Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей агрессивного ребенка | Обучение и развитие детей

Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей агрессивного ребенка

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей агрессивного ребенка
Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей агрессивного ребенка
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
При осуществлении психологического сопровождения ребенка специалисту очень важно добиться взаимопонимания с его родителями, наладить взаимодействие с ними. Это возможно лишь в том случае, если он сам проявит живую заинтересованность и желание помочь своему подопечному, его маме и папе, а не станет просто поучать их. Ведь для родителей ребенок все равно остаемся самым лучшим, и вряд ли они допустят, чтобы их ребенка критиковали, а тем более чтобы их учили, как его воспитывать.

Целесообразно проводить работу с родителями в двух направлениях:

• Информирование о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих.

• Обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить:

— на лекциях;

— с помощью наглядной информации, размещенной на стендах в классе, в кабинете психолога, в вестибюле школы;

— на тренингах детско-родительских отношений, где проходит обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.

На лекционных занятиях родители могут получить необходимые теоретические знания по вопросам воспитания детей. На первой лекции можно предложить список тем с просьбой отметить наиболее интересные. Все лекции психологической тематики рекомендуется проводить в интерактивной форме, с использованием диалогового режима обмена информацией, как, например, экспресс-тестирование, участие в демонстрациях, упражнениях, мозговом штурме. Наиболее удобная форма работы для родителей — комбинированные занятия: сначала читается лекция на определенную тему, а затем проводится практическое занятие. Комбинированные занятия можно проводить раз в месяц (по 1,5—2 часа). По завершении данных занятий можно предоставлять родителям рекомендации по взаимодействию с ребенком в виде брошюр, памяток.

Тематика лекториев для родителей может включать в себя следующие направления:

• Психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

• Дисциплина и ребенок: как совместить несовместимое.

• Эмоциональная сфера. Как научить ребенка осознавать свои эмоции и управлять ими.

• Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.

• Как найти общий язык с ребенком, или Разговор двух инопланетян

• Техники эффективного общения.

• Семейные конфликты: их значение и позитивные функции, эффективные способы их разрешения.

• Психологические приемы борьбы со стрессом: осваиваем всей семьей.

Стендовая информация.

На стендах размещается информация, знакомящая родителей с кризисными периодами в развитии детей, со способами преодоления негативных эмоций у детей и взрослых, установления нормальных взаимоотношений с детьми; с видами занятий, проводимых с психологом. На стенде также размещается информация о предстоящих мероприятиях, событиях и обязательно — сведения, необходимые для родителей: часы консультативного приема психолога; телефоны экстренной психологической помощи, телефоны доверия.

Тренинги. В ходе тренинговой работы родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений у ребенка. Многие взрослые достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, глазами других, и тем самым как бы объективировать свое поведение. Родители начинают осознавать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой информации.

Основные задачи, стоящие перед психологом в тренинговой работе с родителями:

— расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка;

— выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Примеры тем тренингов для родителей:

• «Сознательное родительство». Тренингродительской компетентности. Технологии общения, эмоциональной саморегуляции, конструктивного решения конфликтных ситуаций во взаимодействии родителей с детьми.

• «Антистресс для всей семьи». Тренинг эмоциональной регуляции. Эффективные приемы самопомощи и развития психологической устойчивости.

Алгоритм работы психолога с родителями

Алгоритм работы с родителями по предлагаемой программе состоит из следующих шагов:

1. Знакомство с мамой и папой ребенка, по проблемам которого поступил запрос либо от педагогов, либо от самих родителей. Для ознакомления с семейной ситуацией, историей развития ребенка, а также особенностями взаимодействия в семье можно использовать метод первичного интервью. Необходимо иметь разрешение матери и отца на работу с ребенком — психолог не имеет права осуществлять психологическое сопровождение школьника без согласия родителей.

2. Диагностическая работа с родителями имеет цель уточнить семейную ситуацию, стиль взаимодействия взрослых с ребенком в домашних условиях (см. Опросник АСВ, тест-опросник ОРО), а также выяснить, какие особенности поведения ребенка вызывают у них тревогу.

3. Консультирование. Можно выделить два вида консультирования родителей: по результатам диагностики и в ходе осуществления коррекционной работы.

Консультирование по результатам диагностики:

— информирование родителей об уровне актуального развития ребенка и имеющихся особенностях его психического развития, обсуждение эффективности используемых воспитательных подходов родителей во взаимодействии с их детьми;

— ознакомление родителей с подробным прогнозом возможностей дальнейшего развития и обучения их ребенка;

— создание психологических условий для адекватного восприятия и понимания родителями ситуации, связанной с проблемами в развитии их ребенка, помощь в осознании необходимости участия ребенка в коррекционной работе с психологом. Консультирование родителей по результатам тестирования располагает их к принятию психологических рекомендаций, подталкивает к взаимодействию с психологом. Психолог должен уметь выбирать адекватную форму представления диагностических данных родителям. Для этого необходимы следующие навыки: способность к качественному анализу результатов теста, умение адекватно «перевести» результаты диагностики с языка терминов на язык, доступный консультируемому, уметь быстро упорядочить результаты обследования и т.д.

Консультирование в ходе проведения коррекционной работы:

— ознакомление родителей с целями и задачами предстоящей работы перед началом ее проведения, а также четкое обозначение результата, тех изменений, которые должны будут произойти с их ребенком;

— ознакомление с эмоциональными и поведенческими особенностями, которые проявляет их ребенок при проведении групповой работы по программе. Это можно сделать во время специальных встреч психолога с родителями (например, после занятий), во время которых психолог делится с родителями информацией о том, какие изменения происходят с ребенком на занятиях, дает рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.

Схема консультирования «Анализ ситуации»

В процессе занятия психолог внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями, желая понять логику его действий, а также его чувства. Для того чтобы объединить усилия психолога и родителей, чтобы близкие более вдумчиво отнеслись к изменениям в поведении ребенка, необходимо уделять время обсуждению содержания и итогов занятия. В ходе такого обсуждения родители постепенно начинают понимать, чем занимается их ребенок во время занятий, что с ним происходит. Объясняя смысл происходящего на занятии, отвечая на родителей вопросы, психолог знакомит их с особенностями подхода к воспитанию ребенка, дает рекомендации. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни.

На что обратить внимание родителей во время консультирования:

Новое в поведении ребенка: прежде всего необходимо рассказать родителям о положительных изменениях в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Важно, чтобы они учитывали достижения ребенка при построении своих взаимоотношений с ним.

Непонятные моменты: родители могут задавать вопросы про конкретные поступки детей, в этом случае педагог или психолог разъясняет смысл тех или иных действий, что помогает наладить контакт родителей с ребенком.

Полезно регулярно обсуждать возникающие ситуации. Во время бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе проведения коррекционной работы у ребенка возможны периоды обострения, обсудить тактику общих действий в такие моменты. В особо трудных ситуациях необходимо помогать конкретными советами и действиями.

Рекомендации психологам по консультированию родителей

Особое внимание мы уделим вопросам оказания консультативной помощи родителям, так как именно это направление консультативной работы вызывает у психологов наибольшие трудности.

Как же давать рекомендации родителям? В первую очередь специалисту не следует пользоваться научной терминологией, непонятной обывателю, во-вторых, все рекомендации должны быть индивидуально ориентированными и иметь практическую значимость. Остановимся на основных целях, к которым должен стремиться психолог при проведении консультативной работы с родителями. Интересную логически Проработанную схему построения консультирования предлагает Генри Парене в книге «Агрессия наших детей» (1997).

Интенсивность и энергия враждебности, порождаемые новыми жизненными обстоятельствами, снижаются, когда существует настоящая привязанность между членами семьи. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера помогут ребенку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие. Для родителей, стремящихся ктому, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более важной задачи, чем установление с ним гармоничных отношений. Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти у него на поводу’ и каждый раз умиляться его поступками. Родители могут сердиться, ими может овладеть раздражение, тревога или беспокойство — все это создает дополнительные трудности при общении с детьми. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что какими бы достоинствами или недостатками ни обладал ребенок, характер взаимоотношений с ним является наиболее действенным средством, определяющим его эмоциональное состояние и влияющим на его душевное развитие. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничными на протяжении всего периода воспитания ребенка: от младенчества до юности. Положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах.

Излишняя враждебность ослабляется при помощи нескольких средств.

1. Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Прежде всего необходимо научиться снижать интенсивность, длительность переживаний и ограничить их последствия. Чрезмерное неудовольствие является источником всех форм враждебности, поэтому его предотвращение способствует смягчению агрессии в поведении ребенка. Лучше всего смягчать враждебность ребенка на ранней стадии ее возникновения. Что может вызвать неудовольствие ребенка? Да что угодно, начиная от физической боли, неудовлетворенности основных базовых потребностей и заканчивая серьезными внутренними переживаниями. Конкретно же эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Одно дедр, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность и ярость и предназначены. Следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим. Даже в лучших семьях при воспитании нужны ограничения в удовлетворении отдельных потребностей ребенка, а следовательно, малыш не может развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования. То есть родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже если они воспитывают их с любовью и делают все для их нормального роста и развития. Общение с ребенком облегчается, если уровень враждебности низкий. Но в принципе подобные проявления неизбежны. Можно снизить частоту возникновения и интенсивность враждебности и таким образом защитить детей от приступов чрезмерной агрессии.

2. Разрешение быть в разумных пределах независимым. Предотвращение опасных для ребенка ситуаций не должно чрезмерно ограничивать его активность, так как это увеличивает вероятность развития чувства враждебности. Прежде всего необходимо понимать и уважать потребность ребенка в соответствующей возрасту самостоятельности, в исследовании окружающего мира, не забывая при этом об ограничениях и помощи в овладении способами саморегуляции. Активность ребенка следует поощрять, будь то спорт или художественное творчество, или учеба. Самостоятельность благотворно влияет на формирование личности ребенка, и первыми учителями и помощниками здесь становятся родители. Чрезвычайно важно научиться определять, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно, а когда ему нужна помощь. Важно поощрять стремление ребенка принимать решения без помощи родителей.

3. Установление ограничений. Ограничения часто являются камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми. Заботясь об интересах ребенка, взрослые без особой необходимости устанавливают жесткие рамки запретов, которые вызывают протест, а значит, создают почву для возникновения враждебности. Однако одни ограничения являются конструктивными, другие — нет. Запрет должен быть ясным и понятным, сопровождаться объяснением причин и при этом быть достаточно твердым. Когда это необходимо, ограничения должны навязываться и поддерживаться. Однако диктат не должен быть постоянным. Если родители сочли какие-то ограничения необязательными, их следует отменить. Наказывая ребенка, надо относиться к нему с уважением, объяснять ему, зачем нужно соблюдать правила поведения и не нарушать пределов дозволенного. Унижающие наказания хотя и дают одномоментный эффект, но цена их может оказаться слишком высокой из-за отрицательного влияния на чувства собственного достоинства и благополучия, на усвоение норм поведения и развитие способности к конструктивному внутреннему контролю. Отменяя привилегии в качестве наказания, следует избегать формального подхода — ребенок должен лишиться того, что действительно доставляет ему удовольствие. Дети часто притворяются безразличными, когда стачкиваются с потерей одного из своих любимых занятий. Иногда они делают это из протеста, желая, чтобы родители почувствовали свое бессилие. Так что при отмене привилегий следует полагаться скорее на свое знание ребенка и его пристрастий, чем на его реакцию на ваши действия. 4. Обучение ребенка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, — ключевая задача воспитания. Знание разных аспектов агрессивности, ее положительных качеств, вырабатывающих в ребенке настойчивость в достижении цели, в преодолении препятствий и адаптации к обстоятельствам, и в то же. время отрицательных, причиняющих вред и разрушающих личность, способствует определению приемлемых форм проявлений враждебности. Зная, что источником агрессивности является чрезмерное неудовольствие, родители постараются устранить моменты раздражения, не допустить стрессовых состояний ребенка. Враждебно настроенный ребенок не есть «воплощение зла», его агрессивность — результат неумения сдерживать свои эмоции и приемлемыми средствами показать свое неудовольствие и раздражение. Помогая ребенку выразить негативные чувства, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.

5. Преодоление вспышек раздражения и ярости. Обучение детей самоконтролю — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для родителей. Детские вспышки раздражения (припадки ярости) являются для родителей серьезной проблемой. .Из-за способности причинять чрезмерное страдание вспышки ярости генерируют в ребенке больше враждебности, чем в иных случаях. Припадки ярости дезорганизуют, подавляют детей, внушают им (а зачастую и родителям) чувства беспомощности и отчаяния. Мы настоятельно рекомендуем родителям не страшиться подобных приступов. Когда они случаются, уделяйте им особое внимание, оставляйте на время все свои дела. Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь первоочередное значение.

6. Снижение интенсивности переживания враждебности. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания могут также приводить к враждебности. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, независимо оттого, выражается оно в явной или скрытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Чувство вины пробуждает потребность в жестоком наказании. Ревность инициирует желание мстить. Хотя родители могут и не суметь полностью справиться с такими переживаниями, они способны помочь ребенку в этом, подавляя их интенсивность.

Р. Кэмпбелл (1997) выделяет пять способов контролирования поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и т.д.). Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать его достоинство. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды. Существует противоположное мнение по вопросу использования наказания как фактора, способствующего контролю поведения. Скиннер (см. Хьелл, Зиглер, 1997) боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на наказании. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности — это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где отсутствует тот, кто может наказать. Вместо использования наказания Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, они более пригодны для формирования поведения человека. Помимо вышеперечисленных методов стимулирования изменения поведения, существуют и следующие психолош-педагогические приемы.

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание ребенка влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Ребенок, оценивая полученную информацию, или утверждается в своих взглядах, позиции, или корректирует ее. Стимулирование — метод, в основе которого лежит формирование у ребенка побуждений деятельности, то есть определенных мотиваций.

Внушение — это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушать — значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в психолого-педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют позитивную или тормозят негативную деятельность ребенка и проявление у него определенных качеств.

Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Требование-совет. Это обращение к сознанию ребенка, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости изменения негативного поведения. Совет будет принят, когда ребенок воспринимает своего наставника как авторитетную личность и мнением которого дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Используется присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень мастерства.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение взрослых владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не научились управлять собственным гневом. Вследствие этого их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследователи дают образцы возможных способов поведения в критических ситуациях, но все они могут быть применимы только с учетом индивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Так, «лекарство» для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию, Они советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

Далее даны рекомендации родителям, направленные на формирование адекватного поведения в период, когда они чем-то огорчены, разгневаны. Данные рекомендации можно разместить на специальном стенде в школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация побудит взрослых уделять больше времени самовоспитанию.

Как избавиться от гнева

1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:

— отложите обсуждение с ребенком его поведение, отложите или отмените совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно);

— намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;

— по возможности выйдите в другую комнату или помещение;

— используйте технику глубокого дыхания — сделайте три коротких вдоха и один длинный выдох.

2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»).

3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением, поможет вашему ребенку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

—старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения;

— посчитайте до 10;

— напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

— разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;

— потопайте ногами, побейте подушку;

— сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками; позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лежа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чем-то хорошем).

Рекомендации по профилактике гнева

1. Наладьте взаимоотношения с вашим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно — это поможет вам в дальнейшем не бояться открытого проявления чувств, даже если вы чем-то расстроены:

— слушайте своего ребенка;

— проводите вместе с ним как можно больше времени;

— делитесь с ним своим опытом;

— рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;

— если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв по отношению к ребенку:

— не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите;

— не позволяйте выводить себя из равновесия;

— умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого.

3. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

— изучите силы и возможности вашего ребенка;

— если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.),

отрепетируйте все заранее;

— если ребенок обычно капризничает в тот момент, когда он голоден, заранее продумайте, как накормить его, например, во время длительной поездки и т.д.

Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).