.] для исследования проявлений жестокости в детско-родительских отношениях предлагает использовать опросники для ребёнка и родителей.

Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать:

а) оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

б) продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

В случаях, когда дальнейшее нахождение ребенка в семье опасно для его жизни и здоровья либо когда существует риск лишения родителей родительских прав по иным причинам, дети признаются нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядительного органа или комиссии по делам несовершеннолетних. Одновременно утверждается межведомственный план защиты их прав и законных интересов. Это позволяет не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.