Психология, ч. 2 (возрастная психология) | Обучение и развитие детей

Психология, ч. 2 (возрастная психология)

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Индекс материала
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Тема 1. Введение в учебный курс «Возрастная психология» (аудиторная работа – 2 часа).
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития
Тема 7. Сензитивные и критические периоды в развитии человека
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Тема 9. Развитие дошкольника. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте
Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Тема 12. Психология подростка
Тема 12. Психология развития в период юности
Тема 13. Развитие в период взрослости
Все страницы
Страница 1 из 14Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Психология, ч. 2

(возрастная психология)

Учебно-методическое пособие к курсу семинарских занятий

для студентов педагогических специальностей

Волгоград

2008

Рецензенты:

кандидат психологических наук, зав. кафедрой ВГПУ, доцент А.Г. Крицкий;

Пособие обсуждено на заседании кафедры

Авторы-составители:

Жуланова И.В. – введение, семинары № 1 – 9;

Медведев А.М. – введение, семинары № 4-6, 12;

Авдеева А.Н. – семинар № 10, 11; Марокова М.В. – семинар № 13;

Передельская С.А. – учебно-тематическое планирование



Содержание

Введение

  • Учебно-тематическое планирование курса «Возрастная психология» (по направлениям специализаций)
 

  • Программа и содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы
Тема 1. Введение в предметность учебного курса «Возрастная психология»

Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе. Понятие научной теории развития

Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии

Тема 4. Психическое развитие как научная проблема

Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях

Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития

Тема 7. Сензитивные и критические периоды

Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития

Тема 9. Развитие дошкольника. Игра как ведущая деятельность

Тема 10. Развитие в младшем школьном возрасте

Тема 11. Психология подростка

Тема 12. Психология развития в период юности

Тема 13. Развитие в период взрослости











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При разработке пособия мы ориентировались на содержание государственного образовательного стандарта (ГОС): «Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах».

Как видим, в этом кратком тексте ГОС термин «развитие» встречается четырежды, что позволяет нам считать это понятие ключевым. При этом психическое развитие определяется здесь исключительно с позиций отечественной науки советского периода, опирающейся на идеи культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, что представлено соответствующим понятийным рядом: движущие силы развития, социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Мы полагаем, что такой монистический подход, когда рассматривается лишь одна теория, ограничивает возможности понимания и самой этой теории и предмета дисциплины в его закономерной сложности. Поэтому мы «окружили» понятие развития различными подходами к его пониманию, привлекая для этого как отечественные, так и зарубежные теории.

Придерживаясь идеи развития как магистральной, мы ориентировались на контекстное построение учебного материала. С нашей точки зрения, научное понимание развития, когда оно не смешивается с любыми очевидными «изменениями вообще», предполагает его рассмотрение в различных теоретических проекциях. Мы полагаем, что это поможет избежать формализма и начетничества, приблизиться к пониманию развития как живой проблемы, находящейся в центре внимания психологов различных научных школ. Кроме этого, поликонцептуальный подход позволяет студентам проявить пристрастное отношение к предмету, найдя близкую их пониманию концепцию, или, напротив, концепцию, составляющую оппозицию их пониманию возрастного развития.

Для включения студентов в поликонцептуальный контекст и для организации учебного диалога мы полагаем важным предоставить им возможность эксплицировать свою «личную теорию» психического развития. Во-первых, в студенческий период для многих молодых людей актуально построение личной философии – системы мировоззрения, включающей собственное Я, а это предполагает и оформление и собственной психологической концепции. Во-вторых, понимание достоинств и ограничений изучаемых теорий возможно при их сопоставлении в каком-либо общем плане. Таким планом, на наш взгляд, и может выступать «личная теория».

Еще одна особенность пособия состоит в том, что включенные в него материалы не всегда выполняют прямую информационную функцию, а служат «рефлексивным экраном» для понимания психического развития, периодизации, психологического содержания возрастов и пр. Для этого мы привлекли материалы, относящиеся к области дефектологии, к этнографии детства и, конечно же, к различным по своим исходным основаниям психологическим подходам. Все это, по нашему замыслу, ставит различное теоретическое понимание и различную феноменологию развития в отношения взаимоопосредствования (одно становится средством понимания другого), а не просто дополнительности, когда и понятия и факты оказываются рядоположенными. Такой подход представляется нам более продуктивным по сравнению с традиционным аддитивным наращиванием «межпредметных связей».

Как «устроено» пособие и как им пользоваться

Каждое из семинарских занятий имеет определенную структуру, представленную следующими рубриками:

  • Тема с указанием количества часов, отведенных для аудиторной работы. Предполагается, что перечень тем согласуется с лекционными занятиями, не дублируя их, но расширяя и уточняя содержание учебного курса в целом. Общий курс семинарских занятий, представленный в пособии, рассчитан на 38 часов аудиторной работы.
  • Вопросы для обсуждения на семинаре. Их число варьирует от 3 – 4-х до 6 – 7-ми в зависимости от времени аудиторной работы, от степени объективной значимости проблемы (Речь идет о значимости осваиваемого на семинаре содержания с точки зрения предметности педагогической деятельности), вынесенной для обсуждения на семинаре.
  • Ключевые слова – термины и понятия, определяющие основное содержание темы. Список построен не по алфавиту, а в форме ассоциативно-смысловых гнезд: близкие по контексту понятия расположены рядом.
  • Подготовка к семинару предполагает… Данная рубрика содержит описание действий, которые могут быть полезными при подготовке к занятию. Кроме этого, она включает в себя комментарий, объясняющий логику возможных действий преподавателя – предупреждение о том, в какой форме будет организована работа на семинаре, какой результат можно считать успешным с точки зрения осваиваемого содержания и др.
  • Задания для подготовки к семинару являются содержательной основой для обсуждения темы семинара, определяют предметный контекст аудиторной работы. В связи с этим, наиболее продуктивным результатом подготовки к семинару считается самостоятельная предварительная (до семинара) проработка этих заданий. Другими словами, подготовка студента к семинару не должна заканчиваться работой с литературой, выбором тех фрагментов, которые имеют отношение к вопросам семинара (а затем их репродуктивным воспроизведением в процессе аудиторного занятия). Продуктом домашней работы с литературой должен становиться тот или иной вариант предварительного выполнения задания для подготовки к семинару. Это во многом связано с тем, что аудиторная работа носит групповой характер. Участие в ней предполагает «индивидуальный вклад» на начальном этапе (Безусловно, индивидуальный этап работы может стать частью аудиторного занятия. Однако в условиях жестко фиксированного времени – не более 2-х академических часов – такой вариант организации аудиторной работы существенно снижает возможность достижения ожидаемого результата.).
Количество и степень сложности заданий для подготовки к семинару варьируют в зависимости от содержания прорабатываемых вопросов, их значимости, прежде всего, для педагогической деятельности. Кроме этого, задания разрабатывались из расчета максимального объема времени аудиторной работы (напомним, что общий курс семинарских занятий, представленный в пособии, рассчитан на 38 часов). Таким образом, количество заданий и предполагаемая степень проработанности материала не могут быть одинаковыми для всех, кто будет работать с пособием. Это определяется различием в объеме аудиторных часов, отводимых на курс в учебных планах разных специальностей. Выбор заданий, их возможную корректировку осуществляет ведущий семинара – преподаватель – ориентируясь на учебно-тематическое планирование, представленное в пособии.

  • Список рекомендуемой литературы включает в себя перечень информационных источников. Основная литература предназначена непосредственно для подготовки к аудиторной работе, дополнительная литература – для углубленного изучения отдельных вопросов темы семинара.
  • Приложение – в общей структуре занятия рассматривается как вариант информационного ресурса. Включает в себя материалы, необходимые для построения контекста аудиторной работы – это тексты, составленные авторами на основе первоисточников, или же сами первоисточники (как правило, фрагменты из них).
  • Задания для углубленного изучения темы введены в структуру занятия как материал для организации самостоятельной работы по освоению содержания курса. Предполагается, что результаты выполнения этих заданий обсуждаются в процессе консультативного взаимодействия студента с преподавателем. Вместе с тем, анализ индивидуальных результатов самостоятельной работы – углубленного освоения той или иной проблемы – может быть частью контекста аудиторного обсуждения соответствующей темы.
I. Учебно-тематическое планирование курса «Возрастная психология»

СПЕЦИАЛИТЕТ

Факультет/специализация

Общая трудоемкость курса

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа студента

лекция

Семинар

1

2

3

4

5

Математический

  • Математика
  • Информатика
68

16

16

36

Филологический

  • Русский язык и литература
  • Иностранный язык
56

16

16

24

Физический

  • Физика (Количество часов индивидуальной работы приводится из расчета на курс «Возрастная и педагогическая психология»):
  • Иностранный (английский язык
  • Информатика
148

36

36

76

Факультет технологии и сервиса

Технология и предпринимательство:

  • Автодело и сельскохозяйственная техника
  • Технология обработки тканей
  • Технология агропромышленного производства
68

16

16

36

Исторический

История:

  • Иностранный язык
  • Информатика
  • Культурология
66

18

18

30

Факультет безопасности жизнедеятельности и физической культуры

  • Физическая культура
  • Безопасность жизнедеятельности
 

72

66

 

16

16

 

16

16

 

40

34

Естественно-географический

  • Биология
  • Химия
  • География
 

68

70

72

 

16

18

18

 

16

18

18

 

36

34

36

Институт художественного образования

  • Изобразительное искусство
72

18

18

36

Факультет иностранных языков

  • Иностранный язык
  • Английский язык
16

16

30

16

БАКАЛАВРИАТ

Направление/профиль

Общая трудоемкость курса

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа студента

лекция

семинар

1

2

3

4

5

Физико-математическое образование:

  • Математика
  • Физика
?

36

36

?

Филологическое образование:

  • Русский язык и литература
  • Иностранный язык
  • Иностранный язык и русский язык как иностранный
  • Русский язык как неродной и литература
104

38

38

28

Социально-экономическое образование:

  • История
74

18

18

38

Естественно-научное образование:

  • Химия
  • Биология
  • География
 

76

72

74

 

21

19

19

 

21

19

19

 

34

34

36

Технологическое образование:

  • Технология обработки конструкционных материалов
  • Технология обработки тканей и пищевых продуктов
122

36

36

50

 

 

II. Содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы к курсу



Предыдущая — Следующая >>