Интеллектуальное и творческое развитие детей

Секреты успеха в учебе 3

На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 3

Секреты успеха в учебе 3
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. Карта памяти

Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает тебе хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. На него ты можешь положиться как на хорошего друга: подскажет, посоветует, поможет. Существует множество вариантов составления опорного конспекта. Всех их объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов.

Мы расскажем тебе об одном из опорных конспектов – КАРТЕ ПАМЯТИ. Такой конспект поможет тебе:

  • увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
  • находить связи между отдельными идеями;
  • группировать факты;
  • увидеть картину (тему) в целом.

Карта памяти имеет структуру, составляется по определенным правилам. При создании КАРТЫ ПАМЯТИ используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы;

Составление и использование КАРТЫ ПАМЯТИ доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть.

Правила составления карты памяти:

  • расположи лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально;
  • начни работу с цветного рисунка и названия темы в центре;
  • нарисуй жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы;
  • основные линии дополни другими, обозначающими ключевые слова, основные факты;
  • слова пиши печатными буквами и сопровождай схематичными рисунками;
  • не заключай слова в рамки различной конфигурации.

КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
  • Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
  • Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  • Обрати внимания на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
  • Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
  • Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
  • Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.

Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

Как готовиться к устному ответу

При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:

  1. Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.
  2. Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
  3. Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
  4. Раздели лист на две части.
  • в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
  • в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
  1. Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
  2. Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
  3. Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
  4. Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.

При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ

Работа над рефератом начинается с выбора темы.

1. Выбирая тему, задай сам себе следующие в о п р о с ы:

  • Действительно ли мне это интересно?
  • Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?

Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.

2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы. Воспользовавшись Таблицей 9, ты можешь потренироваться это делать.

3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и заключительную.

4. Теперь тебе необходимо начать сбор информации. Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.

5. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. В любом случае, тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку (как ими пользоваться мы расскажем ниже).

6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (противном случае, тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, записывай их в компьютер или на черновике.

7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делаяя собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.

8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все выше сказанное, вернувшись к цели работы.

Таким образом, работу над рефератом можно представить в виде схемы:

9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:

  • Титульный лист должен содержать название, фамилию и имя ученика, класс, № школы, учебный год.
  • Хорошо, если ты сумеешь отпечатать работу на компьютере.
  • Введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, жирным шрифтом и т. д.)
  • Если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и др., помести их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем месте в скобках укажи № приложения).
  • В конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому произведению укажи: Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.

Таблица 9

Работа над рефератом

Выбор темы

Мне интересно…

Меня это интересует, потому что….

Поэтому тема реферата,

которую я выбрал:

 

 

 

 

Цели работы

Что я должен изучить?

Для чего я должен это изучить?

Какую пользу может принести моя работа?

 

 

 

 

План работы

Главная мысль введения

Основная часть

(названия частей)

Какие выводы я сделал в заключении?

 

 

1

2

3

4

5

 

Ориентировочный список литературы

 

План рецензии на устный ответ

По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища

  • Был ли использован при ответе план? Что удачно в плане, что утеряно?
  • Можно ли назвать ответ логичным, полным?
  • Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?
  • Проверь правильность формулировок, аксиом, теорем. Если были ошибки – поправь.
  • Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?
  • Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.
  • Правильно ли использовались и использовались ли вообще чертежи, модели, таблицы, наглядные пособия.
  • Были ли вопросы, которые остались непонятными тебе в ответе или не усвоенными при изучении.

Оцени ответ.

ПОХОД В БИБЛИОТЕКУ

Если ты на самом деле стремишься стать успешным учеником, не забудь о библиотеке! Необыкновенная  атмосфера мира книг, там царящая, заслуживают отдельного разговора. На страницах нашей книжки мы лишь слегка коснемся основных правил пользования библиотечными фондами. Итак, перед тем, как отправиться в библиотеку:

  • Определи цель посещения: тебе нужны конкретные книги (у тебя есть точный список); тебе нужна дополнительная литература по теме (у тебя нет точного перечня), или ты хочешь познакомиться с фондами библиотеки, чтобы в дальнейшем ими пользоваться?
  • Если учитель не предложил тебе список нужных книг, напиши название темы, по которой тебе необходимо подобрать дополнительный материал, и возьми эти записи с собой в библиотеку.

В библиотеке:

  • Если ты посещаешь ее в первый раз, то тебе необходимо оформить абонемент (записаться в библиотеку).
  • Попроси библиотекаря помочь тебе в поиске книг в соответствии со списком или темой.
  • Под руководством библиотекаря (не стесняйся задавать ему вопросы!) познакомься с расположением книг, порядком поиска необходимой литературы по каталогам.
  • Бережно обращайся с книгами!

Вовремя возвращай их в библиотеку.

Работа с учебником

1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.

3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.

4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).

5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».

Как обобщать

  • Выдели главное понятие из данного тебе задания.
  • Проверь, как понимаешь его смысл.
  • Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
  • Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
  • Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.

Как сравнивать

  • Установи основание для сравнения.
  • Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
  • Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.

Сделай вывод из сравнения.

В МЕДИАТЕКЕ

В нашей Гимназии помимо небольшой библиотеки есть еще одно место, куда любят заглядывать наши ученики, чтобы получить полезную информацию. Это медиатека. В медиатеке ты можешь посетить компьютерный и читальный залы, а также воспользоваться видеотекой.

Какие возможности предоставляет медиатека?

Прежде всего, это свободный выход в Интернет, что позволяет каждому ученику получить информацию по любой теме.

В медиатеке ты можешь также ознакомиться с подборкой выпускных экзаменационных научно-исследовательских работ старшеклассников. Это поможет тебе при подготовке докладов, рефератов и т. д.

В каталогах компьютерных программ ты можешь выбрать для себя те материалы, которые необходимы для подготовки к уроку, зачету…

В медиатеке имеются различные диафильмы, фоно- и видеоматериалы: документальные и художественные фильмы, научно-популярные программы и др.

В читальном зале ты найдешь словари, справочники, энциклопедии, журналы, газеты и другую научную и учебную литературу.

В медиатеке тебе помогут отсканировать и распечатать необходимую информацию.

Чтобы воспользоваться услугами медиатеки, необходимо записаться у медиаспециалиста, рабочее место которого находится в компьютерном зале. Помни, что работая в медиатеке, ты должен соблюдать тишину, уважать других!

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

Люби тетрадь, и она тебе поможет

Ученики 6 класса

Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать… Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

  • оберни тетрадь (используй  для этого специальную обложку);
  • аккуратно подпиши ее;
  • записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
  • оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

  • выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
  • не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
  • не мни тетрадь;
  • пиши аккуратно, разборчиво;
  • не пачкай тетрадь;
  • не стирай ручку резинкой;
  • записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять ошибки:

  • проверяй работу от начала к концу и наоборот;
  • каждое слово читай по слогам;
  • если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
  • если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
  • не используй замазку;
  • делай работу над ошибками (анализ ошибок);
  • если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
  • подумай, а потом пиши.

3. Использование тетради:

  • просматривай записи, сделанные в тетради;

анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.

План анализа ответа товарища

  1. По содержанию ответа:
  • Правильно ил понята тема; вопрос учителя?
  • Рационально ли отобран материал, нет ли мелких фактов, деталей, загромождающих выступление?
  • Выделена ли в ответе главная мысль?
  • Заметил ли ты отношение выступающего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?
  1. По форме выступления:

1) Удачно ли оно было построено?

2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения?

3) Достаточно ли богат словарь выступающего?

4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске?

5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу?

План анализа ответа товарища

  1. По содержанию ответа:
  • Правильно ил понята тема; вопрос учителя?
  • Рационально ли отобран материал, нет ли мелких фактов, деталей, загромождающих выступление?
  • Выделена ли в ответе главная мысль?
  • Заметил ли ты отношение выступающего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?
  1. По форме выступления:

1) Удачно ли оно было построено?

2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения?

3) Достаточно ли богат словарь выступающего?

4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске?

5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу?

Приёмы самоконтроля

Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе.

1. До начала работы:

  • Представь, какой результат ты предполагаешь получить.
  • Определи общий объём работы, время которого она потребует.
  • Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом.
  • Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться.
  • Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок)
  • В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать.

2. В ходе работы:

  • Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат.
  • Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе.

3. В конце работы:

  • Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины.

Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ИЛИ РЕФЕРАТ

Тебе поручили подготовить доклад или реферат!

С чего начать? Где взять информацию? Как оформить? ….

Это вполне естественные вопросы, которые тут же возникают в твоей голове, как только ты получил это задание. А ведь ты ученик старших классов и предполагается, что ты это умеешь делать. Мы хотим предложить тебе несколько советов, алгоритмов, которые могут тебе пригодиться.

  • Для начала —  успокойся! Нет безвыходных ситуаций! Что такое доклад и реферат?

Доклад –  сообщение на определенную тему, а также текст такого сообщения

Рефераткраткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изучения источников

(Е.А.Быстрова, А.П.Окунева «Школьный толковый словарь русского языка»; С-Пб, Просвещение, 2002)

  • Тебе необходимо определиться с темой доклада или реферата. В этом  может помочь учитель, по учебному предмету которого ты готовишь выступление. Главное, чтобы тема была тебе понятной.
  • Как только ты определился  с темой доклада или реферата, тебе необходимо подумать об источниках информации. У учителя-предметника ты можешь узнать, кто  занимался  изучением  интересующей  тебя  темы   (обязательно запиши авторов). А дальше:
  • Можно пойти в библиотеку, где по каталогу ты можешь подобрать интересующие тебя книги или  журналы. Тебе могут предложить информацию и на других носителях информации: на аудиокассетах, на видеокассетах, на дисках.
  • Для поиска интересующей информации  ты можешь использовать Интернет. Но как не запутаться во всемирной паутине? Ты наверняка уже освоил все поисковые системы (Rambler, Google, Yandex и другие), если нет, то попробуй поискать информацию в разных системах и найти более информативную для себя.

С чего начать поиск? Для успешного поиска информации тебе необходимо сформулировать запрос: подбери ключевые слова, введи и по результатам поиска изучай полученную информацию.

Но помни! Хороший доклад или реферат – это не только скаченная из Интернета информация, а структурированный и тобой продуманный материал.

Если тебе не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе  помогут!

Ты собрал всю необходимую информацию, продумал структуру доклада или реферата. Возникает вопрос: как оформить?

Мы хотим предложить тебе несколько правил по оформлению работы.

Эта информация может тебе понадобиться и в институте!

Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>