Психопрофилактика и психопросвещение | Обучение и развитие детей

Психопрофилактика и психопросвещение

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Психопрофилактика и психопросвещение
Психопрофилактика и психопросвещение
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)

1. Психопрофилактика

Это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

  • своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается с непониманием педагогическим коллективом (и / или родителями) важности психопрофилактики. Это часто происходит потому, что в школе (и семье) бывает столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть.

Психолог же начинает психопрофилактическую деятельность  тогда,  когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и т.д., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить. Что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.

2. Содержание психопрофилактической работы:

  • Разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
  • Выявление таких психологических особенностей ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
  • Контроль за соблюдением психологических условий обучения и воспитания. Необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.
  • Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
  • Работа по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельности, профессий,   которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
  • Забота о создании комфортного психологического климата в образовательном учреждении.
  • Создание человеческих отношений между родителями и педагогами.
Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, может вызвать раздражение педагогического коллектива.

Если взять такой вид деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение, то здесь профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, доступным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления необходимо помнить, что современная  аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, а конкретных, технологичных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.

3.Психологическое просвещение

Это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3)  формировать потребность в психологических знаниях,   желание использовать их в работе с ребенком или интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне.  Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е.  наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

4.Коэффициент полезного действия, различных способов подачи информации

 

Лекция – 5%

Чтение – 10%

Аудиовизуальные средства – 20%

Использование наглядных пособий – 30%

Обсуждение в группах – 50%

Обучение практикой действия – 70%

Выступление в роли обучающего – 90%

5. Типичные ошибки психолога-лектора:

  • Частое употребление сложной психологической терминологии
  • Подача материала на лекции в академической манере
  • Демонстрация психологического высокомерия (осознанно или неосознанно  в интонациях психолога сквозит некоторое пренебрежение слушателями)
  • Демонстрация менторской позиции (позиция наставника, воспитателя)
  • Чтение лекции в описательной манере (слушатели не получают руководства к действию)
  • Неэффективная организация лекционного материала

6. Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:

  • психологический (внутренняя позитивная оценка самим психологом рабочего процесса, своей роли, взаимодействия с партнерами,  результатов работы; позитивная оценка со стороны партнеров ( обучающихся, воспитанников, администрации, педагогов, других специалистов образовательного учреждения, родителей) рабочего процесса, взаимодействия с психологом, результатов работы; готовность участников образовательного процесса к продолжению сотрудничества)
  • организационный (разработка и выполнение согласованного сторонами плана проведения мероприятия; наличие согласованной схемы взаимодействия всех участников в процессе реализации мероприятия; своевременное предоставление ресурсов, необходимых для реализации данного вида деятельности  и согласованных с администрацией образовательного учреждения; преемственность в использовании результатов проделанной работы)
  • методический (профессиональная подготовленность специалиста к выполнению данного вида работ; выполнение работ в соответствии с утвержденной уполномоченными органами технологией; подготовка отчетных документов (отчетов, рекомендаций, заключений, программ, планов и т.д.) в соответствии с установленными к их содержанию требованиями).

7. Повышение психологической компетентности педагогов:

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении следующих задач:

  • Организовать эффективный процесс обучения школьников
  • Построить взаимоотношения со школьниками и коллегами с другими участниками внутришкольных взаимодействий на взаимовыгодных началах
  • Осознать и осмыслить себя в профессии
Формы:

  • Бинарная лекция
  • Научно-практический семинар
  • Организационно-деятельностная игра
  • Профессиональная студия
  • Педагогический тренинг (тренинг-интенсив)
Бинарная лекция – готовится и проводится одновременно психологом и еще одним специалистом (педагогом, социальным педагогом, логопедом, медиком и т.д.). У слушателей появляется возможность сравнить позиции разных специалистов и тем самым определить свое отношение к исследуемой проблеме.

Научно-практический семинар:

Имеет определенную структуру.

1-й этап: (начало) – пример из реальной школьной практики

2-й этап: выявление актуального уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков учителей в процессе обсуждения и обмена практическим опытом:

— Что именно затрудняет работу

Какие ответные меры принимает учитель в данных ситуациях

3-й этап: лекция-беседа по изучаемой теме (лекционная часть не должна занимать более 10-15 минут)

4-й этап: работа в малых группах по отработке полученных знаний на модельных задачах

5-й этап: коллективное обсуждение способов, предложенных группами

6-й этап: выработка типовых рекомендаций

Организационно-деятельностная игра:

Строится по определенной схеме:

  • игровой замысел
  • четко очерченные правила
  • игровые действия
  • познавательное содержание
  • оборудование
  • игровой результат
  • (игровой замысел выражается в виде проблемы, которую предстоит решить, правила помогают определить поведение участников в процессе игры и порядок игровых действий; познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой, итоговый результат является завершением игры, проявляемым в виде решения проблемы)
Профессиональная студия:

Структура:

  • пролог (введение в занятие)
  • этюд (игровое упражнение, помогающее сформулировать тему)
  • экспликация (информационно-формирующая часть)
  • (ознакомление с результатами анкетирования, выявление позитивных и негативных сторон явления, сравнение результатов со среднестатистическими данными, если это возможно, знакомство с результатами опроса учеников, родителей; упражнения, знакомство с различными способами решения ситуации)
  • коррекция (практическая часть – отработка приобретенных навыков, решение типовых проблемных ситуаций школьной жизни)
  • рефлексия
Педагогический тренинг

Структура:

  • начальный этап – разминка (налаживание психологического контакта, создание внутреннего   состояния для выполнения основной части)
  • основной этап – собственно тренинг:
  • построение модели профессиональной ситуации
  • обсуждение «Что произошло?»
  • проигрывание реальной ситуации
  • обсуждение «Что надо делать?»
  • проигрывание ситуации «Как надо делать»
  • заключительный этап – позитивное окончание занятия


Особенности профессионального мышления педагогов

Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Эти психологические образования в начале карьеры сильно облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных на тот момент способов и приемов ее осуществления. Ежедневное, на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Со временем проявление профессиональных стереотипов мышления начинает мешать в работе.

Профилактика личностных деформаций: смена деятельности и длительный годичный отпуск, предусмотренный ст.335 Трудового кодекса РФ через 10 лет работы.

Таблица 19.

Типичные стереотипы педагогического мышления (Вачков И.В, 2002):



НЕДОСТАТКИ
ПРИЧИНЫ

Упрощенность мышления (в

упрощенной трактовке тех или иных

явлений жизни, школьных событий,

действий учеников и родителей)

Постоянное упрощение учителем объяснения сложных явлений,  научных истин для истолкования их детям

Умственный застой (прекращение

чтения научной и художественной литературы, размышлений по проблемам действительности.

разговоров с коллегами и учениками о глубоких проблемах современности)

Прочное овладение ядром знаний по своему предмету, освоение методики преподавания, занятость и перегруженность школьными и бытовыми делами

Потеря самокритичности (излишняя самоуверенность, представления о собственной «непогрешимости»)

Длительная практика авторитарного руководства детьми, которая приводит к потери самокритичности, уважения к ученикам, отсутствия взгляда на себя со стороны

Стереотипность в оценке отдельных школьников и ученических групп

Чрезвычайная загруженность учителя, постоянное общение большой  массой детей  и вытекающая  отсюда трудность в изменении представлений об отдельных детях или группах, которые   когда-то   ситуативно, по   какой-либо   причине отложились в памяти учителя.

Излишний авторитаризм

Необходимость    четко    управлять    классным    коллективом, «держать класс  в руках»

Общая консервативность мышления

Длительное повторение преподавания и воспитательной работы по действующим десятки лет практически без изменений

программам

8. Стратегии и формы групповой работы с родителями

  • Информационные методы:
Информационные тексты: представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезна родителям. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком, в названия должны быть включены знакомые родителям слова, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении. Тексты могут быть представлены на стендах, бумажных вклейках в дневники учащихся, раздаваться в виде буклетов и памяток.

Информационные сообщения: достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию психолога в их жизни как значимого лица.

Информационные лекции: содержат более подробную информацию о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на путях развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

  • Проблемные методы:
Проблемные лекции: это лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. Проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Для этого в начале встречи используется обсуждение трудностей, которые вызовет неверное разрешение вопроса, обсуждаемого в лекции, в будущем или в настоящее время. Обязателен выход на трудности в понимании родителей, а не педагогов или психологов. Перед лекцией следует заранее повесить объявление с краткой ее аннотацией, поскольку родители могут не знать о том, что данная проблема присутствует в их семье, посчитать ее неважной и не прийти на лекцию.

Круглый стол с рамкой: это метод, который не только позволяет создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем. кто хочет это сделать.

Круглый стол это встреча родителей учащихся одного класса, которым для обсуждения предлагается какая-то тема, значимая для класса. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Круглый стол дает возможность родителям не только получить полезную информацию  и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей. Принципиальным аспектом круглого стола является обязательное присутствие классного руководителя, который тоже является участником обсуждения. Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

  • Активные методы:
Детско-родительские мероприятия: проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участия команды смешанного состава: родители и дети. Они ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли.

Тренинги для родителей: обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми.

9.Активные формы работы с учащимися

1. Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и детьми  проблем самого различного  характера. Она возникает, когда перед людьми  стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Организационные и содержательные условия:

а) изначально — должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

б) дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять   другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

в) знание и понимание предмета разговора педагогами и детьми в ходе дискуссии  должно развиваться;

г) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны;

Условия общения:

  • все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;
  • миролюбие — соблюдение правил типа «в одно и то же время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств непонравившиеся доводы или собеседника»;
  • дружелюбие — люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;
  • равенство — каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения разны;
  • уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются;
  • участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.
  • участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику, дискуссия — это действие с множеством адресатов.
Способы организации дискуссий

1. Возникло несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа отстаивает свою позицию. Дискуссия может завершаться а) победой одной из групп; б) принятием общей точки зрения; в) тем, что каждая группа остается при своем мнении.

  • Учащиеся разбиваются на пары. По каждому вопросу одна пара высказывает суждение, другая — является оппонентом. Остальные участники выступают в качестве экспертов.
  • Ведущий высказывает точку зрения, которая расходится с мнением большинства. Участники доказывают ее ошибочность.
  • Ведущий предлагает для обсуждения проблемную ситуацию. Учащимся предлагается ее проанализировать и найти оптимальный вариант ее решения.
  • Учащиеся предлагают свой вариант решения проблемы, проект программы, плана, отвечают на вопросы, отстаивают свои позиции
Примечания:Для организации дискуссии необходимо запастись терпением. Случается так, что если дискуссия с первого раза не получилась, то учителя эмоционально реагируют на неудачу и прекращают пробы. С первого раза такие взаимоотношения могут вызвать много протестов, причем даже у хороших учеников, которые привыкли к зубрежке и постоянному оцениванию со стороны учителя. Не следует с самого начала полагаться только на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Необходимо запастись серией вопросов и соблюдать правила. Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию.

2.  Диспутон также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим.

Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, этические и эстетические темы.

После определения темы возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут-экспромт.

При первом способе организации диспута большое значение имеет его подготовка, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения.

Первый элемент включает в себя, прежде всего, составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следует ограничить ее небольшим количеством таких вопросов (3—5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Полезно разработать, четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута.

Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников, чтобы настроить их на разговор, вызвать желание вступить в обсуждение.

После обсуждения каждого вопроса следует подводить итог, пытаясь выработать общую точку зрения на рассматриваемую проблему. Целесообразно оставлять последние слово за ведущим (учитывать «правило края»  —  запоминается лучше то, что было в начале и конце разговора).

Структура диспута может выглядеть следующим образом:

  • вступительная часть — «завязка»;
  • высказывание и обсуждение различных точек зрения;
  • вычленение неправильных точек зрения, доказательство их ошибочности;
  • определение правильных позиций, обоснованная их аргументация;
  • формулировка выводов, определение общей позиции, выяснение меры  единодушия аудитории.
Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т. е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам.

3. КТД (коллективное творческое дело)совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ.

Принципы организации коллективной творческой деятельности:

  • состязательность
  • игра
  • импровизация
Основные этапы и подготовки и проведения коллективного творческого дела

  1. Мозговой штурм. На этом этапе участники «набрасывают» идеи. Главное условие этого этапа заключается в том, что все идеи, без исключения, принимаются без критики
  2. Принятие решения. Взвесив и обсудив каждую идею, необходимо выбрать лучшую. Главное условие этого этапа – тактичность и доброжелательность.
  3. Распределение обязанностей. Теперь, когда все знают, что надо делать, выясняется, кто это будет делать. Главное условие – наличие людей, готовых принимать на себя ответственность за выполнение.
  4. Выполнение принятой программы. Успешность реализации зависит от выполнения такого условия, как умение сотрудничать и четко выполнять необходимые действия.
  5. Анализ результата. Завершив работу, необходимо оценить результаты. Главное условие – умение критически оценить собственную работу.
4. Коллажна листах ватмана с помощью  иллюстраций из старых журналов,  символов, цитат создается образ заданного явления.

(вариант: живой коллаж – образ заданного явления создается с помощью пантомимы, литературных, музыкальных отрывков, видеозарисовок, плакатов, ролевых сценок и т.д.)

5. Гостинаяорганизация неформального тематического общения

(создание особого интерьера, ритуал встречи, приглашение «особых» гостей, представление гостей, организация общения)

6. Ток-шоуособая форма дискуссии, которая организуется по тематическому  сценарию (приглашаются гости, имеющие особое мнение по обсуждаемой проблеме, в качестве иллюстраций разыгрываются проблемные ситуации, используются видеозарисовки, кадры из фильмов, придумываются задания для «зала»)

7. Аукцион организация «продажи» (защиты) своих идей, принципов, талантов, образа жизни и т.д. (необходимо создание особого интерьера, сценария проведения, атрибутики)

8.  Мастер-классдемонстрация учащимися своего «мастерства» в какой-либо области  и обучение желающих каким-то умениям (проводится в  особой торжественной обстановке, во вступлении осуществляется яркая, эмоциональная презентация «мастера», продумывается предварительная реклама  мероприятия)

9. Живой журнал рассмотрение какой-либо актуальной проблемы (темы) с разных точек зрения с помощью «журнальных» рубрик (репортаж, новости, шутки, круглый стол) и живых участников, представляющих материалы каждой рубрики в форме сообщений, инсценировок и т.д.

Литература:

  • Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В. Дубровиной. —  М.: изд. АПНСССР, 1991. — 96с.
  • Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога6 учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.
  • Зиятова М.., Ларина В. Диагностика взаимодействия семьи и школы // Директор школы. — 2007.-   № 9. — С. 83-89.
  • Клюева Н.В.Технология работы психолога с учителем. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192с.
  • Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.- Ярославль: Академия развития, 2002. -160с.
  • Монахова А.Ю.  Психолог и семья: активные методы взаимодействия. — Ярославль: Академия развития,  2002. — 160с.
  • Родионов В.А., Ступницкая М.А.Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 160с.
  • Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997. — 192с.
  • Хухлаева О. В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии // Школьный психолог. -2006. — № 17-24. — С. 21-28.
Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.