Стандартизация и унификация на уроках технологии | Обучение и развитие детей

Стандартизация и унификация на уроках технологии

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Шаров Владимир Иванович
Человечество изначальноставило перед собой вопросы: «Как создан Мир и из чего? Что явилось первокирпичиком – основой материи мироздания?» Идея о том, что вещество состоит из абсолютно неделимых и неизменных частиц, предложена древнегреческими философами Демокритом, Эпикуром и т.д. Стараясь получить знания о «первокирпичике» — унифицированном элементе, человечество рассчитывает раскрыть тайну мироздания. В настоящее время построен коллайдер, назначение которого именно ответить научно на эти вопросы. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов, выраженного в периодической системе элементов, создало прочный фундамент и открыло путь для атомной теории вещества, получения различных новых материалов. «Первокирпичиком»  в музыке являются ноты. 7 нот являютсяосновой всего искусства звуковых художественных образов. Первосвятители Кирилл и Мефодий объединили славян общей письменностью (кириллицей). Древний Рим для расширения своего государства направлял легионы солдат по всему миру. Легионеры одновременно были и завоеватели и строители. Первые кирпичные здания в станах варваров появились благодаря именно строителям Рима. Так называемые «базилики» послужили основой для строительства в будущем христианских храмов. Применение стандартных и унифицированных узлов в мире огромно. Однако люди испытывают определённые трудности, когда вовремя не могут  договориться и ввести на то или иное общий (международный) стандарт.

Примерами могут послужить отсутствие договоренности (стандарта) в Европе на ширину колеи железнодорожного полотна дороги, лево и правостороннее движение и т. д. Так для чего же нужно и как можно использовать стандартные и унифицированные узлы на уроках технологии. При создании изделий из конструкционных и поделочных материалов учащиеся должны быть поставлены в равные условия. У них должны быть: а) одинаковые заготовки из единого материала; б) одинаковые инструменты. Изделия, которые учащиеся выполняют на уроках технологии, условно можно разделить на 2 категории: 1. Выполнение так называемого «завершённого» изделия: с действующей технологической картой с определёнными допусками. Например, изделия слесарной практики: мебельная скобка, подвесы и крючки и т.д; столярные изделия: указки, подставка «под горячее», полочка для книг и т.д. 2. Выполнение первоначального элемента, который в дальнейшем будет использоваться для создания разнообразных форм и изделий. Конечно же, эта вторая категория изделий должна соответствовать требованиям конструкторско-технической документации. Учитель технологии не может дать задание «на свободную тему»: «Вася делает самолёт, Миша телевизор, а Петя мебель». Если учащимся давать задание изделий «завершённых», т.е. 1-й категории, по разработанным учителем чертежам и технологических картам, то в итоге получатся однообразные продукции (50 указок, 50 табуреток и т. д.) Где же грань между творчеством и обязательным выполнением требований конструктивно-технологической документации? Перед учителем технологии стоит задача: найти тот самый «первокирпичик» при создании того или иного изделия, чтобы поставить учащихся первоначально в равные условия, но чтобы они имели возможность применить свои знания и фантазию и используя этот «первокирпичик» выполнили  что-то оригинальное, неповторимое, свойственное только этому ученику. Однако, это изделие должно соответствовать требованиям конструкторско-технологической документации. Я приведу несколько примеров применения унифицированных узлов на уроках технологии в школе №15 г. Заволжья. (Из авторской методики Шарова В. И. «Художественная обработка древесины и конструирование» одобренной аттестационной комиссией УО Городецкого района. Пр.№304/п от 20.08.2007г.) Пример № 1. Резец для резьбы по дереву. Унифицированный узел: Заготовка, состоящая из 2-х реек 6*130*35 металлические пластины — обломки полотна для ножовки по металлу. Умения и навыки: 1. Получение паза в древесине для металлической пластины + 0,5 мм. 2. Склеивание 2-х пластин клеем ПВА.



Технологическая карта и варианты изготовления



Примеры работ учащихся 7-8-классов МБОУ СШ №15 г. Заволжья Пример №2. Геометрическаярезьба. Унифицированный узел: выемка-треугольник со сторонами 10-15 мм, лучик со сторонами 15-25 мм. Умения и навыки: Работа резчика



Варианты панно с геометрической резьбой Творчество: Получение уникальных панно. Оформление резьбой любых изделий. (Дипломант областного конкурса профессионального мастерства «Учитель-мастер 98») Пример № 3. Резная шкатулка. (проект в работе 2015 г.) Унифицированный узел: 1. Брусок 80*40*30 2. Наборы накладных реек, планок  и т.д. Умения и навыки: 1. Выполнение различных столярных технологических операций.



2. Работа резчика



Примеры выполненных работ Творчество: получение оригинальной формы шкатулки, украшенной резьбой по дереву.  

Проекты учащихся 6-8 классов МБОУ СШ и Православной гимназии им. Александра Невского Пример № 4. Маска. Унифицированные элементы: разбивка лица человека на плоскости. Умения и навыки: работа резчика, художника, скульптора.  

Разбивка маски на плоскости



Эмоциональные состояния: печаль, восторг, ярость.



Работы учащихся 8-9-х классов МБОУ СШ №15 г. Заволжья Творчество: При определённых навыках возможность передачи сходства с объектом. Пример №5. Макеты панельных домов в М 1:20. Унифицированные узлы: 10 разновидностей панелей дома высотой 2,5 метра, длина 4,3,2 метра. Учащиеся на уроках технологии изготовили по чертежам учителя панели макета дома с точностью +0,5 мм. Это позволило использовать эти панели как конструктор для сборки своего авторского проекта дома учащегося. Макет 2-х этажного дома собирается учащимися буквально за полчаса. 

Рабочие чертежи панелей



Альбом узлов

План 1-го и 2-го этажей



Проект 8-ми комнатного садового домика общей площадью 112 м², выполненный Куликовым Николаем. Функциональное назначение комнат: — на 1 этаже: при входе прихожая и рядом кухонная комната, а также зал вместе с гостиной, спальная, ванная и туалет; — на 2 этаже: второй зал и вторая спальная.



Планы 1-го и 2-го этажей



Проект 4-х комнатного садового домика



Примеры макетов садовых домиков, изготовленных учащимися 8-9-х классов МБОУ СШ №15 г. Заволжья



Примеры дизайна садовых домиков. Рисунки автора  Пример №6. Воздушный змей коробчатого типа на основе конструкций Харграва. Унифицированный узел: Конструкция воздушного змея состоящая из 4-х рамок и 4-х продольных реек. Рамки — 50*50,  4 шт. Рейки — 10*10*1200,  4 шт. Умения и навыки: при изготовлении рамки использовать соединение в полдерева. Допуск на ошибку при изготовлении рамки +0,5 см. Сборка конструкции спомощью ниток и клея ПВА. Технологическая карта 



Конструкция Харграва



Разновидности воздушных змеев на основе конструкции Харграва



Летные испытания Творчество: на базе конструкции Харграва придумать и спроектировать свою конструкцию воздушного змея, используя конструкцию Харграва как фюзеляж воздушного змея. Мы проводили испытания различных конструкций разработанных учащимися. Каждая конструкция необычна в полёте и имеет свои лётные качества. Итог. Приобретение и разработка «первокирпичиков»для учебных заведений (школ), таких как «Лего», «Конструктор», «Радиоконструктор» и т.д., позволит вывести уроки технологии из примитивного выполнения простейших деталей и изделий на уровень современных требований к учащимся. В разработке «идей» создания таких «первокирпичиков» может принять участие каждый учащийся на уроках технологии. И тогда будет цениться не конечный результат по созданию, например, робота, а те «первокирпичики», заложенные в его изготовление: 1. Детали машин и кинематические схемы; 2. Электротехнические элементы; 3. Радиоэлементы; 4. Программы. При создании робота в исследовательской работе может принять участие вся школа, достаточно 1-2 наборов «первокирпичиков» по робототехнике. Придумать»первокирпичик» в какой-то степени довольно сложно и дорого. Вспомните цену, которую запросил изобретатель шахмат:

«Рассчитайтесь со мной зерном. На первую клеточку положите одно зёрнышко, на вторую — два, на третью — четыре… На шестьдесят четвёртую клеточку не хватило зерна в целом мире.» Материал составлен по авторской методике «Художественная обработка древесины и конструирование» учителя технологии Шарова Владимира Ивановича г. Заволжье Нижегородская обл.