Интеллектуальное и творческое развитие детей

Технология организации деловой игры

На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Технология организации деловой игры

Технология организации деловой игры
Мероприятия психолога в школе — Разные мероприятия
Бутрим С.Р. – методист 1 категории отдела методического обеспечения содержания и технологий воспитания Центра воспитания РИПО

Технология организации деловой игры

Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы.

Куратор – педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра.

Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.

Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

Технология деловой игры

I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:

  • Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
  • Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.

Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.

  • Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.

4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.

II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

III анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.

Алгоритм деловой игры:

I ЭТАП ПОДГОТОВКИ

разработка игры: ввод в игру:

  • разработка сценария
  • постановка проблемы, целей
  • план деловой игры
  • условия, инструктаж
  • общее описание игры
  • регламент, правила
  • содержание инструктажа
  • распределение ролей
  • подготовка материального обеспечения
  • формирование групп
 

  • консультации

II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ

  • работа в группах
  • выполнение индивидуальных заданий
  • тренинг

III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

  • вывод из игры
  • анализ, рефлексия
  • оценка и самооценка работы
  • выводы и обобщения
  • рекомендации

Рекомендации куратору

Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека.

Формы и последовательность действий куратора заключаются в следующем:

  • Представление исходной информации.

Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных практических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта.

  • Организация деятельности учащихся.

Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровых ситуациях и т.д.

  • Создание оптимального эмоционального режима.

Оптимизация эмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами:

— речевыми; — мимикой; — жестами;

— предметами; — документами; — видеозаписями;

— слайдами; — звукозаписями; — схемами, графиками.

  • Организация обсуждения результатов.

Постановка задачи на текущем этапе. Подведение итогов.

Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.

Методика проведения деловой игры «Я – профессионал»

«Искренность, уравновешенность, понимание

самого себя и других – вот залог счастья и

успеха в любой области деятельности»

Г.Селье, психолог

Цель: развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся.

Задачи:

1. Помочь будущим специалистам-профессионалам определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность, задуматься о своем призвании.

2. Развивать представления о профессионально значимых качествах, стремление учащихся к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; способность к группоориентированному поведению.

3. Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творчестве, положительное отношение к труду.

Общие сведения об игре. В игре моделируется деятельность нескольких фирм. Участники играют роли совета фирмы. Игра моделирует установление трудовых отношений между президентом и сотрудниками фирмы.

Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления документов (таблиц), анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч 20 мин.

Планируемый результат. Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития.

Правила игры. В начале деловой игры создаются фирмы, которые в результате игровых действий должны накопить капитал. Капитал выражается в денежных единицах, называемых «ПРОФИ», который можно натурализировать, т.е. представить в виде бумажных банкнот (см. образец в Приложении 1). На каждом этапе свои условия зарабатывания денег.

Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм. Также эксперты имеют право после каждого цикла (этапа) оценивать игроков, проявивших себя в каком-либо плане (творчество, логика, лидерство и т.д.), выдавая банкноты (или жетоны) стоимостью в 1000 ПРОФИ.

В игре моделируется профессиональный рост участников по количеству заработанных денежных единиц:

УЧЕНИК – 1000 ПРОФИ МАСТЕР – 3000 ПРОФИ

СТАЖЕР – 2000 ПРОФИ ПРОФЕССИОНАЛ – 4000 ПРОФИ

В конце игры при подведении итогов фирмам присуждаются ТИТУЛЫ:

«Предприниматель» – за проявление творчества, инициативы.

«Карьера» – служащие достигли заметных успехов (рост по служебной лестнице).

«Состояние» – самый высокий уровень жизни (дохода).

1 цикл «Создание фирмы»

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.

Ларошфуко

Ведущий. Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть.

Данный цикл состоит из 2-х этапов. В начале всем участникам деловой игры раздаются карточки с указанием определенной роли (президент фирмы и работник). Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить карточки с указанием ролей (президент и работник) из расчета 1: 5, т.е. если в группе 30 человек, то должно быть 5 карточек с ролью президента и 25 карточек – с ролью работников.

Далее всем игрокам необходимо составить так называемое «резюме», которое отражало бы все профессиональные знания и умения: что закончили или где учится, какой разряд имеют, биографические данные, увлечения, сколько хотели получать за свой труд. Желательно, чтобы это было резюме, характеризующее учащихся непосредственно в данный момент, но допускается и взгляд в будущее, на 2-3 года вперед, если они уверены, например, что за это время научатся профессионально работать на компьютере.

Время на подготовку 3-5 мин.

1 этап: «Я самый…» (для президентов).

Ведущий. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а президенту фирмы особенно. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность, и продолжите фразу: «Я самый…» Аргументируйте утверждения, например, «Я самый предприимчивый, т. к…», «Я самый умный, т. к…» и т. п.

Чем ярче, убедительнее вы себя представите, тем больше сотрудников вы наберете в свою фирму. Участники деловой игры могут задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения.

Рекомендации ведущему. Необходимо заранее настроить «работников», чтобы внимательно слушали выступления «президентов», т.к. им необходимо будет сделать выбор — в какую фирму, соответственно, к какому президенту, идти устраиваться на работу со своим «резюме». Эксперты оценивают деятельность президентов и награждают «Самого…» президента (а их может быть несколько) премией в 1000 «ПРОФИ».

2 этап: «Резюме» (для работников).

Ведущий. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник дохода, приходится искать себе новую работу, обращаться на биржу труда или непосредственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень многое зависит именно от активности самого человека. Сейчас работники попытаются найти себе работу в различных фирмах. Для этого необходимо определить для себя, к какому президенту вы хотели бы пойти работать и предложить в качестве рекламы свое «резюме». Задача президентов состоит в том, чтобы набрать себе штат и создать фирму. Фирмы, набравшие наибольшее количество сотрудников, будут между собой конкурировать.

Рекомендации ведущему. Необходимо обратить внимание на то, какими приемами пользуются участники, чтобы получить работу (убеждение, доказательство и т.п.) и чем руководствуются президенты, набирая штат сотрудников (профессиональные качества, коммуникативные качества и др.).

Эксперты наблюдают за ходом игры и подводят итоги первого цикла: определяются фирмы (их может быть несколько), набравшие большее количество сотрудников и которые будут дальше участвовать в игре. Каждый сотрудник, получивший работу, приносит фирме 1000 ПРОФИ, таким образом, фирма получает начальный капитал, составляющий количество ПРОФИ, заработанные «Самым…» президентом + ПРОФИ по количеству сотрудников фирмы. По усмотрению экспертов количество сотрудников фирм можно уравнять на основе общей договоренности.

В каждой фирме выбирается бухгалтер, который будет фиксировать доход фирмы, т.е. количество заработанных ПРОФИ. Необходимо заранее подготовить бланки учета дохода фирмы (см. Приложение 2) по количеству фирм-участников (4-5 бланков).

2 цикл «Модель профессионала»

Вырастая, человек становится дельцом или творцом. Неплохо, если он при этом станет Человеком.

И.Н.Шевелев

Ведущий. Для того чтобы достичь цели, необходимо, по меньшей мере, четко ее представлять, понимать, к чему идешь. Именно этим мы сейчас и займемся. На первом этапе у каждого из вас есть 5 минут для того, чтобы составить собственную модель профессионала. Для этого нужно заполнить таблицу «Профессионал» (см Приложение 3). Эту часть работы вы выполняете индивидуально.

Рекомендации ведущему. Необходимо проследить, чтобы на первом этапе участники работали индивидуально. Далее вы свои предложения обсудите в фирмах, после чего президенты представят полученные модели в общую Модель Профессионала.

На втором этапе участники приступают к составлению обобщенной модели профессионала. Для этого сотрудники фирмы садятся в круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил фирмы приступают к обсуждению. Причем задача каждого участника – убедить всех остальных в том, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. Обобщенная модель профессионала составляется на основе большего количества предложений. А за каждое учтенное качество или умение служащему присуждается 1000 ПРОФИ. Например, из 8 сотрудников фирмы поступило 6 предложений включить в обобщенную модель профессионала качество ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, таким образом, каждый сотрудник, предложивший данное качество получает 1000 ПРОФИ и т.д.

В итоге, получается несколько моделей Профессионала, т.к. каждая фирма выработала свою модель.

На третьем этапе перед составлением общей модели объявляется конкурс на лучшую модель, в результате которого фирма-победитель получает премию в 2000 ПРОФИ. Для этого президенты фирм представляют свою модель профессионала, а эксперты оценивают, после чего составляется общая модель. Здесь уже за каждое учтенное качество фирма получает 1000 ПРОФИ.

Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить таблицы «Модель Профессионала» по количеству участников.

На первом этапе эксперты внимательно следят за самостоятельностью и правильностью заполнения таблиц.

На втором этапе рекомендуется закрепить за каждой фирмой по одному эксперту для отслеживания результатов учтенных качеств и навыков в обобщенную модель.

На третьем этапе при анализе результатов необходимо обратить внимание:

  • на качество модели профессионала (сравнить с моделью в Приложении 3);
  • на процедуру обсуждения и поведения при этом каждого участника: во время дискуссии следует поощрять высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или в пререкания с претензиями, должно действовать правило: «Говорит один– остальные внимательно слушают; все вопросы задаются только после того, как выступивший человек закончил говорить».

3 цикл «Чувство времени»

Лови каждый миг! Что можешь сделать и что задумал – начинай!

И.Гете

Ведущий. Для современного человека очень важно хорошо развитое чувство времени. Слишком много надо успеть, везде побывать, поговорить с разными людьми. И на все это 24 часа в сутки. Из них 7-8 часов отводится на сон, еще 3-4 часа на необходимые различные процедуры: утренний туалет, завтрак, обед и –ужин, дорога на занятия или на работу и т.п. Таким образом, остается примерно12 часов активного продуктивного времени. Как им распорядиться, чтобы больше успеть?

Данный цикл проводится в 2 этапа.

1 этап «Фотография дня»

Успешно прожить один день – с этого начинается искусство жить.

Ведущий. Самый главный экономический ресурс – время. Это единственное, что нам никогда и ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда деть время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера и заполните бланк «Фотография дня» (см Приложение 4).

После заполнения бланка вы обсудите в своих фирмах результаты работы и составите творческий анализ дня. Например, «В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом.

Рекомендации ведущему. Заранее необходимо подготовить бланки «Фотография дня» по количеству участников, также можно подготовить несколько образцов творческого отчета для каждой фирмы. Заполнение бланка «Фотография дня» проводится индивидуально в течение 3 минут. Когда каждый сотрудник будет представлять свой анализ, эксперты внимательно следят и отмечают лучших, которым выдается премия в 1000 ПРОФИ.

Фирмы, наиболее творчески представившие свою «Фотографию дня» зарабатывают 1000 ПРОФИ и соответственно 500 ПРОФИ.

Это задание предназначено для осознания участниками игры необходимости бережного отношения к своему времени, т.к. для юношеского возраста характерна определенная безответственность, разбросанность.

Можно для разгрузки в виде паузы провести тест «Чувство времени» (см Приложение 5).

2 этап «Моя минута»

Время – это жизнь!

Ведущий. Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Профессионалу нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться и сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда «начали») все одновременно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е. считать до 60. Как только вы закончите считать, сразу поднимаете руку.

Рекомендации ведущему. Это задание лучше проводить по частям с каждой из фирм, для того чтобы зафиксировать каждого участника. Итоги подводятся следующим образом: если участник закончил счет на числах 56-64, то он получает 2000 ПРОФИ и это свидетельствует о его высокой работоспособности, если 50-55 и 65-70 – 1000 ПРОФИ и это свидетельствует о средней работоспособности.

4 цикл «Богатенький Буратино»

Мудрый соблюдает меру и в достойных делах.

Ювенал

Ведущий. Настоящий профессионал должен быть расчетливым, вести скурпулезный учет своих финансов, вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело, но вместе с тем ему нужно уметь быть и щедрым. Представьте себе, что вы богатенький Буратино. У вас есть 30 золотых монет. Вы можете оставить их все себе, или отдать 30 монет одному из сотрудников фирмы, или отдать, например, одному – 3 монеты, другому – 10 и т.д. Одним словом, вы – хозяин своего богатства и свободны в своих решениях. На это у вас ровно 3 минуты. Просьба – подаренные вам монеты другим не отдавать, ведь это подарок и надо его сохранить.

Рекомендации ведущему. Количество золотых монет должно быть равным числу членов фирм. Если есть возможность, можно выдать участникам нужное количество «золотых монет», например, фишками, монетами, чечевицей и т.п. В этом случае не надо заводить ведомость учета. Если же нет такой возможности, то каждый участник должен заполнить ведомость учета расходов и доходов. (см Приложение 6).

Эксперты обращают внимание на то, чтобы участники правильно складывали (или фиксировали) подаренные монеты и свои собственные. По истечении времени подводятся итоги: выявляется в каждой фирме «Самый щедрый Буратино», т.е. тот, кто больше всех подарил своих монет (он получает 1000 ПРОФИ) и «Самый Богатенький Буратино», т.е. тот, кому больше всего подарили монет (получает 1000 ПРОФИ).

Тоже можно проделать и с конкурирующими фирмами, но здесь уже раздается количество монет каждому по общему числу всех участников деловой игры. Итоги подводятся по тому же принципу.

Итоги деловой игры.

Подведение итогов начинается с отслеживания профессионального роста каждого сотрудника фирмы по количеству заработанных ПРОФИ. Определяется, сколько в каждой фирме сотрудников-Профессионалов, сколько – сотрудников-Мастеров, сколько – Стажеров и Учеников. Всем участникам, получившим то или иное звание, можно вручить Сертификаты или дипломы.

Далее награждаются фирмы титулами: «Предприниматель», «Карьера», «Состояние».

После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, заработавших максимальное количество ПРОФИ и получивших звание «Профессионал», о своих впечатлениях. Что они предпринимали, чтобы достичь таких результатов?

Также можно обсудить с участниками слова эпиграфов к каждому разделу игры (их можно оформить в виде плакатов и оформить помещение, в котором будет проводиться деловая игра).

В заключении педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.

 

Приложение 1

Образец банкноты

Приложение 2

Бланк учета доходов фирмы

доход

фирмы

доход от Учеников

доход

от Стажеров

доход от Мастеров

доход от Профессионалов

итого

 

1 цикл

 

2 цикл

 

3 цикл

 

4 цикл

 

Итого

В графе «Доходы фирмы» фиксируется количество заработанных ПРОФИ только фирмой.

В графах «Доход от Учеников», «Доход от Стажеров» и др. фиксируется количество ПРОФИ, которые принесли сотрудники фирмы в результате своего профессионального роста: каждый сотрудник, получивший по итогам цикла звание «Ученик» приносит доход фирме, составляющий 1000 ПРОФИ, «Стажер» — 2000 ПРОФИ, «Мастер» – 3000 ПРОФИ, «Профессионал» – 4000 ПРОФИ. Например, по итогам первого цикла звание «Ученик» получили все сотрудники фирмы (6 человек), таким образом они принесли фирме доход в 6000 ПРОФИ. По итогам второго цикла звание «Стажер получили только 2 сотрудника, значит доход фирмы составит 4000 ПРОФИ.

Приложение 3

«Профессионал»

Качества профессионала

Основные навыки

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Примерная модель Профессионала:

Качества

Навыки

1

 

Добросовестность

 

Коммуникация

(общение)

2

 

Целеустремленность

 

Креативность

(способность порождать необычные идеи)

3

 

Настойчивость

 

Этическая компетентность

(нравственность)

4

 

Предприимчивость

 

Адаптивность

(гибкость, навык использовать возможности)

Приложение 4

«Фотография дня»

Имя_____________________________________________

Время

Содержание деятельности

7.00-8.00

 

8.00-9.00

 

9.00-10.00

 

10.00-11.00

 

11.00-12.00

 

12.00-13.00

 

13.00-14.00

 

14.00-15.00

 

15.00-16.00

 

16.00-17.00

 

17.00-18.00

 

18.00-19.00

 

19.00-20.00

 

20.00-21.00

 

21.00-22.00

 

22.00-23.00

 

23.00-24.00

 

 

Вариант анализа дня:

«В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом».

Приложение 5

Тест «Чувство времени»

Из предложенных вопросов выберите один из вариантов ответа.

  • Есть ли у вас время, чтобы выспаться среди недели?
    • Да
    • Нет
    • Чаще всего, да
  • Если у вас много дел, а телефонный разговор затянулся, можете ли вы закончить беседу вежливой фразой?
    • Да
    • Редко
    • Если думаю, что не обижу собеседника
  • Считаете ли вы, что определенные дела нужно всегда делать в один и тот же день недели?
    • Нет
    • Такое мне не приходит в голову
    • Да
  • Если кто-то из членов вашей семьи включает телевизор, садитесь ли вы смотреть эту же передачу, хотя ранее не собирались это делать?
    • Да
    • Только на несколько минут
    • Нет
  • Планируете ли вы за 1-2 месяца, как будете проводить каникулы?
    • Нет, так как каждый раз провожу их одинаково
    • Нет, так как не знаю, что будет через это время
    • Да, чтобы лучше подготовиться
  • Есть ли у вас время на хобби?
    • Жалко тратить на это время
    • Нет, хорошо, что его хватает на самое необходимое
    • Да
  • Как вы читаете книги, в которых больше 200 страниц?
    • Если интересно, «глотаю» книгу, оставив все остальные дела
    • Читаю ежедневно несколько десятков страниц
    • У меня нет времени читать такие книги
  • Есть ли такой день в неделе, когда вы полностью отключаетесь от всех дел?
    • Иногда, но заранее никогда не планирую
    • Да, такой день есть
    • Тем, кто может себе такое позволить, очень везет
  • Мучают ли вас угрызения совести, если вы что-то не успели сделать?
    • Да, мне это всегда неприятно
    • Да, из-за этого я не могу спать
    • Нет, я отношусь к этому спокойно
  • Согласны ли вы с поговоркой «Делу время – потехе час»?
    • Конечно, полностью согласен
    • Не знаю
    • Нет, думаю, что человек должен больше отдыхать, чем работать
  • Часто ли из-за учебы (работы) вам не хватает времени для общения с членами семьи?
    • Да
    • Нет, я почти всегда нахожу для этого время
    • Иногда
  • Планируете ли вы, как в новом году лучше использовать свое время?
    • Да, планирую, но не совсем верю в успех
    • Мне для этого не нужен новый год, я это делаю регулярно
    • Не вижу в этом для себя никакой необходимости
  • Есть ли у вас привычка записывать все наиболее важные дела, которые предстоят на следующей неделе, в записную книжку или в свой дневник?
    • Иногда, я записываю только самые важные дела
    • Нет, я и так хорошо помню
    • Да, стараюсь записать все, что необходимо сделать, чтобы ничего не забыть
  • Если у вас есть время и возможность сделать что-то необходимое, отложите ли вы это дело на завтра?
    • Нет, постараюсь сделать это прямо сегодня
    • Все зависит от настроения
    • Думаю, что успею все сделать завтра, так и поступаю
  • Можете ли вы сказать с точностью до 5 минут (разумеется, не глядя на часы), сколько времени занимает та или иная работа или занятие?
    • Да, для меня это не составляет труда
    • Нет, я не замечаю, как бежит время
    • Могу, особенно когда я хорошо себя чувствую
  • Знаете ли вы способы, повышающие эффективность учебы или работы?
    • Да, причем не только знаю, но некоторые из них использую сам
    • Знаю, но использую очень редко, и так все получается нормально
    • Нет, об этом никогда не задумывался
  • Есть ли у вас распорядок дня?
    • Нет, так как я считаю, что и без него я все успеваю
    • Нет, просто я об этом не думал
    • Да, есть
  • Удается ли вам придерживаться распорядка дня?
    • Да, мне это практически всегда удается
    • Нет, это очень трудно для меня
    • Время от времени

Обработка результатов

Сравните свои ответы с приведенным ниже «ключом» и суммируйте полученные баллы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

a

10

10

5

2

5

5

3

5

7

b

0

2

0

5

2

2

8

8

10

c

8

8

8

10

10

8

0

0

0

Вопрос

10

11

12

13

14

15

16

17

18

a

8

0

2

5

10

10

10

2

10

b

3

10

10

2

5

2

7

0

0

c

0

5

5

10

2

5

0

8

3

От 16 до 40 очков. У вас ни на что не хватает времени. Вы за многое беретесь, но редко доводите начатое до конца. Часто забываете о том, что нужно сделать.

От 41 до 80 очков. Вы многое успеваете сделать, но все же иногда у вас не хватает времени из-за определенной неорганизованности. У вас есть резервы, и вам их надо использовать.

От 81 до 110 очков. Вы знаете цену времени, как правило, хорошо используете его. Но вы умеете и отдыхать. Так держать!

От 111 до 168 очков. Вы очень хорошо используете свое время, но иногда нужно и отдыхать от учебы и другой работы.

Приложение 6

Ведомость учета монет

 

Собственные монеты

 

 

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

Например:

 

Собственные монеты

 

 

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

1

5

25

1

4

4

2

3

22

2

5

9

3

7

15

3

10

19

4

10

5

 

 

 

 

итого

5

 

 

19

Литература:

  • Журнал «Воспитание школьников», 5/2001, 6/2001.
  • Подиновский В.В., Платонов В.Я. и др. Методические разработки и рекомендации по деловым играм.
  • С.А. Габрусевич, Г.А.Зорин. От деловой игры – к профессиональному творчеству. Минск «Университетское».1989.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  • Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
  • Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>