Урок-путешествие «Правописание гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе» | Обучение и развитие детей

Урок-путешествие «Правописание гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Соловьева Татьяна Николаевна
Аннотация к уроку Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно закрепить знания учащихся по правописанию гласных е и и в падежных окончаниях имен существительных. На данном уроке использование мультимедийного проектора и экрана помогает преподавателю наиболее эффективно развивать у учащихся информационно-коммуникативную культуру.Урок с использованием ИКТ значительно актуализирует резервные возможности учеников. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Предмет Русский язык Класс 5 класс Тема урока (занятия): Урок-путешествие «Правописание гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Цель урока (занятия): Цели урока. 1. Вспомнить орфографические правила написания е и и в окончаниях существительных в единственном числе; выработать умение рассуждать в определенной последовательности при определении окончаний имен существительных; повторить типы склонений имен существительных; быть внимательными при выборе орфограммы, умение конструировать предложения, формировать орфографическую зоркость. 2. Содействовать формированию эстетического вкуса учащихся, расширить их кругозор. 3. Развивать интерес учащихся к изучению русского языка, развивать память, логическое мышление, быстроту реакции. Задачи урока (занятия): Обучающие: развитие интереса к изучению русского языка, к активной творческой деятельности; сформировать навыки самостоятельной работы, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы; знакомство с современными компьютерными технологиями. Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности. Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля и самоконтроля (обратная связь) Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная Время реализации урока (занятия): 45 минут Авторский медиапродукт: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала, Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки План проведения урока (занятия):  
Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент.

3 мин.

Объяснительный диктант.

7 мин.

Самопроверка

5 мин.

Дифференцированное задание по группам.

10 мин.

Физкультминутка.

5 мин.

Работа с сигнальными карточками.

5 мин.

Давайте отдохнем. Загадки.

5 мин.

Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

5 мин.

  Ход урока: Урок-путешествие «Правописание гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе».   Цели урока. 1. Вспомнить орфографические правила написания Е/И в окончаниях существительных в единственном числе; выработать умение рассуждать в определенной последовательности при определении окончаний имен существительных; повторить типы склонений имен существительных; быть внимательными при выборе орфограммы, умение конструировать предложения, формировать орфографическую зоркость. 2. Содействовать формированию эстетического вкуса учащихся, расширить их кругозор. 3. Развивать интерес учащихся к изучению русского языка, развивать память, логическое мышление, быстроту реакции.   Организационный момент Слайд№1 Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Сказочного Языка.

Слайд №2
Как у любого настоящего путешественника у нас с вами есть цель. Мы должны вспомнить орфографические правила написания Е/И в окончаниях существительных в единственном числе; повторить типы склонений; закрепить умение правильно писать существительные с окончаниями Е/И. Дед-Всевед. Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов приготовили для вас задание, над которым давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня передать вам это задание. Объяснительный диктант.

Слайд №3
Записать словосочетания, выделить окончания имен существительных, определить склонение и падеж. Помогать подруг… (дательный падеж, 1-е склонение), радоваться удач… (дательный падеж, 1-е склонение), ветка сирен… (родительный падеж, 3-е склонение), обрадоваться новост… (дательный падеж, 3-е склонение), вершина елк…(родительный падеж, 1-е склонение), на опушк… (предложный падеж,1-е склонение) леса, идти по тропинк… (дательный падеж, 1-е склонение), песня о счасть… (предложный падеж, 2-е склонение), ехать по магистрал… (дательный падеж, 3-е склонение), книга о портфел… (предложный падеж, 2-е склонение), говорить об успеваемост… (предложный падеж, 3-е склонение), вырос на топол… (предложный падеж, 2-е склонение).

Слайд № 4
Самопроверка Учитель. Дорогие сказочники! Первый этап путешествия закончился. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов. Наиболее полно и правильно ответили юные сказочники … Выставляются оценки за первое задание. Им вручаются дипломы почетных членов Академии Сказочных Наук. Учитель. Интересные и увлекательные путешествия предстоит совершить нам, дорогие ребята. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Баба-яга. Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее выполнит задание. Поэтому дам я вам три грамотки с заданиями и посмотрим, кто быстрее на них ответит. Дифференцированное задание по группам.

Слайд №5, слайд №6
1-я группа (слабые учащиеся) выполняет упражнение из учебника по образцу (упражнение 532). После выполнения задания учащиеся производят самопроверку упражнения. 2-я группа (средние учащиеся). Вставить пропущенные буквы, выделить окончания имен существительных. Лучше пить воду в радост…, чем мед в кручин… . На обман… далеко не уедешь. Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост… . Знания в юност… — мудрость в старост… . Бессердечный человек не проживет в добр… век. 3-я группа (сильные учащиеся). Записать слова в родительном, дательном или предложном падежах (с предлогами в, на, о, об, обо, у, к, по, до), выделить окончания имен существительных, определить склонение существительных. (У, на, об) Маринк… — грибы (в, к, обо) корзинк… . (У, на, о) Вероник… — все руки (о, в, у) черник… . (По, об, у) Ивана и Степана – завирушек два кармана: жили, мол, (о, на, в) дупл… (у, о, об) белк… и летали (на, по, о) тарелк…, долетели (до, о, у) Америки и приземлились в нашем скверик… . Старший в группе анализирует выполненную работу. Оценки за задание. 4-я группа (сказочные герои) выполняют задание по карточкам. Два человека работают у доски. Исправить допущенные в тексте ошибки — Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки… , а они на самом деле у нее на лбу сидели ! — Это кто лежит в кровате с одеялами на вате? На подушки — шоколадка, а на тумбочке – компот. Одеваясь еле-еле, не убрав своей постеле, кто кричит: «Подайте это, сделайте наоборот!»? — На лужайки – зайки, На дорожки — кошки. Курицы прибежали с улицы.

Слайд №7
Физкультминутка. Баба-Яга. Лечу я недавно в ступе над дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: «Бабушка-Яга, хочешь я тебе загадку загадаю? » Нельзя мне тогда было остановиться и послушать ее, но уж очень хотелось разрешить ее загадки, поэтому решила я ее пригласить к себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам. Василиса. Здравствуйте, Бабушка-Яга. Здравствуйте, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. Работа с сигнальными карточками.

Слайд №8
Говорили о дороге; шли к избушке, деревне, чаще; призывать к осторожности, выдержке, смелости; Побывали в зоопарке; бежали по насыпи, тропинке; росли на березе, тополе, сирени; рассказать о книге, повести, случае; сидел на рябине; говорил об опасности. Давайте отдохнем. Загадки.

Слайд №9
Объяснить Е/И в окончаниях существительных. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. Кто в халате и берете будит рощу на рассвете? Заключительное слово учителя.

Слайд №10
Друзья мои! Наше путешествие подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех участников этой экспедиции. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны. А мы должны подвести итог нашему путешествию. 1. О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе). 2. От чего зависит выбор Е/И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного). 3. У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?

Слайд №11
Все участники показали себя превосходными путешественниками и помогли жителям Сказочного Языка узнать многие тайны. Поэтому я решила вручить призы всем трем группам: Первой – ключ от Серебряного царства, второй – ключ от Медного царства, третьей – ключ от Золотого царства. Наше путешествие закончилось, но я не думаю, что огонь путешественников угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья. На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка. Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать. Я не прощаюсь с вами. Я жду вас завтра на уроке. Домашнее задание.

Слайд №12
3-я группа, 4-я группа. Объяснить правописание Е/И в окончаниях существительных. Определить, из какого произведения взяты строчки. Воротился старик ко старух…, у старух… новое корыто. Пошел он к своей землянк…, а землянк… нет уж и следа. Мартышка к старост… слаба глазами стала. У кумушк… глаза и зубы разгорелись. В прекрасный летний день, бросая по долин… тень, листы на дерев… с зефирами шептались. 2-я группа. Выбрать из текста слова с изученной орфограммой. Захочу – устрою праздник, Позову к себе гостей – Самых добрых, самых разных Замечательных друзей: Из берлоги – мишку, Из норки – мышку, Из леса дремучего – ежика колючего. Серого зайчишку, С ветки воробьишку, От соседей – кошку И щенка Тимошку. Хорошо попеть, попрыгать, Пошуметь и поиграть, И хорошие подарки Всем на память раздавать. 1- группа. Выполнить по образцу упражнение 480.   Список использованной литературы и Интернет-ресурсов: Использованная литература: 1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург АРД ЛТД, 1997г

2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Журнал «Завуч» №7, 2004г

3. Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

4. Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция. Журнал «Русский язык в школе» №4, 2004г http://www.xrest.ru/preview/736022/ http://www.liveinternet.ru/users/hairin/post140646362/ http://5l.ucoz.ru/board/kartinki_png/baba_jaga/30 http://avon-tanya-info.ucoz.ua/photo/12-0-336 http://forum.myjane.ru/album_page.