Сравнение возможности и ограничения двух методик — рисуночного теста и методики незаконченных предложений | Обучение и развитие детей

Сравнение возможности и ограничения двух методик — рисуночного теста и методики незаконченных предложений

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Сравнение возможности и ограничения двух методик — рисуночного теста и методики незаконченных предложений
Сравнение возможности и ограничения двух методик — рисуночного теста и методики незаконченных предложений
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Задание. Сравнить возможности и ограничения двух методик: рисуночного теста и методики незаконченных предложений.

 

Рисуночная методика

Методика незаконченных предложений

Возможности

Предусматривают  не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов.

Предъявление неопределённого стимульного материала позволяет без труда обнаружить случаи, когда значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным материалом.

Несложная процедура проведения, не требуется сложная подготовка (как, например, бланков при тестировании).

Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию дает испытуемому относительную  свободу в выборе ответа или тактики поведения.

Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами оценками.

Имеют высокую диагностическую валидность, а также валидны при исследовании содержания фантазий.

Ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации, помогают проникнуть  в наиболее интимную область человеческой психики. Позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Цель —  выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы. Помогают провести диагностику защитных механизмов.

Отличаются богатством получаемого материала от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников.

Проективные методики понимаются как способ изучения индивидуальных проявлений личности; они вскрывают не объективные реально существующие качества личности и ее отношения с внешним миром, а то, как они воспринимаются самой личностью.

Практически полное отсутствие влияния так называемой тестовой тренированности. То есть повторное использование методики применительно к конкретному испытуемому не приводит к сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором.

В качестве предварительного этапа обследования рисуночный тест позволяет весьма надежно определить наличие явных отклонений в интеллектуальном развитии. С учетом названных ограничений он может быть эффективно использован как компонент комплексного психологического обследования.

 

Процедура тестирования (при тестировании ребенка) сама по себе выгодно отличается от традиционной. Графическая  деятельность (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий.

 

Ограничения

Ограничиваться одним данным тестом при обследовании недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно — начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития (обычно, ребенка).

Применение крайне неопределённых стимулов (испытуемый, чьё восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает у нас затруднений: человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ, и мы вполне можем начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные с агрессивными потребностями.

Тем не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных динамик на основе ответов по проективным методикам, если мы обнаружим протоколы, которые не выходят за рамки интра- и интериндивидуальных норм: трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной, всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эгомеханизмов человека, которые функционируют ради избегания враждебности)

Можно проводить и на детях.

Проведение на детях затруднено, инструкция сложнее, чем в рисуночной методике.

«Нестрогая» инструкция может стать причиной отказа или затрудненного проведения методики.

 

Если рисунок не завершен, обработка такого материала едва ли целесообразна. В незавершенном рисунке могут быть упущены многие детали, имеющие диагностическую ценность, что исказит итоговую оценку.

 

Высокие показатели, полученные конкретным испытуемым, могут свидетельствовать не о его высоком интеллекте, а об усвоенных им навыках рисования (или хотя бы просто изобразительных шаблонах).

 

Выполнение этого теста в большей степени зависит от культурных условий.

 

При использовании возникают некоторые проблемы, связанные с прогнозированием.

Имеют средние показатели валидности и надежности. Общепринятым является мнение о недостаточной   объективности проективных методик. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.

Данные, полученные с помощью методик, не должны быть приняты как окончательные, они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.

Для оценки проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии.

Зависимость результата от личности психолога (от выбранного плана анализа и интерпретации данных, от теоретических позиций, которых он придерживается, от манеры экспериментатора, индуцируемых им чувств).

Кажущаяся простота методик. Методики чрезвычайно сложны и громоздки, предполагают высокий уровень мастерства экспериментатора и одновременно не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов.

Литература:

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М, 1996

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.