Интеллектуальное и творческое развитие детей

Психологическая безопасность в общении

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Психологическая безопасность в общении

Психологическая безопасность в общении
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Психологическая безопасность в общении
Виды и средства манипуляций
Защита от манипуляции
Все страницы

Страница 1 из 3

1.1. Манипуляция как вид общения

Общение между людьми в зависимости от множества обстоятельств может носить самый разный характер. Поэтому можно построить классификации видов общения на разных основаниях. В данной главе мы будем рассматривать классификацию, которая базируется на отношении партнеров друг к другу как к более или менее равноправным участникам процесса. Другими словами это основание можно обозначить так: степень включенности в процесс общения партнеров как носителей индивидуального психологического содержания.

Внутри этой классификации выделим три типа общения, проиллюстрировав их схемами:

 

Рис.1 Виды общения в схемах

В каждой схеме присутствуют два общающихся субъекта, обозначенные буквами S. Их расположение в пространстве отражает иерархичность их взаимодействия, а стрелки – направленность актов общения. В схеме 1 субъект 1 расположен над  субъектом 2, и направленность общения односторонняя – сверху вниз. Это схема психологического давления. В схемах 2 и 3  партнеры расположены на горизонтальной линии, что отражает их равноправие в общении. Направленность общения в обоих случаях двусторонняя. Схема 3 отличается от схемы 2 тем, что между общающимися помещена буква К, обозначающая конвенцию. Конвенциональное общение широко распространено в человеческих отношениях, так как оно строится на соглашениях (конвенциях), которые выработало человечество. Это, например, этические нормы, правила дорожного движения, должностные инструкции и т.д.

Общение, изображенное схемой 2, предполагает не только взаимное уважение, но и взаимное доверие, взаимное принятие и самораскрытие общающихся людей. Этот сложный процесс, так же, как и общение, отраженное схемой 3, заслуживает отдельного обсуждения, которое не предусмотрено тематикой пособия. Данный раздел посвящен психологии манипуляции, поэтому основное внимание мы будем уделять общению, обозначенному первой схемой.

Итак, психологическое давление можно охарактеризовать как такой вид общения, при котором один из общающихся стремится занять по отношению к своему партнеру по общению главенствующую, подавляющую позицию. При этом индивидуальность (переживания и мотивы)  другого человека учитывается лишь в той степени, в которой это необходимо субъекту 1 для более эффективного подчинения себе субъекта 2, для обеспечения условий достижения своих собственных целей. Тем самым субъект 2 превращается фактически в объект, что на схеме обозначено буквой О.

Рис. 2. Схема психологического давления.

Манипуляция представляет собой один из видов психологического давления, наиболее «опасный» для общающихся, так как он не всегда распознается манипулируемым. Кроме того, он разрушителен для личности обоих общающихся.

Признаки манипуляции по Е.Л.Доценко:

  • манипуляция – это  психологическое воздействие;
  • манипулятор относится к другим как к средству достижения собственных целей;
  • манипулятор стремится получить односторонний выигрыш;
  • воздействие носит скрытый характер;
  • манипулятор использует психологическую силу, «играет» на слабостях другого человека.

Е.Л.Доценко, кроме того,  рассматривает в качестве признака манипуляции побуждение, мотивационное привнесение. Действительно, манипулятору необходимо стимулировать какое-либо действие партнера по общению (действие, выгодное манипулятору). Однако надо иметь в виду, что эта цель может достигаться манипулятором не непосредственно. Иногда манипулятор проводит более или менее длительную подготовку, постепенно формируя у манипулируемого соответствующие интересам манипулятора мотивы. Такое пролонгированное манипулитивное воздействие характерно, например, для манипуляции  в сфере политики и религиозной пропаганды. Нередко предварительная стадия  избирательной кампании начинается задолго до официального выдвижения кандидатов. Помимо всего прочего, она включает диагностику потребностей и предпочтений избирателей региона, что в последствии может составить основу для разработки средств воздействия на них.

Предыдущая — Следующая >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>