Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку | Обучение и развитие детей

Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку

На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку
Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе


Начало консультации (элементы телесной терапии)

В школьный кабинет ко мне вошла девятиклассница Таня С.Тихо и медленно подошла и села на кончик предложенного ей стула. Спина неестественно выпрямлена, ноги напряженно сдвинуты, руки судорожно теребят носовой платочек, глаза опущены. Молчание. Я жду, выдерживаю паузу.

По мере того как длится наше молчание, девушка начинает мучительно краснеть и все ниже опускает голову. «Сейчас она расплачется», — думаю я и понимаю: начинать общение придется мне. Встаю из-за стола и сажусь на диван.


Нога на ногу, руки свободно раскидываю и потягиваюсь. Девушка поднимает на меня глаза. «Устала я сегодня! Так хочется потянуться, сбросить напряжение! Но одной скучно. Давай вместе! — говорю я. — Садись рядом со мной! А так можешь сесть? А свободнее — нога на ногу? А расслабить плечи сможешь?»

Постепенно девушка садится свободнее, прячет свой платочек, облегченно вздыхает и решается впервые посмотреть мне в глаза.

Итак, первый шаг сделан, при помощи простых телесных упражнений, освобождающих мышечные зажимы, Таня стала немного увереннее и свободнее.


Но прежде чем приступить к консультации, такой клиентке можно предложить несложные упражнения для полного снятия зажатости в позе, движениях, манере держать себя. Внешнее расслабление даст толчок к нейтрализации внутренней скованности.

Упражнение «Походка»

Психолог обращается к своей клиентке: «Смотри, как я хожу! Какая у меня походка? Быстрая или медленная? Можешь ли ты что-нибудь сказать о моем характере, наблюдая за тем, как я двигаюсь? А теперь попробуй пройтись сама! Хорошо у тебя получается!»

«А можешь пройтись так, как будто тебе вообще все безразлично: смотрят на тебя или нет? А можешь пройтись так, как ходят женщины в 50 лет с тяжелыми сумками? А как ходят-подпрыгивают девчонки 9-10 лет? А как может пройтись девушка, которая уверена в том, что она самая красивая?»

Каждое предложение о выполнении той или иной походки психолог сначала показывает сам, предлагая своей клиентке повторить, основываясь на своей манере ходьбы.

Упражнение «Яблоко»

Психолог и клиентка стоят друг против друга на расстоянии 1,5 метра. Психолог говорит: «Представь, что мы с тобой находимся в саду. Перед нами — яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

Не получается? Тянись выше, вытягивайся как можешь! Руку -выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!» (выдох)

Длительность такого игрового упражнения — 10-12 минут.

Упражнение «Интегративное дыхание»

Упражнение выполняется стоя. Ноги — на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки — вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох).

Упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз в течение 5-7 минут.

Процесс консультирования (психологическая поддержка)

Беседа с девушкой или юношей, страдающими болезненной застенчивостью, скованностью и заниженной самооценкой, выстраивается особым образом. Можно сказать, что весь разговор имеет «психотерапевтическую окраску».

Главное — транслировать теплое, принимающее отношение к клиенту. Тепло проявляется в глазах психолога (прямой, открытый и доброжелательный взгляд), его голосе (мягком, с теплыми интонациями), выражении его лица (принимающем и ненапряженном).

Не критиковать и не оценивать. Слушать, чувствовать, понимать.

Хвалить в тех моментах беседы, в которых это будет к месту. Поддерживать тогда, когда юноша или девушка рассказывают о своих неудачах.

Можно поделиться, если он есть, собственным опытом преодоления застенчивости. Это будет особенно эффектно в том случае, если в момент беседы психолог производит впечатление уверенного в себе и респектабельного человека.

Содержание беседы может носить общерекомендательный характер.

Интересно, что советует в таких случаях американский психотерапевт Э.Смит.

Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита)

Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руководствуется собственными ценностями и нормами поведения.

  1. Каждый человек — сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, свое поведение так, как считает нужным.
  2. Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдываться и не извиняться за свои поступки.
  3. Каждый человек сам для себя решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы.
  4. Каждый человек имеет полное право менять свое решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить свое мировоззрение, свой взгляд на те или иные проблемы.
  5. Каждый человек имеет право на ошибку.
  6. Каждый человек имеет право что-то не знать.
  7. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждет.
  8. Каждый человек может принимать нелогичные решения — по своему желанию.
  9. Каждый человек имеет право не понимать намеков.
На консультации полезно широко применять игровые упражнения, помогающие подростку или старшекласснику разобраться в самом себе.

Упражнение «Нарисуй автопортрет!»

Перед школьником — чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: «Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и любой позе, в полный рост или только лицо. При этом — назови свой рисунок».

После того как рисунок будет готов, психолог активизирует обсуждение тех моментов, которые помогают развитию самоанализа подростка или старшеклассника.

Какую часть листа занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наоборот, мягко, «в пастельных тонах»?

Все ли элементы лица или тела изображены на рисунке? Чего не хватает?

Какие цвета выбраны?

Какие впечатления вызывает рисунок?

Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

Упражнение «Я — хороший, я — плохой»

Психолог советует клиенту составить список качеств его характера. Лист бумаги следует разделить вдоль пополам и в левой части листа написать свои хорошие качества (начать — с хороших), а в правой — плохие.

В ходе беседы психолог стремится к тому, чтобы количество качеств, выделенных девушкой или юношей в обоих столбцах, было либо равным, либо хорошие качества преобладали по численности над плохими.

Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда клиент выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться в том, что же в нем самом есть положительного.

Упражнение «Письма к самому себе»

На консультации психолог рекомендует молодому человеку завести такое правило: ежедневно писать самому себе письма. Особенно длинные письма следует стараться писать, когда появляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумагу.

В этих письмах необходимо описывать свои состояния, важные события, впечатления от прожитого и прочувствованного.

Кроме психотерапевтического эффекта, достигаемого при помощи этого упражнения, сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть, насколько по-разному он относился к одному и тому же человеку, событию, факту.

Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происходящего?

Упражнение «Опора на самого себя»

На консультации психолог и учащийся обсуждают вопрос о том, в чем находить «точку отсчета» при оценке событий, фактов, людей. Молодой человек, имеющий заниженную самооценку, робкий и стеснительный, склонен «подстраиваться» под мнение других людей и не доверять своему опыту.

Разбирая ту или иную конкретную ситуацию из жизни молодого человека, психолог задает вопросы: «А как ты сам считаешь ?», «А твое личное мнение?», «Как тебе подсказывает твой внутренний ГОЛОС?», «Что говорит твоя интуиция?»

Задавая такие вопросы, психолог стимулирует обращение девушки или юноши к своему «я», принятие своего личного опыта, стремление развивать в себе собственное отношение к жизни и ЛЮДЯМ.

Как правило, у молодых людей с заниженной самооценкой — пониженный энергетический тонус. Чаще всего они либо пассивны, вялы, медлительны и сверхосторожны в действиях и словах, либо излишне суетливы, многословны и возбуждены. Особенно ярко тот или иной тип поведения у застенчивого и скованного человека проявляется в новой для него обстановке, когда происходит первичная адаптация к непривычной ситуации.

Для оздоровления энергетического тонуса молодого человека можно посоветовать ему упражнение «Покричи на самого себя».

Упражнение «Покричи на самого себя»

Психолог советует клиенту перед ответственными ситуациями, когда необходимо стать свободным и раскованным, провести «сеанс автотерапии». Для этого необходимо закрыться в комнате и стать перед зеркалом. Внимательно разглядывая себя в течение 2-3 минут, следует начинать кричать на себя, все громче и громче, свободнее и свободнее, что называется, «наглеть на своих собственных глазах».

Можно ругать самого себя:

  1. за слабость;
  2. за нерешительность и трусость;
  3. за скованность и робость.
Закончить такой своеобразный, самокритичный эмоциональный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится!»

Полезно обсудить с подростком или старшеклассником…

Советы психолога Филипа Зимбардо:

Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.

Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь.

Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. Подумайте об успехах, пусть и небольших.

Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.

Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.

Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «невезучий», «неспособный».

Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.

Помните, что иное поражение — это удача, поскольку вы получили опыт, чего следует избегать в будущем.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если вам не удается изменить их или самого себя настолько, чтобы чувствовать уверенность, лучше просто отвернуться ОТ НИХ.

Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к своим мыслям и чувствам. Старайтесь лучше себя понять.

Старайтесь активно общаться с другими людьми. Чувствуйте энергию общения.

Перестаньте чрезмерно охранять свое «я» — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать собственные цели.

Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, побуждающим к активности и борьбе.

Как заканчивать консультацию (эффект мажорного аккорда)

Наверное, всю жизнь я буду помнить, как удивительно влияли на меня слова моего Учителя, В.В.Давыдова. Я что-то говорила, он слушал и молчал. Потом — коротко и четко формулировал свое отношение и совет. А в конце беседы — улыбка, решительность в глазах и мне — одно слово: «Действуйте!»

Это энергичное «Действуйте!» придавало мне силы и уверенность в себе.

Сейчас я часто говорю это волшебное слово своим студентам.

Очень важно заканчивать консультацию с молодым человеком, имеющим заниженную самооценку, бодрыми, доброжелательными, теплыми или энергичными словами. Выбирайте, какая фраза вам больше понравится? Придумайте свои фразы-окончания.

«Как много всего мы сегодня с тобой обсудили! Какой ты, оказывается, интересный человек!»

«У тебя все будет хорошо! Вот с этого момента ты сильный и уверенный в себе человек!»

«Слушай, мы проговорили целых два часа! Ты не устала? Нет? Надо же, а я сильно устала! Ты, оказывается, выносливее меня!»

Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997