Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком | Обучение и развитие детей

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его поведения во многом зависит успешность проводимой работы. Если учитываются рекомендации психолога при взаимодействии с учеником, то и результативность работы возрастает во много раз. Дело в том, что в школе ребенок проводит большую часть своего активного времени, и очень важно, какой взрослый находится рядом и как он относится к ребенку. Психологи хотели бы видеть помощника в лице учителя. Поэтому необходимо наладить контакт с педагогом, объяснить ему значимость происходящих с ребенком изменений. Профессиональные взаимоотношения психолога и учителя — решающий фактор, от которого зависит эффективность работы самого практического психолога и результаты труда всего педагогического коллектива в целом.

В своем взаимодействии с педагогами психолог решает следующие задачи:

  1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка.
  2. Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также правилам регуляции собственного состояния и достижения психического равновесия.
  3. Обучение навыкам «ненасильственного» общения — «активного» слушания; исключению оценочности в общении; использованию «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключению угроз и приказов; работе с интонацией.
  4. Отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру.
  5. Формирование у педагогов позиции отказа от наказаний, как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
  6. Обучение педагогов умению направлять энергию детей в «мирное русло» (выявление интересов ребенка, включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий и т.п.).
Формы работы

  1. Индивидуальное и групповое консультирование.
  2. Система разовых практических семинаров, постоянно действующих семинаров, конференций, круглых столов.
  3. Участие в работе методических объединений, педсоветов.
  4. Тренинговая работа с педагогами.
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по поводу проблем поведения и межличностного взаимодействия с конкретными учащимися является наиболее распространенной формой консультативной работы школьного психолога. Данная форма работы помогает решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогает создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка.

В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом:

  1. равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, то есть снятие установки на «готовый рецепт»;
  3. принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
Консультирование педагога по вопросам взаимодействия с агрессивным ребенком может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога , который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной или индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

Групповая консультация также может проводиться по запросу педагогов, в том случае, если одинаковый запрос психолог получает от нескольких педагогов, однако чаще всего этот вид консультации является формой работы школьного психолога в соответствии с тематическим планированием мероприятий образовательного учреждения. Кроме того, групповое консультирование применяется в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель—учитель, учитель—ученик, учитель—родители и др. В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Перспективной формой групповой консультативной работы с педагогами яатяется психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения, в том числе и агрессивных детей в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

Разовые практические семинары, система постоянно действующих семинаров, конференции, круглые столы — являются частью психологического просвещения. Основная задача данных форм работы заключается в создании условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими задач педагогического сопровождения ребенка, имеющего агрессивные особенности. Несмотря на схожесть их основной цели, они имеют различия как в структуре, так и в задачах проведения.

  1. Практические семинары являются формой групповых занятий, проходящих при активном участии обучаемых. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность участников и коллективное обсуждение ее результатов. Разовые семинары направлены на рассмотрение одной или нескольких тем на одном семинаре, постояннодействующие семинары — это система семинаров по одной теме либо по нескольким темам, проводимых в течение учебного года по запросам педагогов.
  2. Конференции — форма работы, которая помогает выявить и обобщить лучший практический опыт. Конференция может стать и своеобразным подведением итогов работы педагогов и психологов с агрессивными детьми.
  3. Круглые столы — в сопровождении агрессивного ребенка эта форма работы наиболее эффективна, так как предполагает открытое общение педагогов друг с другом. В ходе проведения круглого стола может проходить обсуждение актуальных вопросов воспитания, развития и обучения детей, имеющих агрессивные особенности; встречи с интересными людьми, знакомство с новыми исследованиями и опытом коллег, сопоставление своего мнения с мнением коллег по выделенным проблемам.
Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической почты» помогут собрать наиболее актуальные запросы и таким образом оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.

Практика показывает, что в работе с детьми, имеющими агрессивные проявления, наиболее актуальны для обсуждения с педагогами следующие темы:

  1. Понятия «агрессия», «агрессивность», причины возникновения, виды.
  2. Возрастные особенности проявления агрессии.
  3. Психологические особенности детей, склонных к агрессии.
  4. Агрессия и насилие в средствах массовой информации.
  5. Насилие в школе и его последствия.
  6. Индивидуальный подход к учащимся, проявляющим агрессию.
  7. Методы и приемы экстренного реагирования на агрессивные проявления ребенка.
  8. Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка.
  9. Проблемы межличностных взаимоотношений младшего школьника и пути их профилактики.
  10. Влияние стиля взаимодействия педагогов и учащихся на агрессивное поведение ребенка.
Участие в методических объединениях, педсоветах. Основными целями этой формы работы являются повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов, организация пространства с целью стимулирования профессионального диалога, обмена опытом, развития рефлексии. Как методические объединения, так и педсоветы наиболее значимы тем, что итогом их проведения является принятие решений внутри коллектива по обсуждаемой проблеме. Так, при обсуждении вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением агрессивных учащихся, могут быть приняты решения по следующим направлениям:

  1. выделение основных направлений работы с агрессивными детьми в рамках ОУ;
  2. распределение функционала в педагогическом коллективе по психолого-педагогическому сопровождению агрессивного ребенка;
  3. обсуждение содержания каждого направления работы;
  4. определение системы отслеживания результатов проводимой работы.
Тренинговая работа с педагогами. Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении, приобретение знаний, формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении. Тренинговая работа является интерактивной формой психологического просвещения, когда педагог проживает ситуации на собственном опыте, пропуская их через себя. Акцент делается на работе с чувствами, жизненным опытом, рассматриваются уже имевшие место трудности в профессиональной сфере. Обратная связь между педагогами при проведении тренингов стимулирует более рациональное обсуждение и анализ проблем, когда участнику группы предоставляется возможность увидеть и осознать причины своих профессиональных затруднений на основе активного диалога и групповой дискуссии. Обратная связь позволяет участникам рационально оценить свой профессиональной опыт, выявить ошибки и найти пути их преодоления.

Формы и методы тренинговой работы разнообразны:

  1. тренинговые упражнения;
  2. ролевые игры;
  3. анализ различных педагогических ситуаций;
  4. дискуссии.
При обсуждении в тренинговых группах вопросов, связанных с поиском путей взаимодействия педагога с агрессивным ребенком, можно поставить следующие цели:

  1. ознакомление с психологическими особенностями младшего школьного возраста;
  2. ознакомление с методами и приемами взаимодействия педагога с агрессивным ребенком;
  3. определение основных направлений взаимодействия педагога с родителями агрессивного ребенка;
  4. ознакомление со способами экстренного реагирования на агрессивные проявления ребенка;
  5. обучение методам релаксации и саморегуляции педагога;
  6. решение задач поддержки агрессивного ребенка через ролевое проигрывание проблемных ситуаций.
Алгоритм взаимодействия педагога и психолога в сопровождении агрессивного ребенка

Алгоритм взаимодействия педагога и психолога при оказании помощи агрессивному ребенку включает в себя несколько шагов:

  1. Получение запроса, первичное интервью.
  2. Диагностика.
  3. Консультирование (индивидуальное и групповое).
Получение запроса, первичное интервью. Чаще всего запрос педагогов касается поведенческих проблем. Всегда следует начинать беседу с учителем не с тривиального информирования, а с вопроса о том, каким он видит конкретного ребенка, насколько обсуждаемая ситуация естественна для этого ребенка. Затем необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его соображения о причинах поступков ребенка. Психолог должен для себя определить, до какой степени мнение учителя отражает истину, и стоит ли немедленно приступать к обсуждению детских проблем или же оставить время для обдумывания ситуации и проведения дополнительных диагностических мероприятий (наблюдение, беседы с ребенком, с родителями и т.д.).

Диагностика предполагает применение методов наблюдения (см. Приложение 2, 4), анкетирования (см. Приложение 3) и экспертной оценки с целью уточнения запроса и раскрытия причин поведенческих проблем у ребенка. На данном этапе психологу необходимо обобщить полученную информацию и составить план консультирования педагога.

Индивидуальное и групповое консультирование — предоставление рекомендаций, содержание которых должно быть понятно педагогу, не содержать большое количество психологических терминов. Обязательное условие, относящееся к рекомендациям, — их практическая направленность на конкретного ребенка, то есть возможность реализации их в деятельности педагога в процессе уроков, на переменах, во внеклассной работе. Рекомендации не должны содержать пустых словосочетаний, типа: «Развивайте положительные эмоции», «Помогите ребенку преодолеть агрессию» и т.д. Достаточно часто педагогу требуется определенное время, чтобы вникнуть в предложенные рекомендации, в связи с этим информация должна быть разумно дозирована.

Рекомендации психологам по консультированию педагогов

Особое внимание мы уделим вопросам оказания консультативной помощи педагогам, так как эта форма взаимодействия педагога и психолога наиболее востребована. Чтобы давать квалифицированные рекомендации, специалисту следует понимать психологические особенности взаимоотношений учителя с детьми младшего школьного возраста. Дело в том, что в начальных классах характер общения педагога с учениками формирует у детей различное отношение к личности педагога:

  1. положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним;
  2. отрицательное, когда ребенок не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним;
  3. неопределенное, когда у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему.
Учителю следует не обижаться на негативное отношение детей, а попытаться понять причину его возникновения. Вину за не сложившийся контакт с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессионально проанализировав свои слова, действия, переживания, педагог сможет установить причину нарушения отношений с ребенком и наладить их, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса. Ведь существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них положительных или отрицательных мотивов в обучении и поведении.

Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать строгость педагога (нередко кажущуюся). Это явление часто недооценивается учителями на начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрица-тельныеэмоции могут закрепиться, перенестись научебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии ребенка.

Однако нельзя не учитывать, что порой стрессы у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными.

Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребенка может стать причиной негативных психических состояний учащегося, различных школьных фобий (ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.).

Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Склонный к суровому возмездию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивности. Известно, что дети, часто наблюдающие «злость» значимых взрослых, перенимают форму их поведения. Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закрепленир агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом стало появление чувства вины, но не страха и враждебности к учителю.

Рекомендации педагогам, предложенные Н.Н. Заваденко, ТЮ. Успенской (см. Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998), могут способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником, а также помочь ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

  1. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.
  2. Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка — в центре класса напротив доски.
  3. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  4. Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  5. Предусматривать во время учебного дня возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
  6. Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства. Необходимо помочь ребенку научиться адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, а не подавлять свои эмоции,
  7. Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — результат длительного зажима эмоций.
  8. Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии:
  • сдерживание дыхания, зажато горло (ребенок пытается что-то не сказать);
  • скованность в груди (пытается не проявить себя каким-либо образом, то есть здесь происходит остановка чувств);
  • напряжение в руках, сжаты кулаки (пытается что-то не сделать);
  • закрытые глаза (старается не видеть то, на что злится);
  • «набыченный» подбородок.
Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас сердишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?» В этот момент на учителя может вылиться море негативных эмоций, но он должен помнить о возможности в любой момент самортизировать ситуацию спокойной интонацией в голосе и своей внутренней уверенной позицией.

Большую консультативную помощь как психологу, так и педагогу может оказать работа Л.С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (см. Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998). В ней содержатся очень точные психологические наблюдения, даются конкретные советы по работе с разными категориями детей. Вот лишь некоторые из них:

  1. поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Если, например, необходимо организовать дисциплинированное поведение ученика на уроке, можно в зависимости от индивидуальных особенностей поведения ребенка обозначить такие задачи: научиться ничего не говорить учителю сразу при получении плохой отметки, а спросить об этом после уроков; не отвечать на уроке товарищу, даже если он заговорит первый, не выкрикивать, а поднимать руку, и т.д.;
  2. конкретную задачу нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком). Этот прием оказывается значительно более эффективным, чем замечания ребенку во время уроков, когда он уже начал вести себя плохо;
  3. цель ставится сначала на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока), по мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постепенно увеличивается;
  4. обязателен каждодневный контроль за выполнением намечаемых задач (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе с педагогом ставил бы перед собой конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку своих успехов).
При профессиональном взаимодействии педагогов и психолога важно, чтобы каждый из специалистов понимал свою роль на каждом этапе профилактической и коррекционной работы. Эффективность профилактики и коррекции агрессивности детей зависит от готовности педагога к такой работе и заключается в оптимизации его деятельности и взаимодействия с учениками, в умении адекватно реагировать на факторы, провоцирующие агрессивность в условиях школы. Коррекция агрессивного поведения младшего школьника может быть успешной при соблюдении ряда условий: педагог осознает необходимость оказания индивидуальной помощи ребенку; имеет соответствующую психолого-педагогическую и медико-социальную подготовку; способен распознать специфические проявления агрессивного поведения и понять, что стоит за ними; умеет правильно выстраивать взаимодействие с ребенком. При этом ребенок готов принять помощь со стороны педагога.

Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).