Тест Кеттела | Обучение и развитие детей

Тест Кеттела

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Тест Кеттела
Тест Кеттела
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Диагностика личностных особенностей с помощью факторного опросника Р. Кеттелла 16PF

Вводные замечания

Использование опросника 16PF (16 Personality Factors) позволяет выявить особенности поведения и личности человека, которые проявляются и определяют стиль его деятельности и взаимоотношений в группе, в социуме.

Опросник 16PF был построен на основе факторно-аналитического принципа исходя из данных об особенностях личности, полученных путём регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Исследовательская стратегия, используемая при разработке опросника, схематически представлена в табл. 12.2.1.

Р. Кеттеллом созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов, из которых наиболее известной является 16-факторная (L-факторы – эмпирические, Q-факторы – из опросников). На основе этих факторов был создан опросник (существуют различные формы этого опросника с числом вопросов от 105 в формах С и D до 187 в формах А и В). Названия факторов даются в биполярной форме, что облегчает интерпретацию результатов (табл. 12.2.2). По полученным результатам строится профиль личности, что даёт возможность выявить ведущие факторы и оценить их сочетание.

Таблица 12.2.1. Исследовательская стратегия разработки опросника 16PF (по Л.Ф. Бурлачуку)

Исходный материал

Процедура анализа

18000 терминов, описывающих личность

Грамматический и семантический анализ (Олпорт и Олдберг, 1936 г.)

4500 наименований черт

171 группа синонимов

Семантический анализ (Кеттелл, 1946 г.)

46 биполярных названий личностных черт

Статистический анализ, метод корреляционных плеяд (Кеттелл, 1946, 1957 гг.)

16 (12-20) факторов первого порядка

Факторный анализ

9 факторов второго порядка

Факторный анализ

5 факторов третьего порядка, т.н. «большая пятёрка»

Факторный анализ

В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются два показателя, отражающие отношение к тестированию (шкалы валидности): 1) стремление выглядеть в благоприятном свете – шкала MD; 2) стремление выглядеть хуже, чем на самом деле – шкала FB [77].

Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая (>9 сырых баллов), возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:

  1. испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу);
  2. испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как они выглядят в глазах окружающих;
  3. высокая оценка по шкале MD не связана с искажением результатов (например, это характерно для людей, поступающих на религиозную службу).
Если искажение действительно имеет место, то в личностном профиле будет присутствовать тенденция, при которой все первичные факторы, связанные с экстраверсией, будут повышены, а все первичные факторы, связанные с тревожностью, понижены.

Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая (>5 сырых баллов), следующие:

  1. испытуемый стремится подчеркнуть свою психологическую дезадаптированность в целях получения психологической помощи.
  2. подчеркивание своих неудач и неадекватности может быть вызвано реальной депрессией или другими нарушениями.
Таблица 12.2.2. Названия факторов в модели Р. Кеттелла

Фактор                 Высокие оценки                 Низкие оценки



А

сердечность– отчуждённость
эмоциональная яркость, естественность и непринуждённость поведения, готовность к сотрудничеству, общительность

эмоциональная холодность, скрытость, сдержанность, обособленность.

В

высокий интеллект–низкий интеллект

хороший уровень интеллектуального развития, аналитический ум

плохие способности к обучению, интеллектуальная лень, низкий уровень информированности

С

эмоциональная устойчивость – неустойчивость

эмоциональная зрелость, уверенность в себе

неумение контролировать свои эмоции

Е

доминантность– конформность

властность, независимость, стремление к лидерству

покорность, зависимость, неуверенность в своих силах

F

беспечность– озабоченность

лёгкое восприятие жизни, активность, бодрость

озабоченность, осторожность, медлительность

G

добросовестность– небрежность

дисциплинированность, добросовестность, порядочность, любовь к порядку

непостоянство, эгоизм, неисполнительность, способность ко лжи

Н

смелость– робость

смелость, решительность, тяга к риску, лёгкость общения

робость, нерешительность, застенчивость

 

Фактор                 Высокие оценки                 Низкие оценки

I

чувствительность– жёсткость

мягкость, утончённость, художественное восприятие мира

практичность, реалистичность, суровость

L

подозрительность– доверчивость

недоверчивость, раздражительность, завистливость

доверчивость, терпимость, уживчивость, покладистость

М

мечтательность– практичность

образное мышление, богатое воображение, непрактичность, безразличность к проблемам

практичность, реалистичность, трезвый подход к жизни

N

проницательность– наивность

дипломатичность, проницательность, умение вести себя расчётливо и тонко

прямолинейность, непосредственность, наивность

О

тревожность– жизнерадостность

беспокойство, озабоченность, подавленность, склонность к самоупрёкам, отсутствие веры в свои силы

жизнерадостность, весёлость, бесстрашие, уверенность в своих успехах

Q1

радикализм– консерватизм

разнообразные интеллектуальные интересы, склонность к эксперименту, критическое отношение к авторитетам

консервативность, склонность к проверенным методам и решениям

Q2

самостоятельность–

зависимость от группы

независимость, самостоятельность, наличие собственной жизненной позиции

несамостоятельность, зависимость, конформность

Q3

высокий самоконтроль поведения – импульсивность

умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планомерность и упорядоченность дейтствий

слабая воля, плохой самоконтроль, неумение организовать свою деятельность

Q4

напряжённость фрустрирован-ность – расслабленность

напряжённость, возбуждение, беспокойство, особенно при возникновении трудностей и препятствий

невозмутимость, недовольство любым положением дел, отсутствие стремления к переменам

 

Детские модификации теста Кеттелла – СРQ, HSPQ

Р. Кеттеллом были разработаны модификации личностных опросников для детей от 8 до 11 лет (CPQ – Children’s Personality Questionnaire) и для подростков от 12 до 16 лет (HSPQ – High School Personality Questionnaire). Количество факторов в этих опросниках соответственно равно 12 и 16. Часть факторов «взрослого» опросника в детских модификациях отсутствует, но в этих версиях опросника имеются личностные факторы, специфические для раннего подросткового и подросткового возрастов (табл. 12.2.3).

Таблица 12.2.3. «Детские» факторы в опросниках СРQ, HSPQ

Фактор                      Высокие оценки                    Низкие оценки



D

эмоциональная возбудимость — флегматичность
Нетерпеливый. Демонстративный. Активный. Высокое самомнение. Бесцеремонный. Повышенная импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы

Спокойный. Самокритичный. Постоянный. Тактичный. Эмоциональная уравновешенность и сдержанность

J

Осторожный индивидуализм– конформизм

Высокие  оценки  характерны  для подростков,   считающихся   разумными, рассудительными и упорными. Они знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы. Они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком

Интерес к участию в общих делах. Экспрессивность, деятельность и некритичность

Факторы второго порядка

В ходе факторизации первичных факторов опросника Р. Кеттелла для взрослых (16 PF) было выделено восемь факторов второго порядка, пять из которых являются значимыми [77]: 1) экстраверсия, 2) тревожность, 3) cortertia, 4) независимость, 5) социопатия.

Факторы «экстраверсия» и «тревожность» дают больше всего информации о личности обследуемого. О сущности других факторов известно намного меньше.

Для опросника 16 PF выведены формулы расчета факторов экстраверсии и тревожности второго порядка. В формулы подставляются шкальные значения указанных первичных факторов:

Fэ = 7А + 4F +5Н – 3Q2

Fт = –С + 2L + ЗО + 5Q4

Фактор Fэ «Экстраверсия» измеряет «экстраверсию-интро-версию» – качества, открытые К. Юнгом и отражающие направленность личности либо на внешние события, либо на внутренние переживания. Высокие оценки по фактору экстраверсии второго порядка способствуют более успешной адаптации человека в современном обществе, по сравнению с низкими оценками.

Фактор Fт «Тревожность» – второго порядка «тревожность-приспособленность» – является основным показателем эмоциональных нарушений в 16 PF.

К высокой оценке по фактору тревожности второго порядка всегда следует относиться серьезно. Возможно, конечно, что личность с высокой оценкой просто пытается выглядеть плохо, но это требует проверки. Чаще всего личность, получающая высокую оценку, признает большой дистресс и обеспокоена поиском помощи.

Низкая оценка по фактору тревожности второго порядка необязательно является показателем психического здоровья. При низкой тревожности и высоком MD проблема заключается в том, что личность искажает результаты и скрывает от нас реальную картину. Для выявления истинной тревожности в данном случае требуются дополнительные исследования.

Фактор «Cortertia» – «жёсткая уравновешенность», «интеллектуальная свобода». Содержание фактора «cortertia» определено недостаточно. Высокие значения фактора соответствуют энергичному, реалистичному поведению, управляемому в большей степени интеллектом, чем чувствами. Для лиц с высокими значениями фактора «cortertia» характерны сообразительность, практичность, интеллектуальная живость, готовность объективно решать жизненные проблемы. Эти лица держатся обособленно, прямолинейны в мышлении и не склонны к фантазиям.

Считается, что лица с низкой оценкой по данному фактору в меньшей степени руководствуются интеллектом, и, следовательно, более подвержены влиянию эмоций.

Фактор «Независимость» — второго порядка «независимость-покорность» — также не является до конца определенным. В него входят первичные факторы Е, Q2, L, М и Q1. Таким образом, полюс «независимость» содержит поведенческие (Е+(доминантность), (Q2+(самодостаточность)), эмоциональные L+(подозрительность)), мировоззренческие (М+(мечтательность), (Q1+(радикализм)) компоненты независимости. Одновременный подъем оценок по указанным первичным факторам формирует личность, отличающуюся критичностью, самобытностью, фантазией, несгибаемой «прометеевой волей». Повышение оценок по поведенческим компонентам независимости (Е и Q2) позволяет предположить, что с данным человеком будет трудно иметь дело, но не по причине сильной враждебности, а потому что он любит все делать по своему.

Фактор «Социопатия». Главными составляющими этого фактора являются первичные факторы G и Q3, иногда в нем встречаются также факторы L и Q2. Р. Кеттелл предпочитал подчеркивать позитивные аспекты комбинации факторов G+ и Q3+,

Наиболее известны в этом направлении работы В.Нормана, которые привели к выделению 5 факторов «большой пятёрки»: экстраверсия, нейротизм (тревожность), независимость, социопатия (добросовестность), интеллектуальная свобода.

Пять факторов второго порядка также не всегда воспроизводились в исследованиях. По мнению Г. Айзенка, это связано с тем, что в «большой пятёрке» смешаны факторы второго (сговорчивость, добросовестность, интеллектуальная свобода) и третьго порядка. Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого, третьего уровня: экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан EPI (Eysenck Personality Inventory), а для всех трёх -EPQ (Eysenck Personality Questionnaire).

При интерпретации результата Г.Айзенк связывал рассматриваемые характеристики с особенностями темперамента, имеющими психофизиологическую основу. В нашей стране адаптация опросника была осуществлена в институте Бехтерева, его дальнейшая модификация была осуществлена В.М.Русаловым в ИП РАН.

В настоящем пособии мы будем ссылаться на методическую разработку А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовой, входящую в состав профессионального психологического инструментария, выпущенного ГП ИМАТОН [77].

Порядок работы

  1. Выполните задание опросника Кеттелла 16PF, форма А.
  2. Обработайте собственные результаты, постройте профиль.
  3. Проанализируйте профиль по нижеследующему плану.
  4. Отчёт должен включать: – титульный лист по образцу (см. Приложение 1); – оглавление (автоматическое);
– часть 1. История создания опросника 16PF (1–1,5 с.); – часть 2. Описание факторов и их сочетаний в виде таблицы

(табл. 12.2.4);

– часть 3. собственный профиль и его анализ в соответствии с планом;

– заключение (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с самонаблюдением);

– список литературы, оформленный по ГОСТ (Приложение 3).



Таблица 12.2.4. Форма описания факторов и их сочетаний

Фактор

Содержание, +, –

Значение + и – для успешности учебной деятельности. Сочетание с другими факторами, значимое для учебы

А

 

 

В

 

 



 

 

План анализа профиля

Нижеследующий план анализа разработан в соответствии с [77].

– Провести анализ шкал валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB). От полученных результатов зависит последующая интерпретация полученного профиля.

– Провести анализ факторов второго порядка, прежде всего, фактора тревожности и фактора экстраверсии. Вторичные факторы обобщенно отражают информацию, содержащуюся в первичных факторах. Фактор тревожности второго порядка является наиболее точным указанием на психопатологию. Если оценка по нему завышена, это будет проявляться в оценках нескольких факторов первого порядка.

– Провести описание первичных факторов, набравших самые высокие и самые низкие оценки в порядке уменьшения их отклонения от нормы. Оценки интерпретируются как можно точнее, полезно указывать, откуда выводится каждое интерпретирующее утверждение. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов, являющихся главными в интерпретации.

– Сформулировать гипотезу о характере проблемы, определяющую направление, в котором будет интерпретироваться полученный личностный профиль. В данной работе проблемной областью является учебная деятельность. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение выдвинутых гипотез в контексте целостной картины полученного личностного профиля. В случае неподтверждения эти гипотезы отклоняются.

– Данные, полученные в ходе анализа личностного профиля, сопоставить с дополнительной информацией о человеке, после чего сформулировать специальный психологический диагноз или заключение. В действительности, человека не так легко отнести к какой-либо психологической категории, поэтому часто нельзя дать заключение в виде диагноза. В таких случаях дается описание основной личностной проблематики.

– Высказанные по результатам 16 PF гипотезы об обследуемом сопоставить с данными других тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга. В случае расхождения данных делаются соответствующие выводы. В сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой проблеме.

– Полученный результат сопоставить с результатом самонаблюдения.

Таким образом, процесс интерпретации результатов личностного опросника заключается в соотнесении оценок по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.