Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста | Обучение и развитие детей

Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста
Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений
1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи.

Из чисто теоретических соображений распределение пунктов могло бы походить на гипотетическое распределение на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Мама

Папа

Братья, сестры

Др. члены семьи

Сам ребенок

 

 

 

 

 

Ожидаемое распределение высказываний (гипотетическое). Здесь взята сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, чтобы показать степень вовлеченности в отношения с этим человеком. Важно увидеть, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также должно быть замечено, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей (в психоаналитических терминах: не указывают ли результаты теста на прегенитальный или неразрешенный Эдипов комплекс).

2. Эгоцентрические ответы.

Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокий уровень любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний; и высокий уровень ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.

3. Амбивалентность.

Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребенком, могут составить амбивалентную пропорцию. Необходимо принять, что амбивалентность в отношении существует, если положительных пунктов было направлено члену семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.

Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок, и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. Как правило, можно ожидать, что эти чувства будут связаны с поведением ребенка. Сдержанный ребенок, который не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но он может также быть сдержанным в обеих ситуациях. Выраженные ребенком чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы психологической защиты. Данные о полученных чувствах ставят исследователя перед двумя «реальностями» ребенка — реальностью «действительных» эмоций, направленных на ребенка и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел или в каких он нуждался. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, которые, как они полагают, направляются им самим: в большинстве случаев получаемые чувства удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, которая давала на выход ровно столько, сколько получает на вход.

5. Защиты.

Тестовая ситуация имеет тенденцию актуализировать систему «защиты» ребенка. Это обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы:

1. Отказ. Ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов фигуре «Никто».

2. Идеализация. Ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает фигуре «Никто».

3. Смещение. Ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи.

4. Осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.

5. Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:

  • проекция, когда ребенок преувеличенно и нереально приписывает другим положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;
  • реакция формирования, когда ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.
6. Отсутствие нормальной защищенности. Если протокол показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Некоторые тестовые синдромы

1. Идеализирующая тенденция.

Существует группа детей, имеющих фобии, неспокойных, робких, пассивных, заторможенных, ригидных, компульсивных и т.д., чьи внутренние страхи и деструктивные тенденции, когда они проецируются на их окружение, делают его, в самом деле, ужасным местом. Один из главных механизмов подавления их страхов—это примитивное отрицание, вследствие чего опасность отодвигается, прекращает существовать. Подобные случаи представлены в таблице, расположенной ниже.

Таблица № 1

Преувеличенные положительные чувства, отрицание негативных чувств.









Исходящие положительн.ые

Исходящие отрицательные

Получаемые положительные

Получаемые отрицательные

А.Л. мальчик 11 лет.

Сильный страх смерти своей и родителей, боязнь школы, пищи, ночные кошмары.

 

39

 

0

 

22

 

0

С.К. девочка 11 лет.

Сильный страх смерти и мучений. Боязнь школы, зависимость от матери.

 

38

 

0

 

24

 

0

Д.П. девочка 12 лет.

Сильный страх быть отравленной, боязнь оставаться одной, боязнь школы, ночные кошмары.

 

30

 

0

 

28

 

0

П.Л. девочка 9 лет.

Ригидность, маниакальность, система фобий, ночные страхи.

 

39

 

0

 

26

 

0

Нужно подчеркнуть, что такие реакции — это крайнее выражение идеализирующей тенденции.

2. Параноидальные синдромы.

Примеры такой реакции были получены только в двух случаях и приведены в таблице № 2. В обоих случаях ожидались психотические нарушения. Дети были описаны как «подозрительные» и «всегда ожидали самого худшего». У одного из них имелся страх быть похищенным.

Таблица № 2

Проекция отрицательных чувств

 

Исходя-щие положи-тельные

Исходя-щие отрица-тельные

Получен-ные положи-тельные

Плучен-ные отрица-тельные

 

Я

А.М.

8

2

0

16

6

П.Н.

12

1

0

18

5

Главное отличие от синдрома «отрицания» — присутствие у ребенка исходящих от него отрицательных эмоций, связанных с очень небольшой враждебностью; переживание получаемых отрицательных чувств абсолютно не соответствовало действительности по оценке психиатров. В обоих случаях родители описывались как невротики, но внимательно относившиеся к детям. Ни одна семья не наказывала детей.

3. Эгоцентризм. Вариант самоагрессии.

Отрицательная установка по отношению к семье была обнаружена у детей, переживающих сильные чувства собственной «плохости». Они близки к группе, называемой «отрицающие». Обычно это дети, не желающие ничего, не планирующие, страдающие от своей обособленности (см. таблицу № 3).

Таблица № 3

Чувство агрессии к себе

Случай

Статус

Получе-ние отказа

Осо-бен-ности само-агрес-сии

Положит. чувства к себе

Отрицат. чувства к себе

Материн-ская сверхопека

П.Х. мальчик

8 лет

Стар-ший из двоих мальчиков

Опе-кающая мать

Бьет себя, вырыв-ает волосы, желание смерти

0

8

0

П.Д. девочка 14 лет

Стар-шая из двух девочек

Мать, бросившая семью, нет отца

Выры-вает волосы, кусает ногти

0

9

0

4. Эгоцентризм. Эротический вариант.

Очень положительную установку можно обнаружить у детей, которым всегда потакают, которые пользуются привилегиями и которых поощряют. Таких детей в клинике называют «сверхзащищенными». В миру их называют «баловнями». Примеры таких случаев, которые более распространены, чем вариант самоагрессии, даны в таблице № 4.

Таблица № 4

Аутоэротические чувства

Случай

Статус

Потворство желаниям ребенка

Особенности аутоэротизма

Положительные

чувства к себе

Отрицательные чувства к себе

Материнская сверхопека

Н.П. девочка

8 лет

Близнец

Кумир для матери

Сосание большого пальца, раскачивание, мастурбация, ковыряние в носу

14

3

5

Ж.К. девочка

8 лет

Единст-венный ребенок в семье

Избалована обоими родителями

Сосание пальца, обжорство сладостями, ковыряние в носу, мастурбация

14

2

2

В.С.

девочка

9 лет

Стар-шая из троих

Покрови-тельство отца, потакают обжорству сладостями

Алчность, жадность, мастурбация

8

3

0

Пример

Д.А., младшая из четырех детей и единственная девочка в семье. Разница в возрасте между ней и предыдущим ребенком составляла 10 лет. Она была достаточно одинока, предоставлена сама себе, своим планам и мечтаниям. Примерно за 7 месяцев до обращения в клинику она вдруг пожаловалась на боли, имеющие характер колик, и на опухоль внизу живота. Тщательное исследование ничего не показало. Было высказано предположение, что опухоль была обусловлена удержанием и накапливанием продуктов выделения. Был поставлен диагноз — функциональное расстройство. Девочка была направлена на психологическое исследование. Было замечено, что девочка ходит подобно «беременной женщине» с руками сложенными на животе. Был обнаружен психосоматический фон, оказалось, что мать девочки лечилась от расстройства пищеварения невротического характера 15 лет назад и что у отца недавно открылась язва желудка. Ее тревожная озабоченная мать имела тенденцию потворствовать желаниям дочери, особенно связанным с пищей. В результате этого девочка имела причудливый вкус и гордилась своим чувствительным желудком. Результаты теста приведены в таблице № 5.

Таблица № 5





Исходящие

полож.


Исходящие

отриц.


Получаемые

полож.


Получаемые

отриц.


Степень

вовлеченности


Папа

0

5

0

4

9

Мама

5

0

2

0

7

Первый брат

2

0

2

2

6

Второй брат

0

3

1

3

7

Третий брат

2

2

0

2

6

Жена брата

1

0

2

0

3

Ребенок жены брата

8

0

7

0

15

По результатом таблицы можно сделать вывод о том, что девочка больше вовлечена в отношения с периферическими членами семьи, то есть с ребенком жены брата. Было обнаружено, что появление симптомов у девочки совпало с рождением ребенка, который стал жить в комнате, соседней с ее спальней. За несколько месяцев до рождения малыша, девочка стала беспокойной, начав расспрашивать мать о протекании беременности и о родах. Ее боли происходили в первой половине ночи, примерно в те дни, когда жена брата должна была родить. Когда на терапевтическом сеансе ее спрашивали о трех желаниях, то первым было — желание иметь детей, не выходя при этом замуж: она не хотела бы быть подобной матери, которая чувствовала себя несчастной с «поспешным и небрежным» отцом. Девочка находилась долго под впечатлением родов и сказала, что думает, что это очень больно и что она слышала стоны роженицы. После нескольких сеансов терапии, во время которых ее мысли и фантазии улетучились, исчезли и некоторые симптомы. Был поставлен диагноз — истерическая псевдобеременность.

Литература: Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»

Литература:

Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.

Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»

[1] [2] [3]