Размышление (или сочинение) на заданную тему | Обучение и развитие детей

Размышление (или сочинение) на заданную тему

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Размышление (или сочинение) на заданную тему
Размышление (или сочинение) на заданную тему
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
Темы:

10.1. «Мой друг»,

10.2. «Я — друг (подруга)»,

10.3. «Я — сын (дочь)»,

10.4. «Я — девочка (мальчик)».

Цель: контент-анализ высказываний направлен на выявление представлений учащихся о названных социальных ролях, осознание социальных ожиданий или требований по отношению к выполняющему данную роль. Также анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, характеризующих нравственно-психологический аспект отношений, деятельности выделяет ребенок и сколько — характеризующих прочие качества, занятия, дела, хобби.

В анализе определяется наличие положительного или отрицательного ценностного отношения к другу, дружбе, себе как носителю определенной роли. Также в высказываниях оценивается творчество: необычные, оригинальные характеристики, проявления себя в какой-либо роли.

Задание выполняется индивидуально в устной или письменной форме (сочинение).

Инструкция: «Каждый человек в жизни «выполняет» какие-то роли (сына, дочери, ученика, пассажира и т.д.), которые от него требуют определенных качеств, действий. Расскажи о роли «…» и как ты ее выполняешь, главное — описать свои мысли, как ты себя представляешь в этой роли, как ее выполняешь, нравится ли тебе быть в этой роли, хочешь ли ты быть еще лучше в этой роли?». (Другие подсказки недопустимы. Каждое задание выполняется отдельно с интервалом в одну неделю.)

Обработка результатов: в таблицу записывается количество названных положительных нравственно-психологических качеств (НПК), каждое качество, признак оценивается в 1 балл. За прочие качества, описание действий, занятий, дел, поручений дается по 1 баллу за каждое, т. е. записывается в графе «Действия» их количество.

В графе «Отношение» ставится (+), если выражено положительное отношение к себе в данной роли, () — если выражено отрицательное отношение, (+ ) — если говорится о двойственном отношении к себе. В теме «Мой друг» в графе «Отношение» ставится (+), если выражается положительное ценностное отношение к другу, дружбе («Как хорошо, что у меня есть друг» и др.).

В графе «Стремление» ставится (+), если выражено стремление стать лучше, исправиться, стремление совершенствовать свое поведение и себя.

Оригинальным является суждение, если оно по смыслу, содержанию является необычным, не повторяется ни у кого в классе. Например, «Я — зрелая личность», «Я — дочь своей бабушки» и др. За каждое оригинальное суждение, характеристику в графе «Оригинальность» ставится 3 балла.

В последней графе (примечания) отмечают, какие недостатки и сколько назвал каждый ученик.

Форма протокола

Ф.И. Мой друг Я друг

НПК Действия Отношение Оригинальн. НПК Действия Отношение Стремление Оригинальн.

1.

2.

Ф.И. Я – сын (дочь) Я – мальчик (девочка)

НПК Действия Отношение Стремление Оригинальн. НПК Действия Отношение Стремление Оригинальн.

1.

2.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).