Выбери жизнь! Практическое взаимодействие психолога с педагогами в целях профилактики суицидального поведения | Обучение и развитие детей

Выбери жизнь! Практическое взаимодействие психолога с педагогами в целях профилактики суицидального поведения

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Выбери жизнь! Практическое взаимодействие психолога с педагогами в целях профилактики суицидального поведения
Выбери жизнь! Практическое взаимодействие психолога с педагогами в целях профилактики суицидального поведения
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами
Выбери жизнь!

(Практическое взаимодействие психолога с педагогами в целях профилактики суицидального поведения)

Цель:  налаживание эффективного взаимодействия с педагогами в интересах сохранения жизни участников образовательного процесса.

Задачи:

  • отработка практических навыков педагогов  по профилактике суицидального поведения;
  • объединение усилий субъектов  образовательного процесса по профилактике аутоагрессивного поведения;
  • поиск оптимальных способов, вариантов профилактической работы по данному направлению.
Упражнение «Портрет жизни»

Цель: акцентирование внимания участников на особенностях индивидуального восприятии  жизни.

Инструкция.

В течение 5 минут каждый нарисуйте портрет  жизни.

Презентация.

Упражнение «Акция»

Цель: придумать название акции, направленной на воспроизведение в памяти каждым участником референтных лиц.

Инструкция.

В учреждении задумана акция, направленная на то, чтобы каждый участник вспомнил, подумал, о тех людях, которые являются для него референтными лицами. В течение 1-2 минут придумайте название акции.

Участники делятся на 4 группы.

Презентация.

Каждая группа озвучивает собственное название, а затем выбирается самое удачное название группы.

Упражнение «Инструкция к акции»

Цель: придумать текст инструкции для детей, родителей.

Участники разбиваются на  три группы и составляют инструкции для:

  • учащихся начальных классов;
  • среднего и старшего школьного возраста;
  • родителей, которую дети дадут им.
Инструкция.

Замечено, что человек, стоящий перед дилеммой «жизнь — смерть», совершает выбор в пользу жизни, если рядом оказывается человек значимый,  которому вы можете высказать свои опасения, проблемы, переживания (референтное лицо).

Важно сейчас придумать инструкцию, которую учитель даст ученикам.

Участники разбиваются на 4 группы.

Упражнение «Жизнеутверждающий слоган »

Цель: придумать слоган, который выступит в роли названия проекта по профилактике суицидального поведения.

Условия выполнения: жизнеутверждающее звучание слогана.

Инструкция.

Придумайте, пожалуйста, слоган,  который выступит в роли названия проекта по профилактике суицидального поведения. Презентуйте его.

Участники разбиваются на 4 группы.

Время 5 минут.

Презентация — 1 минута. 

Рефлексия.

Инструкция.

Уважаемые участники! Прошу вас высказаться о том, что сегодня здесь и сейчас происходило. Как вы сможете это использовать в работе по профилактике суицидального поведения.

Спасибо за участие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный вариант

Акция «Кредит доверия» проводится «__»____________200_г.

Цель акции: профилактика суицидального поведения.

Задачи:

  • Защита законного права  ребёнка на жизнь.
  • Объединение усилий участников образовательного процесса в работе по предотвращению суицидов.
  • Актуализация представлений участников акции о референтных (значимых)  лицах.
  • Рекламная кампания социальных институтов и  специалистов, которые готовы оказывать помощь в поиске путей выхода из трудных жизненных ситуаций.
Практика показывает, что в ситуации, ведущей к суициду,  человек, как правило, не помнит о значимых лицах, с которыми он бы мог обсудить трудности и проблемы настоящего момента.

В каждом образовательном учреждении в каждом классе каждый ученик на листочке бумаги  размером 5 Х 10 см записывает наиболее значимых лиц, к которым он обратится в сложной жизненной  ситуации.

Учащиеся младших классов совместно с учителем  из цветной бумаги изготавливают флажки и записывают фамилии и имена значимых людей для них.

Инструкция для учителя начальной школы:

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о тех людях, к которым мы обратимся, когда нам будет плохо, когда у нас случится горе, когда с нами произойдёт что – то неприятное или нам будет просто очень грустно.

Давайте возьмём один лист цветной бумаги. Выберите бумагу такого цвета, который вам нравится. И сейчас вырежем из неё три флажка. Эти флажки можно приклеить к бумажной трубочке, которую мы сделаем из той же бумаги (показывает).

После того, как изготовлены флажки, учитель продолжает:

Подумайте и запишите, пожалуйста, на одном из них фамилии и имена людей, к которым вы обратитесь, когда вам будет плохо, когда у вас случится горе, когда с вами произойдёт что – то неприятное или вам будет просто очень грустно. Не показывайте, пожалуйста, чьи фамилии вы записали – это ваш секрет. (Дети записывают. Первоклассникам учитель помогает записать имена).

Учитель:

Спасибо! Скажите, сколько флажков мы изготовили, и сколько у нас осталось чистыми?  (Дети отвечают).

Учитель даёт следующую инструкцию:  Оставшиеся два флажка отнесите, пожалуйста, домой. Ребята, попросите, пожалуйста, своих родителей подумать и записать тех людей, к которым они  обратятся, когда им будет плохо. Это будет их секрет.   

Все флажки дети оставляют у себя. Желательно проводить акцию перед уходом детей домой.

Инструкция для учителей средней и старшей ступени обучения:

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наиболее значимых для нас людях, к кому мы обратимся в сложной жизненной  ситуации.

(Учитель раздаёт каждому участнику акции по три листочка бумаги).

Друзья, подумайте, пожалуйста, сейчас и на одном из листочков бумаги запишите  фамилии и имена наиболее значимых людей, к которым вы  обратитесь в трудный для вас момент. Не показывайте, пожалуйста, чьи фамилии вы записали. Это личная информация. После того, как записаны фамилии и имена, учитель продолжает:

Спасибо. Вы обратили внимание на то, что каждому из вас розданы три листочка бумаги. Это не случайно. Я предлагаю вам оставшиеся два листочка отнести домой и попросить ваших родителей подумать и, возможно, записать тех людей, к которым они обратятся в сложной жизненной ситуации.

Это даст всем нам уверенность в том, что каждый из нас знает того человека, который нам поможет в трудный момент, посочувствует  и поддержит нас. 

Все  листочки дети оставляют у себя. Желательно проводить акцию перед уходом детей домой.

В фойе учреждений вывешивается большой плакат с надписью «10 сентября – акция «Кредит доверия». Здесь же дается перечень  социальных институтов и  специалистов, которые готовы оказывать помощь в поиске путей выхода из трудных ситуаций. Данный перечень составляется специалистами СППС учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный вариант проекта

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



организации шестого школьного  дня

«Жизнь – это здорово

Автор –  Матвиеня Александр Петрович,

педагог-психолог УО «Государственная гимназия №1 г. Слонима»

Тема. Жизнь – это здорово!

(творческий проект организации

шестого школьного  дня)

  • Актуальность и обоснованность проекта.
Творческий проект организации шестого школьного дня «Жизнь – это здорово!» представляет собой серию мер, направленных на воспитание жизнеутверждающей позиции субъектов образовательного процесса.

Рост количества суицидов и суицидальных попыток, совершаемых людьми различного возраста, в последние годы, появление на горизонте серии деструктивных неформальных группировок, культивирующих «романтику смерти» обязывает пересмотреть подходы к организации профилактической работы в этом направлении в учреждениях образования.

Данный проект содержательно нацелен и на объединение всех участников в работе по профилактике аутоагрессивного поведения, и на организацию активного досуга в учреждении образования. Он может являться составной частью общего планирования работы учреждения образования в целом и воспитательной работы в частности.

Основная идея проекта – осуществление комплекса мер, направленных на утверждение приоритета жизни, формирование основ конструктивного поведения и поддержки человека в трудной жизненной ситуации.

Предлагаемый вариант проекта носит практическую направленность.

  • Цель проекта:
профилактика  аутоагрессивного  поведения субъектов  образовательного процесса.

Задачи:

  • культивирование в учреждении и за его рамками приоритета жизни;
  • объединение  усилий  структур учреждений  и общественных организаций в профилактике суицидальных намерений;
  • развитие представлений об общечеловеческих ценностях как смысложизненных ориентирах;
  • развитие психологической культуры;
  • выработка навыка преодоления жизненных трудностей.


III. Продолжительность: учебный или календарный год.

IV. Стадии.

1. Информирование о проведении проекта.

2. Выбор места для проведения встреч.

3. Установление принципов работы во время реализации этапов.

4. Определение графика очередных встреч.

5. Реализация задач.

6. Оценка проекта.

V. Участники.

1. Учащиеся

2. Родители учащихся.

3. Классные руководители (возможно участие других педагогов).

4. Педагог-психолог.

5. Педагог социальный.

6. Представители общественных объединений.

  • Организация деятельности по реализации проекта.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: разработка комплекса мер, направленных на достижение поставленной цели.

Создание инициативной  группы. Знакомство  с целями и задачами проекта. Мотивирование на привлечение к участию широкого круга людей и организаций. Разработка содержания  проекта. «Мозговой штурм».

ВТОРОЙ ЭТАП: ВАЖНЫЕ ЛЮДИ

Цель: актуализация знаний участников проекта о референтных лицах.

Общегимназическая акция «Кредит доверия».

ТРЕТИЙ ЭТАП:  ЖИЗНЬ В КИНО И НАЯВУ

Цель: культивирование навыков переживания трудных жизненных ситуаций.

Киносеанс для подростков. Коллективный просмотр фильма «Оплати вперед». Диспут на тему «Жизнь в кино и наяву».

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: ВСЕ ВОКРУГ ЖИВОЕ

Цель: выработка отношения каждого участника к живому

Групповая дискуссия для младших школьников «Живое! Все вокруг живое!».



ПЯТЫЙ ЭТАП: ЗА ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ОТВЕТЕ

Цель: профилактика дисгармонии в детско-родительских отношениях.

Родительская встреча «Живи и дай жить ребенку!»

ШЕСТОЙ ЭТАП: ПОДАРИ ПРАВО ЖИТЬ

Цель: развитие представлений старшеклассников о построении перспектив будущей семейной жизни.

Материнство и отцовство: жизнь с детьми, без детей, ради детей. Практикум построения жизненной перспективы.

СЕДЬМОЙ ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Цель: соотношение планов и результатов

Публикация в прессе.

Транслирование опыта.

Знакомство коллег с опытом реализации проекта на заседании методических объединений специалистов СППС.

Подготовка печатного продукта по теме для публикации в научно-методическом издании.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Прогнозируемый результат будет определяться следующими показателями:

  • Знание основ отношения человека ко всему живому, к жизни как величайшей ценности.
  • Наличие у каждого у каждого участника проекта круга значимых лиц, к которым они могут обратиться в сложной жизненной ситуации.
  • Снижение фрустрации переживания кризисных ситуаций, приобретение опыта решения накопившихся проблем.
  • Приобретение родителями и детьми опыта конструктивного взаимодействия в процессе жизни в семье. Самокоррекция негативного опыта взаимотношений.
  • Развитие представлений старшеклассников об ответственном родительстве. Формирование навыков ответственного отношения будущих родителей к детям.
  • Обобщение опыта по результатам реализации проекта.
Автор Матвиеня А.