Ветер перемен. Тренинг для подростков | Обучение и развитие детей

Ветер перемен. Тренинг для подростков

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Ветер перемен. Тренинг для подростков
Ветер перемен. Тренинг для подростков
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги
Подростковый возраст характеризуется многочисленными кардинальными изменениями в физиологии и психологии человека. Субъективные ощущения подростков: нестабильность, дезинтеграция, «все меняется, не на что опереться» и т.п. Одной из видов помощи подросткам в этот период является помощь в поиске опоры вне и внутри себя.

Участники занятия: подростки 13-15 лет

Количество: 10-12 человек

Задачи:

  • исследовать различия детства и взрослости;
  • определить качественные характеристики «перехода»
  • выделить опоры и ресурсы.
Продолжительность: 45 мин.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, ручки, лист ватмана, стикеры.

Ход занятия.

ЭТАП 1. Мотивационный.

— Здравствуйте, я рада всех видеть. Занятие, на котором мы сегодня встретились, я назвала «Ветер перемен». Ветер всегда приносит перемены (погоды например). Если ветер слабый, он может быть приятным, освежать, мы радуемся такому ветру. Ветер бывает ураганным, сметающим все на своем пути, мы боимся такого ветра, прячемся от него. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в одном очень важном вопросе: КАК ПЕРЕЖИТЬ ПЕРЕМЕНЫ, с которыми каждый из нас неизбежно сталкивается в жизни С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ и НАИБОЛЬШИМИ ПРИОБРЕТЕНИЯМИ. Для исследования мы возьмем перемены, которые происходят в связи с возрастом, хотя то, что мы откроем, относится и к  любым другим переменам. Для начала познакомимся друг с другом.

ЭТАП 2. Введение в проблему.

Упражнение 1.  «Знакомство» — уменьшение напряжения в группе, установление контакта.

Представьте, что вы находитесь в возрасте до 10 лет. Встаньте и ходите по комнате так, как будто вы ребенок выбранного вами возраста. Называйте друг другу свое имя, знакомьтесь другими способами (трогайте, нюхайте и т.д.), какими обычно знакомятся дети. В течение 1 минуты постарайтесь познакомиться со всеми участниками. (1 мин)

Представьте, что вы взрослый человек. Сделайте то же самое, только из возраста взрослого человека. (1 мин)

Теперь в течение 1 минуты вы будете менять роли. Выберите состояние, которое вам показалось наиболее комфортным (взрослого или ребенка), ходите по комнате, заглядывая при встрече в глаза друг другу, молча без слов. По сигналу вы меняете роль (ребенок становиться взрослым и наоборот) и делаете то же самое.

— Я надеюсь, что вы прочувствовали эти два состояния и успели заметить различия. Давайте попробуем эти различия определить.

 

Упражнение 2.

На стене лист ватмана, разделенный на 3 части.



«Детство»
 

«Взрослость»

 

 

 

 

 

На части «Детство» мы будем записывать все ассоциации с этим словом. На части «Взрослость» — ассоциации с этим словом.

(Варианты: 1) каждый пишет на стикерах и приклеивает к листу; 2) участники говорят, ведущий записывает на листе).

— Как вы уже догадались, средняя часть это возраст перехода из «Детства» с … (перечислить наиболее яркие ассоциации) во «Взрослость» с … (назвать ассоциации). Я прошу вас на стикерах написать чувства, которые наиболее часто возникают в этот период. Они вам хорошо знакомы. На одном стикере – одно чувство. И приклеить их на среднюю часть листа.

— Итак, во время перемен мы обычно чувствуем … (зачитывает чувства). Чем вызваны чувства?

Обсуждение.

ЭТАП 3. Проработка проблемы.

— Ответа на наш главный вопрос мы еще не получили. Я предлагаю обратиться к опыту других людей, который находит отражение в сказках, фильмах, книгах. Наверняка, у каждого из вас есть любимые персонажи. Давайте вспомним героев, которые претерпели какую-либо трансформацию, превращение.



Участники с помощью ведущего вспоминают разных героев сказок, фантастических историй, компьютерных игр и т.п. (Например, лягушка – Василиса Прекрасная, Иванушка-дурачок – Иван Царевич, подростки называли такие роли: мука – Колобок, Гарри Поттер обычный мальчик – Гарри Поттер волшебник, Емеля – Емеля со щукой)

— Вам нужно выбрать одного из персонажей для выполнения следующего упражнения.

Упражнение 3.

  • расскажите, кто ваш герой и какое превращение с ним произошло.
  • встаньте в круг, войдите в роль и при помощи жестов, мимики, изобразите героя до превращения и после него.
  • выберите одну из ролей (до или после превращения). В течение 1 минуты ходите по комнате, взаимодействуйте друг с другом из роли без слов. По сигналу поменяйте роль на противоположную и продолжайте взаимодействие из роли.
  • Сядьте на место и попробуйте охарактеризовать ваших героев. На листе бумаги, расчерченном, как и лист ватмана, на 3 части, напишите кто ваш герой до и после трансформации. Ниже напишите не менее 10 характеристик, качеств этого героя до и после превращения (по 10 на каждую роль).
  • Проанализируйте изменения. В каждом столбце найдите качества или характеристики, которые поменялись на противоположные. Подчеркните их. Найдите те качества или характеристики, которые остались неизменными. Выпишите их в средний столбик.
Обсуждение.

Что у вас получилось?

Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?

Что потерял и что приобрел ваш герой?

Что вы можете сказать о качествах и характеристиках, которые вы выписали в средний столбик? Что помогло героям пережить трансформацию?

При обсуждении упражнения важно обратить внимание на то, что при трансформации часть качеств остается неизменными, и именно эти качества помогают героям пережить превращение и приобрести полезный опыт. Это стержневые качества личности, способности, которые никуда не исчезают и т.п.

ЭТАП 4. Интеграция опыта в жизнь.

— Вернемся к нашему плакату. Что же помогает человеку пройти путь превращения из ребенка во взрослого с полезными приобретениями? Может быть это те качества, которые вы выделили у своих героев, может еще какие-то другие, может быть, вам помогает что-то или кто-то в вашем окружении. Напишите это на стикерах и приклейте на среднюю часть листа.

Обсуждение занятия.

Что вам сегодня понравилось, и что не понравилось? Что было полезно? Что вы поняли для себя?

Литвин Светлана