Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста | Обучение и развитие детей

Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста
Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста

Вводные замечания

При обсуждении результатов применения той или иной психодиагностической методики, как правило, не анализируется содержание эксперимента, в ходе которого получены эти данные, в том числе, проводилась ли эта методика отдельно или в составе пакета методик. В последнем случае немаловажно, какие методики и в каком количестве составляли психодиагностический пакет, каков порядок методик, какова общая продолжительность психодиагностического эксперимента и т.д.

Ряд авторов (В.Н. Дружинин, А.Н. Поддьяков) отмечает, что при проведении психодиагностического эксперимента сама процедура тестирования, в частности, вид деятельности, предшествующий выполнению теста, может существенно повлиять на результат исследования.

Особенно это касается тестов, диагностирующих когнитивную сферу и способности человека: насколько переключение с одного вида интеллектуальной деятельности на другой скажется на эффективности второго вида деятельности. Например, при переходе от дивергентного мышления к конвергентному, возможно, индивиду потребуется перестройка мыслительных процессов, что может сказаться на результате эксперимента.

Объект исследования: результат выполнения теста Равена выборкой испытуемых (студентов вуза).

Предмет исследования: влияние процедуры психодиагностического эксперимента (предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность) на результат выполнения теста Ра-вена испытуемыми.

Цель исследования: изучить особенности влияния процедуры психодиагностического эксперимента на результат выполнения теста Равена студентами.

Гипотеза: У студентов, которые перед выполнением теста ППМ Равена выполняли задание «Закончи рисунок» теста Торренса, по сравнению с их однокурсниками, выполнявшими ППМ Равена без предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность результат выполнения ППМ Равена окажется ниже, а время, затраченное на выполнение ППМ Равена, будет больше.

Порядок работы

1.Подберите выборку студентов (30–40 человек одного направления подготовки и курса обучения) и обследуйте её с помощью методики СПМ Д. Равена (см. занятие 10.2). У каждого испытуемого зафиксируйте время выполнения теста. Сводная таблица результатов обследования должна иметь вид табл. 4.1.1.

2.Разбейте выборку на две подгруппы (ЭГ – экспериментальная группа и КГ – контрольная группа) таким образом, чтобы между ЭГ и КГ не существовало статистически значимых различий по результату и времени выполнения теста СПМ Равена. Для проверки статистической значимости различий используйте критерий Манна-Уитни (см. приложение 1 к занятию 4.1). Распределение студентов по полу в ЭГ и КГ также не должно иметь статистически значимых различий. Проверка производится с помощью углового преобразования Фишера (см. приложение 2 к занятию 4.1).

3.Через 2–4 недели после первичного обследования проведите повторное обследование студентов ЭГ, в ходе которого сначала предложите испытуемым выполнить тест «Закончи рисунок» Е.П.

Торренса (см. занятие 11.2), а затем тест ППМ Д.Равена (приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Закончи рисунок» проводится с ограничением времени 10 минут. Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д.Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.1.

Таблица 4.1.1. Сводная таблица результатов первичного обследования



1

2

ФИО

пол

курс

учебная группа

Результаты выполнения ППМ Равена

Время выполнения теста

A

B

C

D

E

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



В тот же период проведите повторное обследование студентов КГ, в ходе которого предложите испытуемым выполнить тест ППМ Д. Равена (см. приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д. Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.2.

Таблица 4.1.2. Сводная таблица результатов повторного обследования



1

2

ФИО

Пол

Курс

Учебная группа

Группа в эксперименте (ЭГ или КГ)

Результаты выполнения ППМ Равена

Время выполнения теста

I

II

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4. Проведите сопоставление результатов и времени выполнения ППМ Д. Равена у студентов ЭГ и КГ. Сделайте выводы о влиянии на результативность и время выполнения интеллектуального теста предшествующего выполнения заданий на дивергентную продуктивность.

Приложения к занятию 4.1 1. Статистический критерий Манна-Уитни

Критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака. Данные должны быть измерены по порядковой или интервальной шкале. Выборки должны быть несвязными. Объёмы выборок ni и п2 могут не совпадать.

Порядок вычисления критерия f/Манна-Уитни:

Рис. 4.1.1. Ось значимости для критерия Манна-Уитни

Таблица 4.1.3. Критические значения U-критерия Манна-Уитни

для уровней статистической значимости р = 0,05 и р = 0,01 и объёмов

сопоставляемых выборок 2 ≤ щ≤ 20, 3 ≤ п2 ≤ 20

р = 0,05

 

 

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3



0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4



0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

0

1

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

0

2

3

5

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

0

2

4

6

8

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1

3

5

8

10

13

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

4

6

9

12

15

18

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

1

4

7

11

14

17

20

24

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

1

5

8

12

16

19

23

27

31

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

2

5

9

13

17

21

26

30

34

38

42

 

 

 

 

 

 

 

 

13

2

6

10

15

19

24

28

33

37

42

47

51

 

 

 

 

 

 

 

14

3

7

11

16

21

26

31

36

41

46

51

56

61

 

 

 

 

 

 

15

3

7

12

18

23

28

33

39

44

50

55

61

66

72

 

 

 

 

 

16

3

8

14

19

25

30

36

42

48

54

60

65

71

77

83

 

 

 

 

17

3

9

15

20

26

33

39

45

51

57

64

70

77

83

89

96

 

 

 

18

4

9

16

22

28

35

41

48

55

61

68

75

82

88

95

102

109

 

 

19

4

10

17

23

30

37

44

51

58

65

72

80

87

94

101

109

116

123

 

20

4

11

18

25

32

39

47

54

62

69

77

84

92

100

107

115

123

130

138

р = 0,01

^2 ^

 

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

5





0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6





1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7



0

1

3

4

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8



0

2

4

6

7

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9



1

3

5

7

9

11

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10



1

3

6

8

11

13

16

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11



1

4

7

9

12

15

18

22

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12



2

5

8

11

14

17

21

24

28

31

 

 

 

 

 

 

 

 

13

0

2

5

9

12

16

20

23

27

31

35

39

 

 

 

 

 

 

 

14

0

2

6

10

13

17

22

26

30

34

38

43

47

 

 

 

 

 

 

15

0

3

7

11

15

19

24

28

33

37

42

47

51

56

 

 

 

 

 

16

0

3

7

12

16

21

26

31

36

41

46

51

56

61

66

 

 

 

 

17

0

4

8

13

18

23

28

33

38

44

49

55

60

66

71

77

 

 

 

18

0

4

9

14

19

24

30

36

41

47

53

59

65

70

76

82

88

 

 

19

1

4

9

15

20

26

32

38

44

50

56

63

69

75

82

88

94

101

 

20

1

5

10

16

22

28

34

40

47

53

60

67

73

80

87

93

100

107

114

2. Критерий j* – угловое преобразование Фишера



Критерий ф* предназначен для оценки различий между процентными долями двух выборок по частоте встречаемости определённых значений признака, которые могут определяться как количественно (результат выполнения теста, превышающий определённый балл), так и качественно (выбор определённого пункта анкеты, категория респондентов и т.п.).

Обозначим объёмы сопоставляемых выборок n и n2, а число испытуемых в каждой выборке, показавших интересующий нас результат, соответственно nх и n2 . Условия применения критерия ф*:

Таблица 4.1.4. Нижние границы объёмов сопоставляемых выборок



n1
n2

2

≥ 30

3

≥7

4

≥5

5

≥5

Таблица 4.1.5. Уровни статистической значимости значений критерия (р* — углового преобразования Фишера

р=

Последний десятичный знак

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0,00

2,91

2,81

2,70

2,62

2,55

2,49

2,44

2,39

2,35

 

0,01

2,31

2,28

2,25

2,22

2,19

2,16

2,14

2,11

2,09

2,07

0,02

2,05

2,03

2,01

1,99

1,97

1,96

1,94

1,92

1,91

1,89

0,03

1,88

1,86

1,85

1,84

1,82

1,81

1,80

1,79

1,77

1,76

0,04

1,75

1,74

1,73

1,72

1,71

1,70

1,68

1,67

1,66

1,65

0,05

1,64

1,64

1,63

1,62

1,61

1,60

1,59

1,58

1,57

1,56

0,06

1,56

1,55

1,54

1,53

1,52

1,52

1,51

1,50

1,49

1,48

0,07

1,48

1,47

1,46

1,46

1,45

1,44

1,43

1,43

1,42

1,41

0,08

1,41

1,40

1,39

1,39

1,38

1,37

1,37

1,36

1,36

1,35

0,09

1,34

1,34

1,33

1,32

1,32

1,31

1,31

1,30

1,30

1,29

0,10

1,29

 

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.