Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Республики Беларусь | Обучение и развитие детей

Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Республики Беларусь

На главную Документация школьного психолога Доклады о психологической службе Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Республики Беларусь
Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Республики Беларусь
Документация школьного психолога — Доклады о психологической службе
Т.Н.Ковалева,

заместитель Министра образования

Республики Беларусь

Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Республики Беларусь

(доклад на II Международном конгрессе «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья)

Одним из путей совершенствования системы обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в Республике Беларусь является организация психологической службы образования, главная цель которой – психологическое здоровье детей, учащихся и студентов, наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости и обеспечение психологической готовности к жизненному самоопределению.

Первым организатором психологической службы в нашей стране по праву можно назвать Л.С.Выготского. Его идеи до сих пор являются предметом изучения и психологов, и дефектологов, и искусствоведов и других специалистов. Практическая направленность его деятельности, создание им психологического кабинета в техникуме в период его работы в Гомеле во многом опередили время. И его идеи стали определяющим маяком в развитии психологической службы в системе образования нашей страны.

Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки старшего поколения преподавателей-психологов высшей школы. Тематика их исследований имела практическую направленность: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И.Иващенко), психология межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте (руководитель Я.Л.Коломенский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н.Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С.Клевченя, Г.М.Красневская), проблемы профессиональной подготовки в вузе (руководитель Л.А.Кандыбович). Запросы практики и нарождающейся психологической службы вызвали интерес к таким темам как психология агрессивного поведения (И.А.Фурманов), кризисная психология (Л.А.Пергаменщик) и др.

В 1974 г. начала работать «Служба знакомств», где прием вел психолог Я.Л.Коломинский. В марте 1986 года в г. Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н.Сизановым. В журнале «Рабочая змена» появились статьи-консультации психологов, проявившим интерес к практической психологии. Начал работать «Телефон доверия». Сейчас под этим номером (246-11-11) работает служба экстренной психологической помощи.

Постепенно сложилась потребность в психологических услугах у населения, особенно когда в школах и педагогических вузах был введен с 1983 года курс «Этики и психологии семейной жизни». Многие ученые-психологи и преподаватели высшей школы включились в подготовку учебно-методических пособий для обеспечения этого курса (Я.Л.Коломенский, Д.И.Водзинский, А.В.Васильева, М.А.Григорович, А.А.Логинов, А.Н.Сизанов, А.И.Кочетов, В.И.Писаренко и др.), который в значительной степени отличался психологическим практическим содержанием.

Реальные же условия для массового внедрения психологии в систему образования Республики Беларусь возникли только в 1988 году, когда началась подготовка практических психологов для учреждений образования. Минский государственный педагогический институт им. М.Горького один из первых в бывшем СССР осуществил набор 23 учителей школ-интернатов для получения новой специальности «практический психолог учреждений образования». Кстати, только 3 вуза из 12 рекомендованных Министерством образования СССР, смогли сразу же приступить к этой подготовке.

С 1 ноября 1988 г. решением коллегии Министерства просвещения СССР МГПИ им. М.Горького было поручено открыть специальный факультет переподготовки практических психологов для учреждений образования. Организационной базой для него стал специальный факультет организаторов народного образования (декан Н.И.Мицкевич). Сегодня исполняется 15 лет со дня этого важного события в системе образования. На кафедре психологии (зав. кафедрой Л.Н.Рожина) и кафедре общей и детской психологии (зав. кафедрой Я.Л.Коломинский) были разработаны учебные планы и программы, определены основные дисциплины, виды психологических практик.

С начала 90-х годов активно создается нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Значительную помощь в ее создании оказали временные научные коллективы, созданные по инициативе Министерства образования (руководители Ю.Н.Карандашев, О.С.Попова, Н.А.Цыркун). Их наработки легли в основу многих документов, регламентирующих деятельность психологов. Разработан образовательный стандарт по практической психологии (руководитель С.И.Коптева).

Таким образом, психологическая службы в системе образования постепенно стала переходить из экспериментального в нормальный, рабочий режим деятельности.

В соответствии с приказами Министерства труда  и Министерства образования с 1996 г. должность психолога (с 1998 г. педагога-психолога) введена в начальных, базовых и общеобразовательных школах при наличии следующего количества классов-комплектов: до 11 – 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся), 12-33 – 1 ставка, 34-44 – 1,5 ставки, 45-55 – 2 ставки. На каждые 12 классов-комплектов свыше 55 –  дополнительно 0,5 ставки.

В профессионально-технических учебных заведениях должность психолога введена из расчета: до 400 учащихся – 0,5 ставки, свыше 400 – 1 ставка. В средних специальных учебных заведениях до 500 учащихся – 0,5 ставки, свыше 500 учащихся – 1 ставка. С 1998 г. должность педагога-психолога введена в отделы воспитательной работы с молодежью высших учебных заведений: на каждые 1500 студентов дневной формы обучения 1 ставка, но не менее одной ставки на вуз. С 2000 г. должность педагога-психолога появилась во всех типах дошкольных учреждений из расчета 0,5 ставки при наличии 4-7 групп детей и 1 ставки – свыше 7 групп. Педагоги-психологи работают сегодня и в учреждениях внешкольного воспитания и образования, детских спортивных школах и оздоровительных лагерях, хотя обязательное введение этой должности в штатное расписание только рассматривается Министерством образования совместно с Министерством труда и социальной защиты.

В настоящее время в стране имеется широкая сеть психологических услуг: психологическую помощь детям и родителям в системе образования оказывают 92 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), 24 (или 60?) социально-педагогические центров (СПЦ), 72 (или 60 ?) детских социальных приюта, 8 территориальных центра социального обслуживания семьи и детей; 3 социально-психологических реабилитационных центра для населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Определенные виды социально-психолого-педагогической помощи, в том числе и профильно-ориентированные, детям, молодежи и семье оказывают также 3 реабилитационных центра для детей с психофизическими заболеваниями системы здравоохранения, 2 центра службы социально-психологической реабилитации в детских реабилитационно-оздоровительных учреждениях Комитета по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 20 многопрофильных центров по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, 12 региональных служб социальной помощи молодежи и 86 клубов молодой семьи Департамента по делам молодежи Министерства образования.

Сеть учреждений по оказанию помощи тем или иным категориям детей и взрослых целенаправленно создается  общественными организациями. При Союзе женщин работают 2 кризисных центра для женщин и детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, в том числе  связанной с насилием, при общественном объединении «Дети не для насилия» – центр помощи детям-жертвам насилия, при общественном объединении «Понимание» – центр помощи детям с девиантным поведением и др.

Развитие в последние несколько лет сети названных учреждений в стране позволила нам успешно решить вопросы оказания специализированной помощи детям с особенностями психофизического развития по месту жительства и таким образом не допустить их разрыва с семьей. Своевременно оказывать поддержку, в том числе и психологическую, детям из семей, где проявились признаки неблагополучия и таким образом сдерживать рост социального сиротства. И главное, работа специалистов в социально-педагогических учреждениях дала возможность не допустить развития в нашей стране такого страшного явления как детская беспризорность и создать институт приемной семьи, расширив для ребенка, выпавшего из семьи, возможности воспитания в семье.

В системе образования сложилось понимание значимости деятельности педагога-психолога, идет работа по совершенствованию научно-методического, технического и организационного обеспечения его деятельности. Одно из подтверждений – ежегодное увеличение численности педагогов-психологов в учреждениях образования, несмотря на постоянный поиск системой образования возможности экономии средств и необходимости сокращения общей численности работников. В настоящее время в учреждениях образования всех типов (дошкольные учреждения, школы, пту, ссузы, вузы, СПЦ, ЦКРОиР, детские социальные приюты и другие учреждения) работают 4013 педагогов-психологов, что составляет 71 % от потребности, отраженной в типовых штатах.

Признание значимости профессиональной позиции педагога-психолога в системе образования говорит о том, что очевидно непростой процесс, происходящий все эти годы,  поиска педагогом-психологом своей ниши в педагогическом коллективе, определения своих функций и возможностей во взаимодействии с другими специалистами (учителем, воспитателем, мастером, преподавателем, социальным педагогом, дефектологом) дает свой определенный положительный результат. И в дальнейшем взаимодополняемость позиций педагога-психолога и других педагогических работников и специалистов в подходе к развивающейся личности, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы с отдельными личностями и коллективами (классы, группы) мы будем рассматривать как необходимое условие эффективной работы психологической службы в системе образования.

С особым чувством, как человек, который сам имеет психологическое образование, замечу, что профессия психолога, педагога-психолога в частности, становится в нашей стране все более популярной: в последние 7-10 лет конкурс при поступлении в вузы по специальности один из самых высоких. И это несмотря на то, что психологов готовят на 26 факультетах в 22 государственных и негосударственных вузах и 12 институтах повышения квалификации и переподготовки кадров. В подготовке педагогов-психологов задействован научно-педагогический потенциал 30 кафедр психологии белорусских вузов. Ведущим вузом в нашей стране по подготовке психологов различных специализаций по праву считается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, где на 6 факультетах обучаются более 2000 будущих психологов. И в настоящее время наступил момент, когда мы должны сместить акцент с количественных показателей на качественные. Целесообразна рационализация сети учреждений и структур, аттестация кадров осуществляющих подготовку психологов, уточнение стандартов подготовки специалистов.

 

 

И сегодня в системе образования высшее базовое психологическое образование имеют уже 37 % педагогов-психологов. Вместе с тем без какого-либо психологического образования работает 13 % специалистов с высшим педагогическим образованием, правда, большинство из них уже обучается по психологической специальности. Остальные 50 % специалистов имеют базовое педагогическое образование и дополнительное психологическое, полученное, в основном, в течение двухгодичной очно-заочной переподготовки в институтах повышения квалификации. Часть психологов закончила психологические факультеты в вузах Москвы и Санкт-Петербурга – и это один из путей влияния российских психологических школ на развитие психологической службы в Республике Беларусь. Еще один очень ярко представленный сегодня путь такого влияния психологических школ других стран – широкое распространение и востребованность среди специалистов психологической литературы, издаваемой в России, Украине, в Прибалтийских странах. Многим из присутствующих известно, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по социальной поддержке работников учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета» от 1 октября 1997 г. № 494 с 1998 г. педагоги-психологи получают дополнительные выплаты к зарплате на приобретение методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий и это несколько расширяет их возможности профессионального роста.

Для педагогов-психологов учреждений образования издается специальный журнал, как одно из методических приложений к изданию «Адукація і выхаванне» — «Псіхалогія». Во многих методических журналах данного издания публикуются материалы по проблемам практической психологии и организации психологической службы. Но сегодня преждевременно говорить о достаточном методическом обеспечении педагогов-психологов. Скорее, мы должны констатировать обратное. Развитие и расширение сферы деятельности психологической службы, усложнение и уточнение задач ее деятельности в реформируемой национальной системе образования все больше предъявляет требований к ее научно-методическому обеспечению.

На наш взгляд, наблюдается значительный разрыв между запросом практики и научно-методическими возможностями психологической службы профессионально ответить на этот запрос. Насколько качественно и быстро этот разрыв будет преодолен – зависит будущее психологической службы в системе образования.

К числу наиболее типичных проблем в работе педагогов-психологов можно назвать по-прежнему:

  • увлеченность психодиагностикой в противовес другим направлениям работ (психопрофилактическому, коррекционному, консультативному и просветительскому), при этом используются гpoмоздкие, часто неадаптированные психологические методики. И мы стоим перед необходимостью создания в стране соответствующей структуры, в функции которой входило бы подготовка, адаптация и стандартизация психологических методик, используемых в системе образования;
  • педагоги-психологи недостаточно владеют методикой психологического просвещения детей, подростков и родителей. Их выступления на страницах газет, журналов, на радио и телевидении все еще редки;
  • педагоги-психологи не уделяют должного внимания составлению планированию работы, пренебрегают анализом своей деятельности. Рабочая документация примитивна и часто избыточна, громоздка. Отсутствует прогнозирование результатов организационно-педагогических решений, принимаемых в учреждении;
  • в 40-часовой рабочей неделе педагога-психолога предусмотрены 8 часов на профессиональное самосовершенствование. Да, мы сталкиваемся с фактами, когда отдельные руководители не предоставляют своим педагогам-психологам этого времени (каждому 10 педагогу-психологу отказывают в этом). Но, к сожалению, и сами педагоги-психологи не всегда рационально используют это время. За 4 года педагоги-психологи опубликовали около 500 методических разработок. А вот количество проведенных за это же время региональных конференций и семинаров по психологической тематике составляет 1754. Но часто они проходят формально, эффективность их не анализируется, результаты нигде не фиксируются и они не становятся в дальнейшем предметом профессиональной рефлексии;
  • педагоги-психологи слабо изучают потребности учебно-воспитательного учреждения, часто предлагают только ту психологическую помощь, в которой имеют определенный опыт, не проявляя при этом инициативы для профессионального роста. Как показали, проведенные в 2000 и 2002 годах республиканские конкурсы «Психолог года», в системе образования работает немало высококлассных педагогов-психологов. Но, к сожалению, основная часть педагогов-психологов имеет низкую квалификацию. Высшую квалификационную категорию получили только 2,8 % педагогов-психологов, а первую – 16,9 %. Большинство же психологов не имеют квалификационной категории (51,8%). В настоящее время идет работа по восстановлению общества психологов, которое необходимо, прежде всего, практикам, для повышения их профессионального мастерства. Этот вопрос становится все более актуальным. Именно общество психологов может способствовать профессиональному росту, а также контролировать выполнение этических норм в деятельности психолога. Этот процесс нуждается в поддержке.
Очень много предстоит также  сделать по совершенствованию управления психологической службой. Сегодня в организации психологической службы часто не выполняется одно из важнейших условий: инспектор районного (городского) отдела образования, курирующий деятельность педагогов-психологов, должен иметь высшее психологическое образование. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволяет разграничить уровни подчинения педагога-психолога: по профессиональной линии он должен подчиняться инспектору-психологу; по организации режима работы, выполнению функциональных обязанностей –  руководителю учреждения. Закон «О местном самоуправлении» для решения этого вопроса на местах нередко становится препятствием.

Органы управления образованием также в долгу перед педагогами-психологами в создании должных условий для работы. Приказом Министерства образования утверждено положение о кабинете психологической службы и требования к его техническому оснащению. Однако сложности в организации рабочего места педагогов-психологов сохраняются. Обеспеченность отдельными кабинетами для индивидуальной и групповой работы не превышает 50 процентов. 43 % психологов имеют кабинет, совмещенный с другими специалистами. 7 % психологов вообще не имеют рабочего места. И 18 % кабинетов соответствуют нормативным требованиям по материально-техническому обеспечению, наличию необходимой психологической литературы и методик.

Таким образом Министерству образования, органам управления образованием на местах, руководителям учреждений, кафедрам психологии, да и самим педагогам-психологам предстоит еще многое сделать и в научно-методическом и организационном планах для совершенствования деятельности психологической службы, без которой белорусская система образования уже немыслима.

Психологическая служба стала реальностью, получила широкое распространение, затрагивает интересы многих и поэтому стала необходима и возможна подготовка Закона «О психологической службе в Республике Беларусь», над проектом которого и работают соответствующие специалисты в настоящее время.

Я сознательно остановилась сегодня на проблемах в работе психологической службы, будучи уверенной в том, что кадровый потенциал психологов в Республике Беларусь позволяет решить самые сложные вопросы. И рекомендации по итогам Конгресса окажут значительное влияние на теорию и практику психологической службы в системе образования нашей страны.

Не вошло в доклад

Психологи слабо владеют методом наблюдения, пренебрегают им. Количество факультативов по психологической тематике недостаточное для психологического просвещения учащихся (1319). Они бы могли компенсировать в определенной мере отсутствие урока по психологии в школе. Сейчас прорабатывается вопрос о создании стандартной мебели для кабинета психолога. В некоторых учреждениях все еще не выписывается республиканский журнал «Псіхалогія». Ведомственная подписка на этот журнал составляет 1259 экземпляров. Педагоги-психологи вынуждены сами приобретать за свои деньги довольно дорогостоящую психологическую литературу. 148 психологов не получают доплату на методическую литературу.

Тоже наблюдается и в работе методических секций. Их в стране насчитывается 374. Казалось бы достаточно для профессионального роста. Но качество их работы оставляет желать лучшего. К числу наиболее частых проблем, выдвигаемых на методических объединениях можно отнести следующие:

  • совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога по профилактике девиантного поведения;
  • психолого-педагогическое обеспечение процесса модернизации школьного образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях 5- дневной учебной и 6-дневной школьной недели;
  • теоретические и практические основы коррекционной работы педагога-психолога;
  • практическая работа педагога-психолога в рамках техники «Арт-терапия»;
  • тренинг преобразующего взаимодействия;
  • использование групповых форм работы в коррекционной и профилактической деятельности педагога-психолога;
  • работа педагога-психолога по коррекции детско-родительских отношений.
К началу следующего учебного года планируется ввести 544 ставки педагога-психолога.

Слабо представлена доплата за заведование кабинетом психологической службы. Такую доплату получают всего 163 психолога. Некоторые руководители почему-то считают, что такая доплата психологам не положена.