Разработка урока «Концепция личности в творчестве А. М. Горького (11-й класс)» | Обучение и развитие детей

Разработка урока «Концепция личности в творчестве А. М. Горького (11-й класс)»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Еремеева Татьяна Николаевна
Оформление:

1. Концепция т лат. мысль, представление) – художественная образная интерпретация жизни, её проблем в авторской позиции; носит процессуальный характер; выражается в конкретных образно – эстетических представлений о мире и человеке; способ познания жизни, её идейно – эстетического выражения. Личность – это реализовавший себя человек, осуществивший отпущенные ему природой и обществом возможности развития, отличившийся самостоятельностью мышления, нравственной ответственностью, сумевший эти начала в себе гармонизировать. 2.

а) Русский человек по природе своей (социальный) беглец.                                                                                               Ф.М. Достоевский б) Наказание в нём самом.                                          А.М. Горький в) Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа.                                                                                                  Л.Н. Толстой Задачи:
  1. Исследовать текст произведений, относящихся к разным периодам творчества писателя.
  2. Проследить за особенностями изменения личности.
  3. Осознать, каждый ли может считать себя личностью.
  4. Развивать творческие способности личности.
  5. Уметь логически правильно строить своё выступление.
  6. Рефлексия по целям и проблемам. (Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ, самонаблюдение).
  7. Включать каждого ученика в процесс самовоспитания.
  8. Уметь различать в учебной работе её конкретные результаты и способы выполнения.
Ход урока

(тема не записана) 

1. Выход на целеполагание.

Если попытаться обо всём огромном творчестве прозаика и драматурга А.М. Горького сказать обобщающе, то главное, что необходимо отметить: – все его творчество пронизано мечтой о «великом человеке», о том, чтобы такого – настоящего – человека мы могли увидеть и вырастить в себе каждый, несмотря на катаклизмы судьбы. Какой же он, настоящий человек?
  • Целеполагание:
Исходя из записанных высказываний Достоевского, Горького, Толстого, попытайтесь сформулировать тему урока. Кого можно назвать личностью? Чье высказывание, на ваш взгляд, отражает сущность жизни, особенности героев ваших произведений? Что нужно сделать, чтобы доказать правоту вашего выбора? Значит наша цель – исследовать художественную концепцию личности, созданную Горьким. 2. Организация целевого пространства В сознании Горького, народ, массы – не только почва, опора человеческого прогресса, но и его главный двигатель, возбудитель исторического творчества. Горький показал движение самих масс и на фоне этого движения – значение личности. Проблема №1 Каждый ли в жизни становится личностью? Каждый ли герой Горького личность? – обсуждение работ в микрогруппах в зоне поиска в течение 2-3 минут. (Один ученик – секретарь – записывает итоги обсуждений, выводы. второй – докладчик делает сообщение)

Герой

Жизненная позиция

Герой

Жизненная позиция

1-я группа

Сокол

Данко

Девушка

Буревестник

Утверждает свободолюбие, самопожертвование, активность, силу, душевную красоту

Лара

Смерть

пингвины

Образами этих героев отвергает индивидуализм, пассивность, спокойную жизнь без цели

2-я группа

Сатин

Против лжи, жалости шулер, но верно и глубоко судит о жизни и человеке;

Клещ

Актер

Деградация, смирение;

Живет мечтой; достоинство растоптано;

потеряно имя;

Клещ

Лука

Природный ум, понимает всех и каждого, внимателен к бедам.

Противоречия:

Пассивное ожидание, смирение, не замечает собственных ошибок. С началом трагедии исчезает.

Потребность любить

Барон

Бубнов

Циник, злой насмешник, паразит, господин привычки;

Смирился с положением, издевается над несчастными, бубновая масть ассоциируется с каторгой скептик, циник, правда – это преграда.

 

Настя

Мечта о новом прекрасном человеке, отзыв о труде – начало морального распада, будит надежды

 

 

3-я группа

Павел,

Ниловна

Единство с народом; ясная программа борьбы.

М. Рыбин

Николай Весовщиков

Недоверие, считает, что в их деле любые средства хороши;

Недоверие, надломленность, нет терпения;

Находка

Отношение людей основано на любви, правде, свободе, гуманности

Игнат Гордеевич

Яков Маякин

Живет, чтобы «взять»;

собственник

Ф.Гордеев

Бунтарь-одиночка, бескорыстный, в романе «Фома Гордеев» все стремятся быть личностями



*ВЫВОДЫ

2. Слово и выход на проблему. С самого начала творчества люди для Горького – это «строптивцы», «озорники», «счастливцы», грешники, веселые и гордые духом. Горький –человек, освобожденный от страха перед жизнью. ПРОБЛЕМА № 2 а) В чем своеобразие личности в творчестве Горького? (Способы достижения личностью свободы – указать). б) Это статические или динамические образы? Работа в группах. 1-я гр. …, свободен от собственности, от труда. Ранний Горький не терпит кротких, жалующих и жалеющих. Герои  не только сталкиваются со злом, несвободой, но и с высокими ценностями жизни (с любовью…) Новизна горьковского решения конфликта связана с ситуацией скитальчества. Русский человек – социальный беглец: это не только «географические» беглецы, но и беглецы из своей среды. «Босяки» Горького не отвергнутые, а отвергающие, гордые. Главный акцент Горький делает не на трагический конфликт, а на возвышенности выбора. В «Старухе Изергиль» – 3 понимания, «способа» осуществления личностью свободы: а) «В жизни есть всегда место подвигам» (старуха Изергиль) – где царит инертная воля, эгоистическая мораль; б) романтический герой не бежит от своего несоответствующего окружения, а отдает силы жалким созданиям; в) отчуждение от себе подобных. 2-я гр. — Настойчивая личность, умеющая добиваться цели (если сочетается с эгоизмом – отрицательный характер — Василиса) – чувство социальной ответственности – активность (деятельная личность) – личность может существовать в общении с другими личностями (Лука) – свободная – любовь к живым (Лука) – жизнь для других, «из себя» (Сатин о Луке) – польза для других (Костылев) – уважение себя (Лука) 3-я гр. Личность, направленная на перестройку враждебных трудящимся социальных отношений. Активность, осуществляемая через включение личности в коллективе, массовую практику рабочего класса. Человек (не выдающая личность) влияет на условия жизни, на ход истории. Идеологическое единение героев. Сложная личность – искателя истины («Мать» (направление силы на переустройство жизни). Роман позволил показать героя в развитии и взаимодействии со средой. В «Фоме Гордееве» все стремятся быть личностью. Фома Гордеев – бунтарь, выдавший протест против своей социальной среды, но смирившийся со своим положением. Даны разные исторические возрасты на пути её капитального развития. ВЫВОДЫ.

Проблема № 3

3. Слово и выход на проблему Горький изображает либо атмосферу бездуховности, либо – добра, любви, сочувствия. Но в тех или иных условиях каждый чувствует не до конца реализованные в себе возможности и потребности. Кто же виноват в трагедии этих людей – сам человек – личность или какие-то жизненные обстоятельства?
  • Работа в группах, обсуждение.
1-я гр. – Романтические произведения. Романтический герой не бежит от несостоятельного окружения, а отдает силы жалким созданиям (Данко). – Конфликт между чувством любви и неутомимой жаждой свободы: Зобар не может стать рабом даже любимой, предпочитая её смерть; Рада любит его за то, что он тоже свободолюбивый. – отчуждение от себе подобных, разрушение связей между людьми – корень трагедии (Ларра). – Люди, лишенные свободы, пугаются трудностей и в гневе обрушиваются на вдохновителя борьбы. – Старики от рождения (старуха Изергиль) – Утопия: сила чувств должна победить смерть. 2-я гр. «На дне» Чего? Жизнь? Души? На дне общества, если у него есть дно. – Трагедия вдвойне, если там оказалась женщина. Если у каждой женщины есть потребность любви, значит она человек! – Нет дороги со дна. – Духовная запущенность. – Показаны люди, у которых отнята сущность – женщина без семьи, без любви, актер – без имени, без роли, рабочий – без работы. 3-я гр. – Предубеждения против личной жизни «Мать». – Через отношение к революции, матери, женщине. Горький показывает гуманизм революции. – Уничтожение интеллигенции как класса. – «Фома Гордеев» — одиночество, сила социальной среды. Общие выводы каждой группы. Класс: фиксация материала – составление тезисного плана.

Рефлексия:
  1. Смогли ли вы доказать верность выбранной вами гипотезы?
  2. Что дало нам исследование концепции личности в творчестве Горького?
  3. «Чтобы быть личность мне необходимо…» – закончить высказывание.
  4. Какое эмоциональное состояние вы испытали в течение урока? Эмоциональная партитура. (Что удалось? Нет? Какие трудности испытали?)
Выводы:

1. Красоту новой личности Горький видит в её цельности, жизнеспособной, уверенной в себе, в величии простоты. Внутренняя цельность, по Горькому, есть совершенство человека.

2. Цельность и сложность личности в этом своеобразие психологизма произведений Горького.

3. Одобрение писателя вызывала сложность личности – искателя истины. Но писатель изобличал сложность, вызванную «мешаниной мыслей» и неопределенности чувств.

4. Психологическая «пестрота» горьковских типов объясняется особым историческим состоянием «промежуточности» русского общества на рубеже веков.

5. В средствах психологической выразительности первая роль принадлежит речи:
  • диалогу, речевым ремаркам;
  • жестам;
  • поступкам;
  • внутренним монологам;
  • психологическим характеристикам от автора.
6. Горький обычно описывал великое и грандиозное: красоту человека гармонию природы, революцию – бурю, отсюда его приемы: а) говорит периодами; б) речь мелодична; в) строение фразы ассиметрично; г) обилие эпитетов (чаще распространенных), развернутых сравнений; д) наличие (отрицательных) гипербол; е) наличие инверсий; ж) авторские знаки.

7. Каждый человек должен нести ответственность за себя и свою жизнь, заботиться о судьбе близких ему людей. Человек не должен зависеть от обстоятельств.

8. Сострадание имеет много оттенков. Надо быть и отзывчивым, и участливым, уметь сочувствовать, соболезновать, но нельзя сострадание доводить до лжи.

9. (Уметь) быть целеустремленным, стойким, иметь определенные идеалы, быть способным сопротивляться жизненным обстоятельствам. Дополнительные вопросы для групп.

Гр. № 1

а) Горьковский мотив гордого человека в современной Горькому литературе воспринимался полемически. (А. Ремизов роман «Пруд» заканчивает упреком: «Эх ты, гордый человек!») Что не принимали в гордом человеке Горького?

б) Какими путями шло преодоление героями замкнутого в себе индивидуализма?

Гр. № 2

Основной вопрос, который я хотел поставить, – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

                                                                                                                                                        М. Горький

а) В чем сущность человека?

б) Какие ценности превыше всего?

в) Как они соотносятся между собой?

г) Можно ли спасти этих людей?

д) В чем гуманный подход к человеку?

Гр. № 3

а) Почему Горький обращается к жанру романа?

б) Показать процесс изменения личности.

в) В чем исключительность личности Ф. Гордеева? Прав ли герой романа. считая: «Дети хуже отцов!»?

г) В романе «Мать» идет на спор о ненависти, праве на месть, о ненужности гуманизма, добра, любви. Как решаются эти споры? На чьей стороне вы?

д) Что значит любить себя? (Привести пример из романов).

«Старуха Изергиль»

Каково назначение 3х частной композиции рассказа?

а) Что дает такое название рассказа?

б) Кто герои – антиподы? Кто связан друг с другом? (В чем смысл противопоставления Данко и Ларры; Ларра – старуха Изергиль? Что общего между ними?)

в) Какую роль играет романтический пейзаж?

г) Как раскрывает история жизни Изергиль её устремленность к романтическому идеалу?

д) Какова роль повествователя в рассказе?

«Челкаш»

а) Какие средства использует Горький для романтизации образа центрального героя?

б) В каких отношениях находится Челкаш с окружающими его людьми? (Сопоставить образы Челкаша и Гаврилы).

в) В чем понимание свободы Челкашом и Гаврилой?

г) Какой момент рассказа можно считать кульминационным?

д) В чем смысл оригинальности строк рассказа, как они проявляют авторскую позицию? 

«Макар Чудра»

Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Рады, носит имя рассказчика?

а) Как создает Горький романтический характер (пейзаж и портрет как средства романтизации)?

б) Какой конфликт лежит в основе легенды и как он разрешается?

в) Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры? Каково понимание свободы героями рассказа?

г) Каков смысл финала рассказа?