Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников | Обучение и развитие детей

Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников

На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе
Индекс материала
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников
1.3. Особенности метода сказкатерапии в психологическом консультировании
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКА
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
3.3. Эффективность коррекционной программы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Все страницы
Страница 1 из 6ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

________д.псх.н., проф..

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников»

исполнитель: студент заочной формы обучения

Руководитель работы:

________ст. преп

Рецензент:

______________

Улан – Удэ

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………….……………

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического консультирования …………………………………………………….…

1.1. Понятие и виды психологического консультирования…………

1.2. Цели и задачи консультативной помощи……………………..

1.3. Особенности метода сказкотерапии в психологическом консультировании ……………………………………………………….

1.4. Выводы по первой главе………………………………………..

Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста. Понятие самооценка ……………………………………………….…….

2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально- мотивационной сфер ……………………………………………………..

2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте………

2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего школьного возраста …………………………………………………….

2.4. Выводы по второй главе……………………………………………

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии…………………………………………………………

3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного возраста ………………………………………………………………….

3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем самооценки и застенчивостью…………………………………………

3.3. Эффективность коррекционной программы ……………………

3.4.Выводы по третьей главе……………………………………………

Заключение ………………………………………………………………

Библиографический список……..………………………………………..

Приложения………………………………………………………………



ВВЕДЕНИЕ

Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.

Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Сегодняшнее развитие общественных отношений, ведущих и индивидуалистическим принципам, можно наблюдать большой рост обращения людей к психологам-консультантам и психотерапевтам.

Как известно, в современном обществе существует проблема социальной депривации детей, т. е. недостаточности тех или иных условий, необходимых для ребенка. Это во многом связано с трудностями в установлении межличностных отношений, характерными для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и родителями, способствует возникновению у детей неадекватной самооценки, ощущения одиночества, неуверенности в себе.

Таким образом, вопросы гармонично сформированной, адекватной самооценки детей, на сегодняшний день являются особенно важными. Актуально предупреждение личностных, поведенческих, эмоциональных отклонений, профилактика школьной и социальной дезадаптации, формирование самодостаточной и уверенной в себе личности.

Психологическое консультирование предполагает множество методов и большое разнообразие техник. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Известно, что в детстве у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация для человеческого развития и социализации должна быть передана в детстве через какие-либо яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний об окружающем его мире. Если первое десятилетие жизни у ребенка складывается благополучно (ребенку достаточно читают и рассказывают сказочных историй), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Сказочные и мифологические истории могут просто читаться, без обсуждения их с ребенком, тогда эти знания находятся в пассивном состоянии. Если же взрослые выносили мудрость из рассказанных историй и обсуждали прочитанное с ребенком, осмысляли жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то знания переходят у ребенка в активное состояние.

Таким образом, с помощью метода сказкатерапии возможно предупреждение личностных, поведенческих, эмоциональных отклонений, профилактика школьной и социальной дезадаптации, формирование самодостаточной и уверенной в себе личности.

В данной работе рассмотрены понятие, виды, цели, методы психологического консультирования, особенности метода сказкотерапии в работе с детьми, вопросы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста и ее влияние на формирование адекватных навыков общения.

Методологической базой исследования послужили взгляды таких авторов, как Л.С. Выгодский, С.А. Беличева, В.С. Богомолов, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, А.И. Липкина, Е.Е. Кравцова и др. Основными методологическими принципами работы являются объективность, детерминизм, взаимосвязь психики и деятельности.

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Объект: неадекватная самооценка детей младшего школьного возраста.

Предмет: процесс повышения самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Проанализировать литературу по проблеме психологического консультирования;
  • Рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;
  • Изучить уровень самооценки и застенчивости в группе детей младшего школьного возраста;
  • Апробировать программу психологической помощи детям младшего школьного возраста с использованием методов сказкотерапии.
  • Сделать выводы об эффективности программы психологической помощи.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения, что разработанная программа консультативной психологической помощи способствует снижению застенчивости и повышению уровня самооценки.

В работе были использованы следующие методы:

  • Методика определения уровня самооценки детей Т. Дембо — С.Л.
Рубинштейна;

  • Методика «Лесенка»;
  • Тест «Рисунок несуществующего животного»;
  • наблюдение.
Экспериментальное исследование проводилось на базе начальной школы №11 города Хилок Забайкальского края. В исследовании приняли участие дети 4-х классов, 46 человек. Исследование было проведено в период времени с 17.10.2011 г. по 23.12.2011 г.

Практическая значимость заключается в том, что работа может быть использована педагогами и психологами в качестве теоретического источника для изучения самооценки детей дошкольного возраста, может быть полезен диагностический инструментарий и психологическая развивающая программа, которые предлагаются в практической части.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    • Понятие и виды психологического консультирования
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психологическое консультирование, профориентацию, психотерапию, психокоррекцию и т. д.

Психологическое консультирование – важнейшее звено в системе психологической помощи. В современной психологии существует множество взглядов на эту проблему, окончательно не уточнены ее понятие, основные направлении, механизмы воздействия при различных вариантах нарушений.

Психологическое консультирование по определению Британской ассоциации консультирующих психологов — это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

Более кратко психологическое консультирование — это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование — широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Все определения консультирования указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта.

В современной науке выделяют шесть основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.
Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований.

Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

В современной психологической науке выделяют два вида консультирования:

  • Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то, что называется в зарубежной литературе «face-to-face consulting».
  • Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом первого вида консультирования является «очное консультирование», второго – «заочное».

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть индивидуальной, и, соответственно, групповой.

Под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, т. к. в ряде социально-психологических работ объединение двух и более человек именуется малой группой.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. Причем под термином позиция также могут пониматься разные вещи.

С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

  • Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы.
  • Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т. п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.
  • Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.
Очевидно, что позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональную сторону действий консультанта, можно обозначить известную классификацию подходов психотерапевта: директивный подход, недирективный подход и промежуточный.

Г.С. Абрамова описывает позиции взаимодействия в ситуации индивидуального консультирования сходным образом, выделяя:

  • взаимодействие на равных;
  • взаимодействие с позиции «сверху»;
  • взаимодействие с позиции «снизу».
Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи [1,с 78].

В качестве объектов психологического консультирования могут выступать личность, семья или группа.

1.2. Цели и задачи консультативной помощи

Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи.

Консультирование обязательно должно включать научение клиента видению своих проблем, психологических комплексов и недостатков. Для этого нужно привнесение в его жизнь новых ценностей, ставящих перед ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения жизни, выявляющих «падшее» состояние клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения и реализовать их на практике.

Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства, т.е. приближенного равенства поставленному идеалу.

Задачи развития – это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Принцип совершенствования в духовной, морально-нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека.

В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Можно выделить несколько универсальных целей психологического консультирования, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

— способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

— развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

— обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

— развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

— облегчить реализацию и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи: лучше понять самого себя или ситуацию; изменить свои чувства; суметь принять решение; утвердиться в решении; получить поддержку при принятии решения; суметь изменить ситуацию; приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится; дать разрядку своим чувствам; рассмотреть возможности и выбрать одну из них. Но нужно учитывать и то, что клиент зачастую обращается за помощью по разрешению одних проблем, но в результате диагностики консультант видит, что психологическая проблема является следствием других причин. Поэтому в таких случаях необходимо коррекционная работа с целью приведения клиента к осознанию пагубности неосознанных им проблем и указание эффективных путей для как самостоятельного, так и совместного их разрешения.



Предыдущая — Следующая >>