Выступление министра на II Международном конгрессе о социально-психологической службе в республике Беларусь | Обучение и развитие детей

Выступление министра на II Международном конгрессе о социально-психологической службе в республике Беларусь

На главную Документация школьного психолога Доклады о психологической службе Выступление министра на II Международном конгрессе о социально-психологической службе в республике Беларусь
Выступление министра на II Международном конгрессе о социально-психологической службе в республике Беларусь
Документация школьного психолога — Доклады о психологической службе
Выступление Министра

Уважаемые участники II Международного конгресса!

Сегодняшний форум – это знаменательная дата в науке и практике. Мы прекрасно понимаем, что интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Но главное условие такого развития – наличие здоровья у подрастающего поколения, в том числе и социально-психологического.

Вот уже полтора десятилетия с целью обеспечения социально-психологического здоровья детей, учащихся и молодежи в учреждениях образования активно развивается социально-психологическая служба.

В этой службе сейчас работают более 7 тысяч педагогов-психологов и социальных педагогов. Данный конгресс, мы надеемся, даст новый толчок для развития научного и организационно-методического потенциала социально-психологической службы.

Как вы знаете, наша школа переходит на 12-летнее образование, делается многое, чтобы разгрузить учащихся. В связи с этим начался переход на пятидневную учебную неделю. В вопросах реформирования школы, творческого развития учащихся значительное место занимают психологи. На них возложен целый ряд задач: это и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, и участие в разработке современных технологий образования, и научно-методическое обеспечение мониторинга качества обучения и воспитания, формирование психологической культуры молодежи, ее мировоззрения, гражданственности.

Особую тревогу у нас вызывает состояние социально-психологического здоровья детей и молодежи. Снижение рождаемости, ухудшение экологической среды, интенсификация жизни, социально-экономические проблемы приводят к росту девиантного поведения, суицидов, агрессивности, правонарушений, психических расстройств. На третьем месте в структуре заболеваемости — болезни нервной системы — 5,5% от общего количества заболеваний.

Тревожным является рост заболеваемости психическими расстройствами у детей: В 2001 г. эти расстройства наблюдались у     20 069 детей и подростков, в 2002 г. –  21 503 детей и подростков. Успешность обучения в школе во многом определяется состоянием нервно-психического здоровья, однако по данным статистики психические расстройства и расстройства поведения имеют 3,9% детей в возрасте до 18 лет.

Следует отметить заметное усиление заинтересованности и стремление к взаимодействию государственных структур и общественных организаций в формировании разветвленной и полифункциональной инфраструктуры оказания социальной, социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семьи и детей.

Одним из направлений работы по усилению защиты прав и интересов несовершеннолетних является деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия. За 5-летний период в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая включает оказание социально-психологической, реабилитационной и правовой помощи.

В системе Министерства труда и социальной защиты функционируют 24 центра социального обслуживания семьи и детей и 83 территориальных центра социального обслуживания населения. В течение 2002 г. были открыты 1 центр социального обслуживания семьи и детей в Минской области и 27 центров социального обслуживания населения. Во всех этих центрах работают специалисты-психологи.

Среди комплекса проблем, с которыми семьи чаще всего обращаются к специалистам центров, можно выделить проблемы: супружеских отношений; взаимоотношения родителей с детьми подросткового возраста; психолого-педагогической некомпетентности родителей в вопросах воспитания детей; алкоголизма, наркомании обоих или одного из родителей; физическая агрессия со стороны отца. Своевременное выявление асоциальных семей, склонных к негативным проявлениям, – одно из главных направлений работы центров.

В центрах социального обслуживания оказывается экстренная психологическая помощь по «телефону доверия», проводятся «прямые линии» с участием педагогов, врачей, работников органов внутренних дел, судов. Психологами центров оказывается социально-психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия, и детям, перенесшим семейное насилие. В Мозырском центре функционирует отделение экстренной помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию. Важное место в деятельности центров занимает социальная реабилитация подростков из неблагополучных семей. Так, центрами Минской области осуществляется трудовая социальная реабилитация детей и подростков «группы риска». При поддержке спонсоров на базе Червенского центра социального обслуживания семьи и детей открыта швейная мастерская, работает пасека, где дети из неблагополучных, многодетных семей обучаются профессии пчеловода. В проекте уже приняли участие 84 подростка. Одним из методов работы с «трудными» подростками является привлечение их к волонтерскому труду. К превентивным направлениям деятельности центров относится оказание правовой и информационной помощи семьям и детям, включая информационно-просветительскую работу в учебно-воспитательных учреждениях и трудовых коллективах. С этой целью реализуются программы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, семейному образованию («Школа позитивного материнства», «Школа здоровья» для семей «группы риска»).

По состоянию на 01.01.2003г. в системе образования страны социально-психолого-педагогическое обслуживание детей и семьи осуществляли 24 социально-педагогических центра и 75 детских социальных приютов. В течение года открыты 7 детских социальных приютов. Кроме того, в учреждениях образования Могилевской области функционирует 39 центров экстренной психологической помощи («телефон доверия»), в 16 районах созданы социальные гостиные (комнаты с суточным пребыванием детей и подростков, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации). Для оказания социально-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития, а также семьям, их воспитывающим, в стране создано 97 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

 

В 2002 г. укрепилась материально-техническая база и условия деятельности социально-педагогических учреждений системы образования. Ими накоплен позитивный опыт по оказанию конкретной, в том числе и экстренной, помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, социально-психолого-педагогическому сопровождению асоциальных семей, имеющих детей, а также семей, взявших на воспитание детей, по профилактике и наиболее раннему выявлению факторов риска семейного неблагополучия.

Проведены мониторинг и анализ деятельности детских социальных приютов как социально-педагогических учреждений, которые подтвердили положительные результаты их работы. Отличительной особенностью учреждений нового типа является многопрофильный и комплексный подход.

В СПЦ Гродненской области разработаны и применяются «Программа психологической коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности ребёнка старшего дошкольного возраста», «Программа социально-психологической помощи семьям, находящимся в ситуации развода», «Программа социально-психологической    помощи    ВИЧ-инфицированным    и  их    близким» (г. Волковыск).

Особенно результативно для социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантными формами поведения используются «Программа групповой социально-психологической работы с лицами подросткового и юношеского возраста по профилактике алкогольной и наркотической зависимости», социально-психологическая программа «Шанс», которая представляет собой комплекс диагностических, коррекционных и консультационных форм работы с трудными детьми и их семьям, индивидуальные программы работы в тренинговых группах, работа арттерапевтической группы «Петрушка», курсы «Закон и ты», «Приручи свой гнев», «О вреде курения», тренинг личностного роста для подростков «Познавая себя».

Для оказания помощи детям и женщинам, перенесшим насилие и получившим психоэмоциональные травмы, психологами реализуются «Программа социально-психологической помощи женщинам, пострадавшим от насилия», «Программа социально-психологической работы с детьми, перенесшими семейное насилие» (г. Волковыск). Во всех Центрах работает экстренная психологическая служба помощи «телефон доверия» (в 2002 г. обратилось 2078 человек).

Известно что, от состояния здоровья человека зависит успех в учебной, профессиональной и творческой деятельности. Человек, имеющий серьезные отклонения в состоянии здоровья, а также ведущий неправильный образ жизни не может в полной мере реализовать свои потенциальные физические и интеллектуальные способности. К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается детей и молодежи, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

При очень приблизительном расчете, если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20 % зависит от наследственных факторов, 20 % — от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10 % — от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Многие руководители учебных заведений уже не представляют свою работу без организации социально-психологической службы. Создают для нее приемлемые условия, оборудуют кабинеты психологической службы, включают психологов в программы проведения педсоветов.

В настоящее время развернута интенсивная подготовка этих специалистов. В основном это молодежь. Вот уже несколько лет конкурсы на психологические специальности одни из самых высоких в стране. Мы надеемся, что данный конгресс высветит новые подходы и направления в подготовке специалистов-психологов, а также психиатров, которые активно участвуют в работе конгресса.