Интеллектуальное и творческое развитие детей

Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании

Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
В.Э. Пахальян

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА  В ОБРАЗОВАНИИ (Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №00-06-00030a)

г.Москва, Московский институт открытого образования

Действующие сегодня модели работы психолога Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации явно недооценивают роль психопрофилактики. К сожалению, профилактическая работа с детьми, как за рубежом, так и в России, являясь одним из основных видов профессиональной деятельности, активно развивалась и совершенствовалась, преимущественно в таких областях человеческой практики как медицина, социальная работа, педагогика.

Если рассматривать положение психопрофилактики в образовании, то нельзя не согласиться с мнением В.И. Слободчикова, который отмечает: «Ситуацию, когда традиционные психолого-педагогические представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-педагогических явлений, можно назвать «понятийной катастрофой» [6, с.92]

Действительно, анализ употребления термина «психопрофилактика» дает очень пеструю и противоречивую картину.

Во-первых, следует отметить, что в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе проблема профилактики изучалась преимущественно в контексте предупреждения нежелательных тенденций в поведении ребёнка и чаще всего рассматривалась в рамках задач социальной работы, педагогики и психологии отклоняющегося поведения

Во-вторых, в некоторых педагогических исследованиях психопрофилактическая работа относится к видам психологического обеспечения и рассматривается как разновидность процесса обучения и воспитания. Такой подход достаточно ярко представлен в работе Колеченко А.К., где   отмечается: «Психопрофилактика — это формирование знаний, умений, навыков, отношений, которые будут предохранять, предупреждать какие-то отрицательные явления у человека. Этот процесс является разновидностью процесса обучения и воспитания»” [4, c. 58-59]

В третьих, в последние годы, в связи с активным развитием практической психологии и применения различных методов психологической помощи, в ряде работ осуществляется попытка уточнения различных понятий, заимствованных из смежных с психологии наук и практик. В частности Битянова М.Р., рассматривая проблемы школьной дезадаптации  задает в названии одного из разделов своей статьи вопрос: «Профилактика или содействие?» и отвечает на него так: « Содействие и профилактика – это совершенно разные идеологии работы …. Занимаясь профилактикой, психолог анализирует причины дезадаптации, связанные с особенностями, как психики ребенка, так и окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин. И почему-то так получается, что большая часть работы в этом случае осуществляется с ребенком: в его психологических особенностях пытаются что-то подправить, дабы он смог приспособиться к существующей социальной ситуации развития. Такой крен в работе, из самого понятия профилактики не вытекающий, связан, видимо, с клиническим происхождением термина «дезадаптация»» [1, с.6] Описанная выше позиция достаточно ярко выражена в работах специалистов, опирающихся на медицинский подход к организации и оказанию психологической помощи детям. Одной из последних работ такого рода можно назвать пособие-практикум Демьянова Ю.Г. «Основы психопрофилактики и психотерапии» [3].

Специфика практической психологии в образовании обнаруживается, прежде всего, в том, что здесь в центре внимания находится развивающаяся, «активно созревающая» личность, находящаяся в специально созданных и постоянно создаваемых для ее развития условиях. Вследствие этого практический психолог образования в своей деятельности не может не замечать особую роль условий, в которых происходит становление личности ребенка. В различных работах, посвященных проблеме определения оптимальных условий развития, выделяются те или иные факторы, деструктивно влияющие на состояние психического и психологического здоровья детей. В частности, Д.Н. Исаев (1984) относит к числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, следующие:

  • неспособность справиться с учебной нагрузкой;
  • враждебное отношение педагога;
  • смену школьного коллектива;
  • неприятие детским коллективом [7, с. 17].

Рассматривая проблемы экспертизы образовательной среды, в несколько другом аспекте об этом же самом достаточно обоснованно пишет Братченко С.Л.: « .. критерии благополучия и развития ребенка как личности должны стать исходной точкой и инвариантом в анализе любой педагогической системы – вне зависимости от заявляемых ее авторами конкретных воспитательных и образовательных целей. Смысл такого анализа состоит в выявлении реального влияния данной педагогической практики на ребенка как личность, на его личностный рост, в определении – какой «личностной ценой» достигаются все иные результаты, не вредят ли они психическому и личностному развитию ребенка .. По сути, речь идет об экологии личности – о необходимости обеспечить защиту ребенка как личности от дидактогений (негативных последствий педагогических ошибок), которые появляются не только под действием явных унижений и скрытых манипуляций, но и под напором нарастающей педагогической экспансии – новых технологий, интенсификации, компьютеризации, «религизации» и т.д.» [2, с. 9]

Все, отмеченное выше, позволяет говорить о важнейшей роли психологической профилактики в работе с детьми и рассматривать ее не только как один из основных видов работы практического психолога образования, но и как главный элемент системы безопасности и обеспечения здоровья развивающейся личности. Именно поэтому мы выделяем в качестве одной из важнейших задач Службы практической психологии — обеспечить психопрофилактическую работу не только и не столько на уровне благополучия в развитии выделенных по каким-то критериям отдельных детей или «групп риска», сколько на уровне всех субъектов образовательной среды, включающем всевозможные разновидности взаимодействий:

  • взаимодействия между субъектами образовательной среды,
  • взаимодействия субъектов с особенностями реальных, материальных условий (в которых происходит это взаимодействие)

Данное понимание задач близко по смыслу, который вкладывается в определении содержания работы на уровне первичной профилактики, где в центре внимания находятся все дети, независимо от характера и выраженности их проблем. При таком понимании психологическая служба образования, а значит и все её структурные звенья, отвечают за психологическое обеспечение развития личности, её психологическое здоровье в условиях конкретного образовательного пространства, т.е. в образовательной среде определенного вида. Предметом работы практического психолога образования являются феномены внутренней жизни личности, возникающие (или особым образом проявляющие себя) во взаимодействии с условиями той образовательной среды, в которой происходит развитие ребенка. Другими словами, в фокусе профессиональной деятельности психолога-практика находится состояние и динамика психологического здоровья ребенка в определенных условиях образовательного пространства. Особенности других субъектов образовательного пространства, конкретные объективные обстоятельства, особенности осваиваемой деятельности и т.п. (изучаемые в психологическом контексте) рассматриваются в таком случае как условия полноценного развития.

В целом можно сказать, что как вид профессиональной деятельности практического психолога образования психопрофилактика – это система работы, обеспечивающая предотвращение возможного неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности, а также предполагающая своевременное создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, сохраняющих и укрепляющих психологическое здоровье детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. В качестве одного из важнейших условий успешности такой работы выступает психологическое здоровье окружающих ребенка людей, прежде всего — «значимых взрослых»,  т.е. тех, от кого в значительной степени зависит развитие его личности.

Естественно, что такая работа может вызвать необходимость проведения комплекса мер: участие психологов в проектировании образовательной среды, проведение различных диагностических процедур, обследований как средств, но сами по себе они (эти процедуры, обследования и т.п.) не могут быть целью, или основным направлением работы службы практической психологии образования. Это не снижает значимости других видов профессиональной деятельности психолога. Выделение психопрофилактики в качестве системообразующего элемента деятельности психолога учреждения образования означает, что все остальные виды его работы обязательно включены в нее и выступают как средства, с помощью которых достигается основная цель такой деятельности – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях образовательного пространства.

В таком контексте есть основания

  • рассматривать педагога-психолога как специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования,
  • определять учреждения образования – как часть образовательного пространства, в котором существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья,
  • выделять на каждом возрастном этапе, в каждом типе образовательного учреждения тот предмет профессионального внимания, те психологические феномены, которые обозначаются как «существенные показатели» развивающихся образовательных сред.

При этом отметим, что специалисты, занимающиеся данными проблемами в качестве наиболее существенной трудности организации психопрофилактической работы выделяют следующее: «Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.» [5, с.62] По нашему мнению к этому стоит добавить еще и то, что психологическая профилактика может быть достаточно эффективной только тогда, когда все звенья психологической службы реально существуют и функционируют, активно и содержательно взаимодействуют, а она (психопрофилактика) представлена в каждом из них как системообразующий вид профессиональной деятельности в равной степени.

Современный уровень организации профессиональной деятельности психологической службы образования не мыслим без достаточно точной и объёмной информационной поддержки. Технические возможности сегодняшнего дня позволяют создавать и внедрять в практику программы информационного обеспечения, дающие возможность не только накапливать и обрабатывать профессионально значимую информацию, отслеживать особенности её динамики, но и оперативно передавать её в любом, в том числе и наглядном, пространственном и других видах по различным каналам информационных сетей. Опыт нашей работы показывает, что в России уже реально существуют все предпосылки создания государственной программы психопрофилактики в образовании. В частности, нами разработана программа психопрофилактической работы для региональной службы практической психологии образования. Цель данной программы — обеспечение условий полноценного развития и психологического благополучия  личности в образовательном пространстве. Достижение этой цели обеспечивается организацией системы непрерывного, постоянного изучения существенных психологических характеристик образовательного пространства, которое направленно на предупреждение возможного неблагополучия в развитии детей. Особенности состояния психологического здоровья детей определяются по соответствию информации об основных (структурных) показателях их развития с установленными возрастными и индивидуальными психологическими признаками оптимального развития на данном этапе. При этом учитывается характер взаимосвязи этой информации с определенными характеристиками образовательного пространства, образовательной среды. Одним из известных средств, обеспечивающих такие возможности, является система социопсихологического мониторинга. Мониторинг и современные технические средства связи позволяют создать «динамическую карту образовательного пространства», в которой в качестве подсистемы выступает «карта состояния психологического здоровья» субъектов образовательных сред.  Наличие такой карты принципиально меняет ситуацию принятия управленческих и профессиональных решений в образовании, в проектировании образовательных сред.

Говоря о роли и месте психопрофилактики в деятельности службы, мы имеем в виду и осуществление ее на всех уровнях. Психолог конкретного учреждения образования не в силах в одиночку осуществлять в полном масштабе даже только первичную психопрофилактику, предполагающую охват всех детей, находящихся в данном образовательном пространстве. Такая работа может быть реальной и эффективной тогда, когда с помощью специализированных  Центров областного, районного, городского, окружного или муниципального уровня

  • разработана общая программа, предполагающая функциональное  «разделение труда» всех уровней Службы и, в то же время, содержательное объединение работы всех звеньев;
  • унифицированы методы всех необходимых видов работы и обработки полученной информации,
  • осуществляется профессиональная специализация, переподготовка и подготовка, специалистов для каждого уровня в соответствии с требованиями конкретных условий и данной программы.

Созданная таким образом программа может быть направлена на обеспечение безопасности психологического здоровья в целом и, в то же время, включать в себя элементы, характерные только для определенного типа учреждений, предполагающая интенсивную работу по профилактике каких-то реальных, специфических для определенной образовательной среды, нежелательных тенденций в развитии личности и т.п. 

Литература

  • Битянова М.Р. «Как вы яхту назовете …»// Школьный психолог 2000, №12.
  • Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М.,1999.
  • Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. — СПб., 1999.
  • Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. — СПб., 1998.
  • Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.
  • Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. – 2001. — №4.
  • Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988.

Московский институт открытого образования, -2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>