Интеллектуальное и творческое развитие детей

Секреты успеха в учебе 7

На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 7

Секреты успеха в учебе 7
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога
Аналитический обзор стиля обучения (АОСО)

Разработка самостоятельного метода оценки

восприятия и запоминания

(Ребекка Л. Оксфорд, доктор наук Университета Алабамы, 1993 г.)

Цель: программа АОСО разработана с целью анализа оценки вашего стиля обучения. Рассматривая однообразные индивидуальные способы восприятия и запоминания, АОСО предлагает ключ к разработке наиболее предпочтительного для вас стиля работы и обучения.

Инструкция. В каждом из 5 пунктов предлагаемой программы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации результатов АОСО.

Время. Общее время работы с АОСО не должно превышать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ запоминания:

0 – никогда;

1 – иногда;

2 – очень часто;

3 – всегда.

Тип деятельности 1.

Мои физические чувства в процессе обучения и работы

1

Я запоминаю материал лучше, когда записываю его

0

1

2

3

2

Я делаю множество записей

0

1

2

3

3

Я зрительно помню картины, слова, цифры

0

1

2

3

4

В процессе обучения я предпочитаю видео и

 

 

 

 

 

телевидение всем другим средствам

0

1

2

3

5

Читая, я для запоминания подчеркиваю

0

1

2

3

6

Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы вы-делить необходимый материал для запоминания

0

1

2

3

7

Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я выполняю

0

1

2

3

8

Посторонние шумы раздражают меня во время занятий

0

1

2

3

9

Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят

0

1

2

3

10

Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах

0

1

2

3

11

Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух

0

1

2

3

12

Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая

0

1

2

3

13

Мне необходимы устные наставления к упражнениям

0

1

2

3

14

Восприятие на слух помогает мне думать

0

1

2

3

15

Я люблю учиться и думать под музыку

0

1

2

3

16

Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит

0

1

2

3

17

Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили

0

1

2

3

18

У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку

0

1

2

3

19

Я легко распознаю людей по голосам

0

1

2

3

20

Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю

0

1

2

3

21

Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения к нему

0

1

2

3

22

Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы

0

1

2

3

23

Я шевелю губами, когда читаю «про себя»

0

1

2

3

24

Я не люблю заниматься за партой и по возможности избегаю этого

0

1

2

3

25

Я нервничаю, оставаясь долго без движения

0

1

2

3

26

Я думаю лучше, если нахожусь в движении

0

1

2

3

27

Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию

0

1

2

3

28

Мне нравится строить, моделировать

0

1

2

3

29

Я люблю проявлять свою физическую активность

0

1

2

3

30

Я с удовольствием коллекционирую открытки, монеты, марки и т. д.

0

1

2

3

Тип деятельности 2.

Мое общение

1

Я предпочитаю работать и учиться в коллективе

0

1

2

3

2

Я легко нахожу новых друзей

0

1

2

3

3

Я люблю быть в обществе людей

0

1

2

3

4

Я легко заговариваю с незнакомыми мне людьми

0

1

2

3

5

Мне нравится быть в курсе новостей о других людях

0

1

2

3

6

Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках

0

1

2

3

7

Общение с людьми дарит мне энергию

0

1

2

3

8

Я с легкостью запоминаю имена людей

0

1

2

3

9

У меня много друзей и знакомых

0

1

2

3

10

Я налаживаю свои личные связи повсюду, где бы я ни был

0

1

2

3

11

Я предпочитаю работать и учиться в приватной обстановке

0

1

2

3

12

Я довольно стеснительный

0

1

2

3

13

Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби

0

1

2

3

14

Большинство людей мало что знают обо мне

0

1

2

3

15

Окружающие считают меня малообщительным человеком

0

1

2

3

16

Я не разговорчив в обществе

0

1

2

3

17

Скопление народа меня угнетает

0

1

2

3

18

Общение с новыми людьми нервирует меня

0

1

2

3

19

Я по возможности избегаю вечеринок

0

1

2

3

20

Я с трудом запоминаю имена новых знакомых

0

1

2

3

Тип деятельности 3.

Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

1

У меня живое воображение

0

1

2

3

2

Я с легкостью предаюсь новым идеям

0

1

2

3

3

Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса

0

1

2

3

4

Меня привлекает разнообразие возможностей и выбора

0

1

2

3

5

Меня вдохновляют проекты будущего

0

1

2

3

6

Тщательность, поступательное движение к цели утомляют меня

0

1

2

3

7

Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее

0

1

2

3

8

Я считаю себя оригиналом

0

1

2

3

9

Я изобретателен

0

1

2

3

10

Я прекрасно себя чувствую при внезапном изменении рабочего или учебного плана

0

1

2

3

11

Я горжусь своим практицизмом

0

1

2

3

12

Я веду себя соответственно жизненным обстоятельствам

0

1

2

3

13

Меня привлекают здравомыслящие люди

0

1

2

3

14

Я предпочитаю быть реалистом

0

1

2

3

15

Я предпочитаю поступательное развитие событий

0

1

2

3

16

Мне нравится работать и учиться по намеченному плану

0

1

2

3

17

Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям

0

1

2

3

18

Меня утомляют размышления над «скрытым» смыслом понятий

0

1

2

3

19

Я избегаю широкого выбора возможных решений

0

1

2

3

20

Мне представляются бесполезными размышления о будущем

0

1

2

3

Тип деятельности 4.

Мой подход к работе

1

Я приступаю к работе немедля

0

1

2

3

2

Я – организованный человек

0

1

2

3

3

Я составляю план работы

0

1

2

3

4

Я сопоставляю свои действия с намеченным планом

0

1

2

3

5

Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке во время работы

0

1

2

3

6

Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя

0

1

2

3

7

Я точен во времени

0

1

2

3

8

Заранее установленный срок окончания работы организует мой труд

0

1

2

3

9

Мне нравится структурировать свой труд

0

1

2

3

10

Я реализую свой план поэтапно

0

1

2

3

11

Я спонтанный человек

0

1

2

3

12

Я не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их

0

1

2

3

13

Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда

0

1

2

3

14

Я всегда тяну с окончанием работы

0

1

2

3

15

На моем рабочем столе всегда «творческий» беспорядок

0

1

2

3

16

Мне думается, что заранее установленный срок окончания работы – искусственное и бесполезное ограничение

0

1

2

3

17

Я – человек широких взглядов

0

1

2

3

18

Я уверен, что удовольствие от процесса работы – важнейший компонент

0

1

2

3

19

Меня расстраивают установленные расписание или режим работы

0

1

2

3

20

Внезапно изменяя план, я прекрасно себя чувствую

0

1

2

3

Тип деятельности 5.

Как я оперирую идеями

1

Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям

0

1

2

3

2

Меня удручает тщательное детализирование

0

1

2

3

3

Я игнорирую детали, представляющиеся мне неуместными

0

1

2

3

4

Мое видение объемно

0

1

2

3

5

Я легко обобщаю информацию

0

1

2

3

6

Я легко перефразирую других

0

1

2

3

7

Я быстро ухватываю суть мысли

0

1

2

3

8

Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без деталей

0

1

2

3

9

Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты

0

1

2

3

10

В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции

0

1

2

3

11

Я предпочитаю подробные ответы коротким ответам

0

1

2

3

12

Детализируя информацию, я с трудом ее обобщаю

0

1

2

3

13

Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов информации

0

1

2

3

14

Мне нравится делить общую идею на составляющие части

0

1

2

3

15

Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт

0

1

2

3

16

Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы

0

1

2

3

17

Мои конспекты подробны

0

1

2

3

18

Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в ней деталей

0

1

2

3

19

Я сосредоточен на особенностях предмета всегда больше, чем на общем о нем представлении

0

1

2

3

20

На пересказ или объяснение у меня всегда уходит много времени

0

1

2

3

Вычисления.

Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы.

Сложите ваши отметки с позиции 1–10, запишите итог _______ (зрение).

Сложите ваши отметки с позиции 11–20, запишите итог ______ (слух).

Сложите ваши отметки с позиции 21–30, запишите итог ____ (кинестетика).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если разница между ними составляет не более чем 2 очка.

Полученный итог – показатель вашего наиболее работоспособного чувства.

Тип деятельности 2. Мое общение.

Сложите ваши отметки с позиции 1–10, запишите

итог ________ (экстраверт).

Сложите ваши отметки с позиции 11–20, запишите

итог ________ (интроверт).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата.

Итог – показатель Вашего стиля общения.

Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями.

Сложите ваши отметки с позиции 1–10,

запишите итог _______ (интуитивные).

Сложите ваши отметки с позиции 11–20,

запишите итог _______ (логические).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата.

Итог – показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.

Тип деятельности 4. Мой подход к работе.

Сложите ваши отметки с позиции 1–10,

запишите итог ________ (жестко-регламентированный подход).

Сложите ваши отметки с позиции 11–20,

запишите итог _______(нерегламентированный).

Обведите наибольший результат. Если разница между пока­зателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата.

Итог – показатель вашего индивидуального подхода к работе.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями.

Сложите ваши отметки с позиции 1–10,

запишите итог ____ (синтез).

Сложите ваши отметки с позиции 11–20,

запишите итог ____ (анализ).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата.

Итог – показатель вашего индивидуального стиля мышления.

Как интерпретировать и применять результаты?

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы.

В классе. Если вы – человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных средств (видео, книги). Если вы человек с преимущественно слуховым восприятием, вы в процессе обучения стремитесь к разговорной и слуховой активности (дискуссии, лекции, аудиолекции). Если наиболее развитым у вас является кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование, практические эксперименты).

На работе. Человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки и т. д.). Воспринимая действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая совещания и указания. Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса (работа за компьютером), строительства, моделирования.

Всюду. Если два, а тем более все три рассматриваемые чувства у вас хорошо развиты – вы гибко варьируете ими на широком поле вашей разнообразной деятельности.

Тип деятельности 2. Мое общение.

В классе. Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы интроверт, вы и в учебе стремитесь к независимости и к личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого.

На работе. Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). Если вы интроверт, вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого.

Всюду. Если разница между показателями по экстра- и интровертированности небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и независимо от окружающих.

Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями.

В классе. Если вы интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно поразмышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если вы логически мыслящий субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, ваше восприятие действительности всегда реально.

На работе. Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. Если вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика).

Всюду. Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности.

Тип деятельности 4. Мой подход к работе.

В классе. Если вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, следовательно, вы сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд, от задания к заданию приближаясь к его завершению. Если вы, напротив, предпочитаете учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас вдохновляет сам процесс обучения – познание нового, интересного. Но вы расслаблены во время занятий, и вас не очень заботят формальные правила или лимит времени.

На работе. Если показатель вашего стремления к регламентируемому труду очень высок, это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы – серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре. Если, напротив, согласно вашему показателю, вы предпочитаете нерегламентируемый труд, следовательно, вы избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены, вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к структурированию рабочей темы, вас не сильно заботят лимит времени или руководящие указания.

Всюду. Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете выйти из них без особого стресса.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями.

В классе. Если вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов в понятии излагаемой темы. Если вы, напротив, аналитик, вы сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе.

На работе. Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, вас не заботят его детали. Если вы аналитик, вы не представляете общей картины производства, логически анали­зируете все частности и детали.

Всюду. Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частностей.

Заключение.

Разработка предпочтительного стиля способствует значительному расширению ваших возможностей в процессе обучения и на работе.

Той же цели повышения работоспособности и эффективности обучения служат сведения о ваших способностях, которые вы сможете целенаправленно развивать. Специальные знания помогут вам вырваться за границу привычной «комфортной зоны» усвоения материала, значительно повысят ваш умственный и творческий потенциал.

Например, если вы мыслите абстрактными категориями, вам необходимо научиться навыкам практического мышления.

Приобретая необходимые новые навыки, вы не лишитесь своих основных преимущественных качеств. Вы лишь откроете для себя новые, но необходимые в учебе и на работе возможности.

Совершенствуйтесь, совершенствуя свой стиль!

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

О вредных привычках и необходимости их искоренять говорят много и часто. Нам бы хотелось уделить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех не только в учебе, но и в любом другом деле.

Полезных привычек множество: привычка делать зарядку по утрам, привычка умываться, причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т. д. Человек, у которого эти привычки выработаны, с одной стороны, заботится о собственном здоровье и эмоциональном комфорте, с другой стороны, приносит пользу окружающим, которым приятно с ним общаться.

В этой книге мы коснемся того, что объединяет все полезные привычки и обеспечивает их приобретение человеком, – ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ.

Вспомни, какие чувства возникали у тебя, когда тебя просили (а еще хуже – заставляли!) сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки? Очень неприятные ощущения? Скорее всего, да. А теперь вспомни, какие чувства ты испытывал, когда неинтересная работа была выполнена? Наверное, это были очень приятные ощущения: свободы, победы, легкости.

Именно ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ и дарят нам такие чувства. Кроме того, они помогают нам быстро сделать нудную работу, получить знания, добиться успеха в учебе и других делах. Важно только не отмахиваться от их помощи, а «приручить» их, сделав своими постоянными спутниками в жизни.

Слово «воля» обозначает свободу, собственное мнение и желание человека.

Тот, кто может управлять собственной волей, по-настоящему свободен!

Если ты принял решение «подружиться» со своей волей, попробуй выполнить следующее:

  • Каждый день в течение недели делай по 1 делу, которое ты больше всего не любишь делать. Ежедневно фиксируй результаты в таблице 4.
  • В конце недели подведи итоги, заполнив соответствующую строку таблицы 4.
  • Соблюдай в течение следующих двух недель составленный ранее распорядок дня, занося результаты в таблицу 5.
  • Подведи итоги всей проделанной работы. Если ты почувствовал, что волевые усилия уже помогают тебе в учебе, продолжай соблюдение режима дня. В противном случае, попробуй снова начать с 1 пункта и таблицы 4.

Таблица 4

День недели

Что я сделал?

Какие чувства у меня возникли после

проделанной работы?

Понедельник

 

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

 

Суббота

 

 

Воскресенье

 

 

Итоги недели (продолжи предложение):

Я считаю, что волевые усилия _________________________________

___________________________________________________________

Таблица 5

Дата

Соблюдение режима дня

(нужное обведи или подчеркни)

Если режим дня

не соблюдал или соблюдал не полностью, укажи причины

(что мешало?)

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

 

Полностью Частично Не соблюдал

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

  • Первое, о чем необходимо позаботиться, – это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева.
  • Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.
  • Мы говорили уже о том, что перед тем, как начать работать, тебе необходимо полностью освободить свой стол.
  • Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности выкладывай на стол непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнение задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе. (Это очень важно, так как позволяет «очистить» голову).
  • Для того чтобы у тебя было все под рукой, и в то же время на столе был порядок, можешь использовать пластмассовые накопители. Подпиши их соответственно содержанию (предметы, цикл предметов и т. д.).
  • Продумай и нарисуй свое рабочее место.

 

Мое рабочее место

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И САМОКОНТРОЛЬ

  • Определи, каким временем ты располагаешь, руководствуясь режимом дня (см. Таблицу 3).
  • Составь план выполнения домашней работы, пользуясь Таблицу 6.
  • В соответствии с планом проставь предполагаемое время напротив каждого пункта.
  • Установи на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен будешь перейти к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.
  • Отметь в Таблицу 6 реально затраченное время. Соответствует ли оно предполагаемому? Если нет, подумай, что помешало?
  • Воспользуйся лесенкой успеха или линейкой достижений, чтобы зафиксировать полученные результаты.

Таблица 6

План моей домашней работы

Предмет

Предполагаемое время

выполнения задания

Реально затраченное время

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

Лестница успеха

ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ДНЮ

  • Открой дневник. Какие уроки будут завтра в школе?
  • Положи необходимые учебники и тетради.
  • Может быть, тебе завтра понадобятся: дополнительная литература, контурные карты и атласы по географии и истории; тетради для лабораторных работ; словари, рефераты и др.?

Не забудь их!

  • Подумай, какие канцелярские принадлежности, кроме ручки и карандаша, понадобятся тебе в школе (циркуль, линейка, транспортир и т. д.)?

Положи их в портфель.

  • Проверь еще раз готовность к новому учебному дню по дневнику!

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Самостоятельная работа должна строиться на основе научной организации труда (НОТ), которая требует соблюдения следующих условий:

  • Определи цель работы.
  • Наметь план работы и придерживайся этого плана.
  • Определи свои возможности, знай свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и т.д.
  • Намечая порядок работы, помни, что наибольшая производительность наступает через 20-30 минут. Наиболее трудную работу планируй на это время. Более простую и интересную – в конце. Если трудно врабатываешься, то начинай работу с более интересного задания.
  • Создай благоприятную обстановку. Выбери спокойное место, подготовь и расположи все материалы и принадлежности в строгом порядке.
  • Правильно чередуй труд и отдых. Со свежими силами можно приступать к занятиям. Во время работы каждые 50 минут делай перерыв.
  • Не забывай о том, что физические упражнения.

Работай ежедневно, систематически, а не от случая к случаю.

НИР – научно-исследовательская работа

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5–7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

– текст научного сочинения;

– статья, тезисы;

– доклад, сообщение;

– отчет и т. д.

Приведем основные требования к их оформлению:

по содержанию:

– обоснование актуальности темы;

– главный тезис;

– аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

– основные выводы;

по срокам представления:

– за 1 месяц до начала конференции;

по форме представления:

– в 2 экземплярах off-line;

– в электронной версии на дискете;

– в формате Word 6.0, 7.0–8.0;

– шрифт 14, Times New Roman.

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы – и статья, и тезисы – создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя (см. приложение).

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1 4

1.1. 8

1.2. 11

Глава 2 16

2.1. 20

2.2. 23

Заключение 25

Список литературы 27

Приложения

Приложение 1 28

Приложение 2 30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2–3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1–2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Приведем примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.

2. Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.

3. Госс, B. C., Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород-РИС, 2000. – 180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов, Г. С. Психология принятия решений // журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 2–19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С. 393–395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

– размещаются после библиографического списка;

– в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

– каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста – это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

– определение терминов или устаревших слов.

– справочная информация о лицах, событиях, произведениях.

– перевод иностранных слов и предложений.

– пояснения основного текста.

– примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования – его защите, речь о которой более подробно пойдет в следующем разделе.

ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлективный этап.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т. е.такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

уЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся)

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1.Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Схема 1

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер – ученик»;

тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы.

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению – они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему 2). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Схема 2

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют.)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

4. Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

– быть проверяемой;

–содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так как…»; «при условии что…», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следстдвенных связей.

5. Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

– выявить…;

– установить…;

– обосновать…;

– уточнить…;

– разработать… .

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>