Влияние алкоголя на формирование личности | Обучение и развитие детей

Влияние алкоголя на формирование личности

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Влияние алкоголя на формирование личности
Влияние алкоголя на формирование личности
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек
Обобщая многочисленные результаты конкретных исследований личности «клинического алкоголика», Р. Барнес сгруппировал 18 личностных факторов [10]. Они объединяются в факторы второго порядка:

 

Факторы второго порядка (слабость «Я», преувеличение стимуляции, полизависимость и невротизм) не составляют какой-то определенной структуры, а являются обобщающими характеристиками больных алкоголизмом. Исходя из схемы, «психологический портрет» типичного алкоголика выглядит следующим образом: личность со слабым уровнем развития внутреннего самоконтроля, самодисциплины, самоорганизации (т. е. тормозного процесса), самоуважения, незрелая в целом (1), чувствительная к любой стимуляции ‒ внутренней или внешней, не переносящая боли, разочарования, горя, сильных эмоций (2), зависимая от внешних влияний, управляющих перцепцией, в том числе «социальной перцепцией», поведением, мотивационной сферой (3), склонная отвечать невротическими симптомами или «невротической формой психологической защиты» на жизненные трудности (4) [8].

В предлагаемой тем же автором модели психодинамики «личности алкоголика» главным звеном является неспособность дифференцировать внешние и внутренние стимулы, что приводит к генерализации стимула (сверхстимуляции). Это, в свою очередь, вызывает чувство тревоги, которое алкоголик стремится снять выпивкой. Частые выпивки сами по себе провоцируют усиление тревоги и сензитивности к неприятным эмоциям. Здоровая личность («неалкоголик»), в противоположность этому, способна дифференцировать внешние и внутренние стимулы, не испытывает состояния сверхстимуляции, свободно справляется с ситуациями и «не имеет проблем». Приведенная модель очень близка к парадигме психоанализа: драйв, идущий из бессознательного, → тревога → психологическая защита. Следовательно, злоупотребление алкоголем есть способ защиты от сверхстимуляции [17].

Таким образом, очень важным признаком алкоголизма является изменение личности. Чем больше период употребления спиртного, тем больше меняется личность. Происходит заострение, огрубение присущих данному человеку черт настолько, что личность становится как бы более дешевой презентацией самой себя. На начальной стадии появляются такие ранее несвойственные этому человеку черты, как повышенная раздражительность, истощаемость, неустойчивость настроения, неуверенность в себе, утрата прежних интересов к работе, к семье. Снижаются моральные и этические нормы, которых придерживался данный человек. Постепенно личность человека, употребляющего алкоголь, начинает деградировать. Наиболее существенными признаками в этот период являются резкое снижение уровня личности, изменение интересов, утрата индивидуальности и творческой активности. Он теряет интерес ко всему, что не связано с алкоголем. Снижается уровень критики своих поступков, появляются черствость, бездушие, снижаются нравственные критерии. Особенно отчетливо эти изменения видны в общении с близкими людьми. Появляется алкогольный «плоский» юмор ‒ грубый, циничный, неуместный. В итоге все это приводит к алкогольному слабоумию. Для подростков, употребляющих алкоголь, характерны: повышенная раздражительность, истощаемость, неуверенность в себе, неустойчивость настроения, утрата прежних интересов к учебе, семье, снижение моральных и этических норм, утрата индивидуальности и творческой активности.

Контрольные вопросы и задания

1.Каковы факторы, обусловливающие алкоголизм, по Барнесу? Как они образованы? Какие показатели являются первичными?

2.Дайте «психологический портрет» типичного алкоголика.

3.Какой компонент является главным в психодинамической модели личности алкоголика?

4.Какие черты характерны для подростка-алкоголика?

Источник: Профилактика подросткового алкоголизма: принципы, коррекция, динамика: учеб. пособие / З. Н. Зыкова, С. А. Великова, Н. В. Шаманин; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир Изд-во ВлГУ,2013. — 76 с.