Психотехнология лекционной работы в школе | Обучение и развитие детей

Психотехнология лекционной работы в школе

На главную Документация школьного психолога Лекционная работа психолога в школе Психотехнология лекционной работы в школе
Психотехнология лекционной работы в школе
Документация школьного психолога — Лекционная работа психолога в школе
Несмотря на то, что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остаются актуальными.

На психологических лекциях школьный психолог удовлетворяет имеющийся у людей интерес к психологии вообще и рассказывает о конкретных возможностях практической психологии применительно к школьным проблемам в частности.

При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий: описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме этого, лекционная работа поможет психологу за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.

Кому? Когда? Где? Что читать?

Кому? При чтении психологических лекций желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась в целом общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных (для них организуются беседы о психологии), средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту их детей).

Когда? Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства слушателей. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков. Родители с удовольствием послушают интересную психологическую лекцию на родительском собрании. Школьники — либо на одном из уроков (по договоренности с классным руководителем), либо сразу после уроков.

Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15-20 минут до одного часа.

Где? Можно выбрать либо актовый зал школы, либо одну из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.

Что читать? При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав аудитории и ее интересы.

Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Или о чем следует помнить, составляя программы лекционных курсов).

1. Интересы школьной администрации

Каковы возможности практической психологии относительно повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе?

Как строить программу развития школы?

Может ли психолог помочь в организации дифференцированного обучения?

Может ли психолог оказать помощь в организации специализированных классов (например, экономических, педагогических, математических и других)?

Как эффективно управлять педагогическим коллективом школы?

Как конструктивно разрешать конфликты, возникающие между школьной администрацией, учителями и родителями?

Общие интересы учителей

Как организовать эффективные взаимоотношения с родителями?

Как правильно строить беседы с родителями?

Как научиться сбрасывать усталость и утомление после рабочего дня?

2. Интересы учителей начальных классов

Какие программы обучения и воспитания младших школьников наиболее эффективны?

Какую психолого-педагогическую литературу следует читать, например, при желании освоить методику развивающего обучения?

В чем различия между разными системами развивающего обучения (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.)?

Где и когда организуются обучающие семинары для учителей начальных классов, желающих освоить определенную систему обучения младших школьников?

Каким образом учитель может помочь «трудному» ребенку (зажатому и скованному, гиперактивному и не умеющему контролировать свое поведение, часто плачущему, отказывающемуся от общения и т.п.)?

3. Интересы учителей средних классов

Как заинтересовать подростков учебой?

Что делать с «трудным» подростком, который прогуливает уроки (грубит, нарушает дисциплину, имеет низкую успеваемость и т.п.)?

Как взаимодействовать с подростком, совершившим асоциальный поступок?

Как культурно организовать свободное время подростков?

Как реагировать на то, что подростки курят, сквернословят?

Как относиться к ранней любви подростков?

4. Интересы учителей старших классов

Как помочь старшеклассникам успешно сдать выпускные экзамены?

Как помочь юношам и девушкам выбрать будущую профессию по интересам и в соответствии с их способностями?

Как заинтересовать старшеклассников учебой?

Как относиться к юношеской любви?

Как применять педагогические средства воздействия, если старшеклассник совершил асоциальный поступок?

5. Интересы родителей младших школьников

Как помочь ребенку хорошо учиться (выполнять домашние задания)?

Как преодолеть трудности ребенка в процессе школьной адаптации (общения с учителем, одноклассниками, привыкания к школьной жизни)?

Как построить режим дня ребенка, чтобы он не переутомлялся?

Какие дополнительные секции, кружки и курсы позволительны для младшего школьника?

Почему ребенок часто болеет (плохо спит, ест без аппетита)?

Как влияют семейные отношения на успеваемость ребенка?

6. Интересы родителей подростков

Как наладить общение со своим ребенком?

Что делать, если подросток никого не слушается в семье и школе?

Как отвечать на грубость подростка?

Что делать, если подросток курит?

Что делать, если подросток попал в дурную компанию (поздно приходит домой, что-то скрывает и т.п.)?

Как заинтересовать подростка учебой?

Что делать, если подросток ничем не интересуется?

Что делать, если девочка-подросток пользуется слишком яркой косметикой?

Как реагировать, если подросток совершил асоциальный поступок?

Как определить специальные способности подростка и помочь ему в их развитии?

7. Интересы родителей старшеклассников

Как помочь своему ребенку хорошо закончить школу и успешно сдать выпускные экзамены?

Как определить профессиональную направленность и интересы юноши или девушки?

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?

Что делать, если старшеклассники решили пожениться?

Что делать, если девушка или юноша имеют половые отношения?

Что делать, если родители заметили, что их дети употребляют наркотики?

8. Интересы младших школьников

Прослушать интересную психологическую беседу.

Поиграть в интересные психологические игры.

Получить эмоциональную поддержку.

9. Интересы подростков

Кто такой психолог?

Чем он занимается и чем отличается от психиатра и психотерапевта?

Можно ли верить астрологам?

Как относиться к экстрасенсам?

Как научиться свободно и непринужденно общаться в компании и с девушками?

Как научиться отстаивать свои взгляды в группе старшеклассников?

Как научиться преодолевать страх?

Как не ссориться с учителями и родителями?

10. Интересы старшеклассников

Как научиться свободно общаться с девушками или юношами?

Как научиться решать любовные проблемы?

Как общаться с родителями и учителями, отстаивая свою независимость?

Какую выбрать профессию?

Как оценить свой характер и понять самого себя?

Как успешно сдать выпускные экзамены?

Старшеклассники имеют потребность в разговорах о жизненных проблемах (построении семьи, жизненных целях и т.п.).

Разумеется, здесь перечислены не все интересы выделенных школьных групп, а только незначительная их часть. В данном случае важно не составление подробного «банка интересов» для каждой школьной группы — этим вы займетесь сами в своей школе. Важна сама идея, что чтение психологических лекций в школе будет эффективным лишь тогда, когда психолог планирует тематику лекций дифференцированно, для каждой школьной группы, ориентируясь на интересы и запросы своих слушателей.

Автор: Самоукина