«Путешествие в Антарктиду»: Конспект занятия по программе «Истоки» с использованием методики Н.А.Коротковой для подготовительной к школе группы | Обучение и развитие детей

«Путешествие в Антарктиду»: Конспект занятия по программе «Истоки» с использованием методики Н.А.Коротковой для подготовительной к школе группы

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Чиркова Татьяна Федоровна
Данное занятие предназначено для воспитателей подготовительных групп, работающих по программе «Истоки». На занятиях в форме путешествия по методике Н.А.Коротковой дети с удовольствием сами «открывают» части света, знакомятся с обитателями земного шара, климатическими условиями, образом жизни людей. Такие занятия являются более доступными для восприятия детей научных знаний, способствуют развитию у детей представлений об окружающем мире, развивают географические представления о земном шаре.   Цель. Развитие представлений об окружающем мире; формирование целостной картины мира. Задачи. Развивать у детей географические представления о земном шаре, познакомить с Антарктидой, как частью света. Формировать представления об Антарктиде, истории ее открытия. Познакомить с обитателями Южного полюса, его климатическими условиями. Познакомить с профессиями полярника, исследователя.   Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Материалы и оборудование: Географическая карта мира, глобус, два небольших парусных кораблика, репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток», видеозапись детского познавательного мультфильма «Что такое айсберг». Метки: айсберги, киты, альбатросы, картины ландшафтов (ледяная пустыня, вечная зима), пингвины, тюлени, буревестники, бакланы, моллюски. Иллюстрации, рисунки, фотографии (полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники, ветры). Методы и приемы: — практические: игровая ситуация, физкультминутка. — наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий. — словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки. Ход

— Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда именно мы отправимся.                                    Мы найдём на глобусе                                  Два различных полюса!                                  А у Южного найдём                                  Материк, покрытый льдом! — Что это за материк? — Правильно. Это Антарктида. Давайте покажем ее на карте. — А как можно попасть на Антарктиду? — Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара  и даже в космос. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе месяце, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. — Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»).   — Давайте и мы отправимся на Южный полюс по тому же маршруту, что и эта экспедиция. Итак, экспедиция отправилась из порта города Кронштадта, который находится недалеко от Санкт Петербурга. (Метка) Прокладываем маршрут. — Посмотрите, какой большой путь прошли корабли. А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние? — А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (Рассуждения детей).   Физкультминутка.                                  Волны плещут в океане.                                  (машут руками, изображая волны)                                  Что там чудится в тумане?                                  (вытягивают руки вперед)                                  Это мачты кораблей.                                  (вытягивают руки вверх)                                  Пусть плывут сюда скорей!                                  (приветственно машут руками)                                  Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.                                  (ходьба на месте)                                  Ищем ракушки в песке                                  (наклоны)                                  И сжимаем в кулаке                                  (дети сжимают кулачки)                                  Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.                                  (приседания)   — Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда). — Действительно, путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев – полгода. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой. — Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги) Опыт «Айсберг». Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.   — Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы). — И вот мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Какую картину можно увидеть с борта корабля? Какая она, Антарктида? (Метки — картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима). — Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)   — Давайте изобразим пингвинов, как они ходят. Физкультминутка.                                  Идут себе вразвалочку,                                  Ступают вперевалочку,                                  Пингвин-папа,                                  Пингвин-мама,                                  И сынишка-пингвинишка                                  В черном фраке и манишке.                                  (Дети имитируют движения пингвинов, шагают по кругу).   — Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? — Почему мы считаем пингвина птицей? — Есть ли еще птицы, которые не летают? — Как животные Антарктиды защищаются от холода? (Рассуждения детей)   — А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание иллюстраций: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники) — Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться обратно в порт Кронштадт. Теперь мы многое знаем об Антарктиде и ее обитателях. А узнали мы это благодаря великим первооткрывателям Лазареву и Беллинсгаузену. В их честь названы моря близ Антарктиды. Показываю). Рефлексия. — А хотели бы вы по-настоящему отправиться на Южный полюс? Что для этого нужно? Какими должны быть настоящие исследователи, полярники?