Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении | Обучение и развитие детей

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы
Страница 3 из 8  

3. Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении

Одной из основных составляющих психического развития в дошкольном возрасте выступает психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – многосложная задача, охватывающая все сферы его жизни.

Психологическая готовность к школе – это достаточный и необходимый уровень психического формирования ребенка для того чтобы можно было в достаточной мере освоить школьные учебные программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность проявляются в уровне развития интеллектуальной, мотивационной, произвольной и речевой сферах. Обе готовности важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка характеризовалась успешностью, а также произошла быстрая адаптация к новым условиям и безболезненный вход в новую систему отношений.

Следует рассмотреть основные составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе:

-физическая готовность — это уровень того, как ребенок физически подготовлен, тот результат, который он достигает при выполнении двигательных активных действий необходимых в деятельности;

-мотивационная готовность определяет отношение к учебной деятельности как значимому общественной делу, выражающаяся в стремлении приобрести новые знания, то есть данная готовность определяет желание ребенка учиться в школе для развития любознательности;

-личностная готовность характеризует отношение к себе, учебному процессу, учителям и сверстникам;

-умственная готовность — это высокий уровень сформированности познавательных процессов (логическое мышление, память, внимание, восприятие);

-эмоционально-волевая готовность выражается в умение действовать в соответствии с образцом и проводить контроль путем соотношения как с эталоном поведения;

-готовность общаться — умение у ребенка произвольно общаться с взрослыми и сверстниками на разнообразные темы.

При поступлении ребенка в школу у него должно присутствовать желание идти туда, то есть, мотивация обучения, должна быть развита социальная позиция, он должен уметь входить в контакт со сверстниками, выполнять любые требования учителей и уметь контролироваться свои действия и поведение.

Наличие готовности ребенка к школьному обучению присутствует, если у него отмечается положительное отношение к следующим пунктам:

-желание идти в школу, отсутствие мыслей себя вне ее;

-понимание ребенком важности обучения и стремление к знаниям;

-проявление большого интереса к содержанию школьных занятий (аппликация, пение, рисование, лепка и многое другое);

-представление у ребенка процесса подготовки к школе и занятиям;

-самостоятельное и добровольное отказывание от характерных ориентаций дошкольников, предпочтение классных занятий обучению дома;

-тщательное соблюдение принятых норм поведения;

-предпочтение традиционного способа отметки за учебные достижения;

-признание авторитета учителя;

-высокий уровень произвольной регуляции деятельности;

-умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

-развитый кругозор;

-речевая система сформирована в соответствии с возрастом ребенка;

-развитие познавательной активности, самостоятельности;

-сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

-нормальный уровень состояния соматического здоровья.

Готовность детей к школьному обучению проявляется в том, что

в достаточной мере сформировано принятие нового для них социального статуса, а именно, статуса школьника, в соответствие с чем, возникают личностные новообразования, изменяются знания ребенка о себе и отношение к миру действительности.

Большинство педагогов в ходе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих огромные трудности при усвоении учебного материала. Без обнаружения причин данных трудностей, носящих в основном психологический характер, невозможным остается эффективная работа по их устранению и в итоге повышение школьной успеваемости.

Виды школьной неуспеваемости:

-эпизодическая неуспеваемость;

-длительная неуспеваемость по отдельному предмету;

-длительная неуспеваемость по ряду предметов.

Выделяют следующие группы причин, приводящие к трудностям в обучении:

1.Внешние причины:

-плохие семейно-бытовые условия (отсутствие заботы родителей, отсутствие у ребенка специальных средств для обучения (ручек, тетрадей), отдаленность местожительства от школы, недостаточные бытовые условия);

-педагогическая запущенность (неактивное посещение уроков, проблемы языка, низкий культурный уровень у родителей, слабый текущий контроль знаний, нерегулярное выполнение домашних заданий);

-экологические причины (высокий уровень загрязненности воздуха дома и школе, вследствие чего возникает быстрая утомляемость);

-школьные факторы риска (неадекватность требования от учителей, интенсификация учебного процесса).

2.Внутренние причины:

-недостаточная развитость познавательной деятельности ребенка;

-отсутствие мотивации, так как несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.

-Индивидуально-психологические особенности учащихся (характер, темперамент);

-неподготовленность ребенка к школе;

-соматическая ослабленность организма ребенка;

-нарушение сформированности высших психических функций;

-гиперреактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Следует отметить и особую группу риска детей, которые свой

ственны трудности в обучении:

-медлительные;

-часто болеющие;

-гиперрактивные;

-леворукие;

-дети из неблагополучных семей.

В качестве основных путей преодоления неуспеваемости можно предложите следующие мероприятия:

-Психологическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

-Психологическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

-Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа.

 



<< Предыдущая — Следующая >>