Вокально-хоровая работа как средство эстетического воспитания школьников через внеурочную деятельность | Обучение и развитие детей

Вокально-хоровая работа как средство эстетического воспитания школьников через внеурочную деятельность

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Нуриева Альфия Махтумяновна
Актуальность опыта. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, в том числе искусство, раскрывающееся в системе нравственных ценностей (представлений): красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Из всех учебных дисциплин музыка развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.

Особенностью нашей сельской школы является удалённость от районного и областного центра. Уроки музыки ведутся один час в неделю с 1 по 7 классы. Только одну ученицу папа имеет возможность три раза в неделю возить за 50 км в детскую школу искусств г. Малмыжа, ряд учащихся из других деревень, расположенных в 3–4 км от с. Аджим, не имеют возможности систематически посещать кружки в Доме культуры. В то же время  дети любят петь, хотят выступать на сцене.

Поэтому в 2011 году с 12 учениками первого класса мною была организована вокально-хоровая работа по модифицированной дополнительной образовательной программе «Юные таланты», в основе которой авторская образовательная программа по хору И. А. Ивониной. Программа рассчитана на 4 года, она реализуется за счёт внеурочной деятельности общекультурного направления, способствует тому, что все дети, независимо от вокальных данных, научатся петь. Систематическая работа по интонационному и речевому развитию, работа над песней, изучение теории музыки, индивидуальная работа, концертная деятельность и выступления способствуют обогащению внутреннего духовного мира детей.

Основу моего опыта составляет идея кооперации, т. е. объединения ресурсов и усилий педагога и самих учащихся через использование личностно-ориентированного подхода.

В работе использую опыт ведущих педагогов по вокалу, внедряю интересные находки из опыта работы Гонтаренко Н. Б., Е. А. Кобелевой.

Реализую программу в соответствии с принципами:

учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости;

– учить диалогично, т. е. в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз»;

– вызвать у детей устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий для развития личности ребёнка через приобщение к музыкальной культуре, привитие вкуса, воспитание человека с богатым внутренним миром.

Исходя из поставленной цели, вытекают задачи:

1) развивать слух, голос, вокальные умения и навыки (предметные результаты).

2) включать творческую деятельность эстетического характера (личностные результаты);

3) развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (метапредметные результаты).

Развитию слуха, голоса, вокальных умений и навыков, включению в творческую деятельность эстетического характера способствует каждый этап вокально-хоровой работы: вокально-хоровые упражнения; работа над песней; концертная деятельность.

На этапе работы над вокально-хоровыми упражнениями, которые применяются вне связи с каким-либо произведением, использую игру, как основной вид деятельности учащихся начальных классов:

а) игру воображения через приёмы «Сочини сказку», «Музыкальное сочинение»;

б) дидактические и ролевые игры с мягкими игрушками;

в) песенки-распевки с несложными добрыми текстами и мелодиями;

г) скороговорки;

д) стихи-диалоги.

Все вокально-хоровые упражнения собраны мною в сборники. Они способствуют не только последовательному овладению средствами музыкальной выразительности, учат красоте и гармонии, выразительности речи, мимики, жестов и внешнего вида.

Подключение детей к разучиванию упражнений на занятиях по внеурочной деятельности сначала в паре или микрогруппе, а затем уже с целым классом помогает решать задачу развития умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

На этапе работы над песней:

а) осуществляю подбор и разучивание высокохудожественного репертуара на основе базовых ценностей (о дружбе, природе, любви к матери, школе, Родине);

б) провожу разбор эмоционально-образного содержания музыки;

в) подбираю слайды к песням;

г) подбираем костюм и причёску;

д) обсуждается манера поведения и умение держаться на сцене.

Для каждого года обучения выпущены печатные сборники, к каждому празднику – электронные сборники песен. Работа над песней, включающая знакомство с музыкальными терминами и индивидуальные занятия, рабочие репетиции, способствует воспитанию духовного мира учащихся, развивает познавательный интерес и эстетический вкус.

Этап концертной деятельности начался с исполнения песен перед своими родителями,на школьных мероприятиях.

Идея создания хора начальных классов, предложенная директором школы Напольских О. И., была успешно реализована. Выступления хора стали традиционными на мероприятиях школы, социума.С 2016 года успешно выступает сводный хор, состоящий из учеников 1–11-х классов который имеет не только обученный контингент и разнообразный репертуар, но и ежегодно пополняется первоклассниками на концертах 9 Мая, празднике «Честь школы», Дне матери в школе и Доме культуры с. Аджим.

На уровне района в 2015 годуученикистали призёрами районного конкурса исследовательских работ в номинации литературно-музыкальная композиция «Во славу павших, во имя живущих»; в 2016 году солистка Зарипова Люция получила диплом лауреата III степени в районном вокальном конкурсе песен на иностранном языке «Voice».

Концертная деятельность формирует творческий контакт со зрителем, воспитывает эстетический вкус  исполнителя и  дарит радость от соприкосновения с прекрасным.

Для решения поставленных задачиспользую социальные мотивы – стремление детей к полезности, желание занять  ведущие позиции при проведении упражнений, исполнении песен, что ярко проявилось на третий год обучения.

Сейчас дети активно используют ресурсы Интернета, где находят плюсовки и минусовки песен для занятий, концертов, в том числе и те, которые я предлагаю на своей странице в контакте.

Положительная мотивация сформировалась уже к концу 2012–2013 учебного года у всех учащихся, устойчивая мотивация, не требующая дополнительного подкрепления, у 92% учеников 5-го класса.

Диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности (способность к глубокому переживанию эстетических чувств школьников  в музыкальной деятельности) показывает, что у пятиклассников сформировался ярко проявленный интерес к художественным видам деятельности.

Повторная диагностика выявления общего взгляда на понятия эстетической культуры показала, что высокий уровень (ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности) имеют 7 человек (58,3%).

Согласно данным опроса жителей Аджимского поселения, выступления пятиклассников на концертах, спектаклях отличаются не только высоким уровнем активности, но и умением делиться эмоциональными переживаниями.

Перспективы. Данную программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению я реализую только в одном из классов, обучающихся по ФГОС НОО, в остальных классах ведут учителя начальных классов, пользуясь моими сборниками упражнений и песен.

Опрос учителей школы показал необходимость выпуска сборников вокально-хоровых упражнений учителям начальных классов для использования на уроках музыки, электронных сборников песен классным руководителям для проведения внеклассных мероприятий и руководителю театрального кружка для проведения музыкальных спектаклей с целью развития эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса.

На пятом году обучения началась реализация модифицированной дополнительной образовательной программы общекультурного направления внеурочной деятельности «Хоровое пение», рассчитанной на 2 года. Обучается тот же состав из 12 детей 5-го класса.

Активное участие наших учеников в жизни школы, села, района показывает, что они имеют представление о красоте, гармонии, смысле жизни, умеют делать нравственный выбор,  стремятся к эстетическому совершенству.