Схема анализа урока с позиции реализации здоровьесберегающей функции | Обучение и развитие детей

Схема анализа урока с позиции реализации здоровьесберегающей функции

На главную Коррекционная работа психолога в школе Анализ урока, занятия Схема анализа урока с позиции реализации здоровьесберегающей функции
Схема анализа урока с позиции реализации здоровьесберегающей функции
Коррекционная работа психолога в школе — Анализ урока, занятия

Схема анализа урока с позиции реализации здоровьесберегающей функции

№ п/п

Требования к уроку

Способы реализации требований

Баллы

1

2

3

4

5

1.

Создание необходимых санитарно-гигиенических условий обучения



Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий

обучения

  • оптимальный световой и тепловой режим;
  • оптимальная окраска стен;
  • соответствующая СанПиНам мебель;
  • проветривание помещения;
  • строгое выполнение требований к объему домашнего задания;
  • своевременное окончание урока;
  • оптимальная зрительная нагрузка; и т.д.
 

 

 

 

 

2.

Личностно-ориентированный подход

 

  • ученик – субъект познания;
частично-поисковая деятельность через сравнение;

 

 

 

 

 

  • учет зон «ближайшего» и «актуального» развития;
сочетание заданий для самостоятельного выполнения детьми с заданиями, требующими для успешного их выполнения использования различных видов помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей);

 

 

 

 

 

  • стратегия сотрудничества педагога и ребенка;
педагогическое общение обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность;

 

 

 

 

 

  • коллективно-распределенная совместная
деятельность;

умение педагога организовать работу детей в парах, микрогруппах;

 

 

 

 

 

 

  • создание
ситуации

личного выбора;

поощрение педагогом самостоятельности, инициативности в выборе задания, степени сложности задания, числа предлагаемых заданий и др.;

 

 

 

 

 

  • создание
ситуации успеха;

создание учителем условий для обеспечения успешности деятельности ребенка;

 

 

 

 

 

  • признание права ребенка на ошибку;
соблюдение прав ребенка на собственное мнение, даже если оно ошибочно;

 

 

 

 

 

 

  • учет жизненного опыта детей;
опора на жизненный опыт детей в процессе работы с учебным материалом;

 

 

 

 

 

  • учет половой дифференциации;
учет различий в восприятии, мышлении и др. мальчиков и девочек;

 

 

 

 

 

  • ориентация на чувства ребенка;
умение педагога реагировать на эмоциональное состояние ребенка в процессе взаимодействия;

 

 

 

 

 

  • развитие адекватной самооценки;
создание учителем условий для обеспечения успешности деятельности ребенка; формирование умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

 

 

 

 

 

3.

Формирование мотивации учения

 

  • учет онтогенеза функциональной ассиметрии полушарий головного мозга;
обучение младших школьников естественным для них правополушарным способом – через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения

 

 

 

 

 

  • учет ведущей сенсорной системы (визуалы, аудиалы, кинестетики);
использование сенсорно-стимульного разнообразия: экскурсии, опыты, наблюдения, инсценировки, констуирование, схемы, таблицы, игры, ТСО, кроссворды и т.д.;

Не допускать вербальной информационной перегрузки!

 

 

 

 

 

  • обеспечение привлекательности урока;
— оригинальная формулировка темы урока, использование символики, новые виды деятельности и т.д.;

— эмоции радости, удивления, сомнения;

— использование эмоциональных стимуляторов (создание познавательных затруднений, ситуации успеха, ситуации взаимопомощи, использование поощрения); и др.

 

 

 

 

 

  • оптимальный ритм труда;
— предоставление ребенку возможности работать в оптимальном для него темпе;

— дозировка объема и сложности заданий; и др.

 

 

 

 

 

  • оптимальное психофизическое состояние ребенка после урока
создание условий для удовлетворения ребенком состоявшимся на уроке взаимодействием

 

 

 

 

 

4.

Оптимизация двигательной активности

 

  • чередование статических и динамических нагрузок
двигательно активные формы обучения (соревнования, эстафеты, ПИДН и др.);

физкультминутки; и др.

Неподвижный ребенок не обучается!

 

 

 

 

 

5.

Качества личности и профессиональные умения педагога

 

 

  • способность учителя к сочувствию, сопереживанию;
  • способность к рефлексии, возможность посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны;
  • умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние;
  • умение эффективно слушать, управлять диалогом, поддерживать обратную связь с ребенком;
  • проявление поисковой активности;
  • толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни, даже если не очень нравится;
  • способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты.