Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка | Обучение и развитие детей

Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка
Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

по диагностике умственного развития ребенка

Задание 1.

«СОХРАНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ» (небольшой набор)

Материал: 10 коричневых и 10 зеленых пуговиц.

Экспериментатор выкладывает перед ребенком ряд из 7 коричневых пуговиц и просит ребенка выложить точно такой же ряд зеленых пуговиц: «Положи столько же пуговичек, сколько у меня, не больше и не меньше». В протоколе отмечается, к а к ребенок выкладывает свои пуговицы и с к о л ь к о он выложил. При необходимости оба ряда приводятся во взаимнооднозначное соответствие, чтобы экспериментатор мог убедиться, что ребенок понимает численную эквивалентность рядов.

1 ситуация: экспериментатор изменяет положение пуговиц, сдвигая один из рядов. Задается вопрос: «Здесь столько же зеленых пуговиц, сколько коричневых, или каких-то пуговиц больше? Почему ты так думаешь?»

2 ситуация: Тот ряд, который был короче, теперь раздвигается так, что он становится длиннее первого ряда. Задаются те же вопросы, что и в ситуации 1.

Контр-внушение: Если ребенок дает правильный ответ, экспериментатор обращает его внимание на длину рядов: «Посмотри, как далеко идут эти пуговички, может быть, их здесь больше?», или «У меня был один мальчик, который сказал мне, что зеленых пуговичек больше, потому что их вот сколько (показывается длина ряда), а этих вот сколько (показывается длина другого ряда). Как ты думаешь, он правильно сказал или нет?».

Если ответ ребенка неправилен, экспериментатор напоминает ему первоначальную эквивалентность двух рядов: «Ты помнишь, как мы вначале разложили пуговички: каждую зеленую против каждой коричневой — и еще говорили, что у нас одинаковое количество (поровну) зеленых и коричневых. А как сейчас?»

Ответы ребенка.

  • Понимание сохранения численности. Дети дают правильные ответы в обеих ситуациях, не колеблются при внушении экспериментатором неправильного ответа, не меняют своего мнения и приводят один или сразу несколько из следующих объяснений:
  • «Здесь столько же зеленых пуговичек, сколько коричневых, потому что их было поровну вначале, они просто раздвинуты».
  • «Поровну пуговичек, потому что их не прибавляли и не убирали» (аргумент идентичности).
  • «Мы можем эти пуговички раздвинуть или эти сдвинуть, поэтому никаких не больше» (аргумент обратимости).
  • «Здесь длиннее, но здесь промежутки («окошечки») между пуговичками, поэтому их одинаково» (аргумент компенсации).
2. Промежуточный уровень. Дети определяют правильное количество пуговиц, выкладывая зеленые и коричневые пуговицы на стол парами. Когда экспериментатор задает вопросы на сохранение, дети либо дают правильный ответ в одной ситуации, но неправильный в другой, либо колеблются и изменяют свои ответы, либо дают правильный ответ, но не могут адекватно объяснить его. Контр-внушение (неправильного ответа) всегда оказывает действие на мнение ребенка.

В тех случаях, когда экспериментатор закрывает один ряд и просит ребенка пересчитать пуговицы в другом ряду, а затем задает вопрос: «А теперь ты можешь сказать, сколько я закрыла пуговичек?» — ребенок дает правильный ответ («Я думаю, вы закрыли 7 пуговичек, потому что тут тоже 7» — сохранение «квоты»).

3. Непонимание сохранения. Ребенок выставляет пуговицы либо

наугад (1), либо правильно, используя попарное соответствие или пересчет (2). В обеих ситуациях, (1) и (2), ответы на сохранение неправильны:

  • «Здесь больше зеленых, потому что все коричневые стоят вместе»,
  • «Здесь меньше, потому что вы их сдвинули».
Внушение экспериментатором правильных ответов не оказывает на ребенка никакого влияния.

СОХРАНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ

(большие наборы)

Материал:

  • фасоль,
  • 2 стакана одинакового размера (эталонные),
  • 1 стакан более узкий и более высокий,
  • 1 стакан более широкий и более низкий.
Экспериментатор вместе с ребенком берут по одной (или по две) фасолинке и бросают их каждый в свой стакан. После того, как стаканы наполнены примерно наполовину, экспериментатор задает ребенку следующий вопрос: «Сейчас у нас с тобой в стаканах фасолинок «поровну?» Если мы с тобой будем их есть, то съедим ли одинаковое количество фасолинок, поровну?»

1 ситуация. Фасоль из стакана ребенка пересыпается в другой стакан, более узкий и высокий. Экспериментатор спрашивает: «А сейчас у нас с тобой фасолинок поровну или у тебя больше?»

2 ситуация. Фасоль из узкого стакана пересылается в стакан, шире и ниже эталонного. Задается тот же вопрос, что и в первой ситуации.

Контр-внушение. Если ребенок отвечает правильно, то экспериментатор обращает его внимание на разницу в двух стаканах: «Но посмотри, в этом стакане вот как много, а в этом только вот сколько (показываются уровни), может быть, здесь не поровну фасоли?» Если ребенок отвечает неправильно, экспериментатор напоминает ему исходное равенство и способ, каким были наполнены стаканы: «А ты помнишь, как мы насыпали эти стаканы: брали по одной фасолинке и бросали — ты в свой стакан, а я в свой, и еще говорили, что у нас получилось поровну фасолинок. А как сейчас?»

Ответы ребенка

  • Понимание сохранения. Ребенок отвечает правильно во всех ситуациях, что снесли поровну, не колеблется, не изменяет своего мнения при внушении неправильных ответов и обосновывает свои ответы одним или несколькими из следующих аргументов:
    • «Здесь поровну, потому что когда фасолинки были в этих стаканах (равных), то их было, поровну». «Поровну, потому что вы не прибавляли и не убавляли фасоли» (аргумент идентичности).
    • «Фасоли поровну, потому что мы можем пересыпать ее обратно в этот стакан, и тогда будет снова поровну» (аргумент обратимости).
    • «Здесь фасоли много, но зато этот стакан узкий, поэтому фасоли поровну» (аргумент компенсации).
 

  • Переходная ступень понимания сохранения численности.
Дети дают правильные ответы в одной ситуации, но неправильные в другой, колеблются, изменяют свои ответы, если экспериментатор

начинает внушать неправильный ответ. В случае правильных ответов

эти дети не могут дать полного и исчерпывающего обоснования.

  • Непонимание сохранения. Дети дают неправильные ответы в обеих ситуациях:
  • «Сейчас у меня стало больше, потому что Вы пересылали».
Внушение экспериментатором правильных ответов, не оказывает влияния на мнение ребенка.

СОХРАНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТВЕРДОГО ВЕЩЕСТВА (пластилина)

Материал: 2 шарика из пластилина одинакового размера и разного цвета.

Испытуемому дается два шарика, и экспериментатор задает следующие два вопроса:

  • «Эти шарики одинаковые, в них поровну пластилина или в каком-то больше?»
  • «Если медведь съест один шарик, а зайчик — другой, то они поровну съедят или кто-то съест больше?»
1-я ситуация.

Один из шариков на глазах ребенка превращается в «сосиску». Экспериментатор задает следующие вопросы:

  • «А сейчас в шарике и сосиске поровну пластилина или нет?»
  • «Если шарик будет есть медведь, а сосиску — зайчик, то кто из них съест больше?»
2-я ситуация.

Колбаска превращается в «блин», и снова задаются те же вопросы, что в 1-ой ситуации.

3-я ситуация.

Экспериментатор делает из «блина» несколько (4-6) маленьких шариков и снова задает те же вопросы, что в ситуации 1.

Контр-внушение. Если ребенок дает правильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на длину или высоту трансформированного кусочка пластилина.

  • «Посмотри, какая колбаска длинная, может быть, в ней больше пластилина?».
  • «Посмотри, какой блинчик тоненький, может быть, в нем меньше пластилина?»


Если ребенок дает неправильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на другой параметр изменяемого объекта.

  • «Почему ты думаешь, что в сосиске больше пластилина? Ведь она, посмотри, какая низенькая, а шарик, вот какой высокий. Может быть, в нем больше пластилина?»
Кроме того, напоминается исходное состояние, когда этот кусочек был шариком:

  • Каким он был?
Ответы ребенка

1. Понимание сохранения. Ребенок дает правильные ответы во всех трех ситуациях, не колеблется, когда экспериментатор внушает ему неправильный ответ: обосновывает своё мнение одним или несколькими аргументами:

  • «здесь поровну, потому, что раньше, когда они были шариками, в них было поровну пластилина»
  • «Пластилина поровну, потому что вы не добавляли и не отнимали кусочков пластилина» (аргумент идентичности).
  • «Здесь поровну пластилина, потому что его можно опять слепить в шарик» (аргумент обратимости).
  • «Здесь поровну пластилина, потому что сосиска хотя и длинная, но низенькая» (аргумент компенсации).
2. Промежуточная стадия в понимании сохранения. Ребенок может давать правильные ответы в одной ситуации, но неправильные в другой. При правильных ответах в некоторых ситуациях ребенок колеблется, сомневается, изменяет свои ответы под влиянием внушения экспериментатора, не может объяснить своих ответов.

3. Непонимание сохранения. Ребенок дает неправильные ответы во всех ситуациях:

  • «В колбаске пластилина больше, потому что она длинная»
  • «В лепешке пластилина меньше, потому что она плоская» и т.д.
СОХРАНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЖИДКОГО ВЕЩЕСТВА

Материал: тот же набор стаканов, что и при исследовании понимания сохранения численности, подкрашенная вода.

1-я ситуация: Экспериментатор выставляет перед ребенком два одинаковых стакана и наливает один из них до половины.

«А теперь ты налей в свой стакан столько же воды, чтобы у нас было поровну», — просит экспериментатор ребенка. После того, как ребенок выполняет просьбу экспериментатора, тот задает ребенку два вопроса:

  • «Сейчас и у тебя, и у меня поровну воды?»
  • «Если ты будешь пить из своего стакана, а я из своего стакана, то мы поровну выпьем?»
2-я ситуация: Вода переливается из одного стакана в другой,

более узкий. Задаются те же вопросы, что в исходной ситуации.

3-я ситуация: Экспериментатор переливает воды из узкого стаканчика в стакан более широкий (по сравнению с эталонным).

4-ая ситуация: вода из широкого стакана переливается в три маленьких стаканчика.

Снова задаются вопросы.

Контр-внушение. Если ребенок дает правильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на различие в уровнях жидкости в стаканах: «У меня был один мальчик, который сказал мне, что здесь больше воды, потому что здесь выше, чем здесь»

Если ребенок дает неправильный ответ, центрируясь только на одном аспекте ситуации, то экспериментатор обращает его внимание также и на другой аспект ситуации: «Здесь воды выше, но погляди, какой этот стаканчик узенький, а этот (показывает) стакан более широкий, может быть, в нем больше воды?»

Если это не помогает, то экспериментатор напоминает ребенку первоначальное равенство воды в двух стаканах.

Ответы ребенка

1. Понимание сохранения. Ребенок дает правильные ответы во

всех ситуациях и обосновывает свое мнение одним или несколькими

из следующих аргументов:

  • «Мы выпьем поровну, потому что когда вода была в этих стаканах (равных)? ее было поровну, и вы не отливали и не доливали воды» (аргумент идентичности).
  • «Здесь воды поровну, потому что если перелить воду обратно в этот стакан (равный эталонному), то снова будет столько же» (аргумент обратимости).
  • «Поровну воды, потому что этот стакан широкий, и вода в нем разливается широко, а в этом она поднимается высоко, потому что он узкий» (аргумент компенсации).
2. Промежуточная стадия. Ребенок колеблется, изменяет ответы, не может объяснить своих правильных ответов.

3. Непонимание сохранения. Дети дают неправильные ответы во всех трех ситуациях:

  • «Здесь больше воды, потому что ее вот как много»,
  • «Здесь больше воды, потому что можно пить из трех стаканчиков, а здесь только из одного».
СОХРАНЕНИЕ ДЛИНЫ

Материал: 2 гибкие проволочки длиной 10 и 15 см (разного цвета: красного и зеленого)

Перед ребенком выкладывают две проволочки: «Давай проволочки будут у нас дорожками. Одинаковые они или нет? Одинаково долго ползти по этим дорожкам муравьям или по какой-то дольше?»

1 ситуация. Экспериментатор сгибает красную проволоку (более длинную) таким образом, чтобы ее концы совпадали с концами

зеленой проволоки. «А теперь по этой дорожке муравьям будет ползти одинаково долго или кому-то дольше?» «Они устанут одинаково?»

2-ая ситуация. Экспериментатор сгибает красную проволоку еще

сильнее, так что теперь концы зеленой (более короткой) проволоки выходят за концы красной. Вопросы те же, что и в первой ситуации.

Феномены Пиаже