Рекомендации по организации изучения прав ребенка | Обучение и развитие детей

Рекомендации по организации изучения прав ребенка

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Рекомендации по организации изучения прав ребенка
Рекомендации по организации изучения прав ребенка
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
На изучение прав ребенка в школах отведены отдельные уроки, в начальной школе они внесены в предметы «Введение в школьную жизнь», «Человек и мир».

Нельзя умалить значение межпредметных связей, внеучебную деятельность в решении задачи воспитания целостной личности, способной осознавать единство своих прав и обязанностей. Огромным потенциалом в этом смысле располагают предметы гуманитарного цикла. Формы внедрения правовых знаний могут быть различными: лекции приглашенных гостей, книги и учебники, аудио-визуальные средства, ролевые игры, сочинение рассказов и сказок, издание газеты, экскурсии и многие другие, в зависимости от возраста. Выбирая свой подход, свои приемы и методы для решения сложных проблем, неотъемлемым для всех учителей будет обязательное знание особенностей развития младших школьников, хорошее знание ребят своего класса, уровня их развития.

Необходимо учесть, что у младших школьников мышление, в том числе и в сфере нравственности, носит конкретный характер, т.к. осознать материал в обобщенной форме они еще не могут. Учителям начальной школы следует учитывать, что в младших классах процесс осмысления школьниками основных человеческих прав и свобод, воспитание уважения к ним только начинается. Многое может сделать школа для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого воспитанника, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Школа укрепляет у ребенка чувство собственного достоинства, формирует способность сопротивляться пошлости, жестокости.

Нельзя сводить процесс изучения прав ребенка к простому ознакомлению с правами человека, ребенка. Главное – организовать деятельность учащихся и их общение на основе справедливости, уважения, сострадания, доброжелательности, на всем том, о чем говорится в Конвенции о правах ребенка и Законе Республики Беларусь «О правах ребенка». Учитель должен стремиться к тому, чтобы создать в классном коллективе такую обстановку, в которой было бы хорошо всем и каждому в отдельности. И так как дошкольники и младшие школьники с большим доверием относятся к взрослым, то моральные понятия, рекомендации должны преподноситься взрослыми доброжелательно, эмоционально, ясно, доступно, с привлечением ярких и конкретных примеров, что будет способствовать созданию условий для формирования у детей стремления следовать им, выполнять их.

Учитель, воспитатель должны говорить детям о том, что права каждого человека неразрывно связаны с обязанностями, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Дети должны не только понять, что каждый из них имеет права, но и то, что другие люди имеют такие же равные права. Это может быть выражено золотым правилом: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе.

Опыт свидетельствует, что успех бесед на правовую тематику будет обеспечен, если соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

1. Следует поощрять учащихся к высказываниям и стремиться обсуждать их вместе с ребятами.

2. При обсуждении важно подчеркивать уважительное отно-шение к тем, кто высказывает противоположное мнение.

3. Следует задавать наводящие вопросы, которые будут способствовать активизации обсуждения.

4. Следует поощрять высказывания детьми собственных идей, чувств.

5. Старайтесь шире вводить в свой лексикон слова, описывающие чувства, состояние грусти и радости.

6. Следует объяснять детям значение слов. Чтобы выяснить уровень их понимания, можно задавать наводящие вопросы.

7. Помогайте детям самим принимать решения. Это повышает их интерес к обсуждаемой проблеме и способствует формированию чувства самостоятельности и ответственности за принятое решение.

8. Детям необходима деятельность. Способствуйте организации деятельности детей в соответствии с принятыми ими правилами (законами), в процессе деятельности накапливается опыт исполнения законов, законопослушания и формируется гражданская позиция.

Интересной в использовании с детьми является книга Е.А. Сорокоумовой «Уроки общения в начальной школе». Предлагаемые в ней разработки занятий помогут сформировать у учащихся следующие коммуникативные навыки:

— умение слушать и слышать другого;

— умение участвовать в свободной беседе;

— умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

— умение понимать чувства и настроения другого;

— умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

Организуя работу по правовому воспитанию с дошкольниками и младшими школьниками, необходимо опираться на игровые и художественно-продуктивные виды деятельности. Рекомендуется проводить: ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Необходимо организовать проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группах по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем, учителем проектов и т.п.); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п. Знакомство детей с правилами на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Лучше такую работу проводить с более старшими детьми, со старшими группами дошкольных учреждений и учащимися начальных классов. Яркие сказочные образы героев сказок не оставляют равнодушными ни разум, ни сердце детей. Они побуждают переживать детей вместе с героями радость и печаль, вызывать любовь к добру, справедливости, дружбе, неприятие зла и ненависти, подводят к пониманию ими необходимости нравственной идеи. При обсуждении прочитанных сказок удобно использовать задания из рабочей тетради для учащихся В. Антонова «Изучаем права человека». Например, дошкольникам можно предложить:

1. По сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

а) выбрать право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

— право на жизнь;

— право на получение образования;

— право на владение имуществом.

б) Ответить на вопрос, чьи права были нарушены в этой сказке?

2. На примере сказки «Лиса и заяц» выбрать право, нарушение которого изображено на рисунке (демонстрация рисунка или отрывок из сказки):

— право на жизнь;

— право на неприкосновенность жилища;

— право на труд и т.д.

В начальных классах на изучение прав ребенка отведены от-дельные уроки по предметам. Рассмотрим к примеру, как на уроке по теме «Все люди разные, но права у них одинаковые» возможно использование заданий из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Детям предлагается дать ответы на следующие вопросы:

1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

2. Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

3. Должны ли все герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?

4. Выбери правильный ответ. Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?

— Он был самый умный;

— он был самый красивый;

— он был не похож на других;

— он был самый вежливый.

5. Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

На этом же уроке возможно обсуждение рассказа «Люди всех цветов радуги» со Сборника ООН для школьников младших клас-сов. Можно применить вид деятельности, предназначенный для того, чтобы продемонстрировать расхождения и сходства между учащимися. Дети быстро начинают понимать, то что они могут быть во многом схожи и различны. Здесь же можно на доступном уровне завести разговор о расистских проступках, о их неприемлемости, показать свое негативное отношение на деление людей по внешности, языку, расе и т.д. Обратить внимание на необходимость особой заботы о детях с какими-либо физическими недостатками.

Особое место среди уроков занимает урок на тему «За что я ценю жизнь». Ведь в разные века ценность человеческой жизни была различной. И сегодня мы можем сказать, что именно повышение ее ценности является наиболее ярким свидетельством гуманизации человеческого общества. Жизнь и здоровье ребенка должны быть в государстве на первом месте. Известность сюжета сказки о Красной шапочке представляет хорошую возможность поговорить о нарушении права на жизнь и личную неприкосновенность. Можно обратить внимание детей на то, что в сказке это право нарушает не только Волк, но и охотники. Целесообразно узнать мнение ребят, допустима ли смертная казнь, отнимающая у человека жизнь. Возможно обсуждение рассказа «Тысяча бумажных журавликов» о маленькой японской девочке Садако, которая умирала от последствий атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Здесь же необходимо отметить, что никто не имеет право посягать на здоровье и жизнь другого че-ловека. Рассказ «Тысяча бумажных журавликов» можно найти в этом же сборнике, и в этом же сборнике есть учебное пособие по изготовлению бумажного журавлика. Обязательно в данной теме необходимо обсудить вопрос здорового образа жизни учащихся, не только как личной проблемы, но и как государственной. Итогом урока должно стать общее мнение: что самое ценное в государстве – жизнь и здоровье человека.

На занятиях по правам ребенка можно использовать ролевые игры. Лучше всего избранный метод срабатывает тогда, когда мероприятия продолжаются недолго и остается время на последующее обсуждение. Возможен и такой метод, как «мозговая атака» (коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решения). И даже когда учащиеся говорят, что они закончили обдумывание, следует продолжать обсуждение до исчерпания всех возможностей их воображения. Необходимо помнить при этом, что проблемы, придуманные ситуации должны соответствовать возрасту ребенка.

Проводя занятия по правовому воспитанию, необходимо помнить слова Л.С. Выготского: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике…» (Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. – 1967. – С.113).

И чтобы построить правовое государство, в котором будут жить и созидать наши дети, от учителя уже сегодня требуется организовать поиск путей и средств вовлечения в процесс решения вопроса о том, что делать, как делать не только учащимся, но и родителям, школьной администрации – всем участникам процесса воспитания.

Источник: Комплект методико-практических материалов по изучению прав ребенка в дошкольных учреждениях и начальной школе: Практический материал. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.- 49с.