Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся 7-го класса на уроке-путешествии по теме «Антарктида» | Обучение и развитие детей

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся 7-го класса на уроке-путешествии по теме «Антарктида»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Числова Нина Васильевна
В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию «компетентного специалиста» в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество – это новые идеи, новый опыт, новые перспективы. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Развитие творчества совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети Современный креативный урок, разработанный в авторской педагогической системе М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ, предполагает изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение [7]. Рассмотрим структуру креативного урока для учащихся 7 класса по теме «Антарктида». Блок 1. Мотивация. Цели: Обучающая: познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды. Развивающая: развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, дополнительный информационный материал для учащихся. Нам приходится ежедневно решать очень много разнообразных проблем. Задачи бывают не только математические, как вы, наверно, считаете, но и жизненные (бытовые, семейные, политические). Очень многие из вас совершают путешествия с семьей, отдыхаете в нашей стране или за рубежом. Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Каким? Одних побуждает любовь к приключениям, других неутомимая жажда открытий, третьих неизвестность и очарование таинственностью. Мне хочется привести цитату из одной старой песни:   Хочу сказать тебе, мой друг, Ты только не таи обиду. Хороших много мест вокруг, Зачем ты едешь в Антарктиду?   В конце урока мы с вами ответим на вопрос из песни: «Зачем люди едут в Антарктиду?». А, чтобы попасть на данный материк, нам нужно взять с собой вещи первой необходимости. (На столе учителя лежат: теплая одежда, очки, веревка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина). Давайте выберем предметы, которые возьмем с собой в Антарктиду и постарайтесь объяснить свой выбор. Блок 2. Содержательная часть. Таким образом:

1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда). От морозов может даже лопаться роговица глаз. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения легких, возникает кашель.

2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (веревка). Хочу привести сообщение о погоде (ветре) взятое из метеорологической службы: «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные веревкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушат все. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома, видны только на расстоянии нескольких метров».

3. Это самый снежный материк. И чтобы не потеряться в пургу (компас).

4. В Антарктиде самое высокое отражение солнечных лучей снегом (очки). Здесь может возникнуть снежная слепота. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова Антарктида? В различной литературе можно найти множество других образных названий Антарктиды. Кто может перечислить эти названия? (Предполагаемые ответы: «край Земли», «материк за облаками», «королева холода», «материк ученых», «ледяной континент», «производитель айсбергов», «страна жестокого солнца», «страна ветров», «холодильник Земли», «материк четырех полюсов»). Основное определение: «Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими островами и южные части океанов примерно до 50–60 градусов в южной широты, называется Антарктидой» [1]. Название материка происходит от двух слов «Анти» – против и «Арктика», в буквальном смысле слова «Антарктида» означает противоположная Арктике» [4]. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит — противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики, получил название Антарктида. Двоюродные сестры (диалог двух учащихся у соответствующих карт Арктики и Антарктики) [3]. Арктика Антарктика – двоюродные сестры. Начать хотя бы с того, лежат они в противоположных концах света: 1 ученик: Арктика – в северном полушарии (показ на карте). 2 ученик: Антарктика – в южном (показ на карте). Учитель: Поэтому… 1 ученик: когда в Арктике зима, полярная ночь. 2 ученик: в Антарктике лето и полярный день. И, наоборот. 1 ученик: Центральная Арктика – океан, окруженный со всех сторон сушей. 2 ученик: Центральная Антарктика-суша, материк Антарктида, окруженная со всех сторон водой. Учитель: В высоких широтах – всюду холодно. 1 ученик: Только не думайте, что на крайнем юге теплее, чем у нас в Арктике. 2 ученик: Как раз наоборот. Здесь стоят такие морозы, каких не знает Северный полюс. Учитель: Человек забрел в самый центр Антарктиды. 2 ученик: Здесь чудовищные морозы, градусов 80, при постоянном ветре. Вдохнуть такой воздух – верная смерть! Поэтому у южных полярников есть особые маски. 1 ученик: У нас, в северном полушарии, за Полярным кругом издавна были селения, по тундре бродили кочевники-оленеводы – саамы, ненцы, чукчи … 2 ученик: В Антарктиде никогда никто не жил. Характеристика ФГП материка: Блок 3 (интеллектуальная разминка) Исследования материка. Современное исследование(на основе текста создать и заполнить таблицу). Систематические исследования начались с 1995 г. 11 стран мира договорились совместно изучать Антарктиду и обмениваться научными открытиями. Это заключено в договоре об Антарктиде в 1959 г. [2]. Статус. Так, в статье I Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия. Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов. – Почему? (так как лед течет, и все вещества попадут в океан) Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Так, например, советские научные станции располагаются в секторе от 70 до 105°в. д. Для решения различных вопросов страны – участницы Договора собираются на Консультативные совещания. Статья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций. Вывод: Антарктида используется только в мирных целях. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооруженных судов южнее 60-го градуса широты запрещены. Блок 4. Психологическая разгрузка (учащиеся выполняют движения) [5]. Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх! Шире! Ниже! Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой Помечтаем о пингвинах, О холодных белых льдинах, О тюленях и китах, О суровых холодах А теперь глаза открой, возвращаемся домой! Блок 5. Содержательная часть. Исследовательская работа в группах 1. Географы [1]. Характеристика ГП Антарктиды по плану:    1) В каком полушарии расположена.    2) Положение относительно условных линий на карте.    3) Крайние точки.    4) Океаны и моря, омывающие материк.    5) Положение относительно других материков. 2. Историки [1].    1) Какие путешественники изучали материк?    2) Кто открыл материк?    3) Кто первым достиг Южного полюса?    4) Кто такой Роберт Скотт?    5) Современные исследования Антарктиды.

3. Климатологи [1].

   1) В каких климатических поясах расположена Антарктида?

   2) Назвать температуру воздуха.

   3) Что такое стоковые ветры?

   4) Почему в центре Антарктиды холоднее?

   5) Зачем в Антарктиде солнцезащитные очки? 4. Биологи [1].    1) Какие животные обитают в Антарктиде?    2) Составьте рассказ о пингвинах, касатках.    3) Почему пингвины не летают, хотя это птицы? 5. Геологи [1].    1) Расскажи о ледяном покрове Антарктиды.    2) Какую Антарктиду называют «каменной»?    3) Какова высокая точка Антарктиды?    4) Почему есть действующий вулкан Эребус?    5) Какие полезные ископаемые есть на материке?

Творческое задание. Работа в группах. На базе полученных знаний:
  1. Составьте логическую цепочку взаимосвязи географического положения, климата и органического мира материка
  2. Составьте ребус или кроссворд
  3. Изобразите в виде графа зависимость образования стоковых ветров на материке.
  4. Выявите и заполните таблицу приспособленности животного мира к особенностям климата Антарктиды [6].
Таблица Вариант ответа

Группы живых организмов

Примеры

Приспособленность

Ластоногие

Тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед, тюлень-леопард, морской слон, морской лев.

– Толстый слой подкожного жира, что позволяет им выходить сухими из воды, так как жир смазывает шкуру, и вода скатывается с нее, не смачивая поверхность.

– Питание за счет моря пищей с высоким содержанием белка.

Китообразные

Синий кит, кашалоты, бутылконосы, касатки, финвалы, горбачи.

– Питание белковой пищей (например, крилем).

– Быстрый рост потомства – например, китенок синего кита в день потребляет 500 л молока в день и в сутки прибавляет 100 кг веса.

Птицы

Пингвины, альбатросы, поморники, буревестники, качурка Вильсона.

– Крылья преобразованы в ласты, винтообразно выращивающиеся во время плавания, что позволяет им плавать со скоростью до 14 км/ч. Также перья покрыты жиром, и они не промокают в воде.

– Яйца либо высиживаются постоянно (по очереди обоими родителями), либо откладываются на лапы и покрываются сверху складкой кожи, как у императорского пингвина.

– Для сохранения тепла пингвины живут большими стаями.

Блок 6. Резюме. В начале урока мы с вами поставили вопрос: «Зачем люди едут в Антарктиду?». Давайте ответим на него.
  1. С целью изучения материка.
  2. С туристическими целями.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке. (учащимся предлагаются карточки рефлексии). Рефлексивно-оценочный. Основная задача: подвести итог проделанной работы на уроке. Ответить на вопросы анкеты: Я все понял(а), смогу объяснить этот материал по-другому… Я научился(ась) работать с… Мне было интересно… Было трудно… Могу оценить свою работу оценкой… Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.