Тренинг формирования конструктивной позиции студентов в разрешении внутриличностных противоречий. | Обучение и развитие детей

Тренинг формирования конструктивной позиции студентов в разрешении внутриличностных противоречий.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг формирования конструктивной позиции студентов в разрешении внутриличностных противоречий.
Тренинг формирования конструктивной позиции студентов в разрешении внутриличностных противоречий.
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги
Схема занятий:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (погружение в состояние «здесь и теперь «, путем рефлексии участниками своего эмоционального и физического состояния).

3. Сообщение ведущим целей занятия.

4. Разминочные упражнения.

5. Основная часть (упражнения в ней несут основную смысловую нагрузку, каждое из них заканчивается обсуждением и рефлексией).

6. Подведение итогов занятия (высказывание участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелание на будущее).

7. Домашнее задание.

8. Прощание.

 

Каждый из этих этапов является ритуальным, поскольку повторяется из занятия в занятие и, следовательно, служит своеобразным «якорем» соответствующего психо-эмоционального состояния.

Занятие 1.

Цель: создание условий для лучшего и быстрого знакомства, выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Содержание.

Упражнение  «Приветствие»

Участники тренинга садятся в круг. Ведущий предлагает группе варианты приветствия, побуждает группу предлагать свои варианты. В результате осуществляется совместный выбор способа приветствия, единый и для всех последующих занятий.

Варианты приветствия: а) Невербальные варианты (касание плечами, ступнями, встреча взглядами по принципу «каждый с каждым»); б) Вербальные варианты (обмен теплыми словами «каждый с каждым»); в) Общее приветствие (стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки; совместное произнесение речёвки, стихотворения).

После окончания упражнения – рефлексия настроения.

Выработка правил работы в группе.

Ведущий кратко знакомит участников тренинга с основными принципами работы в группе, которых необходимо придерживаться для создания комфортных условий и получения эффективных результатов тренинга. Затем идёт коллективное обсуждение этих принципов, каждому участнику предлагается при желании внести своё правило.

  • «Здесь и теперь».
  • «Искренность и открытость».
  • «Конфиденциальность».
  • «Принцип исследовательской (творческой) позиции».
  • «Активность».
  • «Принцип Я».
Упражнение «Наши имена»

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Взаимные презентации»

Инструкция ведущего: «Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

  • чего я жду от работы в тренинге;
  • что я ценю в самом себе;
  • предмет моей гордости;
  • что я умею делать лучше всего».
Затем организуется работа в парах. Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции: «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своею партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать».

Вопросы, которые задают участники группы выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например: Какие качества ты наиболее ценишь в людях? Что ты считаешь самым отвратительным? Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он? Назови твое самое заветное желание. Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. Можно использовать следующие вопросы: Оцени успешность твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)? Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе? Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Упражнение «Доверительное падение»

Участники делятся на пары. Один падает, а другой его подхватывает. Подхватывающий стоит в метре за спиной падающего, чтобы иметь возможность прервать его падение. Падающий расслабляется и валится спиной на руки партнёра. Ведущий предлагать обратить внимание на свои чувства в роли «падающего» и в роли «ловца». Затем партнёры меняются местами.

Основная часть

Упражнение «Внутриличностные противоречия в нашей жизни»

Все участники садятся в круг. Каждый по очереди формулирует одно из своих противоречий, отвечая на вопрос: «Что мне даёт моё внутриличностное противоречие?» Своё рассуждение участник произносит по следующей формуле: вид противоречия – мои ощущения – мои мысли – мои действия. Например: я хочу покупать себе всё что пожелаю, но не имею достаточно денег – я чувствую свою незначительность, неуверенность в себе – я пытаюсь найти работу во внеучебное время. Упражнение заканчивается подведением итогов, формированием представления о двояком проявлении внутриличностных противоречий, а также об обусловленности стимулирующей функции противоречий позицией личности в их разрешении.

Это упражнение способствует осознанию двойственной природы внутриличностного противоречия, а также формированию представления об условиях перехода деструктивных противоречий в конструктивные.

Упражнение «Выбираем метафору»

Участники сидят по кругу. Каждому участнику предлагается выбрать притчу (психологический этюд, афоризм) наиболее эмоционально близкий его переживаниям, его внутренней картине мира. Затем каждый участник, по очереди, представляет выбранную им притчу, поясняя, почему он может включить её в своё «психологическое зеркало», отражающее его познания, чувства, действия. (Тексты притч, афоризмов, психологических этюдов, отражающие их основное содержание раздаются каждому участнику).

Упражнение «Сильные стороны»

Инструкция: «Все садятся в круг. Каждый в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, не критиковать себя, не умалять своих достоинств, не говорить о своих недостатках. Кто желает высказаться первым?» Это упражнение направлено на умение мыслить о себе в положительном ключе. Если человек говорит о себе меньше двух минут, оставшееся время все равно принадлежит ему, оно может пройти в молчании. Упражнение заканчивается обменом ощущениями и впечатлениями.

Домашнее задание.

Разделите лист на две части. На одной половине листа составьте список качеств личности, важных, на ваш взгляд, для эффективного преодоления внутриличностных противоречий. На другой половине – качества, препятствующие конструктивному разрешению противоречий. Подумайте, какими из полученных качеств вы реально обладаете. Каких качеств, по вашему мнению, вам недостаёт, какие из них вам «мешают»?

Прощание.

Группа вырабатывает ритуал прощания. Вариант ведущего: общий круг, в котором участники стоят с закрытыми глазами, положив руки друг другу на плечи и передавая группе свои позитивные эмоции.

Занятие 2.

Цель: Развитие позитивного мышления, конструктивной позиции в разрешении противоречий. Актуализация ресурсов собственной личности.

Разминочные упражнения

Упражнение «Чемпионат борьбы на пальцах»

По команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования – чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы или котренера ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх (знак «во!»), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока – производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона.

Вся игра занимает минимальное время, однако мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе

Упражнение «Коллективный счет»

Участники стоят в кругу, опустив голову вниз, не глядя друг другу в глаза, не держась за руки. Задача группы — назвать по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого не нарушив правила: никто не знает, кто начнет первым; нельзя называть два  числа подряд одному участнику; число не должно быть названо одновременно двумя игроками.

Основная часть

Упражнение «Плохо – хорошо»

Цель упражнения: развитие умения видеть в плохом – хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и тяжёлых переживаниях.

Каждый член группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий предлагает подумать об одном из актуальных противоречий. Листок бумаги необходимо разделить на две половины. Слева нужно написать примерно 10 позиций-аспектов внутриличностного противоречия, которые имеют негативные последствия для участника. Затем с правой стороны листа записываются также 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны существующей ситуации. Например, одна из участниц первую позицию слева формулирует так: «У меня в данный момент нет человека с которым я бы хотела связать свою жизнь», позицию справа: «У меня остаётся много времени на учёбу».

При обсуждении упражнения участники приходят к выводу, что можно найти положительные стороны в любой, даже самой трудной конфликтной ситуации.

Групповая дискуссия на тему: «Особенности личности важные в эффективном разрешении противоречий» (Проверка домашнего задания).

Цель: составление перечня качеств личности, способствующих успешному разрешению внутриличностных противоречий, в направлении личностного и профессионального роста.

Упражнение «Разговор со сменой позиции»

В основе этого упражнения – представления создателя психосинтеза Р. Ассаджоли о субличностях. Упражнение позволяет смоделировать процессы, происходящих в мотивационной сфере человека при осуществлении им выбора среди ряда поведенческих стратегий. «Озвучивание» внутреннего диалога, сопровождаемое физическими действиями, ведет к осознанию собственных мотивационных векторов и более четкому формулированию условий проблемной ситуации. Часто это способствует нахождению конструктивного решения проблемы.

Для проработки в этом упражнении не следует брать какие-то фундаментальные жизненные проблемы, в первый раз (когда задача – демонстрационная) достаточно сосредоточиться на проблеме средней сложности и средней значимости. Одно из преимуществ этой техники перед некоторыми другими состоит в том, что участники могут не предъявлять публично содержание своей проблемы; проработка происходит индивидуально во внутреннем плане.

Инструкция ведущего: «Внутри каждого из нас живут разные составляющие нашего Я, каждая из которых имеет свой голос, свою позицию, свои потребности. Такие составляющие нашего Я называются субличностями. В непростых жизненных ситуациях, требующих от нас принятия определенного решения, субличности особенно ярко проявляют себя, спорят друг с другом, настаивают на исключительной правильности только собственной точки зрения. Обычно мы не осознаем, какая субличность побеждает в нас, часто не можем дистанцироваться от неконструктивной субличности. Упражнение, которое я хочу предложить, поможет вам познакомиться с тремя из ваших субличностей. Их зовут Мечтатель. Скептик и Реалист.

  • Мечтатель не знает преград своим фантазиям, он оптимист и верит в решение всех проблем. Он смело предлагает необычные, неожиданные ходы и способен к генерации совершенно нестандартных идей. Его не сковывают условности, он не замечает трудностей и парит в высях своего воображения.
  • Скептик – полная противоположность Мечтателю. Он – пессимист, его взгляд на мир окрашен в черный цвет. Он не верит в возможности счастливого случая и энергичных усилий. Он четко и аргументировано доказывает бесполезность любого действия по разрешению проблемы. Критикует всякое новое предложение.
  • Реалист не отличается энтузиазмом Мечтателя, но и не склонен к пораженчеству, как Скептик. Он – трезвомыслящий аналитик, умеющий продумывать каждый шаг и взвешивающий все «за» и «против». Он прочно стоит на земле. Будучи жестким прагматиком, он умеет видеть в вещах позитивные и негативные стороны и находить конструктивные, оправданные решения.
Сейчас вы проработаете выбранную проблему с использованием своих субличностей. Каждый участник проведет сам с собой внутренний диалог по поводу какой-то своей проблемы, поочередно «входя» в различные ролевые позиции: Реалиста, Мечтателя и Скептика. Причем смена позиций будет сопровождаться реальным физическим перемещением на шаг в определенную точку пространства. Происходить переходы будут но моей команде. Ваша задача внимательно слушать мои слова и проделывать все то, о чем будет говориться».

Завершается упражнение обсуждением результатов, в ходе которого участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой, поскольку они выполняют различные функции.

Домашнее задание.

Проанализируйте свои актуальные противоречия, отвечая на вопросы по следующей схеме:

 

Варианты ответов

 

1. Ощущаю внутреннюю напряженность, разлад с самим собой.

-3

-2

-1

0

1

2

3

1. Ощущаю душевный покой, внутреннюю гармонию.

2. Ощущаю внутреннюю пустоту, отсутствие интереса к чему-либо.

-3

-2

-1

0

1

2

3

2. Чувствую полноту жизни, высокую вовлеченность в происходящее.

3. Чувствую внутреннюю тревогу, беспокойство.

-3

-2

-1

0

1

2

3

3. Испытываю внутренне спокойствие, безмятежность.

4. Данное противоречие я ощущаю как проблему.

-3

-2

-1

0

1

2

3

4. Не отношу данное противоречие к числу проблем.

5. Часто размышляю о данной «проблеме», анализирую сложившуюся ситуацию, ищу пути выхода.

-3

-2

-1

0

1

2

3

5. Не задумываюсь о данной «проблеме».

6. Представляю пути выхода из сложившейся ситуации, имею поэтапно реализуемый план.

-3

-2

-1

0

1

2

3

6. Не представляю пути разрешения данного противоречия.

7. Данное противоречие я ощущаю как источник развития, самосовершенствования.

-3

-2

-1

0

1

2

3

7. Данное противоречие я ощущаю как источник переживания и отрицательных эмоций.

8. На каком этапе на пути разрешения данного противоречия Вы находитесь?

1.

Возникновение противоречия.

2.

Осознание

противоречия.

3.

Размышление о противоречии, возможных причинах, путях разрешения.

4.

Разработка стратегии разрешения противоречия.

5.

Реализация выбранной стратегии.

6.

Преодоление противоречия.

9. Какое эмоциональное состояние подходит для описания Вашего внутреннего самоощущения в связи с данным противоречием:

1.

Страх, ужас, отчаяние

2.

Вина, стыд, раскаяние

3.

Гнев, раздражение, недовольство

4.

Безразличие, нейтральное состояние

5.

Покой, умиротворение

6.

Интерес, любопытство

7.

Радость, приподнятое настроение, восторженность

Занятие 3

Цель: Снижение эмоциональной остроты противоречия, расширение возможности идентификации эмоционального состояния, изменение субъективного отношения к ситуации внутреннего противоречия.

Разминочные упражнения

Упражнение «Встреча взглядами»

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Упражнение «Цвет моего состояния»

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента. Как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, – и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Это упражнение направлено на развитие способности осознавать и вербализовать свое эмоциональное состояние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний.

Основная часть

Упражнение «Эмоциональный аспект противоречия» (упражнение выполняется на материале домашнего задания)

Каждый из участников (по кругу) представляет одно из своих актуальных противоречия в плане его эмоционального переживания. Остальные участники задают любые вопросы, направленные на уточнение его эмоционального состояния, а также его причин. Упражнение помогает участникам осознать модальность собственной оценки внутриличностного противоречия, их эмоциональную насыщенность, стадию их разрешения.

В ходе обсуждения участники стремятся понять: почему определенные противоречия сопровождают выявленные эмоциональные состояния, что способствует снижению их остроты, как связан эмоциональная насыщенность противоречия с успешностью его разрешения.

Упражнение «Проблема»

Цель упражнения: снизить эмоциональную насыщенность, субъективную значимость проблемной ситуации, и тем самым расширить её рациональное видение.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и расслабиться. Затем он говорит «Подумайте о своей личной проблеме, которая в последнее время для вас наиболее значима и актуальна. Постарайтесь сформулировать свою проблему в нескольких словах, которые вы произнесёте про себя.

А сейчас представьте лицо человека, который знает о вашей проблеме и с которым вы недавно её обсуждали. Постарайтесь, как можно более отчётливо представить этого человека, что он говорил вам и что вы ему отвечали. Вспомните, в какой ситуации вы с ним говорили. Воспроизведите в своём воображении обстановку комнаты, детали внешнего окружения.

А теперь попробуйте ваш разговор, комнату, в которой вы разговаривали, себя и своего собеседника увидеть как бы со стороны, как если бы вы смотрели на эту картину в зеркале.

Когда вы чётко представите всё это, подумайте о тех людях, которые живут в вашем доме, ваших ближайших соседях. Подумайте о своём микрорайоне, о бескрайних просторах России и огромном количестве людей её населяющих.

Представьте всю нашу Землю и живущих на ней людей с белым, чёрным и жёлтым цветом кожи, бедных и богатых, несчастных и счастливых. Продвигаясь дальше, подумайте о всей солнечной системе, огромном пылающем Солнце, вращающихся вокруг него планетах и их спутниках. Постарайтесь почувствовать бескрайность, необозримость Космоса, его величие и вечность.

А сейчас… Подумайте ещё раз о своей личной проблеме».

При проведении общего обсуждения участники приходят к мысли, что человек способен спокойно и здраво размышлять о своей проблеме, снизив её субъективную значимость, расширяя своё видение и находя новые аспекты самоанализа.

Упражнение «Могло быть хуже»

Цель упражнения:упражнение помогает эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.

Участники группы устраиваются на своих местах, успокаиваются и расслабляются. Психолог говорит: «Подумайте о существующих у вас трудностях дома и на работе. Что это за трудности? Как  вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете?

А теперь представьте собственную жизнь, если бы получилось самое страшное…(Пауза). Подумайте о том, как бы вы пережили всё это, какие последствия для вашей жизни имело бы это событие. Вообразите его себе во всех подробностях, как если бы оно произошло на самом деле. И, в конце концов, вспомните о своих реальных проблемах».

Обсуждаются моменты положительного принятия участниками тех трудностей, которые у них реально существуют.

Домашнее задание

Составьте на отдельном листе как можно более полный список «узких мест» для какой-либо конфликтной ситуации. (Например, в противоречии между стремлением одновременно уделять внимание семье и работе «узкими местами» могут быть: внеурочная работа, болезнь кого-то из членов семьи, требующая выполнения части его функций, частые командировки и др.)

Занятие 4.

Цель: Когнитивный анализ внутриличностного противоречия, формирование целей его разрешения, планирование средств их достижения, развитие гибкости, нестандартности мышления.

Разминочные упражнения

Упражнение «Встреча взглядами»

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретится с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Упражнение «Любое число»

Ведущий называет по имени любого игрока. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует «три-четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший число, сам может встать, а может остаться сидеть.

Основная часть

Упражнение «Инвентаризация «узких мест».

Работа осуществляется на материале составленных в ходе выполнения домашнего задания списков «узких мест» для конкретных внутриличностных противоречий.

Участники рассаживаются по кругу. В процессе групповой дискуссии осуществляется анализ «узких мест», возможные пути их преодоления. Эффективность данного метода обусловлена тем, что анализировать уже известные проблемные точки разрешения противоречия гораздо легче, чем их искать.

Упражнение способствует когнитивной проработке противоречия, анализу его механизмов.

Упражнение «Взгляд со стороны»

Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция: «Сейчас каждому надо выбрать проблему, это должна быть ваша личная проблема, но такая, о которой вы готовы рассказать в Вашей подгруппе.

Каждый поочередно коротко рассказывает о своей проблеме, а другие участники задают ему неожиданные вопросы».

Это упражнение позволяет участникам группы обнаружить новые, неожиданные для них ракурсы рассмотрения своих собственных проблем, расширяет границы видения мира и себя в этом мире, развивает гибкость мышления.

Упражнение «Несказочные проблемы»

Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно. В учебной группе не стоит брать слишком сложную и глобальную проблему, хотя, как показывает опыт, некоторые участники выбирают для работы одно из наиболее значимых для них противоречий, особенно если с самого начала ведущий предупреждает, что можно будет не раскрывать свою проблему впрямую. Ведущий предлагает участника выбрать сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Участники называют своих персонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей, их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герои. Очень часто (если не всегда) в образе такого сказочного героя проецируются черты Я-концепции участников. Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей (возможно, очень метафорически) на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени приближения) смысл трудностей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу. И предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, но их мнению, в чем-то схожи.

Затем в ходе обсуждения выявляются: Почему именно у данного героя(ев) возникла подобная проблема? В чем причина: в нем самом, в других, в сложившихся обстоятельствах? Какие чувства может испытывать герой в связи с переживанием данного противоречия?

Следующий этап выполнения упражнения – сочинить продолжение сказок, в котором герои искали и нашли бы способы раз решения вставших перед ними трудностей. Работа на данном этапе осуществляется в парах (желательно участников со схожими проблемами) Обсуждаются вопросы: Как данный герой, скорее всего, будет разрешать противоречие, исходя из его особенностей, внешних условий и т.д.? Какого результата ему необходимо достичь? Какое средство может ему в этом помочь?

Домашнее задание.

Наполните содержанием ценности, по которым у вас была выявлена низкая взаимная совместимость. Охарактеризуйте их по следующему примерному плану: Что для меня эта ценность? С удовлетворением каких потребностей она связана? Реализацию каких целей предполагает?

Занятие 5.

Цель: Знакомство с различными технологиями разрешения противоречий, отработка практических умений.

Разминочные упражнения

Упражнение «Спутанные цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Cтолкнувшись руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек, либо несколько независимых кругов или пар.

Упражнение «Любое число»

Игра, которая может быть преподнесена участникам группы как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.

Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычно ошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

Основная часть

Упражнение «Картография внутреннего конфликта»

Упражнение выполняется в подгруппах по 5-7 человек в 3 этапа: на 1-ом этапе участники работают индивидуально, на 2-ом – осуществляется коллективная работа в группах, на 3-ем – каждая группа представляет свой вариант выполнения задания.

Перед выполнением участникам на примере рассказывается процедура составления картографии конфликта, как одного из эффективных способов его преодоления:

Для каждой из конфликтующих ценностей (сторон конфликта) необходимо определить: а) все возможные потребности, удовлетворение которых предполагает реализация данной ценности, б) страхи, опасения, связанные с ситуацией нереализованности данной ценности. Для удобства последующего анализа результатов лист делится на четыре части: 1 столбик – потребности для первой ценности; 2 столбик – опасения для первой ценности; 3 столбик – потребности для второй ценности; 4 столбик – опасения для второй ценности. В результате получается полная наглядная картина, позволяющая определить 1) причины данного противоречия, 2) возможны пути разрешения данного конфликта. Как показывает практика, зачастую оказывается, что в основе конфликтующих ценностей лежат одни и те же потребности или опасения, что и является предпосылкой конструктивного разрешения противоречия.

Упражнение «Интеграция полярностей»

В основе данного упражнения классическая процедура гештальттерапии – техника «двух стульев». Данное упражнение побуждает участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Таким образом создаются условия для полного осознания личностью обеих сторон внутреннего конфликта. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их.

Участники рассаживаются по кругу. Один из участников (по желанию) представляет спор «внутренних голосов» своих конфликтующих ценностей. Сидя на одном стуле он от имени одной ценности, обращаясь к воображаемой, сидящей на противоположном, стуле другой ценности. Через минуту-две участник пересаживается на другой стул и уже с позиции данной ценности выражает свою позицию. Цель диалога – разрешение конфликта, для чего необходим компромисс между обеими сторонами. В упражнении могут принять участие несколько участников (поочерёдно).

Упражнение «Синектика»

В основе упражнения – синектический метод группового решения проблемных ситуаций, предложенный У. Гордоном.

Участники рассаживаются по группам по 5-7 человек. Ведущий объясняет суть синектики, как творческого процесса, побуждающего участников использовать при решении поставленной проблемы одного из четырёх элементов аналогии – личностного, прямого, символического, фантазийного.

Личностный элемент аналогии (эмпатия) заключается в переходе человека, решающего проблему, в образ заданного в проблемной ситуации объекта и попытки рассуждать с его (объекта) точки зрения.

Прямой элемент аналогии заключается в необходимости ответить на вопрос: «А как вообще решаются подобные задачи?»

Символический состоит в необходимости кратко и образно описать суть проблемы.

Фантастический – заключается в представлении о том, как бы решили эту проблему различные мифические и сказочные персонажи в соответствии с их характером.

Группам предлагается решить конфликтные ситуации с использованием одного из элементов аналогии. При этом каждая группа выбирает один из элементов аналогии, который она будет использовать. Затем, при решении следующей ситуации, каждая группа выбирает другой способ и т.д. Упражнение заканчивается обсуждением преимуществ каждого способа, рефлексией произошедшего.

Домашнее задание

Выберите одно из актуальных для вас противоречий. Продумайте и опишите возможные пути его разрешения. Какой из них вам представляется оптимальным? Какой – наиболее труднореализуемый? Какой способ вы чаще всего используете? Опишите ситуации, в которых, по вашему мнению, был бы эффективен тот или иной способ преодоления ситуации внутреннего конфликта.

Занятие 6.

Цель: Выработка стратегии разрешения противоречия, критериев оценки успеха её реализации.

Разминочные упражнения

Упражнение «Надувная кукла»

Упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением («ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует

Основная часть

Групповая дискуссия на тему «Стратегия разрешения внутриличностных противоречий «. (Проверка домашнего задания).

Цель: выявление возможных путей развития противоречия в зависимости от стратегии его разрешения; определение оптимальных стратегий (Например: компромисс и сотрудничество по классификации межличностных конфликтов К. Томаса) и условий их успешной реализации.

Упражнение «Конфликтующие реальности»

Участники разбиваются на пары. Их задача представить в виде диалога борьбу двух противоречащих друг другу ценностей. Карточки с парами ценностей участники вытягивают по жребию. На подготовку отводится 1-2 минуты. Затем каждая пара разыгрывает свою конфликтную ситуацию.

Это задание может вызвать вопросы, просьбы привести пример. Ведущему в этом случае желательно способствовать сохранению неструктурированности, неопределённости ситуации, поскольку данное упражнении направленно на активизации творческого потенциала личности в разрешении противоречия. Кроме того, ведущий должен поддерживать конструктивное взаимодействие «конфликтующих сторон», обращать внимание участников на появившиеся в ходе диалога продуктивные идеи.

После «выступления» каждой пары идёт коллективное обсуждение процесса разрешения. Оценивается: его эффективность, анализируются используемые стратегии.

Домашнее задание.

Вам предстоит разработать программу разрешения своих актуальных противоречий, включающую:

  • Анализ противоречия, причин его возникновения; ориентировку в сложившейся ситуации (что происходит со мной, каково моё эмоциональное состояние, в чём причина моих неудач, что происходит вокруг меня и т.д.);
  • Формирование субъективной модели желаемого, создание системы целей, соотнесение их между собой;
  • Планирование средств достижения целей и последовательности их применения;
  • Выработка критериев оценки результата.
Занятие 7.

Цель: Подведение итогов, закрепление результатов.

Разминочные упражнения

Упражнение «Коллективный счет»

Участники стоят в кругу, опустив голову вниз, не глядя друг другу в глаза, не держась за руки. Задача группы — назвать по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого не нарушив правила: никто не знает, кто начнет первым; нельзя называть два числа подряд одному участнику; число не должно быть названо одновременно двумя игроками.

Упражнение «Шестерка»

Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.

Основная часть

Упражнение «Тактика разрешения противоречий» (на материале домашнего задания)

Участники сидят по кругу. Один из них (по желанию) представляет программу разрешения одного из своих противоречий. Задача каждого участника отметить сильную сторону и «слабое место» данной программы. При этом, говоря о «слабом месте», необходимо сразу предложить путь его нейтрализации. Когда все высказались, участник, который представлял свою программу, говорит, с чем он согласен, с чем нет, какие замечания он учтёт. Затем, свою программу представляет другой участник и т.д.

Упражнение «Контракты».

Члены группы составляют соглашение с самим собой, отвечая на следующие вопросы: а) что нового о себе я узнал во время занятий группы?; б) что нового я узнал о других людях?; в) что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?; г) как я собираюсь это сделать?

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.