Психологический конкурс: "Роскошь человеческого общения" | Обучение и развитие детей

Психологический конкурс: "Роскошь человеческого общения"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психологический конкурс, психологическая викторина Психологический конкурс: "Роскошь человеческого общения"
Психологический конкурс: "Роскошь человеческого общения"
Коррекционная работа психолога в школе — Психологический конкурс, психологическая викторина
Тема: Роскошь человеческого общения.

Форма: психологический конкурс.

Цель: формирование умения позитивного общения.

Задачи:

  1. развивать коммуникативные умения учащихся;
  2. обучать учащихся навыкам взаимодействия;
  3. ознакомить учащихся с различными средствами общения.


 

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим психологический конкурс.

Самым совершенным существом на Земле является человек. Он претендует на власть над остальными.

Почему? Просто потому, что мы умеем общаться друг с другом.

Известно, что общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика, мы «говорим» ему: «Ты мне неинтересен».

Общение — одно из необходимых условий существования человеческого сообщества. Его виды и формы чрезвычайно разнообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким другом.

В наш век значительно увеличивается удельный вес анонимного

общения. Это объясняется скоплением огромного числа людей в

больших городах, избыточностью их контактов. В этих условиях выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок. Однако такая ситуация порождает и противоположную тенденцию. Роль безымянного горожанина перестает удовлетворять человека, и все настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что, стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, т.е. обнаруживается «коммуникативная беспомощность».

Такого рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения.

В определенной степени общение между людьми регулируется

нормами морали и права, т.е. тем, что мы называем культурой

общения или этикетом. Но никакой, даже совершенный, свод правил не обеспечит вам успеха в «пестрых», часто непредсказуемых жизненных ситуациях. Общение — это по большей мере импровизация. Но импровизировать на пустом месте невозможно. И как всякая импровизация, предполагает прочный фундамент знаний и умений, т.е. высокий уровень коммуникативного мастерства. Недаром говорят, что общение — это одновременно и наука и искусство. С одной стороны, это установленные психологической наукой факты н закономерности, специальные приемы и методы; с другой – это способность свободно оперировать ими, требующая внутренней, душевной развитости личности.

Сегодня конкурс будет посвящен единственной настоящей в мире роскоши — человеческому общению.

Предлагаю такое правило в нашем конкурсе: называть друг друга партнерами по общению, а не соперниками. При общении нам всегда необходима обратная связь. Такую связь мы поручим обеспечивать жюри. Позвольте представить его.

 

«Контакт глазами»

Установление контакта — главная задача первой, начальной фразы общения. Установить контакт с собеседником — значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосфер}?, привлечь внимание партнера и пробудить его интерес, другими словами, расположить собеседника к себе, вызвать у него желание общаться с нами.

Любое общение начинается с представления.

Ваша задача: произвести благоприятное впечатление на ваших партнеров по общению. Вы должны представить свою команд}?: эмблема, название, девиз, представить имя каждого участника команды.

Задача команд, которые будут слушать выступление партнеров: по достоинству оценить все лучшее, для того, чтобы в следующем конкурсе эти достоинства подчеркнуть.

Выступление участников.

Конкурс оцениваться по пяти балльной системе.

«КОМПЛИМЕНТ»

Каждому зрителю предлагается листок для голосования. В конце всего конкурса будут подведены итоги и выбран участник, который покорил своей обаятельностью.

Переходим ко 2 конкурсу. Каждому человеку приятно слышать в свой адрес комплимент. А какие по содержанию комплименты наиболее приятны людям? Для женщины — в первую очередь по поводу ее внешнего вида (например, умело сделанной прически или проявленного в одежде вкуса). Мужчин же радует признание их профессиональных достижений, а также мужественности и силы.

Но для того, чтобы человеку было действительно приятно слышать комплимент, нужно обладать определенными навыками, самый главный — искренность.

Ваша задача, отметить все положительное, что вы смогли заметить во время знакомства (может отвечать капитан, либо вся команда). Конкурс оценивается по пяти балльной системе.

Рефлексия по итогам конкурса (поделитесь своими мыслями и впечатлениями по данному конкурсу (зрители и участники)).

  1. Легко ли говорить приятное?
  2. Отчего порой смотрим в потолок, как будто ждем помощи «оттуда»?
Может, у нас мал запас хороших слов и не пополняется он по той причине, что доброе слово не стало нормой нашей жизни?

Мы гордимся тем, что умеем резать правду-матку в глаза, не брезгуя самой резкой формой и забывая о том, что добро можно получить только в ответ на добро.

— А как мы принимаем комплименты?

Легко ли слушать приятные слова в свой адрес? (Неловкость, смущение, растерянность).

Редко кто благодарит за комплимент и, пожалуй, не оттого что все мы так невежливы. Скорее от неожиданности. Есть этому и психологическое объяснение. Мы оказываемся в  центре внимания, что уже само по себе вызывает у нас некоторую напряженность, а кроме того, нам неловко из-за того, что нас хвалят.

И связано это с недостаточным принятием себя: напрягаясь, мы на

всякий случай мобилизуемся, охраняем себя. И не оценочное отношение к себе и другим, себя и другого позволяют нам спокойно, вежливо и с достоинством принять комплимент. А это — уже иной, более высокий уровень эмоциональной зрелости

 

Конкурс «МЫ -ДРУЖНАЯ КОМАНДА».

Главный показатель команды — её сплоченность.

Ваша задача: максимально быстро организоваться на выполнение задания, которое зафиксировано на карточке.

  1. Команда строится по росту.
  2. Команда строится по цвету волос: от светлого к тёмному.
  3. Команда строится по именам, расположенным в алфавитном порядке.
Критерии оценки — скорость выполнения задания. Конкурс оценивается по пяти бальной системе.

Рефлексия по итогам конкурса (сложности, встречающиеся при выполнении конкурса).

«СЛОВА, СЛОВА…»

Вы долго общались, чтобы подготовиться к конкурсу, мы говорим на одном языке, хорошо понимаем речь. Очень многое можно объяснить словами, важно внимательно слушать. Но только ли это? Ваша задача определить, чего же не хватало для эффективности вашего общения.

В конкурсе участвуют пары (из каждой команды).

Задача одного из вас объяснить, что нарисовано на рисунке  -другому воспроизвести это (нарисовать). Основное условие: нельзя задавать уточняющих вопросов.

Команды должны в конце ответить на поставленный вопрос (возможно участники ответят психологическим термином — не хватало обратной связи).

Конкурс оценивается по пяти балльной системе.

Для конкурса заранее подготовить какую-нибудь композицию из геометрических фигур.

КОНКУРС

Общение состоит из трех главных элементов: что мы говорим, как мы говорим и как используем язык жестов — причем последний из названных элементов играет чрезвычайно важную роль. Три четверти информации мы передаем друг другу без помощи слов, а с помощью жестов.

Задание нашего конкурса состоит в том, чтобы продемонстрировать максимально выразительные жесты.

Задача партнеров понять, что вы передаете своими жестами. Партнеры записывают ответы на местах и передают жюри, а затем могут прокомментировать свои ответы.

Жюри оценивает большинство мимики, жестов и разнообразие вариантов представления одного и того же жеста.

  1. Прошу и не надо.

    Давайте дружить и презрение.
  2. Иди сюда и уходи.

    Ласка и плач.
  3. Клич и прислушивание.Смех и отчаяние.
2 человека из каждой команды. Конкурс оценивается по пяти балльной системе.

Невербальное общение.

Предварительно ведется беседа о средствах невербального общения (показатели беседы учитываются при конкурса).

Задание конкурса: участники прослушивают отрывки из песен и фиксируются средства невербального общения на бумаге.

Средства невербального общения:

  1. Пантомимика (тело).
  2. Жесты, позы.
  3. Глаза, губы.
  4. Взгляд.
  5. Имидж.
  6. Стиль одежды.
  7. Манера носить одежду.
  8. Знаки (опознавательные).
  9. Запах.
  10. Предпочитаемый цвет.
  11. Ритм жизни.
  12. Интонация.
  13. Темп.
  14. Эмоциональная и стилистическая окраска речи.
Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«КАРТИНА».

На протяжении нескольких конкурсов вы постоянно общались (вербально, невербально ). А сейчас мы узнаем насколько вы сплоченная команда, как вы можете найти общий язык при выполнении совместного задания.

Задание конкурса: участники каждой команды совместно рисуют картину (выдаются листы, краски, карандаши, маркеры).

Темы для рисунков:

  1. Как мы учимся?
  2. Как мы отдыхаем?
  3. Наше будущее.
Жюри оценивает сотрудничество между партнерами и само произведение команд.

Конкурс оценивается по пяти балльной системе.

Рефлексия после конкурса. Является ли картина действительно совместным произведением?

Кто был лидером, а кто подчиненным?

Учитывались ли желания каждого участника?

Понимали ли участники друг друга в процессе совместной работы?

Какие способы общения они использовали для этого?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Взаимодействие друг с другом, состоящее в обмене между нами информацией познавательного  аффективно-оценочного характера, есть общение.

Первое правило эффективного общения: говорите на языке партнера. Язык сообщения должен быть понятен всем.

Второе правило эффективного общения: подчеркивайте значимость партнера, проявляйте уважение к нему. За всеми действиями должны стоять интерес и уважение к партнеру.

Третье правило эффективного общения: подчеркивайте общность интересов, позиции, целей, задач и т.д. с партнером.

Четвертое правило эффективного общение: проявляйте интерес к проблемам партнера.

Слово предоставляется жюри. Награждение.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников. 1992.
  2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001.
  3. Питер     Томсон.     Самоучитель    общения.     Санкт-Петербург, «Питер». 2000.
Разработал: педагог-психолог Стародинова И. А.