Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар) | Обучение и развитие детей

Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)
Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Курс «Детская и подростковая практическая психология»

Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)

Ведущая: Авдулова Т.П.

Особенности  младшего школьного возраста. Младшим школьным считается возраст с 6 – 7  до 10 – 11 лет. В этот период с ребенком происходит множество изменений, касающихся психо-физического развития. Это и взросление, потеря непосредственности, и формирование характера, и кризис 7 лет. В начале данного периода происходит активное созревание мозга, развитие коры больших полушарий. Формируются опорная и мышечная системы, темпы роста составляют 6 – 8 сантиметров в год. Это самый «мощный» период во всем детстве, поэтому, с одной стороны, детский организм способен выдержать довольно большие нагрузки, не помешает посещение секций дополнительного образования, но, с другой стороны – необходимо помнить, что формирование систем органов пока еще очень уязвимо.



Кризис 7 лет. Второй кризис развития после кризиса 3 лет. Функции и   проявления:

  • Мобилизует, способствует адаптации к новым школьным условиям;
  • Неустойчивость работоспособности;
  • Прогрессирующее развитие психомоторики (улучшаются координация, ловкость);
  • Неравномерность психофизиологического развития.
Нюансы детского развития  и воспитания (тезисы)

  • Девочки опережают мальчиков в развитии примерно на 1,5 года.
  • Девочки больше реагируют на эмоциональную окраску.
  • Для 7 лет характерно «территориальное поведение» — желание осваивать новые территории, пути.
  • А также – возникновение рефлексии, внутреннего плана действий.
  • Все психические процессы формируются на основе развития мышления.
  • К окончанию начальной школы все процессы кроме мышления становятся высшими (произвольными), а восприятие становится «думающим» (Л.С. Выготский).
  • Задача взрослых (родителей  и  педагогов) – сформировать у ребенка познавательный интерес. За успешное выполнение задания – обязательно хвалить (поощрение должно быть в самой ситуации, а не после), реагировать на успехи ребенка довольно эмоционально, но не наигранно.«Молодец! Как хорошо у тебя сегодня получилось, уже гораздо лучше, чем вчера», «Вот видишь, как интересно!».
  • В некоторых случаях и похвалы бывает слишком много, иногда бывает достаточно одобрительного взгляда. Во всем важно чувствовать меру.
  • Ставить оценки в младшей школе не совсем верно, так как ребенок еще не понимает до конца смысл «оценки».
  • Поэтому необходимо создавать систему оценки.
— проговаривать, что ребенок выполнил хорошо, что плохо и что нужно сделать, выучить, исправить, чтобы было хорошо;

— использовать яркие стикеры в тетрадях учащихся с поощрениями и замечаниями;

  • Необходимо формировать действие контроля, действие выполнения по образцу, развивать пространственные представления.  Примером несформированного действия контроля является выполнение задания в прописях: чем дальше от образца – тем хуже написано. Что касается пространственных представлений, отступ трех клеток сверху и двух справа в тетради по математике также способствует их развитию.
  • В обучении важна наглядность, но не чрезмерная. Чрезмерная наглядность отвлекает. Стимульный материал нужен только тот, который необходим на данный момент.
  • Ребенок учится на примере родителей. Он должен видеть, что родители увлечены своей работой, у них есть интересы, хобби.
  • Важно следить за самочувствием ребенка, отмечать перегрузки, освобождать время для отдыха и прогулок.
  • Важно, есть ли у ребенка возможность общаться и быть успешным еще где-то кроме школы.
  • В младшем школьном возрасте происходят развитие самооценки, самоконтроля, навыков общения со сверстниками (в т.ч. умение дружить), ребенок активно социализируется.
Законы развития памяти

  • Закон ярких впечатлений. Ярко окрашенная (эмоционально или фактически) информация запоминается лучше.
  • Закон значимости информации. Наиболее важное запоминается лучше.
  • Закон мотивации. Насколько я хочу запомнить что-то и насколько мне нужно это запомнить.
  • Закон деятельности. Включение запоминаемой информации в деятельность.
  • Закон настроек и установок.
  • Закон предшествующих знаний. Основанное на предшествующих знаниях или являющееся логичным продолжением изученного ранее запоминается лучше.
  • Закон взаимовлияния следов памяти. В памяти оседает последняя информация.
  • Закон временного слоя. Запоминается не только сама информация, но и контекст, в котором она запоминалась.
 

Для лучшего запоминания можно использовать следующие приемы: повторение, образы, ассоциации, группирование материала.

Развитие внимания

Ключ к развитию  младшего школьника – способность заинтересовать. Объем внимания важен в изучении математики, распределение внимания – в русском языке, устойчивость – в чтении.

Внимание связано с темпераментом человека. Люди со слабой нервной системой (меланхолический, флегматический темперамент) зачастую отличаются неустойчивым вниманием.

Приемы коррекции внимания.

Развитие концентрации внимания – корректурная проба Бурдона, копирование образца;

Увеличение объема внимания – запоминание последовательности;

Развитие переключения внимания – обвести гласные, подчеркнуть согласные, корректурная проба;

Развитие  распределения внимания – выполнение нескольких действий одновременно (например, хлопки + счет).

Развитие мышления

В развитии мышления могут быть полезны:

  • Анализ предметов через сравнение (сначала описать один предмет, затем добавить второй. Что общее? Чем отличаются?)
  • Формирование внутреннего плана действий посредством игры в шахматы. Лучше научить ребенка игре раньше.
  • Развитие мышления через групповую работу или работу в паре.
  • Анализ своих действий. Как я это делал(а)? Для чего? Что получилось? Что не получилось?
Психологическая адаптация ребенка к школе

Цели и задачи:

  • Формирование и принятие позиции школьника;
  • Освоение новых форм кооперации учебного сотрудничества;
  • Перестройка системы «ребенок – социальный взрослый» (например, учитель), «ребенок – близкий взрослый» (родители, бабушки, дедушки) во всех сферах жизнедеятельности.
В противном случае возможно развитие синдрома психогенной школьной дезадаптации (ПШД) или школьного невроза (через него проходят  примерно у 1/3 российских школьников).

Проявления ПШД и школьного невроза: чрезмерная активность/пассивность, протестные реакции, соматические заболевания, невротизация, неумение общаться.

  • Формирование коммуникативной компетентности ребенка: выстраивание отношений со сверстниками, умение играть и общаться, навыки разрешения конфликтных ситуаций.
К школе должен быть готов не только ребенок, но и родители. Готовность родителей к школе заключается в:

  • Адекватности ожиданий;
  • Готовности с точки зрения организации жизни (смена режима и следование ему, организация учебного пространства, осознание нового статуса ребенка и др.).
  • Настрой ребенка на гармоничное взаимодействие с другими детьми, развитие умения прислушиваться к мнению другого человека и отстаивать свою точку зрения, когда это необходимо. Ориентир на сотрудничество, а не на создание конкурентной мотивации. Конкуренция порождает агрессию.
Трудности при адаптации к школе

  • Соблюдение режима (легче тем детям, которые посещали детский сад или центры развития);
  • Адаптация к классному коллективу;
  • Выстраивание взаимоотношений с учителем;
  • Изменение привычной, домашней ситуации.
Готовность к школе. Схема психологического обследования.

  • Познавательные процессы;
  • Обучаемость;
  • Сформированность элементов учебной деятельности (просмотр тетрадей, дневника);
  • Сформированность внутреннего плана действий;
  • Произвольность;
  • Уровень притязаний;
  • Особенности мотивации;
  • Эмоциональный компонент школьной неуспеваемости;
  • Сфера компенсации («…я успешен в том-то и том-то»);
  • Виды взаимодействия психолога с родителями и его помощи им;
  • Анализ.
Принцип сбора психологического анамнеза

  • Обстоятельства родов, раннего развития;
  • Обстоятельства фактов жизни ребенка и того, как он их переживал;
  • Факторы риска (в т.ч. хронические и другие заболевания);
  • Разделение фактов и мнений, приведение примеров, случаев, подтверждающих наличие у ребенка какой-либо черты характера, склонности, особенности поведения и т.д.;
  • Выдвижение совместно с родителями гипотезы о путях преодоления трудностей (веер развития событий, условно-вариативный прогноз). Важно, чтобы родители не снимали с себя ответственности за ребенка, но и не перекладывали  ее на плечи других (родственников, учителей, психолога);Идеальная модель – диалог, сотрудничество.
Веер развития событий или условно-вариативный прогноз предполагают рассмотрение нескольких возможных вариантов дальнейшего развития событий. Например можно предложить продолжить фразы: «если ситуация улучшится, то…», «если ситуация ухудшится, то» (не запугивание, а терапевтические страшилки, стимул к изменениям) «если все останется, как есть, то…».

6. Рассмотрение зоны ближайшего развития.

— Акцент на достижения: «… вы уже так много сделали»,

«… присутствует положительная динамика и, на мой взгляд, останавливаться не стоит».

— Диагноз не должен подменяться медицинским, состоять из пересказа жалоб, бессмысленных советов.

Примерное содержание диагностического заключения

  • Общая оценка психологического развития ребенка (познавательного и личностного) с точки зрения нормы.
  • Описание отличительных черт, индивидуальных особенностей развития ребенка и различных сторон его психической деятельности;
  • Психологическая квалификация характера, иногда – темперамента;
  • Выявление каузально-динамических(причинно-следственных) связей;
  • Выявление зоны ближайшего развития.
Детская ложь

Отдельные эпизоды лжи могут проявляться примерно с 4-х летнего возраста, начиная же с младшего школьного, присутствуют более массово. Это беспокоит родителей, зачастую воспринимается ими как предательство: «мой ребенок мне врет…», вызывает чувство вины: «… наверно я неправильно воспитывала (слишком мягко/жестко)».

Нужно успокоить родителей, сказав, что в большей или меньшей степени, но врут все дети. Ложь – это условно нормативный феномен детского развития. Нельзя сказать, что врать – это хорошо, но в некотором роде вранье можно рассматривать как показатель морального, интеллектуального и социального развития. Не нужно ставить на ребенке клеймо «врун». Важно восстановить доверительный контакт между ребенком и родителями. Понять, почему это так сильно их беспокоит.

Задача родителей в ситуации детской лжи – донести, что признание проступка лучше лжи. И сам проступок почти всегда (в детском возрасте) лучше лжи. Часто модель лжи ребенок берет от родителей.

Если ребенок стал свидетелем родительской лжи, то последний должен показать, что ему неловко, стыдно.

Если вранье ребенка очевидно, то не нужно провоцировать ложь, спрашивая, так ли это. Лучше сказать «Я знаю, что ты…. Давай исправлять».

Внешние признаки вранья

Нельзя судить о том, что человек врет по какому-либо одному признаку. Однако, если речь идет об их совокупности, возможно, что речь идет о лжи. К таким признакам можно отнести: непрямой или бегающий взгляд, почесывание кончика уха или носа, определенные «сдерживающие» положения рук, несоответствие слов и жестов и др.

Причины детской лжи

  • Страх наказания. Самое понятное для ребенка наказание – вытекающее из проступка, наказание естественными последствиями. Например, пролил – вытер. На такие наказания дети не обижаются.
Нужно объяснить, что ложь подрывает доверие («волки-волки»). Ложь расстраивает.

  • Страх физического наказания. Дети долго помнят физическое наказание и боятся его. Особенно, если наказание было несоизмеримо поступку.
  • Слишком много запретов. Для разных возрастов должны быть разные «нет». Так, если в 3-х летнем возрасте ребенку запрещается подходить к плите, то в 7-летнем можно научить зажигать спичку около блюдца с водой и тушить ее.С взрослением ребенка должны расширяться его права и возможности. Для того, чтобы понять, не слишком ли много запретов можно посчитать количество «да» и «нет» сказанное ребенку за день. Запреты должны быть оправданы.
  • Желание быть лучше, заслужить внимание взрослых, соответствовать ожиданиям, боязнь того, что ошибку не простят. Профилактика – любовь к ребенку, принятие ребенка и его права на ошибку.
  • Отстаивание через ложь права на личное пространство, самостоятельность (вранье как протест). Допустим, как протест против гиперопеки и чрезмерного контроля со стороны родителей. Такую ложь порождают постоянные расспросы, забота с лишением самостоятельности и выбора. Профилактика – давать ребенку право принятия решения (пусть и небольшого).
Синдромный анализ младшего школьного возраста. Синдромы Венгера.

Л.А. Венгер предложил следующую типологию школьных синдромов:

  • Хроническая не успешность и школьная тревожность.
При выполнении теста «Сложная фигура Рея» (диагностика восприятия, пространственных представлений) хронически неуспешные дети, как правило, не отражают целостность при перерисовке. Лучше им дается выполнение рисунка по памяти.

*Другие используемые тесты: Филлипс, Прихожан.

Такие дети все время ждут одобрения взрослого, переспрашивают «Я правильно сделал?».

Крайним последствием хронической неуспешности является развитие психогении. Чаще же встречаются пессимистический настрой, ухудшение внимания, памяти.

Тревога только при очень небольшом повышении способна мобилизовать, во всех остальных случаях – напротив, сбивает, ухудшает результат. Механизм школьной  тревожности тот же, что хронической не успешности. Разница в том, что в случае со школьной тревожностью страхи касаются только школы. Компенсацией могут стать успехи ребенка вне школы.

Рекомендации в обоих случаях:

— найти зону успешности и наполнить ее смыслом, хвалить за успехи в этой области;

— сравнивать ребенка и его достижения только с ним же самим вчерашним; для родителей должна быть важна индивидуальная динамика ребенка;

— слегка снизить уровень притязаний и ожиданий;

— не лишать школу привлекательности в глазах ребенка, сместить акценты в школьной жизни («…еще там есть общение»);

— мягко донести, что знания важнее оценок, не умаляя при этом мотивации учения;

2. Уход от деятельности. Один из симптомов данного синдрома – демонстративность. Крайняя степень проявления – истеричность.

Лучше направлять воображение в рисование (помогает в поиске зон успешности). Можно познакомить ребенка с абстракцией и начать рисовать с ним, вешать рисунки дома. Еще один «полезный» здесь вид творчества – народные танцы. Театральный кружок не подходит, так как нужны более мягкие варианты выплеска демонстративных тенденций, в театре же они зачастую гипертрофированы.

3.Позитивное / негативное самопредъявление

Проявления позитивного самопредъявления – постоянная  подчеркнутая любезность, обилие комплиментов, лесть.

Негативного – провокации, социально-неприемлемые формы эпатажа.

Ребенок-негативист делает все, чтобы его наказали, ему важна бурная реакция со стороны провоцируемых им людей.

Яркая демонстративность характерна для обоих случаев.

Основной пример – актеры, постоянно нуждающиеся во внимании публики.

Истинное наказание – лишение внимания, общения.

Награда – открытое, доверительное общение.

Помогает посещение театральной студии (нормализует развитие, направляет в позитивное русло).

4. Синдром социальной дезориентации

Проявления – снижение чувствительности к социальным нормам при гиперактивности и импульсивности.

Ребенок считает, что к нему придираются, что мир несправедлив.

Преимущественно социальной дезориентации подвержены экстраверты.

Наиболее оптимальный способ воспитания – не ругать за мелкие проступки и наказывать за серьезные.

Рекомендации:

— занятия, направленные на иерархизацию социальных  норм;

— обучение навыкам общения.

5. Вербализм и интеллектуализм

В первом случае отмечается высокий уровень речевого развития при недостаточном развитии образного мышления и навыка продуктивной деятельности. Развитие образного мышления, например, посредством рисования, способствует развитию эмоциональности.

Рекомендации:

— понять, на какой возраст развит ребенок, и с него начинать;

— развивать образное мышление;

— мотивировать родителей заниматься с ребенком дошкольными видами деятельности.

В случае интеллектуализма уровень развития логического мышления превышает возрастную норму. Тогда как образное мышление, восприятие и моторика развиты недостаточно (часто встречаются «3-ки» по рисованию и труду). Также иногда встречается незначительный дисбаланс умственной деятельности, инфантильность эмоций.

Запрос родителей в основном связан с трудностями в общении, присутствующими у ребенка.

Рекомендации:

— тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативной и эмоциональной сфер.

6. Семейная изоляция.

Этому синдрому чаще подвержены дети из семей, не вписывающихся в традиционную доминирующую структуру. В понимании родителей самостоятельность ребенка, его отрыв от семьи недопустимы. 

Таким образом, ребенок застревает в дошкольном возрасте, избегает контакта со сверстниками, у него почти нет друзей. Все это может вести к невротизации личности ребенка.

Задача психолога здесь – работа с семьей в направлении расширения представлений о социальном окружении и необходимости социализации ребенка в частности и семьи в целом путем выстраивания контактов с окружающими.

Психология детского воровства

Феномен воровства относят к классу психопатий. Часто люди оправдывают эпизод воровства потребностью в мощном эмоциональном разряде, которого они якобы достигают подобным образом.

Всего лишь около 5% от совершенных краж можно отнести к проявлениям клептомании.

Родители часто маскируют воровство под другим запросом.

Эпизоды воровства часто возникают в младшем школьном возрасте.

Психологический анализ воровства.

Основные причины воровства:

1. недостаточное развитие саморегуляции, нет ценности вещей, нужно объяснить, что не бывает «ничьих» вещей, например, в классе, что любая вещь стоит денег, а деньги – это чей-то труд;  нет четкой дифференциации «мое — чужое»;

2. несформированность волевого поведения, понятий «можно-нельзя», отсутствие четких границ;

Чужие вещи не должны появляться дома. Если ребенок принес чужую игрушку, нужно спросить у родителей ребенка-хозяина вещи, давал ли он свою игрушку поиграть домой.

3. несформированность моральных представлений;

Меры в случае воровства

В случае воровства денег, например из кармана родителей, оптимальной воспитательной мерой является недолгая  ситуация дефицита. Например, на просьбу ребенка о какой-либо покупке следует ответить, что в данный момент денег на нее нет.

4. воровство как компенсация неудовлетворенности (например, меня наказали – я украл деньги – купил шоколадку — утешился).

5. воровство как месть;

6. воровство, связанное с установлением социального статуса, с желанием заслужить популярность одноклассников (например, кража классного журнала);

7.  глупое, неприкрытое воровство как способ обратить на себя внимание, установить связь с родителями, пусть и через негатив;

8. воровство как результат пренебрежения потребностями ребенка («…раз вы мне это не покупаете, я достану это сам»); однако, полностью идти на поводу у ребенка, исполняя любую его прихоть также не нужно;

9. осмысленное воровство как результат зависти;

10. восполнение потребности в сильных ощущениях с помощью воровства (чаще встречается среди подростков).

Рекомендации:

— делать упор на зону успешности («…неправда, ты не плохой, ты хорошо играешь в футбол/ поешь/рисуешь, ты добрый»);

— формирование позитивной «Я — концепции».

Терминологический словарь:

  • Анамнез (психологический) от греч. anamnesis  —  воспоминание  — это сбор информации о клиенте посредством его рассказа о себе, своем жизненном пути, своих проблемах. В случае работы с детьми анамнез предоставляется родителями. Дополнительную информацию можно черпать из наблюдения за поведением, тестирований, рисунков, сочинений, снов.
  • Зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок делает еще при помощи взрослого, а в ближайшем будущем уже сможет делать самостоятельно.
Методики:

  • Методика Рене-Жиля
  • ГИТ (с 10-12 лет)
  • Тест Кеттелла (детский вариант)
  • Тест Амтхауера;
  • Тест Филлипса;
  • Шкала личностной тревожности А.Прихожан;
  • Сложная фигура Рея;
  • «10 слов» А.Р.Лурия и др.