Секреты успеха в учебе 5 | Обучение и развитие детей

Секреты успеха в учебе 5

На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 5
Секреты успеха в учебе 5
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога
Занятие: Для чего нужны планы

На этом занятии мы узнаем, как научиться все успевать и никуда не опаздывать.

Основой хорошей организации времени является план. Для того чтобы правильно спланировать свое собственное время, необходимо:

А. Хотеть спланировать.

Б. Уметь спланировать или знать, как это сделать.

Если ты хочешь стать организованным человеком, который все всегда успевает сделать, то я расскажу тебе, как научиться планировать свой день.

Умение планировать.

1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться.

2. Планируй только ту работу, которую ты обязательно должен выполнить в определенный срок.

3. Планируй, если только можешь, с запасом. Это значит: планируй на 20–30 % времени больше, чем нужно по твоим расчетам для выполнения данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от машины протекает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всегда можем предвидеть. План не должен быть напряженным.

4. Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представлять:

– что ты должен выполнить в определенный день или неделю;

– с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по определенным предметам. Для этого надо в течение нескольких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее время для каждого предмета.

5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, которым бы ты хотел быть, а как на такого, каким ты бываешь ежедневно. Здесь важно правильно оценить себя (вспомните о самооценке).

6. Не забывай планировать не только работу, но и отдых.

7. Если тебе удалось выполнить план, запиши это на листке с планом. Если нет, то напиши причины, по которым тебе не удалось это сделать.

Памятка «Как составлять план»

1. Ты самостоятельно или осознанно принимаешь предложенную тебе кем-то цель. При этом ты должен задать себе три вопроса:

Что ты делаешь?

Для чего ты делаешь?

Как ты делаешь?

2. Составляем план = программу действий. План нужно проговорить, а лучше написать. Можно сделать план через цепочку (если, то…).

3. В процессе выполнения плана внимательно проверяй, правильно ли ты работаешь, не допускаешь ли ошибок. А если они появились, проверь не только конкретный пункт, но и весь план в целом.

Упражнение на составление плана.

Пример: необходимо составить план встречи с незнакомым человеком, чтобы задать ему интересующий вопрос. Для этого необходимо составить план-действие.

1. Куда идти.

Надо не только иметь правильный адрес (который желательно не забыть дома), но и разработать оптимальный маршрут.

2. Когда идти.

Надо знать точное время встречи, чтобы заблаговременно выйти, учитывая время на транспорт и его ожидание.

3. С кем встретиться.

Если человек незнаком, нужно знать его характерные приметы.

4. О чем спросить. Необходимо знать цель встречи.

Упражнения.

А теперь попробуйте самостоятельно составить план:

1) подготовки к поездке в москву;

2) подготовки классного мероприятия, например, встречи нового года.

Домашнее задание: составь план подготовки к написанию сочинения на свободную тему.



Занятие: Учимся планировать

На этом занятии мы узнаем, почему иногда хорошие планы так трудно выполнить.

Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и с другими вопросами.

Вот они:

1. Умение отказаться от какого-то дела.

2. Умение выполнять определенные дела в определенное время.

3. Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы.

4. Необходимые внешние условия.

5. Психологическая подготовка.

Отказ от какого-либо дела:

– нужно определить, какие дела для тебя очень важны, какие менее, а от каких в принципе можно отказаться. Каковы будут последствия невыполнения всех этих дел? Откажись от выполнения неважных или менее важных дел.

Определенные дела в определенное время:

– попеременное выполнение умственной и физической работы в большинстве случаев способствует более быстрому выполнению как одной, так и другой работы, но соотношение умственной и физической работы 4:1 или 6:1;

– в большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ранние утренние часы, но при условии, что в предыдущий день ты внимательно и детально ознакомишься с его содержанием;

– работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вечером, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить.

Занятие: подготовка к экзамену

На этом занятии ты узнаешь, как правильно готовиться к экзаменам.

Подготовку к сдаче экзаменов можно разделить на две части:

– как готовиться к экзаменам;

– как сдавать экзамены.

Как готовиться к экзаменам.

Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего «знания» и «незнания».

К а к   э т о   с д е л а т ь: сделай несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.

Внимание! На одной карточке – один вопрос!

Теперь перемешай карточки, затем вытягивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо – поставь на карточке крестик, если немного хуже – треугольник, если совсем плохо – квадрат.

Можно поиграть с другом или подругой в игру «экзаменатор» и «испытуемый».

При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного – где нарисован крестик.

Составь план повторения.

Как это сделать: повтори занятие, посвященное планированию.

Когда это сделать: за два месяца до начала экзаменов. Раздели эти месяцы на недели и распредели объем материала в план.

Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.

При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.

Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.

Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.

За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного «отлежаться».

Памятка «техника повторения перед экзаменом»

1. Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.

2. Даты, фамилии, географические или исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.

3. Повторяй материал большими частями.

4. Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запомина­ется только то, что понимаешь.

5. Помни о перерывах в работе.

6. Не забывай о спорте.

Занятие: как сдавать экзамены

На этом занятии ты познакомишься с тем, как вести себя на экзамене.

Три основных положения подготовки к экзамену.

1. Хорошая подготовка.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

3. Техника сдачи экзамена.

Хорошая подготовка.

1. На экзамен надо прийти отдохнувшим.

2. Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

3. Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: «я смогу сдать экзамен».

Четкая работа мозга.

1. Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы) и проведи много времени на свежем воздухе. Можно  заняться  рукоделием (девочкам) и спортом (мальчикам). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

2. Вечером посвяти один час (но только один!) Просмотру конспектов. Ничего не повторяй, только просмотри.

3. В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.

4. Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.

5. Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.

6. Шпаргалки добавляют напряжения, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!

7. Хорошо позавтракай перед экзаменом, особенно побольше сладкого.

8. Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

Техника сдачи экзамена.

А. Письменные работы.

1. На экзамене более быстрый темп, чем на уроке. Будь готов к этому.

2. После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь его и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).

3. На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.

4. Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.

5. В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Б. Устные ответы.

1. Оденься гак, чтобы удобно себя чувствовать.

2. Поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза учителям.

Занятие: как достичь цели?

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо следующее.

Для тех, кто хочет научиться развивать волю, характер, обязательно нужно научиться управлять своим временем, стать организованным человеком.

Нужно иметь план работы, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться. Уже говорилось, что развитие навыков саморегуляции – длительный и в некотором отношении бесконечный труд. И здесь, как и в любой серьезной работе, нужно составить четкий, конкретный план. Это второе непременное условие.

Обязательно выработать критерии успеха и неудачи, а также формы их регистрации.

Например, вы воспитываете у себя привычку вовремя садиться за уроки. Успех не сводится к тому, чтобы «вовремя усадить себя за стол», необходимо научиться правильно оценивать, что вы успели за время (40–45 минут) «сидения» за столом, какова ваша про­дуктивность.

Очень важно записывать все этапы работы, начиная с постановки задачи самовоспитания, выработки плана работы и критериев успеха.

Лучше всего завести тетрадь, где вы ежедневно будете отмечать свои успехи и неудачи.

Для предстоящих занятий необходимы часы (желательно с секундной стрелкой) и «секундант», человек, который будет следить за правильностью выполнения упражнений, хотя бы на первых порах.

Памятка «Как достичь цели»

1. Управление временем.

Упражнения «замри», «прогулка», «книга», «телевизор», «зарядка», «будильник», «письменный стол».

2. Планирование:

– учет и контроль выполнения упражнений;

– анализ неудач.

3. Работа по плану:

– выполнение плана;

– внесение изменений;

– окончательное выполнение плана.

Занятие: работа с целями

Цель: научить школьников выдвигать конкретные цели и достигать их реализации.

Опыт работы показывает, что учащиеся не умеют ставить четкие, легко проверяемые цели.

Формулировки целей должны быть краткими, предельно конкретными и фиксироваться письменно.

Для достижения результатов в обучении ставить цели, целесообразно использовать методику одноминутных целей американского психолога с. Джонсона (джонсон с., джонсон к. Одноминутный учитель. Перевод с английского е. Г. Генделя. – мн.: ооо «попурри», 2002).

Инструкция по работе с одноминутными целями



1. Я спокойно обдумываю, чего  хочу  (достичь,  научиться,  каким  быть  и т. П.)
2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени.

Пример: «я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания»

3. Я излагаю цели кратко – чтобы прочесть их всего за одну минуту

4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели.

Пример: «я с радостью получаю четверку по математике»

5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута.

Пример: «я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике»

6. Перечитывая цель, стараюсь пережить те хорошие чувства, которые связаны с ее достижением

7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы понять, в чем мое поведение соответствует  их  достижению  (что я реально делаю для их достижения)

8. Если мои действия помогают достичь цели (отлично!), я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно), запоминаю свои хорошие чувства по этому поводу – продолжаю с успехом, ставлю новые цели

  1. Если мои действия не соответствуют целям (внимание!), я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно, я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать, перенацеливаю свое поведение, уточняю цели.
Занятие: Личный профессиональный план

Цели: обобщение и систематизация приобретенных знаний; обучение правилам составления личного профессионального плана.

На предыдущих занятиях вы знакомились с особенностями своей нервной системы, мышления, памяти, внимания; учились ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими личностными особенностями. Вы накопили опыт, который поможет вам правильно выбрать профессию. Попробуйте теперь составить  представление о своей профессиональной деятельности, на ближайшее и отдаленное будущее, так называемый личный профессиональный план.

Профессиональный план – не вещь, а представление, поэтому его построение зависит от склада ума, характера и опыта человека. Планы могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими. Отдельные части планов могут быть согласованными или несогласованными. Ошибки, пока они еще только в планах, исправимы. Важно их вовремя заметить.

Постарайтесь при составлении личного профессионального плана проявить максимум самостоятельности. Правда, одной самостоятельности мало, нужен строительный материал. Это – те знания о себе и о мире профессий, которые вы получили на наших занятиях. Осознанным выбор может стать только тогда, когда учи­тываются все обстоятельства дела.

Подлинно свободный выбор – это выбор с учетом реальных возможностей и ограничений. Свободен тот, кто предвидит возможность среди ограничений. Еще более свободен тот, кто ищет и находит пути преодоления ограничений, скрытые возможности решения поставленных задач.

Человек в отличие от компьютера решает стоящие перед ним задачи не строго по порядку, перебирая возможные варианты, а иначе. Выполнив, скажем, первое действие, человек не обязательно берется за второе, он сначала мысленно прикидывает, предвосхищает возможный результат. Поэтому к излагаемому порядку действий в проектировании будущего профессионального пути надо относиться именно как к примерному.

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, забредать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности, подробности и обоснованности этого плана.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо выделить следующие моменты:

1) главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть);

2) цепочка ближних и дальних конкретных целей;

3) пути и средства достижения ближних целей;

4) внешние условия достижения целей;

5) внутренние условия достижения целей;

6) запасные варианты и пути их достижения.

Анкета «знакомство»

Фамилия, имя, отчество, дата рождения  ___________________

______________________________________________________

Класс________________ дата заполнения__________________

С какого класса обучаешься в этой школе? _________________

Где обучался ранее?_____________________________________

Внеклассная деятельность (кружки, секции и т. Д.)___________

_______________________________________________________

Что вам больше всего нравится делать в свободное время?____

_______________________________________________________

Какие фильмы, телепередачи вы предпочитаете смотреть?

______________________________________________________

_______________________________________________________

Какая музыка вам больше всего нравится?__________________

_______________________________________________________

Что вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)? ______________________________________________

Ваши увлечения (хобби)?_________________________________

Какая область знаний более всего привлекает?

Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.

Общественно-научная: история, философия, право, экономика.

Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки (журналистика, педагогика, психология, лингвистика).

Какие учебные предметы нравятся?_______________________

______________________________________________________

Какие учебные предметы не нравятся?_____________________

______________________________________________________

Какие профессии вас привлекают?________________________

______________________________________________________

Выбрал ли ты профильный класс / профессию (если да, то напиши какую)? _____________________________________________

Почему ты выбрал именно это направление? Если выбор еще не сделан, то напиши, что мешает тебе его сделать______________

______________________________________________________

Уровень образования, которое вы хотите получить __________

(высшее, среднее профессиональное, начальное профессиональное)

Насколько вы осведомлены о возможностях выбора: профильного класса, среднего профессионального учебного заведения, другой школы и т. Д.

(отметьте на линейке соответствующий балл.)

0                                                 5                                               10

Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]