Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы | Обучение и развитие детей

Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы

На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы
Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы
Лекции и практикум по психологии — История психологии
Общая тенденция развития психологии

В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.

Развитие психологической науки в период 20—30-х годов в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в основном в рамках педологии.

Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на кладе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лссгафта и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.

Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Новое понимание Психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Васовым (1892—1931) и Л.С. Выготским. Басов (ученик А.Ф.Лазурского) разработал методику наблюдения за детьми дошкольно-Г0 возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии он доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психики», 1923 г.).

М.Я. Басов ввел в советскую психологию термин «деятельность». Он считал, что человек — «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педологии» (1931 г.) внесла крупный вклад в педагогическую науку.

Начало 20-х годов было также периодом появления первых учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология в нашей стране была представлена лишь в учебных заведениях современных Российской Федерации и Украины, а также в Тартуском университете (Эстония). По существу, она и не могла у нас активно развиваться из-за отсутствия высших учебных заведений и психологических научных учреждений.

В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и практических видов психологии. Во-первых, вместе с расширением и созданием новых учебных заведений шел процесс преподавания психологии, создавались лаборатории по обслуживанию учебного процесса.

Во-вторых, активизировался процесс внедрения психологических данных в производство и организацию исследований в области научной организации труда.

В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и психотехнических, предназначенных для профессионального отбора и профориентации.

Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров страны. Поскольку первое высшее учебное заведение — БГУ — было создано в 1921 г., то необходимого профессорско-преподавательского состава не было. Поэтому временное правление Белорусского университета и Москве и его организационная комиссия в Минске наряду с решением других вопросов занимались и обеспечением факультетов профессорско-преподавательскими кадрами.

Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным работникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем. ЦИК вместе с правлением университета комплектовал кафедры и давал для лабораторий оборудование.

Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей по многим кафедрам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрутском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.

Восполнение кадров происходило за счет оставшейся на кафедрах талантливой молодежи из числа выпускников. Таким образом, наметилась система подготовки и подбора профессорско-преподавательского состава в вузах республики. Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии, был Владимир Николаевич Ивановский.

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси

Одним из ярких представителей Московской профессуры, которыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1967 — 4 января 1939). Авторы «Новейшего философского словаря» [39, с. 251—252] называют его русско-белорусском философом, психологом, предки которого происходят из Беларуси.

Круг его интересов был достаточно широк: от мистики средних веков до современной психологии и гносеологии. Так, в «Вопросах философии и психологии» он опубликовал следующие статьи: «Ложные вторичные ощущения» (1893 г.); «К вопросу об апперцепции» (1897 г.); «К вопросу о самообразовательном движении» (1898 г.); «Очерк жизни и деятельности Н.Я. Грота» (1900 г.) и др. Автор большого количества статей в других журналах, особенно по проблемам педагогики и образования.

В разное время в центральных изданиях отмечались заслуги ученых, работавших в том числе и в Беларуси. Так, в статье А.В. Петровского отмечается, что среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой послереволюционной науки, были видные представители психологической науки. Среди них В.М. Бехтерев и известные русские психологи: Н.Н. Ланге, В.А. Вагнер, А.II. 11еча-ев, Г.И. Россолимо, Г.И.Челпанов, В.Н.Ивановский, М.М.Рубинштейн и многие другие.

Владимир Николаевич родился в г. Верхнем Волочке Тверской губернии, в семье учителя. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на латинском и греческом языках. Работал в БГУ с 1921 по 1927 г.

В.Н. Ивановский закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. После окончания давал частные уроки в Москве. Будучи студентом 4-го курса, он заинтересовался лекциями по психологии профессора М.М.Троицкого. После окончания университета продолжил посещение курса М.М. Троицкого по психологии, а также начал участвовать в заседаниях Московского психологического общества.

В майском номере журнала «Вопросы философии и психологии» за 1892 г. появилась eir> рецензия на книгу француза С.В. де Роберти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор Н.Я. Грот пригласил Ивановского на должность секретаря редакции, где он проработал до 1896 г.

В это время он был также помощником секретаря Московского Психологического общества (1894-1897), а затем с января 1897 по январь 1900 г.— его секретарем. Параллельно занимался историей средних веков и подготовил ряд статей, но этой теме, в том числе: «Мистика и схоластика в IX—XII вв., «Народное образование и Университет в Средние века», «Роджер Бэкон». Редактировал и корректировал сборник «Программы домашнего чтения», редактировал первый том «Библиотеки для самообразования».

Преподавание в учебных заведениях В.Н.Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г.— лекции по психологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцентом философии историко-философского факультета Московского университета.

С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной заграничной командировке от министерства народного просвещения, после которой еще на год остался за границей для научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил некоторое время в Оксфорде. В Берлине записался в студенты университета и в летнем семестре 1900 г. слушал лекции профессоров Штульпе, Дильтея и др., участвовал в практических занятиях по психологии у аспиранта Шумана. В 1900—1901 гг. в Сорбонне слушал лекции Бромара, Леви-Брюлля, Рибо, Пьера Жане и др.

В июле 1900 г. он принимал участие в Первой международной философском конгрессе и был избран в члены секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на Втором конгрессе в Женеве был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву.

С 1904 г. переехал на работу в Казанский университет приват-доцентом. С 1904 но 1912 г. в этом университете читал философию, психологию, историю новой философии, был одним из учредителей Казанских высших женских курсов, где преподавал с 1906 по 1912 г. Последняя должность В.Н. Ивановского перед приездом в Минск — ректор Самарского университета (1920—1921 гг.).

В качестве небольшой исторической справки отметим, что после революции ректоров вузов избирали ежегодно. Характерно, что в 1918 и 1921 гг. ректором Самарского университета избирался А.П. Нечаев (1870—1948), известный психолог, занимавшийся экспериментальным изучением детского развития и внедрением эксперимента в педагогическую психологию. Начало XX в. отмечалось повышенным интересом к изучению ребенка. В связи с этим возник вопрос о необходимости создания педагогической психологии. Однако вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Дискуссия разделила психологов России на два лагеря: сторонников традиционной психологии (Г.И. Челпанов) и экспериментальной психологии (А.П. Нечаев). Г.И. Челпанов полагал, что экспериментальную работу должны осуществлять специалисты, а А.П. Нечаев приветствовал создание при школе психологических кабинетов и лабораторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживал вовлечение в эту работу учителей. Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности,

1 В 1921 г. ректором Самарского университета опять избирается А.П. Нечаев, а В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923 г.). В книге обсуждаются проблемы научно-исторического познания. Помимо других проблем В.Н. Ивановский предложил интересную классификацию наук: он разделил все науки на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. \О6 этой классификации упоминает Л.С.Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова [17, с. 322—323].

Следует отметить, что А.Н. Ждан не подчеркнула в своем учебнике [18|, что эта книга была написана В.Н. Ивановским во время его работы профессором БГУ. Вообще, уровень обобщений во всех российских учебниках и учебных пособиях но истории психологии столь велик, что до союзных республик ранее и самостоятельных государств ныне авторы почти не опускаются.

Примечательным жизни и деятельности В.Н. Ивановского в БГУ является написание первой оригинальной программы под названием «Программа но психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, написана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического факультета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по истории психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит программный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрейда. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать болев ясно и побудить их к самостоятельности».

В архиве также есть отчет профессорско-преподавательского состава педагогического факультета о работе за 1923/24 учебный год на 41 листе. Из отчета В.Н. Ивановского от 11 июня 1924 г. следует, что на педфаке он читал курс логики и методологии науки, а также курс психологии для студентов первого курса всех отделений, вел все практические занятия по истории научного мировоззрения на втором и третьем курсах, состоял членом правления университета, был заместителем ректора по учебной части до апреля 1924 г., а также председателем научного общества.

В феврале-марте 1924 г. В.Н. Ивановский читал курс для группы рабфака «О выборе профессии и факультета». 8 июня 1924 г. делал доклад по теме: «А.С. Пушкин в истории русской общественности» па торжественном заседании Совета БГУ, научного общества и комитета публичной Пушкинской библиотеки в Минске.

Принимал участие во II Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в Ленинграде 3—10 января 1924 г., в составе делегации от правления БГУ и был председателем психологической, рефлексологической и педагогической секции.

Был в научной командировке в Москве в октябре 1923 г. и апреле 1924 г. Работал по подготовке к печати второго тома курсам «Методологического введения в науку и философию».

Опубликовал статью «Ассоциационизм у А. Бэна» (1927 г.). Подготовил также несколько статей для энциклопедического словаря товарищества братьев Гранат. Таким образом, до появления первых кафедр педагогики и психологии профессор В.Н. Ивановский закладывал основы учебно-методической базы белорусского университета. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с работы по причине инвалидности.

Тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоцннционизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897-1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Мил ля, Фр. Бэкона, У. Джемса и др.

Авторы «Новейшего философского словаря» [381 отмечают, что исследования творчества В.П. Ивановского весьма скромны, а прижизненные критические публикации односторонне ориентированы. В.Н. Ивановский относится к тому поколению философов и психологов, которые внесли значительный вклад в философско-психологическое образование, он активно участвовал в просветительном движении и разработке моделей гуманитарного образования. ОСНОВНОЙ круг интересов В.Н. Ивановского связан с ассоциационизмом в европейской пауке и философии. Он но многом преодолел круг идей позитивизма и выдвинул ряд положений, скорее относящихся к глубинной психологической и исторической социологии. В трактовке путей развития науки и философии В.Н. Ивановский выдвигает многофакторные схемы, в известном отношении предшествующие Бостонской школе (Т. Кун и др.).

Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси

Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогических паук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895-1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье.

В возрасте семи лет он остался без отца. Учился прилежно. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. В 1916 г. поступает, а в 1922 г. заканчивает Витебский педагогический институт народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал преподавателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.

В 1925 г., когда проводилась очередная мобилизация для работы в деревне, П.Я. Панкевич вернулся в Белоруссию. Однако вместо деревни он был назначен методистом в Коммунистический университет Белоруссии им. Ленина. В 1928 г. он защищает докторскую диссертацию и вскоре назначается на должность проректора университета, а затем заведующего Главным управлением науки в Наркомиросе БССР. П.Я. Панкевич был секретарем Белорусской академии наук. Он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени БССР (в 1931 г.).

Вел большую научную, преподавательскую и организаторскую деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук. В период деятельности П.Я. Панкевича в 1929—1932 гг. в институте была проведена огромная работа в области развития политехнического обучения в республике.

В Белорусском университете в период работы П.Я. Панкевича проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. По результатам исследований и 1928 г. была опубликована работа «Какой же наш белорусский студент?»

В научно-исследовательской работе ведущих психологов университета того периода принимали участие не только педагоги, но и студенты. В сентябре 1927 г. прошла Всебелорусская психолого-педагогическая конференция, на которой были подведены итоги исследований в области образования и даны конкретные рекомендации.

В этот период ученые университета не только подвергают глубокому исследованию методологические вопросы психологии, но и участвуют в философской дискуссии, направленной против механицизма, субъективизма и других отклонений от диалектико-материалистической методологии в психологической науке.

Например, в 1927 г. некоторые диалектико-материалистические подходы к решению психологических проблем были следующим образом сформулированы П.Я. Панкевичем:

  1. Поведение человека должно изучаться в соответствии с диалектическим законом развития и с учетом биологического и социальных факторов.
  2. Объектом исследования должна являться не абстрактная личность, а реально действующий человек, проявляющийся в конкретной обстановке.
  3. Изучению должно подлежать главным образом коллективное поведение людей, о процессе которого выявляется истинная природа индивида и др.
Внедрение в практику социально-психологических исследований диалектико-материалистических подходов ускорило развитие фундаментальной психологической науки как в СССР, так и в БССР, включая Белорусский государственный университет.

В 1928 г. в Минске вышла книга П.Я. Панкевича «Политехническая школа и связи с развитием современной крупной индустрии». Исследуя вопросы трудового воспитания и политехнического обучения, автор показывает их тесную связь. Ценной является попытка П.Я. Панкевича обобщить опыт политехнического обучения в 1-й школе-коммуне Ряд исследований П.Я. Панкевич опубликовал по вопросам коммунистического Воспитания, философии психологии и др. Работая в сложное время становления социалистической педагогики, П.Я. Панкевич допускал и некоторые ошибочные суждения О школьном образовании,

И начале 30-х годов появляются критические статьи против педологии с анализом ее действительных и мнимых ошибок. Критику вызывали не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические положения педологии — ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологической (особенно зарубежной) теории. Но главной причиной критики явилось то, что цель, поставленная педологией,— формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку — не являлась актуальной в условиях формирования тоталитарного государства. Школьная система взамен сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания.

Все это привело к постановлению 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое существенно затормозило развитие психологии в нашей стране.

Второй удар по психологии был нанесен в период Павловской сессии Академии медицинских наук, а третий — в период борьбы против космополитизма в 1951 г., имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. В это время С.Л. Рубинштейн (1889—1960) был смят со всех занимаемых постов. Тем не менее, он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах «Бытие и сознание» (1957 г.), «Принципы и пути развития психологии» (1959 г.). Проблеме личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной его работа «Человек и мир» (опубликована в 1973 г.).

13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. Поводом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г.. Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия иод руководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учителей справедливых и преданных делу партии людей по причине недостаточной квалификации. В дальнейшем Т.С. Горбунов стал секретарем ЦК Компартии Беларуси по идеологии.

Организаторская деятельность С.Я. Вольфсона по развитию общественных наук в Республике Беларусь

Вольфсон Семен Яковлевич — философ, академик Академии наук БССР с 1928 г. Родился 8 июня 1891 г. в г. Бобруйске Могилевской области.

Отец С.Я. Вольфсона — выпускник Казанского ветеринарного института, фармацевт по профессии. Мать, М.И. Александрова, из купеческой семьи г. Мозыря.

С.Я. Вольфсон закончил с медалью мужскую гимназию в г. Бобруйске. Затем поступил в Гейдельбергекий университет (Германия), где обучался на юридическом и философском факультетах. Занимался в семинаре по творчеству Спинозы. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, где продолжил свое образование в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Учился также в Санкт-Петербургском, Московском, а затем и Киевском университете, юридический факультет которою закончил в 1919 г.

После окончания Киевского университета вернулся в Бобруйск и там преподавал в женской гимназии, трудовой школе, Бобруйской учительской семинарии и педагогических курсах по обществоведению, социологии и политической экономии.

После революции состоял членом Бобруйской городской думы, был председателем ее социал-демократической фракции. Являлся редактором еженедельной социал-демократической газеты «Наша мысль». В 1920—1921 гг. заведовал Бобруйским отделом народного образования.

В 1921 г. С.Я. Вольфсон представил в Институт Красной профессуры работу о диалектическом материализме в творчестве Г.В. Плеханова. Работа была одобрена приемной комиссией. В этом же году он был утвержден ученым советом БГУ на должность преподавателя, а затем и профессора, заведующего кафедрой диалектического материализма на факультете общественных профессий и педфаке, а в 1922 г. стал заместителем декана факультета общественных наук и членом редколлегии «Трудов БГУ».

В 1922—1923 гг. Всебслоруским съездом работников просвещения был избран членом президиума Белрабпроса (Белорусское рабочее просвещение).

В 1923 г.— председатель секции научных работников Белоруссии. В ноябре 1923 г. участвовал в работе 1-го Всесоюзного съезда научных работников СССР.

В 1925 г. Совет БГУ утверждает его деканом факультета права и хозяйства. В это же время С.Я. Вольфсон командируется в Германию и Францию, в Москве и Ленинграде ведет подбор преподавателей на свой факультет.

В 1926 г. правление БГУ просит допустить профессора для зашиты докторской диссертации по социологии. Он читает лекции о нравственности, культуре, издает Плехановскую хрестоматию. В 1927 г. три месяца работает в Германии в Прусской государственной библиотеке по проблемам исторического материализма, семьи и брака.

Научно-педагогическая деятельность С.Я. Вольфсона позволила современникам характеризовать его следующим образом: «талантливый преподаватель, прекрасный исследователь, блестящий стилист».

Для истории психологии в Беларуси деятельность С.Я. Вольфсона знаменательна тем, что примерно до начала 20-х годов элементы психологических знаний преподавались и пропагандировались в основном обществоведами и главным образом — философами. Начиная с 1919 г. он ведет в Бобруйске обществоведение в гимназии, школе, учительской семинарии и др.

Но для истории роль С.Я. Вольфсона более важна как роль организатора, а затем и руководителя системы народного образования, начиная с заведования Бобруйским отделением народного образования в начале 20-х годов и заканчивая должностью директора института философии, перед Великой Отечественной войной — и академика-секретаря отделения общественных наук Л11 БССР. И хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольф-соном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурного развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси. Это обстоятельство подтверждается еще и тем, что заведующий кафедрой психологии Б ГПУ им. М. ‘Ганка с 1964 г., доктор философских наук, профессор В.М. Ковалгин в одной из первых статей по истории психологии в Беларуси отметил большие заслуги в развитии психологии и С.Я. Вольфсона. Погиб С.Я. Вольфсон в 1941 г. на захваченной немцами территории.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Автор первого в СССР вузовского учебника «Диалектический материализм» (1922-1926 гг.).

Основные труды: «Плеханов» (1924 г.); «Интеллигенция как социально-экономическая категория» (1926 г.); «Социология брака и семьи» (1928 г.); «Семья и брак в их историческом развитии» (1937 г.).

Проблемы культурного строительства в Беларуси, становления и развития белорусской социалистической культуры освещены в книге С.Я. Вольфсона «Культурная революция в действии. Национально-культурное строительстве) БССР» (1932 г.).

Научная деятельность Б.Э. Быховского в Беларуси

Как уже отмечалось, белорусским ученым не были чужды и философские, методологические вопросы психологии. Круг этих проблем в 20—30-х годах активно разрабатывался Б.Э. Быховским, С.Я. Вольфсоном, P.M. Выдрой, В.Н. Ивановским, С.З. Каценбоге-ном, П.Я. Паикевичсм и др. Методологические вопросы психологии рассматривались в ходе Широкой философской дискуссии, направленной против концепций механицизма, субъективизма и др. Были подвергнуты критике виталистические и бихевиористские точки зрения, фрейдизм, рефлексология. Это помогло белорусским философам и психологам освободиться от ряда ошибочных представлений. В этом отношении показательна эволюция взглядов Б.Э. Быховского относительно фрейдизма. Если в 1923 г. он приписывал учению Фрейда диалектико-материалистическии характер, то в 1926 г. в книге «Метапсихология Фрейда» он критикует субъективизм и мистицизм фрейдовского учения, пытаясь, однако, провести линию его связи с реактологией.

Быховский Берхард Эммануилович (1898—1980 гг.) родился в г. Бобруйске. Доктор философских наук (1941 г.), профессор, лауреат Сталинской премии за создание «Истории философии» (1940-1943 гг.).

Окончил факультет общественных паук Белорусского государственного университета (1923), а с 1929 г.— профессор БГУ. Работал на кафедрах философии в учебных заведениях Минска, Ташкента и Москвы. В 1953—1973 гг.— профессор кафедры философии Московскою института народного хозяйства им. Плеханова.

I’извивал представление о философии как особом внутреннем способе постижения мира и проявления человеческого духа. В 20-х годах неоднократно обращался к изучению психоанализа 3. Фрейда. П 1923 г. в статье «О методологических основаниях психоаналитического учения З.Фрейда» исследовал эту проблему с точки зрения диалектического материализма.

В 1926 г. в статье «Генеономические воззрения Фрейда» критиковал фрейдизм за биологнзацию социальных явлений. Исследов;1л психофизические учения Спинозы и Гоббса. В 1930 г. издал «Очерк философии диалектического материализма», ставший одним из первых советских учебников ПО ЭТОЙ отрасли философского знания. Автор КНИГ «Философия Декарта» (1910 г.) и др.

В частности, в книге «Философия Декарта» говорится о жизни и творчестве великого французского мыслителя, которого в равной степени чтут философы, педагоги, психологи, математики и Другие представители мировой науки. В 1896 г. в связи с 300-летием со дня рождения Р.Декарта И.П.Павлов установил его бюст мри входе в свой кабинет в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Б.Э. Быховский анализирует подходы Р.Декарта к таким понятиям как интуиция, разум, мышление и др., причем делает это в связи с переходом Р. Декарта от понятия «душа», которое до XV11 в. являлось предметом психологи и, к понятию «сознание», которое благодаря исследованиям Р. Декарта стало новым предметом психологии.