Интеллектуальное и творческое развитие детей

Тест-опросник FIRO-B

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Тест-опросник FIRO-B

Тест-опросник FIRO-B
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Теория межличностных отношений, разрабатывалась Вильямом Шутце в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель — ребенок» на свободу или контроль; потребность аффекта зависит, от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

Основные постулаты теории

Основные положения теории были сформулированы В.Шутцем в виде четырех постулатов.

Постулат-межличностных потребностей:

а) каждый индивид имеет три межличностные потребноти: включение, контроль и аффект*;

б) включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

Постулат непрерывности отношений:

наблюдаемое можличностное поведение взрослого индивида—это поведение, подобное тому, с которым он встречался своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со свои родителями. Оно возникает на основе следующих принцип

а) принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель—ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам;

б) принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему

Постулат совместимости:

если совместимость; группы А больше, чем совместимо группы В, то группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

Постулат развития группы — формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

а) принцип групповой интеграции—от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

б) принцип распада группы—на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает В.Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое — к социально дефицитному поведению; слишком много контроля — к автократическому, слишком мало — к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственно чрезмерному, а слишком слабая — к чувственно дефицитному поведению. Позже В.Шутц пришел к мнению, что слишком большое или наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.

Для каждой из областей межличностного поведения В.Шутц описывает следующие типы поведения:

1) дефицитное -предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;

2) чрезмерное — индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;

3) идеальное — потребности адекватно удовлетворяются;

4) патология.

Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к поведению первого, второго и четвертого типа, а успешное овладение в детстве межличностными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в данной области без страха.

Характеристика опросника межличностных отношений

На основе постулатов 1 и 3 В. Шутц создал Опросник FIRО-В (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation). «В» [(behaviour) обозначает уровень, на котором проведено измерение.] Опросник межличностных отношений (ОМО) А. Рукавишникова является русскоязычной адаптацией FIRО -В. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно:

а) прогнозировать поведение индивида в межличностных ситуациях, предупреждать межличностный конфликт;

б) предсказать социальные интеракции. С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя, и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направление: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями. Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибалльной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам.

Таблица 1

НАЗВАНИЯ И СИМВОЛЫ ШКАЛ ОМО

(шесть основных шкал опросника)

ВКЛЮЧЕНИЕ в ы р а ж е н н о е п о в е д е н и е

1е — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

т р е б у е м о е п о в е д е н и е

1w — стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ в ы р а ж е н н о е п о в е д е н и е

Се — пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

т р е б у е м о е п о в е д е н и е

Сw — стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

АФФЕКТ в ы р а ж е н н о е п о в е д е н и е

Ае — стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

ОПРОСНИК МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Инструкция

Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответом, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся «отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйства, на каждый вопрос отдельно/без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.

Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

 

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

Обычно Часто Иногда По случаю Редко Никогда

 

( ) 1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

( ) 2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

( ) 3. Становлюсь членом различных групп.

( ) 4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

( ) 5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

( ) 6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

( ) 7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

( ) 8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

( ) 9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

( ) 10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

( ) 11. Стараюсь быть среди людей.

( ) 12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

( ) 13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

( ) 14. Легко подчиняюсь другим.

( ) 15. Стараюсь избегать одиночества.

( ) 16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.

ОТНОСИТСЯ К:

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

Большинству Многим Некоторым Нескольким Одному Никому

людей людям людям людям двум

( ) 17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

( ) 18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

( ) 19. Мое личное отношение к окружающим — холодное и безразличное.

( ) 20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.

( ) 21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

( ) 22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

( ) 23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

( ) 24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

( ) 25. С другими веду себя холодно и безразлично.

( ) 26. Легко подчиняюсь другим.

( ) 27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.

ОТНОСИТСЯ К:

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

Большинству Многим Некоторым Нескольким Одному Никому

людей людям людям людям двум

( ) 28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

( ) 29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

( ) 30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

( ) 31. Мне нравится когда другие-приглашают меня участвовать в своей деятельности.

( ) 32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

( ) 33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

( ) 34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

( ) 35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

( ) 36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

( ) 37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

( ) 38. Я люблю, когда другие относятся ко мне поприятельски.

( ) 39. Мне нравится, когда, другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

( ) 40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один

из следующих ответов:

(1) (2) (3) (4) (5) (6)

Обычно Часто Иногда Случайно Редко Никогда

( ) 41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

( ) 42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

( ) 43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

( ) 44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

( ) 45. Мне нравится, когда другие приглашают меня

участвовать в своей деятельности.

( ) 46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

( ) 47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

( ) 48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

( ) 49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно

( ) 50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

( ) 51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

( ) 52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

( ) 53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

( ) 54. В обществе руковожу ходом событий.

Ключи для обработки шкал опросника межличностных

отношений (ОМО)

Слева приводятся пункты шкал, справа — номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом — он оценивается в 1 балл, при несовпадении—0 баллов.

Ie Сw Аe

1. 1 2 3 4 2. 1 2 3 4 5 4. 1 2

3. 1 2 3 4 5 6. 1 2 3 8. 1 2

5. 1 2 3 4 5 10. 1 2 3 12. 1

7. 1 2 3 14. 1 2 3 17. 1 2 3

9. 1 2 3 18. 1 2 3 4 19. 3 4 5 6

11. 1 2 3 20. 1 2 3 4 21. 1

13. 1 22. 1 2 3 4 23. 1

15. 1 24. 1 2 25. 3 4 5 6

16. 1 26. 1 2 27. 1

I w Се А w

28. 1 2 30. 1 2 3 4 29. 1

31. 1 2 33. 1 2 3 4 5 32. 1 2

34. 1 2 36. 1 2 3 35. 5 6

37. 1 41. 1 2 3 4 5 38. 1 2 3

39. 1 44. 1 2 3 4 40. 5 6

42. 1 2 3 47. 1 2 3 4 5 43. 1

45. 1 2 3 50. 1 2 46. 4 5 6

48. 1 2 3 4 53. 1 2 3 4 49. 1

51. 1 2 3 54. 1 2 3 52. 5 6

Инспекция счета включает суммирование числа совпадений по каждой шкале и дальнейшее заполнение таблиц.

Источник: Л.В. Финькевич

Диагностика межличностного взаимодействия: психодиагностический практикум

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>