Интеллектуальное и творческое развитие детей

Развивающая программа по коррекции эмоциональной сферы ребенка-инвалида 6-9 лет

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Развивающая программа по коррекции эмоциональной сферы ребенка-инвалида 6-9 лет

Развивающая программа по коррекции эмоциональной сферы ребенка-инвалида 6-9 лет
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Развивающая программа по коррекции эмоциональной сферы ребенка-инвалида 6-9 лет

Занятие № 1. Знакомство.

Цель: создать в группе атмосферу открытости и доверия, формировать и развивать умение выражать свои эмоциональные состояния.

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

• Здравствуйте, дети! Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднима­ется в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваши облака перенесут вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более то­чно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо.

Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, к нам в комнату. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрые, свежие и внимательные.

Расскажите, пожалуйста, кто, что смог увидеть. Кто, куда попал. (Групповая дискуссия).

• Ребята, мы с вами будем встречаться раз в неделю и на занятиях играть в очень интересные игры. Но на наших занятиях надо соблюдать определенные правила. Сейчас я вам предложу некоторые правило, но каждый из вас имеет право предложить еще что-то свое.

—называть всех по имени;

—никто не обзывается, не дерется;

—когда кто-то говорит, все внимательно слушают;

—все поддерживают друг друга;

—никто не боится быть самим собой;

—не обсуждают вне группы то, что происходит в ней.

• Когда мы будем встречаться, то каждый раз мы будем здороваться друг с другом каким-то определенным образом. Я вам сейчас предложу один из вариантов. Каждый раз, когда встречаемся мы должны поздороваться друг с другом пяткой левой ноги. А когда расходимся мы прощаемся обнимая друг друга.

• Сейчас, мы с вами сыграем в игру, которая называется «Облака».

Вот перед вами волшебная коробка. В ней находятся загадочные облака. Вы внимательно слушаете то, что я вам рассказываю и находите в коробке те облака, о которых вы услышали. А после моего рассказа мы посмотрим, кто сумел найти все облака.

Ведущий читает стихотворение Н.А. Екимова «Облака».

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (ве­сел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

• «Полет к Волшебному Облаку»

Люди любят мечтать. Сейчас помечтаем и мы. Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к Волшебному Облаку. Вы — команда космического корабля. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох, выдох (3 раза). Крепко, крепко зажмите в кулачках штурвалы. Вдох, выдох (3 раза). Корабль взлетает. Нам легко. Тело легкое, невесомое. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды. Волшебное Облако уже близко. Мы совершаем мягкую посадку. Возьмемся за штурвалы, надавим на педали. Как плавно и легко мы сели! Выйдем из корабля. Перед нами океаны цветов: они желтые, розовые, оранжевые, белые. Но у всех — волшебные стебельки. В этом океане цветов живут необыкновенные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми ушками. Это и есть жители Вол­шебного Облака. Облакокрылышки. Они улыбаются. Они рады нам, мы им очень нравимся. Они предлагают нам свою нежность. Они протягивают нам свои крылышки, в наше тело входят тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой это доб­ро, радость, поделимся ею с родными, друзьями, со всеми людьми. В процессе релаксации звучит тихая спокойная музыка.

* Домашнее задание.

Сейчас вы получите рабочие тетрадки. Их вы каждый раз будете приносить на занятие, а дома в них надо выполнять задание. На следующий раз вам надо будет выполнить рисунок на первой страничке. И составить рассказ по этому рисунку.

• Ритуал группового прощания

• Рефлексия занятия. Она единая на все занятия (Приложение 3).

Занятие № 2.

Цель: научить навыкам мышечной релаксации; способствовать осмыслению необходимости эмоций в общении.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие навыков мышечной релаксации; актуализация необходимости эмоций в общении, ритуал группового приветствия.

• Анализ домашнего задания. Групповое обсуждение.

* «Злость».

Выселил Петя из норки жука;

Кошку с котенком согнал с чердака;

Новые классики в скверике стер;

Скучную книжку забросил в костер.

И услыхал от знакомых людей,

Что из него вырастает злодей. (В. Еремин). Обсуждение отрывка с детьми. Продумывания дальнейшего, поведения Пети. Как надо поступать. Что значит быть злым? Когда они бывают злыми?

* «Напрягаем — расслабляем»

Что происходит с нашим телом когда мы злимся? С лицом? С руками? С туловищем? С ножками?

сжатие в кулачки — сильное напряжение (удерживаем в руках песок); медленное «высыпание песка» (расслабление); напряжение всего корпуса, а затем его расслабление; сделать злое выражение лица (какие должны быть брови, губы) стряхиваем усталость с ручек.

Упражнение повторяется 3-4 раза, с обязательным контролем выполнения его каждым участником группы.

* «Зеркало»

Все дети разбиваются на пары. Один играет роль зеркала, задача второго изобразить свой гнев, а зеркало его повторяет. Необходимо, что бы все дети побывали и в роле зеркала, и в роле показывающего.

* Ассоциативное цветовосприятие «Мой гнев».

Детям предлагается в баночках с водой при помощи акварельных красок создать цвет собственного гнева. После выполнения задания создается палитра гнева из баночек.

* «Сказочный лебедь».

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в зайчиков, белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня мы попробуем превратиться в птицу. Ложимся поудобнее, закрываем глаза. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, поднимите подбородок вверх! Да, именно такая шея у лебедя! Давайте подышим как птицы. Вдох- выдох. Согните чуть -чуть в коленях ноги, напрягите их и … резко выпрямите… Глубокий вдох ….и …О, чудо! Мы взлетели. Можете свободно махать крыльями. Тело как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Мы плавно летим, нам нравится. Спустимся пониже, еще ниже. Вот уже совсем близко деревья, дома, люди… И вот ноги легко коснулись Земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. (Наблюдается и контролируется каждый ребенок).

Замечательный был полет!

• Домашнее задание. В течение недели вы заполняете таблицу на странице 2 в рабочей тетрадке, все проявления гнева и злости.

* Рефлексия занятия.

• Ритуал группового прощания.

Занятие № 3.

Цель: развитие умений самовосприятия и восприятия партнера.

Коррекдионные задачи: введение в атмосферу психокоррек­ционных занятий; сплочение участников группы адекватное воспри­ятие себя и своего партнера по игре; снятие комплексов «больной ребенок».

• Ритуал группового приветствия.

• Групповое обсуждение домашнего задания. Анализ поступков за неделю.

• «Капельки»

За окном идет дождь. Вот и мы с вами превращаемся в капельки. Вы капельки, вы летаете в воздухе. Летаете красиво, неслышно. А теперь капельки летят вместе со своей подружкой (другом) по

двое….. по трое…Подул ветер, и разметал все капельки. Капельки

остаются вдвоем …, а теперь по одному. Но ветер утихает, и капельки опускаются на землю. Онц покрывают ровными лужицами все улицы.. Открываем глаза… Мы опять вернулись в нашу волшебную комнату.

• «Нехорошая история»

Ведущий читает стихотворение Е. Серова «Нехорошая история». Почему Рая отобрала у ребят игрушки? Почему всем кроме Раи было весело? Что нужно было сделать Рае, чтобы ее приняли в игру?

• «Как можно пожалеть?»

Парные этюды. Каждой паре дается своя ситуация:

— у одного болит живот;

-мальчик заблудился в лесу;

-сломалась любимая игрушка;

-девочка выздоровела;

-ребята во дворе обидели и т. д.

Дети должны проиграть ситуацию, проявить навыки эмпатии.

б) Улучши настроение другому!

Все сидят в кругу. Каждому из детей выдается роль (плачущий, обиженный, грустный, недовольный, больной, и т. д.) задача всей группы улучшить, настроение друга мимикой, жестом, поступком, и т.д.

• Релаксация. Звучит легкая, нежная музыка

Мы ложимся на ковер и представляем, что это мягкая, теплая земля, а мы — маленькие побеги цветочков, которые врастают в эту почву. Мы закрываем глазки, расслабляем спину, выпрямляем ножки и ощущаем тепло, покой. Солнышко купает нас в своих лучиках. Мы набираемся силы. Нас обдувает легкий ветерок. Мы прислушиваемся… (вдох-выдох, три раза). Мы набираемся сил … и … Мы прекрасные розы… (вдох-выдох, три раза) открываем глазки.

• Домашнее задание. Разукрасить рисунок №3 в рабочей тетради.

• Рефлексия занятия.

• Ритуал группового прощания.

Занятие № 4.

Описано в программе для родителей.

 

Занятие № 5.

Цель: формирование и развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; научение выражению собственных эмоций.

• Ритуал группового приветствия.

• «Эмоциональная драматизация».

Ведущий предлагает вниманию детей стихотворение Я. Акима «Неумейка». Дети изображают услышанную эмоцию на своем лице.

Слыхали? Сегодня, в подъезде восьмом. Ходил почтальон с необычным письмом.

Измятый конверт, а на нем. по линейке Написано четко: ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ. На первый этаж письмоносец зашел, Увидел, как Вову сажали за стол. Со сказкою Вове вливали бульон.

— Письмо Неумейке! — сказал почтальон. За ложку схватился испуганный Вова,

А мама ответила:

— Нету такого!

В квартире над ними жил мальчик Андрюшка. По комнате всей раскидал он игрушки. Услышав про адрес, смутился Андрейка:

— Не думайте, дядя, что я — Неумейка! Я, дядя, еще не окончил игру,

Вот выстрою домик — и все уберу. Направилась почта в квартиру направо, Где только проснулся Голубчиков Слава. Сестренка ему надевала чулок, А Слава скучал и глядел в потолок. Сказал почтальон: — Неплохая семейка! Не здесь ли живет гражданин Неумейка? Но Слава, услышав обидное слово, Чулок натянул и воскликнул:

— Да что вы! Я сам одеваюсь, когда захочу, А это — Ну. . . просто, сестренку учу! Идет письмоносец в другую квартиру —

И видит на кухне такую картину: Тарелки помыты и сложены в груду, А мама и дочь убирают посуду. Сказал почтальон, улыбнувшись:

— Беда! Простите, я снова попал не туда. Спустился во двор письмоносец и вскоре Чуть-чуть не упал

На трехлетнего Борю — цветы поливал он из маленькой лейки. И здесь не нашел почтальон Неумейки! Присел почтальон, отдохнул и опять отправился в путь Неумейку искать. Письмо получателя ищет по свету. Но что же в письме? Рассказать по секрету? Два слова в конверте письма заказного! ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ! Обидных два слова и я вас прошу. Постарайтесь ребята, чтоб это письмо Не нашло адресата.

Анализ: Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это стихотворение? Какие эмоции было легко передать, а какие сложно?

• «Говорящие стены»:

Все становятся в круг, берутся за руки. Тренер сообщает каждому ребенку звук (например [а], [у] и т.д.). Держась за руку, круг делается максимально большим. Каждый тихонько начинает произносить свой звук. По команде тренера дети начинают сходиться, произнесение звука усиливается, доходя до крика в центре. При расхождении, произнесение звука утихает (повторите 3-4 раза).

• «Лес».

Ведущий: «В нашем лесу растут березки, елочки, дубки, плачущие ивы, сосны. Выберите сами себе дерево, которое вам нравится. А теперь покажите, как ваше растение реагирует на:

тихий, нежный ветерок; сильный, холодный ветер; мелкий грибной дождик; ливень; ласковое солнце; ночь; заморозки.

• После заморозков с ваших деревьев стали опадать листья. Звучит легкая музыка. Вы превращаетесь в листочки. Вы отрываетесь от веток и медленно, плавно опускаетесь на землю (дети ложатся на ковер). Закрываете глазки и представляете, как листочки засыпают на зиму. Ведущий молчит, представляя свободу детским фантазиям. По окончании музыки дети открывают глаза.

• Домашнее задание. Нарисовать рисунок, который в рабочей тетради обозначен цифрами, и разукрасить его.

• Рефлексия занятия.

• Ритуал группового прощания.

Занятие № 6.

Цель: закрепление навыков мышечной релаксации и развитие конструктивного взаимодействия в совместной групповой деятельности.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррек-ционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков мышечной релаксации.

• Ритуал группового приветствия.

• Групповое обсуждение домашнего задания.

• «Гусли-самогуды»

Ведущий читает текст, а дети выполняют условия услышанного.

1. Дети стоят свободно. В сказочном дворце,

На высоком крыльце, Звучит грозный указ, Добрым молодцам наказ: «Кто сумеет станцевать, Так, как гусли нам велят, Тот и будет помогать Нашем царством управлять. Гусли, гусли-самогуды Распевают песни всюду. Раз готовы вы друзья, Танцевать нам всем пора.

2. Звучит ритмичная музыка. Дети стоят, танцуют мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть.

3. Меняется ритм музыки, танцуют мышцы ног. Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься! Пальцы, пятки и колени Заплясали, как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать

4. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы живота. Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись!

5. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы плеч. Вот поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче. Стали плечи затихать, Затихать и засыпать.

6. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы лица. Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцую еще минутку.

7. Выбирается ребенок, который танцевал лучше всех. Он заказывает любые движения для всего тела.

Вновь народ стоит и ждет.

Что нам музыка споет?

Стали плечи затихать

Ты помощник, выходи,

Общий танец закажи.

Дети повторяют движения, которые показывает водящий.

8. Звучит спокойная музыка, дети, стоя на месте, двигаются под нее. Затем они садятся.

А теперь, все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Звучит спокойная музыка, дети мечтают.

• «Настроение животных».

Детям раздаются картинки с нарисованными животными, у каждое животное с определенной эмоцией. Задача детей угадать у какого животного, какое настроение и разукрасить картинку.

* «Рассказ»

Когда все картинки будут раскрашены. Дети составляют общий рассказ.

* «Сказочное путешествие»

Музыка «шум океана». Дети лежат на полу. Глаза закрыты. Они представляют себе, что лежат на палубе сказочного корабля, который спокойно и плавно плывет по морю. Дует ветерок. Кораблик подплывает к дверям нашей комнаты. Дети открывают глаза.

• Домашнее задание. В рабочей тетради задание № 6. Дети должны раскрасить картинки и придумать дома сказку по картинкам.

* Рефлексия занятия.

• Ритуал группового прощания.

Занятие № 7.

Цель: закрепление навыков выражения эмоций.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков выражения эмоций.

• Ритуал группового приветствия.

• Групповое обсуждение домашнего задания. Каждый ребенок рассказывает свою сказку. Выбирается лучшая или возможен вариант компоновки одной сказки из нескольких.

• Подготовка к драматизации придуманной сказки. Вся группа участвует в подготовке необходимого инвентаря (декораций, продумываются необходимые костюмы, создаются маски и т. д.)

• Драматизация сказки происходит на следующем совместном занятии с родителями.

• Домашнее задание — подготовка к драматизации сказки.

• Рефлексия занятия.

• Ритуал группового прощания.

Занятие № 8. Совместное занятие с родителями. Описание занятия в программе для родителей.

Занятие 9-10.

Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокор-рекционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков выражения эмоций; диагностика эффективности занятий; диагностика динамики изменений в эмоциональной сфере.

• Ритуал группового приветствия.

• Проведение вторичной диагностики, для выявления динамики в процессе занятий.

• «Расслабление приятно».

Кулачки зажаты

Любопытная Варвара

Крепко, с напряжением Смотрит влево, смотрит вправо.

пальчики прижаты

А потом опять вперед,

Пальчики сильней сжимаем…

Тут немного отдохнет.

Отпускаем, разжимаем.

А Варвара смотрит вверх

Знайте девочки и мальчики Выше всех, все дальше вверх.

Отдыхают ваши пальчики .

Возвращение обратно —

Расслабление приятно.

Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. (2-3 раза каждой ногой) А теперь немного лени Напряженье улетело, и расслаб­лено все тело

Вот как шарик надуваем, А рукою проверяем Шарик лопнул — выдыхаем Наш животик расслабляем. Штангу с пола поднимаем, Крепко держим… и бросаем. Нам становится понятно, расслабление приятно

* «Волшебный круг»

Все участники группы садятся в круг и передают пожелание друг другу.

* Финальная рефлексия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>