Психолого-педагогическое обеспечение качества формирования интегративных характеристик личности | Обучение и развитие детей

Психолого-педагогическое обеспечение качества формирования интегративных характеристик личности

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психолого-педагогическое обеспечение качества формирования интегративных характеристик личности
Психолого-педагогическое обеспечение качества формирования интегративных характеристик личности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Набиев В. Ш. канд. пед. наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, кафедра педагогики, г. Ульяновск, Россия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

Анализ научных исследований посвященных процессам глобализации в мировой экономике, имеющиеся статистические данные по увеличению объемов потока информации на душу населения, рост численности населения Земли и другие проблемы, ставшие особенно актуальными в последние десятилетие, позволяют давать прогнозы и строить научные гипотезы относительно неизбежности грядущих катаклизмов, надвигающихся на человеческую цивилизацию [1].

Решение многих проблем, в том числе и глобальных, в последнее время всё чаще связывают с необходимостью изменения самого человека, с оздоровлением общества, решением острых противоречий между потребностями людей и возможностями государства в их удовлетворении.

Приоритетной задачей государства на данном этапе развития, становится проведение комплексной реформы системы образования, цель которой -обеспечение необходимых и достаточных условий для предоставления всем гражданам России качественных образовательных услуг на любом уровне, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным образованием взрослых [3].

Национальная система образования России уже не ограничивается прежними формами, методами и средствами обучения, использует лучшие технологии прошлого века, основанные на компетентностном подходе. Выбор компетентностного подхода к обучению обусловлен актуальной необходимостью изменения существующего положения дел в области образования и подготовки специалистов высокого уровня.

В современных условиях, под влиянием различных внешних и внутренних факторов неуклонно повышаются требования к качеству сформированности универсальных характеристик личности гражданина, человека — студента вуза, выпускника — специалиста с высшим образованием, которые принято называть интегративными.

Пришло время ставить новые задачи для предоставления и реализации каждому члену общества широких творческих возможностей, выдвигать новые требования, опосредующие состоятельность специалиста и его успешность, предоставлять широкие возможности планирования своей карьеры, повышения уровня профессионализма и самооценки, получения соответствующей должности, специальности или в профессии, а также иметь право самостоятельно выбирать свой индивидуальный образовательный маршрут. Все большую актуальность приобретают цели, задачи и результаты непрерывного образования человека, длиною и шириною в жизнь. Профессиональное образование становится более доступным. Меняются приоритеты, меняется психология жизненного пути человека, который самостоятельно расставляет и актуализирует акценты в системе общечеловеческих ценностей.

Успешная реализация планов реформирования современной системы

образования в нашей стране обеспечивается введением в состав

квалификационных дескрипторов, вариативной части программы подготовки бакалавров, различных компетенций (специальных и инвариантных). К числу последних относят и социально-личностные компетенций. Остановимся на этом подробнее и рассмотрим личностные компетенции (компетентности).

На сегодняшний день созданы и успешно применяются различные

методики психодиагностики: познавательных психических процессов, интеллекта и креативности типологических особенностей личности,

психических состояний и эмоционально-личностной адаптации, межличностных отношений и др. [5].

Однако не существует до сих пор единой методологии исследований:

ориентированных в практической плоскости, направленных на конечные результаты самого образовательного процесса. Нет единого подхода в определении качественного и количественного состава социальных и личностных характеристик обучающегося в высшей профессиональной школе,

относящихся к общепрофессиональным компетенциям, соответствующих новым федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Результаты проведенного исследования, отраженные в монографии [2], указывают на значимость и соотносимость деятельностных и личностных характеристик. Для примера рассмотрим, выделенный нами, один из компонентов личностной составляющей компетентности – «познавательную активность», относимый нами к фундаментальным интегративным характеристикам, опосредующим уровни специальных знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Качественные изменения в продвижении, от низкой степени сформированности этого компонента до высокой, характеризуются мотивацией обучающегося: к освоению опыта самостоятельной учебной деятельности, обусловленной педагогическими воздействиями и реализации целей, поставленных преподавателем; получения специальных знаний, умений и навыков традиционными способами и самостоятельным целеполаганием на выполнение заданий наилучшим образом, в точном соответствии с предъявляемыми требованиями; к использованию различных способов получения специальных компетенций; к осознанной постановке и реализации избыточных целей; к самообразованию; к принятию самостоятельных решений и достижению результатов.

По мнению А.В. Петровского, феномен надситуативной (познавательной) активности заключается в том, что человек свободно и ответственно ставит перед собой цели, избыточные по отношению к исходным требованиям ситуации, преодолевает внешние и внутренние ограничения (барьеры) деятельности [4]. Познавательная активность обучающегося в вузе – это способность добиваться результата, в процессе выполнения учебных задач, через определение и постановку промежуточных целей, а также преодоление трудностей связанных с их достижением.

Личностная составляющая компетентности (компетенции) является стержневым фактором, комплексной интегрированной характеристикой личности, которая определяет его профессиональную позицию в применении своих коммуникативных способностей, придает неповторимую

индивидуальность профессиональной деятельности, имеет большое значение в профессиональном становлении. Личностная и деятельностная составляющие компетентности (компетенции) специалиста, как правило, вступают в сложные диалектические отношения – каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой. Так, например, в начале профессионального становления личностная составляющая является условием, сопоставляется с требованиями относительно деятельностной составляющей, а затем принимает ведущую роль в ее строительстве и развитии [2, с. 42].

Какие личностные интегративные характеристики специалиста

заслуживают наибольшего внимания? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Вероятно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать различные условия осуществления деятельности, в том числе особые требования и к компонентам личностной составляющей компетентности.

Такими компонентами могут являться: познавательная активность, стиль индивидуального общения, профессиональное самосознание, творческие способности и др. Каждое из этих качеств вносит особую неповторимость в индивидуальную характеристику личности, определяет возможности

осуществления профессиональной деятельности с наибольшей эффективностью. Решение этой непростой задачи, по нашему мнению, возможно, при условии объединения совместных усилий педагогов и психологов работающих в этом направлении научного исследования.

Список литературы

1. Капица С. П. Парадоксы роста : Законы развития человечества / С. П. Капица. – М. : Альпина нон-фикшн, 2010.

2. Набиев В. Ш. Военно-специальная компетентность в контексте обучения и профессиональной деятельности : Монография / В. Ш. Набиев, М. А. Петухов. – Ульяновск : Издательство «Вектор-С», 2009.

3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

4. Психология : словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии : практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко – 10-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.