Разработка к родительскому собранию "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми" | Обучение и развитие детей

Разработка к родительскому собранию "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"

На главную Работа с родителями Родительские собрания Разработка к родительскому собранию "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Разработка к родительскому собранию "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Работа с родителями — Родительские собрания
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа им Г. Лазарева»

Методическая разработка родительского собрания по проблемам противодействия насилию и жестокому обращению с детьми.

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Разработка адресована педагогам,  психологам школьных образовательных учреждений.

Выполнила:

Педагог-психолог

МКОУ ГСОШ№1 им Г.Лазарева

Мартыненко Ю.Г

Городовиковск  2012 г

Дети – главный подарок для мира,

С ними чудесней земная картина.

Всё понимают, берутся за всё

Лучшее с ними людское житьё

Частенько слабы, неумелы их руки,

Но некогда думать ребятам о скуке.

В движеньях, заботах их время проходит,

Удача к усердным с годами приходит.

В детские годы мечты расцветают,

Взрослые часто об этом не знают.

Надо детишкам права объяснить,

Многому надо их обучить.

Мир станет лучше на нашей планете,

Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов

Пояснительная записка.

Подчеркивая актуальность изучения педагогического насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие  над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет.

Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости  по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 %  жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных,  инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать  жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

По мнению специалистов, выделяются  три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка.

Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

  • пренебрежение, плохое обращение;
  • жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;
  • сексуальное злоупотребление.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В  поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском  обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под  сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально- медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:

—   оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

— продолжительность их  воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

—  алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность,    психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

—  незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

—    низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Цель: создание условий:

  • для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,
  • для соблюдения прав детей в семье и образовательных учреждениях.
Задачи:

  • Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми
  • Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы педагогов, психологов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.
  • Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде.
  • Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание,   отношение в семье,  разрешение конфликтов.
  • Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребёнка в систему  школьного образования.
Реализация программы будет осуществляться в несколько этапов:

1 этап. Диагностический.

2 этап. Классные  родительские собрания. Формирование индивидуальных и групповых коррекционных групп.

3 этап. Общее родительское собрание.

4 этап. Индивидуальная работа с детьми, родителями, педагогами.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы даст возможность:

  • ученикам и педагогам  лучше адаптироваться к социальным условиям;
  • повысить свою самооценку;
  • родителям увидеть своих детей в другом ракурсе ( социальной среде школы, сверстников )
  • улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими, как родителей с детьми так и педагогов.
  • способствовать процессу развития  и роста индивидуальности детей.
1 этап. Диагностика.

Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом,  педагогами образовательного учреждения.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.

Задачи:

1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.

2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Диагностика проводится в 3 этапа.

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители всех учащихся.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей.

1 этап На этом этапе, по диагностики тревожности из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно: трудности в обучении; неорганизованность; агрессия; неуравновешенность; неуверенность в себе; трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; воровство и т.п.Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают педагоги образовательного учреждения. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагогам рекомендуется воспользоваться  таблицей  « Возрастные особенности психического состояния , поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие» (приложение)  и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками ).

Используются  методики для среднего и старшего звена школы.

1.      Психодиагностический  опросник  А.Е.Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

2.      Цветовой тест М.Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.

3.      Рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные», «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.

4.      Опросник  Басса –Дарки

5.      Опросники для ребенка и родителей (Н.Ю.Синягина) с целью исследования проявления жестокости детско-родительских отношений.

2 этап.С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе меняются анкетирование и опросник Басса-Дарки.

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить но 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно — выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.

Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все их них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 4. Вербальная агрессия.

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами  систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

3 этап.Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье.

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях используется методика измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

Первая методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.

Методика РАRY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок такие, как:

•      Предоставление ребенку возможности высказаться.

•      Оберегание ребенка от трудностей.

•      Подавление воли ребенка.

•      «Жертвенность» родителей.

•      Строгость родителей.

•      Раздражительность родителей.

•     Зависимость ребенка от матери.

По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы и программе коррекции родительского отношения. Методика РАRY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, которые позволяют характеризовать позитивные стороны родительских отношений, поэтому эта методика позволяет провести многостороннюю диагностику — выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.

Для получения дополнительной информации об особенностях  эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:

•      способность воспринимать состояние ребенка;

•      понимание причин состояния ребенка;    

•      способность к сопереживанию ребенку;

•      чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;

•      безусловное принятие;

•      преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;

•      отношение к себе как к родителю;

•      стремление к телесному контакту с ребенком;

•      оказание эмоциональной поддержки;

•      ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;

•      умение воздействовать на состояние ребенка.

Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия родителей в проводимой диагностике. Учитель (который, скорее всего, выступит в данной ситуации помощником психолога) должен предварительно рассказать родителям (индивидуально или в мини-группах) о том, что:

• данная диагностика включена в общую программу работы образовательного учреждения;

• что она позволит оптимизировать работу педагогического коллектива с детьми, которые испытывают трудности адаптации в учреждении.

• в результате проведенной диагностики психолог сможет  дать конкретные советы каждому родителю по воспитанию ребенка, сделав это в максимально конфиденциальной форме и в удобное для родителя время.

2 этап. Классные родительские собрания Формирование индивидуальных и групповых коррекционных групп.

По итогам диагностики учащихся, родителей, педагогов в классах проводятся родительские собрания и в индивидуальном порядке на беседу приглашаются родители и учащиеся. Группы формируются по согласию родителей, но в основном работа проводиться в индивидуальном порядке. Родительское собрание проходит в форме вопросов и ответов, необходимо задействовать устные формы ответов и включение всех присутствующих.

Метод трех «ДА»

  • Мы  действительно любим своих детей?
  • Мы можем действовать так, чтобы они были хорошими?
  • Мы желаем счастья своим детям?
Проблемный вопрос.

  • Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда поднимаем на них руку?
  • Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами…?
  • Отчего такая двойственность?
Родительский миф.

  • Что вы чувствовали, когда вас били?
  • Ощущали ли боль, бессилие?
«Раз вы считаете воспитание серьезным, значит к нему нужен серьезный подход. Как же воспитывать без розог?»

Если у родителей нет альтернативы насилию, и нет другой возможности повлиять на их мнение, психолог произносит следующее: «Всем кажется в тот момент, что нет альтернативы насилию, но пройдет один час – найдется множество вариантов. Успокойтесь и подумайте».

Если родители проговаривают, что «сама рука поднимается», психологу необходимо выяснить, в какой ситуации. Насилие определяется через связь с агрессией.

Вкратце о ситуации. «Результаты социологического опроса:

У нас считается нужным в определенной ситуации использовать насилие – 96,4%;

хоть раз применяли насилие – 99,8%;

побои в системе (ремень на стене) – 54%;

знают о последствиях физического наказания – 8%.

Следственно – причинные отношения. Результат насилия:

  • Бессрочная инфантильность.
  • Ребенок видит способ излить накопившийся гнев.
  • «Я – дерьмо, поэтому меня действительно нужно избивать».
  • У ребенка вырабатывается иммунитет к избиению.
  • Ребенку трудно осознать, что он подвергается наказанию из – за своего поведения и он перестает верить в положительное воздействие родителей.
«По исследованиям организации «Женщины против насилия» в 70% семей бьют детей, если в детстве подвергался насилию отец. В 100% семей, если подвергалась насилию мать. Ваши внуки будут биты!».

Конструктивный.

  • Дисциплина ребенку необходима.
  • Скажите: зачем,  для чего? (набрасываем на плакате, доске).
«Действительно, дисциплина остро необходима для воспитания самодостаточной личности, которая в социуме спокойна и свободна».

  • Какие способы установления дисциплины существуют? (набрасываем на плакате, доске).
Заключительный.

«Мы можем сдержать себя и вспомнить, когда мы в порядке. Только кувшин, который наполнен, может напоить другого. Дети пьют из нас, мы должны напоить детей. Что нам может повысить настроение? (шоколад, глажение котенка, друзья, массаж, вязание, вождение автомобиля,  что – нибудь вкусное и т.д.)». Если родители называют алкоголь, то необходимо  объяснить: «Алкоголь имеет обратное действие. Хорошо использовать что – то, что не имеет обратной стороны».

Рекомендации по снятию напряжения вывешиваются на доске ( приложение)

В ходе собраний педагоги освещают результаты диагностик как учащихся так и родителей,  но в рекомендациях данных психологом,  так же родителям с приглашениями на индивидуальную беседу раздаются памятки от детей (приложения).

Учащиеся по итогам обследования приглашаются на индивидуальные беседы. Так же совместно с педагогами готовятся классные часы «Умения  себя защитить, в правовом и психологическом аспекте!»

3 этап. Общее родительское собрание.

Родительское собрание проходит в форме  лекционного выступления со слайдовым сопровождением на которых есть: фото детей, родителей, младенцев, учащихся в школе и в не ее; диаграммы с результатами диагностики, законодательными актами по защите прав ребенка  в случаи жестокого обращения, рисунки детей, исторический аспекты проблемы, музыкальное сопровождение, рекомендации по взаимодействию с детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих(озвучиваются и раздаются каждому из присутствующих на обратной стороне которых дети рисовали свою семью)

Добрый день уважаемые родители гости все присутствующие. Свое выступление хочу посвятить профилактике жестокого обращения с детьми.

Из истории: Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома,  спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей — жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая — от 1 года до 2 лет;   вторая — от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья — с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

— страх;

— возмущение, протест;

— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

— разрушение «нравственных тормозов»;

— стремление к обману, изворотливость;

— потерю способности к здравому рассуждению;

— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

— агрессивное поведение;

— снижение самооценки;

— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Виды насилия

 

Физическое насилие

Пренебрежение

Сексуальное насилие

Психологическое жестокое обращение





Проявляется жестокость  по разному рассмотрим некоторые формы взаимодействия

1. родители-дети, 2. учитель- ученик, 3. ученику- ученик.

Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Последствия пренебрежения Внешние проявления:  утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;  у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;  одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;  нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:  отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка;   частые  «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:  постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия;  частые пропуски школьных занятий;   крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  «псевдовзрослой»  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;   склонность к поджогам, жестокость к животным;  мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Психологическое насилие.Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психологическому  насилию относятся

  • угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;
  • вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности поведения взрослых  при совершении эмоционального насилия

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка «козла отпущения» .
Сексуальное насилие над детьми. Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам — до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия.

Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми и происходит чаще всего в семья

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца — отчим или сожитель матери;
  • мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
физическое насилие

Физическое  насилие —  это  преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи)  нарушения  физического,  психического  здоровья, отставание в развитии.Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне. 

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Факторы физического насилия над ребенком. Характер повреждений:

  • синяки,   ссадины,   раны,  следы  от  ударов  ремнем,  укусов, прижигания  горячими  предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и болезненность суставов;
  • выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов.
Последствия жестокого обращения с детьми

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на базе которой принимается соответствующее законодательство, среди которого особо следует выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»


1. Декларация прав ребенка 1924 г.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.

3. Конституция РФ от 12.12.1993г.

4. Гражданский кодекс РФ, Ч.1.

5. Кодекс об административной ответственности от 30.12.2001г.

6. Семейный кодекс РФ

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Вы нашей школе действует Телефон доверия  9-10-84 работает каждую среду с 14-15 часовУсловиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:

  • Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
  • Доверие к детям и подросткам.
  • При необходимость анонимность или конфиденциальность полученной информации.
  • Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
Миф 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях (78 % положительных  ответов)

ФактНасилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально — благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Миф 2.    Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

(17 % положительных ответов)


Факт — Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.

Миф 3.    Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

(51 % положительных ответов)


Факт – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы — насильственные или ненасильственные — они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.

Миф 4.   Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость

(30 % положительных ответов)


Факт – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

Миф 5.   Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами (62 % положительных ответов)

Факт — В 75-80 % случаев насильники знакомы детям, из них 45 % — это родственники: родители и лица, их заменяющие.В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.

Рекомендации родителям:

1.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

2.Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

3.Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

4.Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

5.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

6.У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

7.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

8.Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание

1.Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

2.Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

3.Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание

Освещаются результаты районного мониторинга среди учащихся по выявлению жестокого обращения с детьми.

4 этап. Индивидуальная групповая  работа с детьми, родителями, педагогами.

Работа с родителями проводиться в виде лекций по различным тематикам:

  • «Причины фобии школы»
  • Формы жестокого обращения с детьми в семьях «
  • «Влияние домашнего насилия на психику ребенка»
  • «Психосоциальная помощь жертвам домашнего насилия»
Работа с учащимися необходимо провести в групповой форме ( не раскрывая причин создания группы) по программе:

ПРОГРАММА «ПОМОГИ СЕБЕ САМ»

Вряд ли найдется человек, которому не интересно узнать, каков он, на что способен, в чем его истинные достоинства, какие слабости больше всего мешают ему на пути к желанной цели, как его воспринимают окружающие.

Цель программы: психологическое просвещение детей и взрослых, обучение практическим приемам оказания психологической помощи себе и другим с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации в личной жизни и профессиональной деятельности, приобретения уверенности в себе, умения самокритично оценить недостатки своего характера, уберечься от лишних стрессов, а также для определения перспектив развития личности.

Задачи:

  • обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения, развитие эмпатии, рефлексии;
  • консультирование психологических проблем личности и деятельности;
  • обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей;
  • выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
Психолого-педагогическая работа строится по нескольким направлениям.

Психологическое просвещение и пропаганда психологических знаний осуществляется путем использования материалов научной и научно-популярной литературы, групповых и индивидуальных бесед, сюжетно-ролевых и психологических игр и др.

Психологическое консультирование по основным проблемам личности (групповое, индивидуальное, соконсультирование).

Психологическая диагностика и коррекция личностных проблем – наблюдение, анкетирование, тестирование, реализация специальных корректирующих программ, тренинг и видеотренинг и др.

Социологические исследования – изучение психологического климата в коллективе, особенностей социально-психологической ситуации, анализ основных психологических проблем личности педагогов и их взаимоотношений  с учениками и родителями.

Реализация специальных проектов индивидуальной коррекции личности: «Мои перспективы», «Избавимся от синдрома хронической усталости», «Избавимся от тревоги и беспокойства» и др.

Основные методы и методические приемы: в основу семинара и для групповой, и для индивидуальной работы положены как методы активного обучения (лекции-беседы, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения и тренинг, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений), так и методы индивидуальной работы с личностью.

Программа рассчитана на работу с детьми, педагогами, психологами и базируется на особенностях современной социальной ситуации. Программа апробирована в работе пяти специализированных смен на базе МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», результаты ее реализации отражены в публикациях и научных сборниках (1993, 1995, 1998), журнале «Педагогика» (1996) и др.

Тематический план и программа «Помоги себе сам!» (20ч.)

1.Что мы знаем о себе? (6ч.)

  • знакомство (2ч.)
  • мышление, сообразительность, логика (1ч.)
  • внимание, развитие наблюдательности (1ч.)
  • память и ее развитие (1ч.)
  • способности (1ч.)
2. Как мы пытаемся понять других? (7ч.)

  • рефлексия и ее развитие; (1ч.)
  • анализ мотивов поведения, упражнения на развитие рефлексии (2ч.)
  • основные правила общения (2ч.)
  • развитие умения вести разговор, выслушивать собеседника, вовремя вступать в разговор и выходить из него и т.п. (2ч.)
3. Как избавиться от некоторых комплексов? (6ч.)

  • преодоление двигательного автоматизма (1ч.)
  • язык жестов, развитие мимики и пантомимики (1ч.)
  • профилактика неврозов (2ч.)
  • избавление от страхов, агрессии и т.п. (2ч.)
  • Заключительное занятие (1ч.)
Каждое занятие цикла предусматривает работу со специальной литературой (список прилагается) и психологический практикум – задания на исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов, личностных качеств.

«Обратная связь» осуществляется в ходе ответов на вопросы, обсуждения занятия, консультаций и т.д.

Практическая подготовка (отработка умений и навыков практической психологической работы) осуществляется в деловых играх «Неизвестный человек», «Деловой ринг»; ролевых играх «Семья», «Друзья» и др.;  имитационно-деятельностных играх «Выбор», «Самооценка» .

Тематика семинаров для педагогов :

  • Психологические проблемы образования – 2ч.
  • Современный учитель: особенности личности и профессиональной деятельности – 4ч.
  • Возрастные особенности развития школьника (младший школьник, подросток, старшеклассник) – 6ч.
  • Конфликт и способы его устранения – 4ч.
  • Технологии современного образования – 4ч.
  • Личностно-ориентированный подход в образовании – 4ч.
Приложение



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПСИХИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ  ПОВЕДЕНИЯ  РЕБЕНКА,   ПОЗВОЛЯЮЩИЕ  ЗАПОДОЗРИТЬ  ЖЕСТОКОСТЬ  И  НАСИЛИЕ.

Возраст 0-6мес.: малоподвижность,  безразличие к  окружающему  миру, отсутствие или  слабая  реакция  на внешние  стимулы, в  3-6 мес.-редкая  улыбка.

Возраст 6мес. -1,5 года:  боязнь  родителей, боязнь  физического  контакта со  взрослыми, испуг        при  попытке  взрослых взять  на  руки,  постоянная  беспричинная  настороженность,  плаксивость,  хныканье,  замкнутость,  печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь  взрослых, редкие  проявления   радости, плаксивость,  реакция  испуга  на   плач  других  детей,  крайности   в  поведении – от  агрессивности  до  безучастности.

Возраст 3 – 6  лет:  пассивная  реакция  на  боль,  отсутствие  сопротивления,  примирение  со  случившимся,  заискивающее   поведение,  чрезмерная   уступчивость,   ночные  кошмары,  страхи,   регрессивное  поведение  ( проявление  действий   или  поступков,   характерных  для  более  младшего  возраста)

— болезненное    отношение    к   критике; агрессивность,  лживость, жестокость  по  отношению  к  животным,   младшим; воровство,   склонность  к  поджогам;

-несвойственные  возрасту   знания  о   сексуальном  поведении,  сексуальные  игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т.п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

Памятка родителю от ребенка

  • Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно мне давать все то, что я требую. Я просто испытываю Вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
  • Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию на стороне.
  • И кроме того, помните, что я люблю Вас, пожалуйста, ответьте мне любовью.
  • Или можете использовать чуть другие советы
Советы детей родителям

l. He балуйте нас, так как это портит. Испытание нам не по силам.

2. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей.

3. Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации.

4. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали.

5. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах.

6. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать.

7. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам.

8. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

9. Не пытайтесь отделаться от наших вопросов, ибо ответы на них мы найдем на стороне и, возможно, неправильные.

10. Никогда не отвечайте на наши глупые вопросы. Это повод для того, чтобы вы занимались нами постоянно.

11 .Никогда не говорите, что в молодости вы были лучше и безгрешнее нас, иначе нам с вами не сравниться.

12. Не беспокойтесь о том, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет не то, сколько времени мы проводим, а как мы его проводим.

13. Наши страхи и опасения пусть вас не беспокоят. Покажите нам, что такое мужество.

14. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки, одобрения.

15. К похвалам мы привыкаем, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.

16. Мы любим вас. Ответьте нам тем же.

В помощь родителям по взаимодействию с детьми

Главные заповеди Монтесcори

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать,

Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он учится быть уверенным в себе.

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Правовые основы защиты ребенка от жестокого обращения с детьми .

1. Декларация прав ребенка 1924 г.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.

3. Конституция РФ от 12.12.1993г.

4. Гражданский кодекс РФ, Ч.1.

5. Кодекс об административной ответственности от 30.12.2001г.

6. Семейный кодекс РФ

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Виды жестокого обращения с детьми.

•        физическое насилие ,  пренебрежение

•        сексуальное насилие,    психологическое жестокое обращение

Рекомендации родителям по воспитанию детей.

  • Понимание, доверие, вера в своего ребенка – истинные помощники в решении возникших проблем
  • Разговор «по душам» — залог дальнейшей искренности в отношениях
  • Не вините ребенка в своих собственных  ошибках
  • Будьте другом, старшим наставником учителем для ребенка
Любите ребенка МУДРО!!!

САМОКОНТРОЛЬ

Если человек научится управлять собой,

Ему не составит труда управлять и государством.

Конфуций.

В жизни мы покоряем все: океаны, континенты, космическое пространство. Но никто особенно не торопился покорять свою собственную натуру. И именно в этом исток всех человеческих ошибок и трагедий. Самоконтролем можно заниматься всюду и везде,  и тогда раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, нетерпимость- состраданием… Это можно перечислять без конца.



Золотая дверь, ведущая к самоконтролю, отпирается тремя серебряными ключами: храбрость, состраданием и терпением. В каждом из этих трех ключей содержатся элементы двух остальных. Слово « храбрость» происходит от латинского, означающего « сердце». Храбрость- это способность чувствовать истину и бороться за нее. Храбрость — это умение отбросить старое, бесполезное ради нового, приносящего ползу. Храбрость — это решимость подвергать себя риску, храбрость — это встреча с будущем. Храбрость — это напряженное импульсивное чувство, рожденное в сердце и определяющее последующие действия человека

Храбрость без доброты может обернуться жестокостью. Доброта проистекает из сострадания, т.е. из сочувствия к окружающим.

Сострадание — второй ключ к самоконтролю.

Как только вы научитесь испытывать сострадание к другим. Вас сразу перестанет терзать жалость к себе. Преодоление жалости к себе — важный шаг на пути обретения Силы Личности. Есть огромная разница между снисходительной жалостью и состраданием.

Сострадание, основанное на сочувствии, а не жалость делает людей равными. Если жалость лишает нас достоинств, то сострадание утверждает его. Сострадание привносит в самоконтроль храбрость и доброту.

И, наконец, третий ключ к контролю — терпение.

Самоконтроль растет, словно тонкая былинка, его трудно увидеть, налицо лишь результат. Без существенной доли терпения Самоконтроль невозможен.

Терпение — это надежда и вера в будущее, терпение — это зима наших чувств, без которой наши весенние желания никогда не смогли бы прорасти. Терпение зиждется на ответственности, порождаемой любовью.

ГАРМОНИЯ



Гармония — мост от сердца к разуму. Гармония предполагает союз с самим собой, с другими людьми, с природой. Гармония происходит от греческого слова — согласованность.

Гармония включает в себя следующие понятия — уравновешенность, красота, грация и единение.

Одностороннее развитие человеческого общества привело к тому, что женщины в подавляющем большинстве были лишены возможности активно участвовать в жизни вне домашнего очага. Заботы, любви, чуткости, изящества, красоты, интуиции, терпения, ласки — всех этих качеств, свойственных женской натуре, очень не хватает в современном мире, где доминируют чисто мужские ценности — расчет, нигилизм, конкуренция, агрессия и элитарность. Мужская психология часто пробивает себе путь, шагая по телам, сердцам и умам.

На Востоке есть поговорка: « Птица человечества не может лететь на одном крыле». Для того чтобы летать на двух крыльях, мы должны стать честнее и перестать лицемерить.



Джон Стейнбек. « То, что нас часто восхищает в людях, — доброта, щедрость, открытость и честность, понимание — в нашей общественной системе не приносит человеку никакой пользы. А те черты, которые мы презираем, — хвала, жадность, алчность, эгоизм — ведут к успеху. И восхищаясь первыми, мы пользуемся результатами вторых».

Мир на земле зависит от равновесия и синтеза мужской и женской психологии в каждом из нас.



КАК ПРЕДЕЛЬНО УВЕЛИЧИТЬ СВОЮ ЭНЕРГИЮ.

Наша жизненная энергия — источник физического и духовного здоровья, радости бытия. За всю историю человечества жизненной энергии придумывали разные названия.

Гиппократ называл ее « Целебная сила природы». Китайцы — « ЧИ», египтяне — « КА», индусы — « Прана», гавайцы — « Мане».

Сила Личности — это развитие жизненной энергии, которое мотивируется конкретной целью.

Поток жизненной энергии протекает в нас отовсюду — через еду, воду, воздух, через наши мысли, чувства, настроения, через природу, ритм нашего труда, наших отношений с окружающими, через цвет, звук, через образы художественных произведений, через музыку.

Слова « биополе» или « аура» уже довольно прочно вошли в наш лексикон. Но эту энергетическую оболочку, присущую каждому живому существу, способны видеть только избранные, те, кто наделен сверхвосприимчивостью. Экстрасенсы — целители ощущают биополе рукой — через тепло, покалывание, вибрации и т.д. Аура (биополе) представляется в виде коконов и вихрей, как бы состоящей из движущейся и мерцающей паутины. У людей здоровых физически и психически основные вихри четко выражены и распологаются симметрично относительно позвоночника, аура видится в ярких, светлых, жизнерадостных тонах. У больных она тусклая, с серыми, коричневыми участками, а вихри вялые, несимметричные. Но дело не только в болезнях. Если вы раздражены, то ваша аура реагирует на это появлением искр и пятен, в злом состоянии они превращаются в факелы красного тона. У тех, кто несет много добра другим, аура золотистого цвета.

Сильнейшие изменения биополя может вызвать музыка. Аура человека во время звучания, например, классической музыки, становится больше, светлее, исчезают факелы и искры, порожденные злыми чувствами. Магическое действие звуков проявляется не только в музыке, но и в пении птиц, шорохе листьев, плеске волн. На Востоке широко используются мантры — произносимые в определенной последовательности слова или звуки, которые улучшают физическое и психическое здоровье. Большой заряд доброй энергии несут в своем биополе произведения великих художников, скульпторов. Интересные наблюдения проводились на выставках Рериха. Было установлено, что радиус их биополя достигает нескольких метров. Различные моменты картин Рериха имеют разную энергетическую интенсивность, что говорит об их сложной структуре. Если на картине изображены Будда или Христос, то структура биополя еще больше усложняется. Люди, находящиеся в зоне биополя этих картин, не только становятся добрее, одухотвореннее, но и могут исцеляться от болезней. Очень полезны хороводы для детей. То, что участники берутся за руки, образуя кольцо, многократно усиливает мощность группового биополя и оказывает нередко целительное воздействие на участников.

СРЕСС И САМОПОЗНАНИЕ.

Наличие жизненной энергии мы особенно ощущаем в моменты ее мощных приливов (радость, безмятежность, любовь) или отливов (болезнь, утомление, подавленность, чувство вины или страха).    Мы знаем, что есть люди, чьи действия и побуждения лишают нас энергии — рядом с ними мы чувствуем себя опустошенными.

Мы пренебрегаем сплошь и рядом знаниями, полученными в результате собственного опыта. Порой не признаем мелочи, а ведь именно мелочи. Детали образуют модели поведения, перерастающие затем в привычки, которые укрепляют либо ослабляют Силу Личности.

« Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол» — эта китайская пословица подчеркивает значимость малого при реализации большого, существенного.

Современное понимание жизненной энергии значительно углубилось благодаря научным изысканиям в области стресса.

Наше физическое самочувствие зависит от циркуляции крови.

Хорошо известно, что кровеносные сосуды могут сокращаться под воздействием определенных мыслей и чувств, в результате чего нарушается кровообращение, т.е. кровь приливает к одним органам и не доходит до других. Неуравновешенный человек, который часто поддается чувствам гнева. Ревности и страха, постоянно нарушает свое кровообращение.

Любые эмоции вызывают стресс.

Стресс — неотъемлемый и даже желательный аспект жизни человека. Он необходим для развития Силы Личности. Но если чрезмерен по своей продолжительности и напряженности, он нарушает общий баланс в организме.

Первой, кто откликается на стресс, является щитовидная железа. Кстати говоря, роль щитовидной железы оказалась самой недооцененной в 20 веке. Щитовидная железа является ключевым органом, ведающим иммунитетом человеческого организма к любым инфекциям и болезням, включая рак. Если щитовидная железа удалена, вся иммунная система теряет работоспособность.

Нормально функционирующая щитовидная железа не только увеличивает нашу жизненную энергию, но и поддерживает ее сбалансированность, что совершенно необходимо для развития Силы Личности.

В условиях мощного стресса между левым и правым полушарием головного мозга возникает дисбаланс. Левое полушарие человека ведает мышлением, устной речью, логической, цифровой обработкой информации. Правое полушарие занято эстетической, художественной деятельностью, ориентацией в пространстве и т.д. Под воздействием стресса одно из полушарий берет на себя доминирующую роль.

КАК ПОБЕДИТЬ СРЕСС.

Каждый день находится повод,

Чтобы хоть немножко посмеяться.

1 — Не бойтесь плакать.

Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Слезы горя, радости и облегчения – прекрасный способ избавиться от стресса. Исследователи из Миннесотского университета изучали состав слез и обнаружили в слезах. Вызванных эмоциональным взрывом, два сложных вещества: лейцин – энкефалин и пролактин.

Первое, как считают ученые, может быть естественным обезболивающим веществом, которое мозг вырабатывает в ответ на стресс. Слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Кстати, возможно, у мужчин так много болезней, вызванных стрессом, что им с детства внушают, что плакать зазорно. Если вам хочется плакать – плачьте.

2 – Высмеивайте свои тревоги.

Смех улучшает кровообращение, пищеварение; вам нужна ежедневная порция хорошего смеха.

  • Попробуйте рассматривать себя и окружающих через « волшебное стекло». Концентрируйтесь на смешных или глупых поступках людей, выводящих вас из себя.
  • Находите каждый день время, чтобы почитать что – нибудь смешное
  • Если неожиданно кто- то начинает вам хамить или пытается вас обидеть, представьте его в пеленках или ползунках. Помогает!
  • Старайтесь любое важное мероприятие украсить толикой юмора. Юмор создает атмосферу доверительности. Помогает обмену идеями и укреплению отношений между людьми.
  • Но юмор должен быть приличным и не оскорблять других людей. Смех за счет других внутренне противоречит. Вам он не поможет.
  • Не бойтесь смеяться над собой.
  • Помните, тот, кто смеется, долго живет!
ОПТИМИЗМ.

Происходит от латинского, что означает « наилучший», « самый лучший». Противоположность оптимизма – пессимизм. Пессимизм – это склонность к ожиданию неприятности и боязнь самого худшего исхода в любой ситуации.

Оптимизм – это открытость и готовность к встрече с неизведанным.

Наши творческие силы укрепляются радостью успеха, а развитие жизненной энергии – прямое следствие радости и созидательной позиции.



Никогда не сдавайся! Если тебя преследуют несчастья, мудрое провидение облегчит твою судьбу. Лучший тебе совет: « Никогда не сдавайся». Великий Бетховен – оптимист. Страдания от неразделенной любви, нищета, глухота. Когда Вагнер назвал Бетховена Вселенной, он имел в виду, в частности, способность композитора открыть слушателям необъятный простор вечности.

Творческое терпение помогло Бетховену вынести долгие годы борьбы, остаться верным себе и своему искусству.





Источники.

  • Кэтрин Дж. Кволс «Переориентация поведения детей»
  • А.Ф.Островская «Надо ли наказывать детей?» М., «Просвещение»,1967г.
  • А.И.Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка», М., «Просвещение»,1986г.
  • Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В., Aбpaмваea Т.В., Панкратова Г.Н. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Обр.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. Российское педагогическое агентство. 1997.
  • Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996. — 208 с. — (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-163-9
  • Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Мн.: Ильин В.П., 1996. — 192 с.
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара:  Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672с.
  • Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.
  • Бердникович Н.Ф. Насилие над детьми в семье //. 1999. №3. С. 24-33.
  • Закирова В.Н. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. №12. С. 19-23.
  • Дронова Т.Н. и др. Защита прав и достоинства маленького человека: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. 2
  • Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. 76 с.
  • Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1998. N 5
  • Насилие в отношении женщин и детей: анализ проблемы и пути ее решения в Республике Беларусь / Сост. И. Чуткова, С. Бурова, Э. Капитонова. Минск, 2003. 166 с.
  • Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004. 154 с.
  • Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2003. 376 с.
  • Подойникова Л.П. Дети и насилие в семье: история и современность // Психология, 2003. №2. С. 14-17.
  • Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение): методические рекомендации. Мн., 1999. 34 с.
  • Право на счастье: предупреждение сексуальной эксплуатации детей: Учеб.-метод. пособие / А.А.Ананенко. Мн.: 2002. 172 с.
  • Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Народное образование.
  • Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей / Под. ред. Ж.И.М
  • Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
Оборудование

  • маркеры;
  • ватманы;
  • бланки опросников,
  • анкет для родителей-учащихся- педагогов;
  • задаточный материал на родительские собрания;
  • мультимедиа;
  • наглядный материал