Сексуальное насилие в отношении детей | Обучение и развитие детей

Сексуальное насилие в отношении детей

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Сексуальное насилие в отношении детей
Сексуальное насилие в отношении детей
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика насилия над детьми


Что такое сексуальное насилие?

Сексуальным насилием в отношении детей (можно говорить также о сексуальном использовании, злоупотреблении, принуждении) называется втягивание зависимого, незрелого (в плане развития) и неспособного к выражению полного согласия ребенка (или личности в периоде взросления) в сексуальную активность, к которой он оказывается.  Взаимодействие сексуальное между взрослым и ребенком начинают определяться как использование, так как ребенок не может выразить в нем сознательного согласия, а также потому, что в такой связи он (ребенок) всегда является объектом злоупотребления и использования. На это не влияет степень строгости, незрелости опыта. В результате этого насилия уровень эмоционального, интеллектуального, поведенческого и социального развития ребенка становится более низким по сравнению с потенциальным. Ребенок используется сексуально если в возрасте безусловной юридической защищенности сексуально зрелая (взрослая) личность либо через сознательное действие, либо также через пренебрежение своими социальными обязанностями или обязанностями, вытекающими из специфической ответственности за ребенка, допускает вовлечение ребенка в какую-либо активность сексуальной природы.

Иначе говоря, сексуальным насилием является каждая ситуация, в которой более старший человек – отец, отчим, дедушка, дядя, учитель, священник, мать, бабушка, тетя, двоюродный брат, друг или подруга семьи – ведут себя в отношении ребенка сексуально, используя его в формировании  чувства собственного достоинства и силы, значимости, а также для самоудовлетворения, получения удовольствия. Не каждое сексуальное насилие является реализованным взрослым. Иногда более старшие, более сильные и более активные (расторможенные) дети могут использовать сексуально младших, через принуждение к «играм в секс».

Во всех ситуациях применение насилия виновным меньше связано с сексом, а больше с силой и контролем. Виновный является для ребенка авторитетом, которому он доверяет или другом, приятелем; он может давать ему презенты, обеспечивать ему различные приятные вещи, удовлетворять его потребность в тепле, запугивать, учить фальшивой моральности. Он может сексуально использовать ребенка, когда он остается  с ним один на один, но это может быть возможно и тогда, когда дом полон людей, в их непосредственном присутствии или прикасаясь к ребенку во время игры в соседней комнате, используя возможность укладывания его в кровать, купания или других ухаживающих обязанностей. Во всех ситуациях дети получают опыт стимуляции, к которой не готовы физически, эмоционально и интеллектуально.

Чаще всего сексуальное насилие в отношении ребенка начинается как когда ему 2-3 года, так и в более взрослом возрасте, около 11-12-го года жизни. Сексуальному использованию в равной степени подвергаются как девочки, так и мальчики. Наибольшее сексуальное насилие имеет место в семье, родном доме ребенка. Виновным в сексуальном насилии может быть каждый – и мужчина, и женщина. Отцы составляют наибольший процент использующих сексуальное насилие. Принуждение со стороны матери является значительно более трудным для распознавания, и может включать как проявления нежности, так и совместное проживание. Больше всего сексуального насилия реализуется особой, которую ребенок знает и которой, к сожалению, доверяет.

Типы сексуального насилия

Чаще всего распознается сексуальное насилие – с физическим контактом – он охватывает между прочим: прикосновения, целование или ласкание интимных мест ребенка, ситуации, когда взрослый трется о ребенка, мастурбирует в его присутствии; проникает, ощупывает половые органы ребенка (также с помощью пальца или предметов), принуждение ребенка к совершению подобных действий в отношении виновника, а также изнасилования.  Реже распознаются ситуации, когда родитель постоянно спит с ребенком (который уже не является младенцем) в одной кровати (часто без одежды) или купает ребенка с целью получения собственного сексуального удовольствия. Есть матери, которые «для игры» или «во время гигиенического ухода» прикасаются к интимным местам своих сыновей, а также отцы, дяди, дедушки или бабушки, которые смеясь касаются груди или взрослеющих, оформляющих ягодиц девушек.

Указанные выше ситуации обычно являются достаточно очевидными для наблюдателя и относительно легко распознать их как сексуальное насилие.

Более трудными для распознания являются ситуации, когда, например, отец, будто бы «по ошибке» входит в ванную, когда дочка принимает душ или раздета. Ребенок не должен получать прикосновений, чтобы дошло до сексуального насилия.  Сексуальное насилие без физического контакта касается между прочим: обнажения в присутствии ребенка, хождения по дому без одежды, подглядывания в комнату ребенка когда тот одевается, в ванную когда он купается, принуждения к просмотру половых отношений, демонстрации порнографических фильмов и газет или согласие на их просмотр. Это касается около 50,3% исследованных женщин, которые вспоминали свое детство.

В то же время эмоциональное сексуальное насилие охватывает: вульгарное обращение к ребенку, чрезмерное обращение внимания ребенка на сексуальные аспекты его тела (например, отец говорит дочери: «у тебя такой некрасивый зад, а вот  у той девочки – такой привлекательный»; «одень короткую юбку и покажи свои привлекательные ноги»), рассказ ему о своих сексуальных контактах с другим взрослым, организация встреч, на которых в присутствии детей ведутся разговоры о сексе. Исследования женщин, которые вспоминали свое прошлое указывают, что в 70,8% польских семей имеет место такое насилие.

Все эти проявления не соответствуют праву, несвойственны отношению к ребенку и должны быть немедленно прекращены. Обычно кто-то в семье знает, что ребенок  используется сексуально. Много матерей признает, что догадывались, что такая ситуация имеет место, но не знали что с этим делать и к кому обратиться за помощью. Другие матери попросту «уступали» сексуальное насилие (позволяли ему существовать, иметь место). Временами жалели виновника, боялись его обидеть таким обвинением, не думая о том, что ребенок без помощи взрослого не имеет абсолютно никаких шансов. Совместная работа с таким родителем может быть трудной.

В Польше до недавнего времени около 90% взрослых никому не сообщало об испытанном в детстве сексуальном насилии в семье. В 80-х и 90-х годах была исследована существенная (драматическая) разница в обращениях к психологу или в полицию о сексуальном насилии в отношении ребенка в зависимости от степени родства с виновником. Оказалось, что 73% родителей заявило о сексуальном насилии совершенном кем-то чужим, 23% заявило о сексуальном насилии совершенном знакомым, 0% заявило когда был кровный родственник. Эта тревожная статистика выдвигает очень серьезные аргументы к тому, чтобы  учить воспитателей и учителей распознавать сексуальное насилие, обучать как защитить от него детей, а также как лечить психологические и соматические последствия сексуального насилия.

Можно ли заметить последствия сексуального насилия и насколько они серьезны.

Существует мнение, что большую проблему в распознавании сексуального насилия создает тот факт, что люди, работающие в институтах, которыми являются детские сады и школы, не имеют времени на хороший контакт с учеником или воспитанником, а также, что и у учителей (воспитателей) и у детей имеет место слишком маленькое стремление (желание) взаимного сотрудничества. Не нужно иметь, однако,  особенно близкой связи с ребенком чтобы заметить у него проблемы в поведении. Для этого достаточно базовых знаний, бдительности и определенной степени эмпатии. Это благодаря им педагог может создать чувство безопасности и доверия, достаточных для обнаружения скрытой обиды.