Содержание дисциплины "Социальная психология". Практика | Обучение и развитие детей

Содержание дисциплины "Социальная психология". Практика

На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Содержание дисциплины "Социальная психология". Практика
Содержание дисциплины "Социальная психология". Практика
Лекции и практикум по психологии — Социальная психология
Продолжение

Тема 1. Социально-психологическое сопровождение деятельности учителя

  1. Организация психолого-педагогического просвещения учителей по психологическим основам педагогической деятельности.
  2. Психологическое консультирование учителей по проблемам понимания в педагогическом общении, выработке индивидуального стиля деятельности.
  3. Психологическая диагностика личности учителя с целью самопознания.
  4. Организация психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности учителя.
Тема 2. Педагог-психолог как субъект коррекции стилей педагогического общения

  1. Организация психолого-педагогического просвещения учителей по проблемам педагогического общения.
  2. Психологическая диагностика коммуникативных свойств личности учителя.
  3. Психологическое консультирование учителей по проблемам индивидуального коммуникативного стиля.
  4. Социально-психологический тренинг педагогического общения.
Тема 3. Проблема межличностных отношений в структуре коррекции поведения «трудных подростков»

  1. Социально-психологические аспекты типологизации «трудных» подростков.
  2. Психологический анализ типов личности «трудных» подростков.
  3. Психологическое просвещение педагогов по работе с «трудными» подростками.
  4. Психологическое консультирование для подростков и их семей.
  5. Психологические тренинги для педагогов по овладению коммуникативными навыками для взаимодействия с «трудными» подростками.
Тема 4. Социально-психологические детерминанты

формирования личности учащегося

  1. Психолого-педагогическое просвещение учителей по вопросам формирования личности и личностно ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания.
  2. Динамическая структура личности. Педагогические возможности управления ее формированием.
  3. Модели воспитательного воздействия в процессе формирования личности.
Тема 5. Социально-психологическое сопровождение

взаимодействия школы и семьи

  1. Организация социально-психологического просвещения семьи.
  2. Функции семьи в социализации ребёнка.
  3. Формы социально-психологического взаимодействия школы и семьи.
Тема 6. Практикум по работе с родителями

«Как любить детей»

  1. Психолого-педагогическое просвещение по вопросам взаимоотношений в семье.
  2. Диагностика взаимоотношение в семье: между супругами, между родителями и детьми.
  3. Социально-психологический тренинг семейных отношений.
Тема 7. Социально-психологическое сопровождение

управленческой деятельности

  1. Социально-психологическое просвещение по психологическим аспектам управленческой деятельности.
  2. Диагностика личности руководителя.
  3. Социально-психологическое консультирование по самопознанию и саморегуляции.
  4. Социально-психологический тренинг общения в управленческой деятельности.
  5. Работа над имиджем руководителя.

План проведения конференции «Социально-психологическое сопровождение педагогической деятельности»

Вопросы для обсуждения:

  1. Использование психолого-диагностических методик для изучения коммуникативных свойств личности.
  2. Психологическое сопровождение формирования личности ребенка. Процесс социализации.
  3. Общение как социально-психологический феномен. Роль общения в становлении личности.
  4. Социально-психологическое сопровождение управленческой деятельности.
  5. Становление внутригрупповых отношений. Социометрическое изучение групповой динамики.

Вопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология»

Изложите рекомендации, которые Вы дадите в ходе психологического консультирования на основе психологической диагностики.

1. С помощью теста Лири:

а) если у испытуемого высокие баллы по шкале доминантности;

б) если у испытуемого высокие баллы по шкале уверенности в себе — эгоизма;

в) если у испытуемого высокие баллы по шкале требовательности — агрессивности;

г) если у испытуемого высокие баллы по шкале скептицизма — подозрительности;

д) если у испытуемого высокие баллы по шкале уступчивости — подчиняемости;

е) если у испытуемого высокие баллы по шкале доверчивости — зависимости;

ж) если у испытуемого высокие баллы по шкале доброжелательности — кооперативности;

з) если у испытуемого высокие баллы по шкале отзывчивости — альтруизма.

2. С помощью теста Голанда:

а) если у испытуемого реалистичный тип личности;

б) если у испытуемого интеллектуальный тип личности;

в) если у испытуемого социальный тип личности;

г) если у испытуемого предприимчивый тип личности;

д) если у испытуемого артистичный тип личности;

е) если у испытуемого конвенциональный тип личности.

3. С помощью теста Айзенка:

а) если у испытуемого тип темперамента холерический;

б) если у испытуемого тип темперамента флегматический;

в) если у испытуемого тип темперамента меланхолический;

г) если у испытуемого тип темперамента сангвинический.

4. С помощью социометрической методики Дж.Морено:

а) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего со­циометрический статус «звезды»;

б) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего со­циометрический статус предпочитаемого;

в) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего со­циометрический статус пренебрегаемого;

г) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего со­циометрический статус отвергаемого;

д) для педагогического воздействия на личность испытуемого, имеющего социометрический статус изолированного.

5. С помощью опросника Кеттелла:

а) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале А — замкнутости — общительности;

б) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале F — сдержанности — экспрессивности;

в) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Н — робости — смело­сти;

г) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Е — подчиненности — доминантности;

д) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале L — доверчивости — подозрительности;

е) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале N — прямолинейности — дипломатичности;

ж) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q2 – конформности — неконформности;

з) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале О — тревожности — спокойствия;

и) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q4 — расслабленности — напряжённости;

к) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале I — чувствительности — жестокости;

л) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q3 — низкий самоконтроль — высокий самоконтроль;

м) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале G — подверженность чувствам — высокая нормативность поведения;

н) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале С — эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость;

о) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале В — высокий интеллект — конкретное мышление;

п) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале Q1 – консерватизма — радикализма;

р) если у испытуемого высокие (низкие) баллы по шкале М — практичность и мечтательность.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»

  1. Предмет социальной психологии.
  2. История становления социальной психологии.
  3. Методы социальной психологии. Уровни методологического анализа.
  4. Условия достоверности результатов социально-психологического исследования. Надёжность, валидность, точность исследовательских процедур. Репрезентативность выборки.
  5. Программа и последовательность осуществления социально-психологического исследования.
  6. Метод наблюдения в социально-психологическом исследовании.
  7. Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании.
  8. Метод опроса в социально-психологическом исследовании. Виды опроса.
  9. Беседа и интервью как виды опроса в социально-психологическом иссле­довании.
  10. Анкетирование как вид опроса.
  11. Эксперимент как метод социально-психологического исследования.
  12. Общение как проблема социальной психологии. Диалектика общественных отношений и межличностного общения.
  13. Структура общения.
  14. Коммуникативная сторона общения.
  15. Интерактивная сторона общения.
  16. Перцептивная сторона общения.
  17. Эффекты межличностного восприятия. Эмпатия.
  18. Эффекты межличностного восприятия. Аттракция.
  19. Эффекты межличностного восприятия. Атрибуция каузальная.
  20. Роль установки в межличностном восприятии. Эффект «ореола».
  21. Проблема влияния в социальной психологии.
  22. Понятие малой группы в социальной психологии.
  23. Классификация малых групп.
  24. Формальные и неформальные малые группы.
  25. Группы членства и референтные группы.
  26. Основные направления исследования малых групп в социальной психоло­гии.
  27. Социометрическое направление.
  28. Социологическое направление в исследовании малых групп.
  29. Шкала групповой динамики.
  30. Образование малой группы.
  31. Феномен группового давления. Понятие конформизма.
  32. Понятие групповой сплочённости. Деятельностно-опосредованный подход к пониманию развития групповой сплочённости.
  33. Уровни групповой сплочённости. Социометрический индекс групповой сплочённости.
  34. Критерии групповой сплочённости.
  35. Понятие психологической совместимости.
  36. Проблема ценностно-ориентационного и целевого единства группы.
  37. Лидерство и руководство в малых группах. Сходство и различия.
  38. Теория происхождения лидерства.
  39. Стили руководства. Авторитарный. Демократический. Либеральный.
  40. Типы лидеров.
  41. Групповое принятие решений.
  42. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.
  43. Понятие конфликта в социальной психологии. Виды конфликтов.
  44. Типы конфликтов в организации.
  45. Стадии протекания конфликта.
  46. Стратегии разрешения конфликтов.
  47. Проблема отчуждения как социально-психологическая.
  48. Отчуждение и деформации личности.
  49. Профилактика отчуждения.
  50. Стили общения.
  51. Социально-психологические барьеры в общении.
  52. Понятие личности. Личность в системе социальных отношений.
  53. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «человек», «индивидуальность».
  54. Понятие социализации личности.
  55. Мотивационная сфера личности.
  56. Любовь как социально-психологический феномен в концепции Эриха Фромма.
  57. Социальная психология управления как наука. Основные проблемы.
  58. Характеристика субъекта управления.
  59. Стили управления. Авторитет и авторитарность в системе управленческих отношений.
  60. Социально-психологический климат в организации.
  61. Уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы.

Примерная тематика рефератов по дисциплине «Социальная психология»

  1. Предмет социальной психологии.
  2. Методы социальной психологии.
  3. Общение как социально-психологический феномен.
  4. Интерактивная функция общения.
  5. Коммуникативная функция общения.
  6. Перцептивная функция общения.
  7. Педагогическое общение как социально-психологический феномен.
  8. Стили общения, их продуктивность.
  9. Стили педагогического общения.
  10. Социально-психологические барьеры общения, пути их снятия.
  11. Межличностное общение как условие развития личности.
  12. Общение в семье (социально-психологический аспект).
  13. Проблема больших групп в социальной психологии.
  14. Проблема групповой динамики в школьном классе.
  15. Коллектив как уровень развития малой группы.
  16. Воспитательное развитие коллектива.
  17. Социально-психологический климат в коллективе,
  18. Социально-психологический климат в ученическом коллективе.
  19. Семья как малая группа.
  20. Взаимодействие семьи и школы: социально-психологический аспект.
  21. Любовь в человеческих отношениях и влияние на неё социальных факто­ров.
  22. Дружба как социально-психологический феномен.
  23. Проблема личности в социальной психологии.
  24. Роль общения в формировании личности.
  25. Социализация личности (социально-психологический аспект).
  26. Идентификация личности и процесс освоения социальных ролей как ме­ханизм развития личности.
  27. Социально-психологические установки учителя как детерминанта форми­рования личности учащегося.
  28. Полоролевая социализация личности.
  29. Педагог-психолог как субъект социально-психологического сопровождения работы школы.
  30. Социально-психологический тренинг в системе работы практического пси­холога.
  31. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя школы (организации).
Литература по дисциплине «Социальная психология»

  1. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. — М., 1999.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. — М., 2001.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие. — М., 2000.
  4. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991.
  5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. — М., 2001.
  6. Большаков В. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения.

    Игры. – СТБ. 1996.
  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие для студ. — М., 1998.
  8. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. — М., 1999.
  9. Гаулстон Марк, Голдберг Филипп. Психологические ловушки. — Интер-Пресс, 1996.
  10. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-н/Д., 1996.
  11. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Метод.пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.
  12. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М., 1991,
  13. Гросс Понтер Ф. Побеждать на работе и дома. — М., 1997.
  14. Добротворский И.Л. Золотые правила ежедневной жизни: Мысли в пути. – М., 1997.
  15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб. для вузов. — М., 1999.
  16. 3еркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-н/Д. 1998.
  17. Иванова И.Р. Социальная психология: Методические рекомендации к практическим занятиям. – Могилёв, 2001.
  18. Коломенский Я.Л., Бондаренко А.П. Актуальные проблемы социальной психологии: метод. рекомендации. — Мн., 1983.
  19. Конфликтология: Учебник. — СПб., 1999.
  20. Кризисные события и психологические проблемы человека. — Мн., 1997.
  21. Крыжановская Л.М. Психология развития: Учебное пособие для студентов психол. и соц. фак. вузов. — М., 1997.
  22. Крысько ВТ. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М., 2001.
  23. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967.
  24. Майерс Дэвид. Социальная психология: Учебное пособие. — СПб., 1997.
  25. Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
  26. Стэнли Милгрим. Эксперимент в социальной психологии. — СПб., Питер, 2000.
  27. Морозов, А.В. Деловая психология: курс лекций: Учебник. – СПб., 2000.
  28. Перспективы социальной психологии. — М., 2001.
  29. Политическая психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.
  30. Практикум по психологии: Общая и социальная психология. — М.: МИД, 1997.
  31. Практикум по социально-психологическому тренингу. — СПб., 2000.
  32. Пряжников Н.С. Психология элитарности. — М., 2000.
  33. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Т.1, Т.2. — Самара, 1999.
  34. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М., 2000.
  35. Социальная психология в трудах отечественных психологов /Сост. Свентицкий А.Л. — СПб., 2000.
  36. Социальная психология: Учебное пособие, — М., 2001.
  37. Социальная психология: Хрестоматия. — М., 1999.
  38. Таранов П.С. Дерзкие тайны общения: поведение наоборот, или 25 зако­нов инверсии. — Симферополь, 1988.
  39. Таранов, П.С. Интриги, мошенничество, трюки: Психология знаменитых ситуаций. — Симферополь, 1997.
  40. Теппервайн Курт. Как противостоять превратностям судьбы. — СПб., 1996.
  41. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-н/Д., 1998.
  42. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие. — М., 1999.
  43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие.
  44. Концептуальные и прикладные основы. — М.: Владос, 1995.
Начало

Источник: Учебная программа «Социальная психология» Автор-составитель Н.Я. Мороз