Интеллектуальное и творческое развитие детей

Психофизиология познавательной сферы

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы

Психофизиология познавательной сферы
Лекции и практикум по психологии — Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

Психофизиология познавательной сферы Я познание сделал своим ремеслом…

Омар Хайям

Цель: раскрыть суть процессов восприятия и запоминания информации, коммуникативных умений и навыков, мыслительных процессов; сформировать понятия о когнитивных основах поведенческой активности человека.

План лекции

1.Психофизиология восприятия.

2.Психофизиология внимания.

3.Психофизиология памяти.

4.Психофизиология речевых процессов.

5.Психофизиология мыслительной деятельности.

6.Психофизиология сознания.

 

Психофизиология восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Анализатор — система нервных образований, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды.

Органы чувств — периферические части анализаторов, содержащие собственно рецепторные элементы, в которых происходит преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс.

Рецептор — специализированные окончания чувствительных нервных волокон.


1.1. Классификация рецепторов

•Интерорецепторы воспринимают различные раздражения из внутренней среды организма: висцерорецепторы сигнализируют о состоянии внутренних органов; проприорецепторы воспринимают раздражения от органов произвольного движения (кости, мышцы, связки, суставы); вестибулорецепторы посылают импульсы о положении тела или его отдельных частей в пространстве.

•Экстерорецепторы воспринимают различные раздражения, поступающие из внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные рецепторы.

1.2. Свойства анализаторов

•Высокая чувствительность к адекватному раздражителю. Все отделы анализатора и, в первую очередь, рецепторы обладают высокой возбудимостью, или чувствительностью. Так, фоторецепторы сетчатки глаза возбуждаются даже при действии лишь нескольких квантов света, обонятельные рецепторы реагируют на появление единичных молекул пахучих веществ.

Оценка чувствительности анализаторов основана на измерении нескольких показателей:

—порог ощущения (абсолютный порог) — минимальная сила раздражения, вызывающая такое возбуждение анализатора, которое воспринимается субъективно в виде ощущения;

—порог различения (дифференциальный порог) — минимальное изменение силы действующего раздражителя, воспринимаемое субъективно в виде изменения интенсивности ощущения (закон Вебера);

—интенсивность ощущений при одной и той же силе раздражителя может отличаться, т. к. это зависит от степени возбудимости различных структур анализатора на всех его уровнях (закон Фехнера).

•Инерционность. Это сравнительно медленное возникновение и исчезновение ощущений. Время, необходимое для возникновения ощущений (латентное время), определяется латентным периодом возбуждения рецепторов и временем, необходимым для перехода возбуждения в синапсах с одного нейрона на другой, дальнейшего возбуждения ретикулярной формации и возникновения возбуждения в коре больших полушарий. Сохранение ощущений на некоторое время после прекращения действия раздражителя связано с явлением последействия в центральной нервной системе. Например, зрительное ощущение (латентный период зрительного ощущения) возникает через 0,1 секунды, а исчезает (время последействия) через 0,05 секунды.

•Способность к адаптации при постоянной силе длительно действующего раздражителя. Данное свойство характерно для всех отделов анализатора. В рецепторном отделе анализатора оно проявляется в изменении возбудимости, импульсации и показателей функциональной мобильности, т. е. в изменении числа функционирующих рецепторных структур. В проводниковом и корковом отделах анализатора адаптация заключается в уменьшении числа активированных волокон и нервных клеток. В целом, адаптация во всех отделах анализатора состоит в понижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности.

•Взаимодействие анализаторов. Данное свойство анализаторов обеспечивает формирование образного и целостного представления о предметах и явлениях окружающего мира. Например, представление о лимоне человек формирует посредством зрительного, обонятельного, тактильного и вкусового анализаторов, что дает информацию как об отдельных его качествах (цвет, запах, консистенция, вкус), так и о свойствах в целом. Благодаря взаимодействию анализаторов возможна компенсация нарушенных функций одного из них. Например, у слепых усиливается чувствительность слухового анализатора, поэтому они могут легко определять местонахождение предметов за счет отражения от этих предметов звуковых волн. Слепые люди могут достаточно точно определить местонахождение большой картонной пластинки. Если им залепить уши воском, то такую способность слепые теряют. Кроме того, взаимодействие анализаторов объясняет, почему возбуждение одного анализатора влияет на состояние

возбудимости другого. Например, прослушивание музыки может вызывать обезболивающий эффект при стоматологических процедурах (аудиоаналгезия). Шум ухудшает зрительное восприятие, яркий свет повышает восприятие громкости звука.

Кодирование — процесс преобразования информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналу связи.

Кодирование осуществляется во всех отделах анализа-тора, причем восстановления стимула в его первоначальной форме не происходит. Информация кодируется двоичным кодом, т. е. наличием или отсутствием залпа импульсов в определенный момент времени и на определенном нейроне.

Универсальным кодом нервной системы являются нервные импульсы, которые распространяются по нервным волокнам.

Передача информации от одной клетки к другой во всех отделах анализатора осуществляется с помощью химического кода, т. е. различных медиаторов. Для хранения информации в центральной нервной системе кодирование осуществляется с помощью структурных изменений в нейронах.

Кодирование информации в периферическом отделе анализатора происходит по следующим показателям: качеству, интенсивности (силе), в пространстве и времени. Кодирование качества связано с избирательной чувствительностью рецептора к адекватному раздражителю, т. е. рецептор узнает свой стимул (глаз — свет, ухо — звук). Интенсивность, или сила, раздражителя кодируется изменением частоты импульсов, генерируемых рецепторами, при изменении силы раздражителя, что называют частотным кодированием. Пространственное кодирование объясняется тем, что каждое рецептивное поле имеет свое представительство в определенных структурах центральной нервной системы. Время действия раздражителя на рецептор кодируется тем, что он начинает возбуждаться с началом действия раздражителя и прекращает возбуждаться сразу после прекращения его действия, что называют временным кодированием.

Кодирование информации в проводниковом отделе анализатора происходит только на «станциях переключения», т. е. при передаче информации от одного нейрона к другому, где происходит смена кода. В самих нервных волокнах, которые образуют проводниковый отдел анализатора, информация не кодируется, они выполняют функцию проводов, по которым информация передается.

Кодирование информации в корковом отделе анализа-тора является частотно-пространственным. В его основе лежит пространственное распределение ансамблей нейронов и их связей с определенными видами рецепторов. От рецепторов импульсы поступают в определенные зоны коры головного мозга с различными интервалами времени. Затем поступившая в виде нервных импульсов информация перекодируется в структурные и биохимические изменения в нейронах. В коре мозга осуществляется высший анализ и синтез поступившей информации. Анализ обеспечивает возможность различать качество действующих раздражителей, определять их силу, время и место действия. Синтез заключается в узнавании известного и в формировании нового образа предмета или явления.

Например, когда у слепых от рождения людей появляется зрение, то они не могут с его помощью узнавать предметы, которыми пользуются постоянно. Им сначала необходимо ощупать данный предмет, т. е. получить информацию от тактильного анализатора. Такие люди вынуждены практически заново изучать окружающий мир, но уже с использованием зрительного анализатора, и сопро-вождать данный процесс подкреплением тактильных ощущений.

Подтверждением этого является опыт Стратона. Новорожденный ребенок видит окружающий мир уменьшенным и перевернутым. Он постоянно трогает предметы руками, сопоставляя зрительные ощущения с тактильными, что постепенно приводит к восприятию расположения предметов в таком виде, в каком они находятся в действительности, хотя на сетчатке глаза изображение остается перевернутым. Ученый Стратон сконструировал оч-ки с линзами, которые перевернули изображение на сетчатке в положение, соответствующее реальной действительности, поэтому окружающий мир перевернулся «вверх ногами». Однако в течение восьми дней ношения таких очков с помощью сравнения тактильных и зрительных ощущений окружающий мир стал опять восприниматься обычно. Когда Стратон снял очки-линзы, мир снова перевернулся и через четыре дня возвратилось нормальное восприятие окружающей действительности.

1.4. Механизмы восприятия

Работа разных анализаторов основана на детекторном принципе нейронной организации коры головного мозга.

В 60-х годах XX века В. Маунткасл впервые описал вертикальный принцип организации коры больших полуша-рий, т. е. нейроны-детекторы в коре сгруппированы в вертикальные колонки (Маунткасл В., 1981). В зрительной коре обнаружены нейроны-детекторы, которые избирательно реагируют на элементы фигуры, контура-линии, полосы, угла (Хьюбел Д., 1990). Они образуют колонки глазодоминантности, ориентационные колонки, цветочувствительные колонки.

Расположение нейронов в виде колонок делает возможным картирование поверхности коры головного мозга, что позволило К. Бродману в 1909 году выделить 11 областей и 52 цитоархитектонических поля. Между корковыми колонками и их группами существуют специфические взаимосвязи, которые и обуславливают формирование аппарата многомерного отражения окружающей среды.

В зависимости от степени сложности обрабатываемой информации в зрительной коре выделяют три типа колонок:

—микроколонки, которые реагируют на отдельные градиенты выделяемого признака, например на определенную ориентацию стимула (горизонтальную, вертикальную или др.);

—макроколонки, которые объединяют микроколонки, выделяющие один общий признак (например, ориентацию), но реагирующие на разные значения его градиента (разные наклоны — от 0 до 180 º);

—гиперколонки, или модули, которые представляют собой определенный участок зрительного поля и отвечают на все стимулы, попадающие на него, выполняя обработку самых разнообразных характеристик стимула (ориентации, цвета, глазодоминантности и др.).

Разделение коры головного мозга на мелкие вертикальные колонки характерно не только для зрительной коры, но и для других областей коры (теменной, префронтальной, моторной и др.).

В коре функционирует не только вертикальная (колончатая) упорядоченность размещения нейронов, но и горизонтальная (послойная).

На основании формы и расположения нервных клеток в коре с типичным строением выделяют шесть слоев, некото-рые из них подразделяются на два или более вторичных слоя. При этом нейроны в колонке объединяются по общему при-знаку, а слои объединяют нейроны, выделяющие разные признаки, но одинакового уровня сложности.

Таким образом, колончатая и слоистая организации нейронов коры головного мозга свидетельствуют, что обработка информации о признаках объекта протекает в параллельных нейронных каналах.


 

2. Психофизиология внимания

Внимание — сосредоточенность психической деятельности субъекта на определенном объекте.

Основная функция внимания заключается в том, что с его помощью обеспечивается отбор необходимой информации. При этом таламическая система является фильтрующим механизмом, обладающим способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Базальные ганглии также отвечают за избирательность внимания. Лимбическая система участвует в изменении направления внимания. Ассоциативные зоны коры рассматриваются как центральный механизм, регулирующий отбор информации. Правое полушарие головного мозга отвечает за готовность человека к восприятию новой информации, а левое полушарие обеспечивает восприятие значимого стимула из нескольких возможных альтернатив.

2.1. Характеристики внимания

•Селективность, или избирательность, внимания обеспечивает направленность человека на восприятие любого параметра стимула.

•Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых человеком объектов и характеризует ресурсы его внимания. Он практически соответствует объему кратковременной памяти и составляет 7 ± 2 стимула.

•Распределение внимания характеризует способность человека выполнять одновременно два или более заданий.

•Устойчивость внимания определяет возможность человека длительно выполнять задания, требующие непрерывного внимания.

•Переключение внимания обуславливает возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

2.2. Классификации внимания

В зависимости от функционального состояния организма выделяют следующие формы внимания:

•избирательное внимание имеет место в состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования, которое на электроэнцефалограмме характеризуется преобла-данием бета-ритма с редким появлением альфа-ритма;

•диффузное внимание соответствует состоянию расслабленного бодрствования с преобладанием альфа-ритма;

•рассеянное внимание возникает в состоянии сильного возбуждения, при этом на электроэнцефалограмме регистрируется выраженный бета-ритм.

В зависимости от психофизиологической активности организма выделяют следующие виды внимания:

•непроизвольное, или пассивное, внимание характеризуется переключением на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов;

•произвольное, или активное, внимание отражает направленность человека на достижение сознательно выбранной цели;

•постпроизвольное внимание появляется в процессе вы-полнения интересной работы, поэтому не требует усилий воли.

2.3. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание протекает автоматически и не требует усилий воли. Его основу составляет ориентировочный рефлекс, т. е. сложная реакция организма на появление нового стимула. Ориентировочный, или исследователь-ский, рефлекс был открыт И. П. Павловым, который описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. В 1970 году Ю. Конорский данному комплексу соматических реакций дал название «рефлекс прицеливания», назначение которого заключается в обеспечении лучшего восприятия нового стимула (Конорский Ю., 1970).

2.3.1. Система компонентов ориентировочного рефлекса

•Моторные компоненты заключаются в повороте головы и глаз, настораживании ушей в направлении нового стимула, а также в увеличении мышечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к двигательным реакциям.

•Вегетативные компоненты включают расширение зрачков, снижение частоты сердечных сокращений, изменение дыхания, расширение сосудов головы и сужение сосудов конечностей.

•Сенсорный компонент состоит в увеличении чувствительности анализаторов.

•Корковый компонент представлен реакцией активации на уровне неокортекса, проявляющейся в усилении активности бета-ритма.

2.3.2. Механизм возникновения ориентировочного рефлекса

Появление нового стимула сначала вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Он характеризуется активацией всех структур коры головного мозга в течение достаточно длительного времени. Однако данный рефлекс быстро угасает, обычно после 10—15 применений индифферентного стимула.

Вслед за генерализованным ориентировочным рефлексом появляется локальный ориентировочный рефлекс, который связан с активацией неспецифического таламуса. Он характеризуется активацией определенных зон сенсорной коры, соответствующих характеру действующего раздражителя. Например, свет продолжает вызывать блокаду альфа-ритма, но только в зрительной коре. Данный рефлекс более устойчив к угасанию и требует 30 и более применений стимула.

2.3.3. Особенности ориентировочного рефлекса

•Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех людей, что отражает их индивидуальные особенности.

•Ориентировочный рефлекс характеризуется способностью к угасанию, которое развивается с повторением стимула. Однако любое изменение в повторяющемся стимуле (интенсивности, пространственных и временных характеристик) восстанавливает ориентировочный рефлекс.

•Специфическим стимулом, на который всегда возникает ориентировочный рефлекс, является его абсолютная или относительная новизна.

•Ориентировочный рефлекс обладает свойством как безусловного рефлекса, возникающего на новизну, так и свойством условного рефлекса, проявляющегося в способности к угасанию.


2.3.4. Теории непроизвольного внимания

•Теория нервной модели стимула была предложена Е. Н. Соколовым в 1963 году. Нервная модель формируется в головном мозге только за счет повторения стимула и без специального подкрепления. Нервная модель стимула многомерна. Ключевой структурой нервной модели является наличие компаратора — устройства, выполняющего операцию сопоставления сформированной модели с сигналами сенсорной системы от предъявляемого раздражителя. При их несовпадении возникает сигнал рассогласования, активирующий исполнительное устройство ориентировочного рефлекса. Нервная модель стимула по мере формирования усиливает свои тормозные влияния на систему неспецифической активации в момент действия стимула, модель которого уже сформирована. При этом второй путь вызова ориентировочного рефлекса не работает, так как импульсы рассогласования отсутствуют. Появление ориентировочного рефлекса оказывает активирующее влияние на воспринимающее устройство. Предполагается, что при выработке условного рефлекса модель индифферентного стимула (будущего условного) связывается с исполнительным устройством условного рефлекса. Сигнал от сенсорной системы параллельно поступает к структурам, где формируется модель, на компаратор и к неспецифической системе, где может развиваться привыкание — ослабление реакции активации. Нервная модель стимула представлена параллельными матрицами потенцированных синапсов от корковых нейронов, избирательно отвечающих на физические свойства, конфигурацию сенсорного стимула, на нейроны новизны (В-нейроны) и тождества (Т нейроны) гиппокампа. Реципрокные реакции нейронов новизны и тождества гиппокампа противоположно влияют на активирующую и инактивирующую системы мозга. Совместное действие обеих групп нейронов увеличивает отношение стимула к шуму, повышая тем самым надежность системы, детектирующей новизну. Реакция активации на новый раздражитель определяется возбуждением активирующей и торможением инактивирующей систем мозга. Привычный стимул перестает возбуждать активирующую систему и тормозить инактивирующую. Возникновение ориентировочного рефлекса на изменение привычной стимуляции объясняется тем, что он активирует новые, еще не потенцированные (не подвергшиеся пластическим перестройкам) синапсы нейронов новизны и тождества в гиппокампе (Соколов Е. Н., 1969).

•Теория фильтра, или селекции, была предложена Д. Е. Бродбентом в 1958 году. Он предположил, что нервная система, имея большое количество сенсорных входов, в процессе коммуникации может пользоваться одним каналом. На входах канала устанавливаются фильтры, отбирающие наиболее значимые в данный момент сигналы. Невостребованная информация хранится в кратковременной памяти некоторое время перед фильтром и может попасть в коммуникационный канал только в том случае, если произойдет сдвиг внимания. При одновременном возбуждении нескольких нервов поступающей информацией мозг может принять все сообщения, которые затем обрабатываются параллельными сенсорными каналами. В каждом канале имеется свой нервный код, по которому отбираются сигналы для обработки. Причем отбор материала производится не по его содержанию, а по физическим характеристикам. В настоящее время параллельно существу-ют теории ранней и поздней селекции. Обе теории связывают начальный этап обработки сенсорной информации с параллельно и автоматически протекающими процессами. Их различает лишь представление об обработке семантической информации. По теории ранней селекции семантическая информация требует произвольного внимания, в то время как теория поздней селекции допускает, что часть значимой семантической информации может обрабатываться автоматически (Бродбент Д., 1974).

2.4. Произвольное внимание

Произвольное внимание обеспечивает осознаваемую и контролируемую обработку информации, поэтому требует усилий воли. Оно характеризуется ограниченной пропускной способностью, следовательно, определяет не параллельную, а последовательную обработку информации с выбором наиболее значимой для организма в данный момент.

В 1973 году Д. Канеман впервые связал умственное усилие с активацией организма и разработал теорию активации. Изменение общей активации сопровождается соответствующими изменениями энергетических ресурсов, доступных вниманию.

Общая активация организма зависит от многих факторов: эмоций (тревоги, страха, гнева и др.), мышечного напряжения, сенсорных воздействий, мотивации и др. Ориентировочный рефлекс выполняет функцию запуска произвольного внимания (усилия). Обращение произвольного внимания на новый стимул возникает ступенчато, после того как стимул уже вызвал ориентировочный рефлекс. Согласно теории активации, ограничения в возможности перерабатывать информацию объясняются не наличием фильтра, не допускающего ее к анализу, а общим ограничением способно-сти человека анализировать информацию в единицу времени. Число анализируемых признаков будет адекватно задаче при оптимуме активации. При низком или высоком уровне акти-вации диапазон анализируемых признаков ограничен и эффективность деятельности по их обработке низка (Канеман Д., 2006).


 

3. Психофизиология памяти

Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня…

Память — одно из основных свойств центральной нервной системы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Выделяют следующие виды памяти:

—наследуемая (генетическая),

—ненаследуемая (индивидуальная).

3.1. Временная организация памяти

•Иконическая (зрительная) память. Ее объем равен примерно 7 ± 2 элемента при удержании следа от зрительного стимула 250 мс.

•Эхоическая (слуховая) память. След звукового стимула сохраняется около 12 секунд.

•Оперативная (рабочая) память. Она связана с хране-нием информации, необходимой для решения конкретной задачи в течение времени, которое требуется для ее решения. В формировании данного вида памяти принимают участие префронтальные области коры больших полушарий головно-го мозга.

•Имплицитная (процедурная) память. Это память на действия, т. е. она представлена моторными навыками, раз-личными условными и инструментальными рефлексами. Ее использование может осуществляться без осознания данного факта. Процедурная память позволяет хранить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Однако при отсутствии соответствующего подкрепления она может угасать. Имплицитное обучение протекает медленно и требует повторения действующих раздражителей, как и в случае выработки условного рефлекса. В формировании данного вида памяти принимают участие сенсорные и моторные области коры мозга.

3.2. Модально-специфическая организация памяти

•Эксплицитная (декларативная, образная) память обеспечивает запоминание объектов, событий, эпизодов, т. е. это память на лица, места событий, предметы. Она делится на эпизодическую, связанную с индивидуальными для каждого человека событиями, и семантическую (смысловую) память. Декларативная память является сознательной, информация в ней может храниться годами, благодаря чему люди различают знакомые и незнакомые события. Эксплицитное обучение происходит быстро, иногда после первой встречи с новой информацией. В филогенезе декларативная память появилась позднее процедурной. В формировании данного вида памяти принимают участие височные области мозга, включающие гиппокамп и структуры таламуса.

•Эмоциональная память сохраняет душевные переживания, сопровождающие ранее произошедшие события.

•Словесно-логическая память свойственна только человеку.

3.3. Типы памяти по времени сохранения информации

•Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Он обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека сознательно не контролируется и зависит от функционального состояния организма.

•Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить определенную ее часть и тем самым некоторое время использовать данное количество информации. Механизм кратковременной памяти, согласно теории реверберации импульсов, заключается в многократном циркулировании импульсов по замкнутой цепочке нейронов, или реверберации. Когда нервные импульсы повторно поступают на одни и те же нейроны, то возникает закрепление информации в памяти. Когда повторная импульсация отсутствует или приходит тормозной импульс к одному из нейронов цепочки, реверберация импульсов прекращается, т. е. имеет место забывание инфор-мации. Электротоническая теория объясняет механизм кратковременной памяти возникновением электротонических потенциалов, которые облегчают прохождение нервных импульсов через определенные синапсы.

•Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет большой объем. Информация может легко воспроизводиться путем извлечения ее из памяти. Запоминание и воспроизведение информации является либо непроизвольным, либо произвольным. Непроизвольное запоминание и воспроизведение представляет собой пассивный процесс, т. е. не требует умственных усилий. Произвольное запоминание и воспроизведение имеет избирательный характер и является активным процессом, требующим включения внимания. Невозможность воспроизведения полученной информации называется забыванием, хотя при определенных обстоятельствах данная информация может воспроизводиться. Механизм долговременной памяти, согласно анатомической теории, связан с образованием новых терминальных волокон, изменением их размеров, развитием шипикового аппарата на дендритах нейронов. Глиальная теория объясняет механизм долговременной памяти изменениями глиальных клеток, которые окружают нейроны и секретируют особые вещества, облегчающие синаптическую передачу. В соответствии с биохимической теорией механизм долговременной памяти основан на активации нейрональных процессов, что приводит к усилению белкового обмена. При торможении синтеза специфических белков нейронами головного мозга происходит нарушение или прекращение формирования долговременной памяти.

Энграмма — след памяти, сформировавшийся в результате структурно-функциональных изменений в коре головного мозга под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей.

Этапы формирования энграммы:

—возникновение сенсорного следа;

—анализ, сортировка и переработка информации;

—формирование устойчивых структур долговременной памяти.

3.4.1. Теории формирования энграммы

•Концепция временной организации памяти была сформулирована Д. Хеббом в 1949 году. Согласно данной теории, кратковременная память представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени и объем информации ограничены, след в кратковременной памяти неустойчив, поэтому более поздние следы вытесняют более ранние. Долговременная память является вторым эта-пом формирования энграммы, который переводит след памяти в устойчивое состояние, время его хранения и объем информации не ограничены. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации памяти (Hebb D. O., 1949).

•Теория активной памяти была разработана Т. Н. Греченко в 1997 году. В основе данной теории лежит предположение, что вся память является постоянной и долговременной, поэтому ее нельзя делить на кратковременную и долговременную. Автор вводит понятие «состояние энграммы», которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находя-щийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Энграммы, недоступные для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы обусловлена способностью нейронов генерировать нервные импульсы, поэтому активная память является совокупностью активированных «старых» и «новых» энграмм (Греченко Т. Н., 1997).

Амнезия — утрата энграммы вследствие ее повреждения.

Ретроградная амнезия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию амнестического агента.

В качестве амнестического агента могут выступать электрошок, травма головного мозга, введение фармакологических препаратов, стресс и др. Люди, страдающие ретроградной амнезией,

Антероградная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия амнестического агента.

Истерическая амнезия — нарушение энграммы памяти об отдельных неприятных событиях или о фактах из прошлого в результате воздействия амнестического агента.

3.4.3. Восстановление памяти

•Спонтанное восстановление памяти. Клиническими данными и в экспериментальных исследованиях подтверждено спонтанное восстановление памяти после амнезии. Например, явление периодических амнезий характеризуется тем, что больной, проснувшись от длительного сна и все забыв, вынужден заново учиться читать, писать, считать, узнавать предметы и окружающие лица. Однако через некоторое время такой больной вторично впадает в глубокий сон, после пробуждения от которого становится таким же, каким был до первого сна. При этом он совсем не помнит того, что с ним случилось в промежутке между двумя снами. Факты спонтанного восстановления памяти после амнезии, вызванной электрошоком, многократно получены в опытах на животных. Например, у крыс применение электрошока после выработки у них навыка побежки в Т-образном лабиринте вызывало ретроградную амнезию, которая наступала на 4-й день после обучения. Однако уже на 30-й, 60-й и 90-й день память на выработанный навык постепенно и полностью восстанавливалась.

•Восстановление памяти методом напоминания. Метод напоминания заключается в том, что для восстановления памяти предъявляют амнестический агент, сила которого значительно меньше силы раздражителя, вызвавшего забывание. Предполагают, что амнестический агент переводит энграмму в латентное состояние, а напоминание выполняет функцию стимула, активирующего след памяти. Суть напоминания состоит в создании такой же обстановки и условий, в которых вырабатывался навык.

•Восстановление памяти методом ознакомления. Если до воздействия амнестического агента человек ознакомится с какими-либо событиями, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает. Влияние предварительного опыта на устойчивость следа памяти получило название «эффект ознакомления».


 

4. Психофизиология речевых процессов

Единственная настоящая роскошь —

это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Речь — форма общения в человеческом обществе, опосредованная языком.

4. Психофизиология речевых процессов

4.1. Функции речи

•Коммуникативная функция. Человек использует речь для общения, передачи знаний, получения информации.

•Регулирующая функция. С помощью речи одни люди могут регулировать поведение других, особенно это происходит в период становления личности ребенка. Сначала поведение детей регулируют взрослые посредством внешней речевой деятельности.

Постепенно дети овладевают основами правильного поведения и начинают сами контролировать его с помощью внутренней речевой деятельности. Процесс преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь называют процессом интериоризации.

•Программирующая функция. Благодаря формированию внутренней речи становится возможным внутреннее программирование, которое заключается в построении смысловых схем высказываний и грамматических структур предложений.

4.2. Речевые центры и виды афазий

Афазия — первичное расстройство в понимании или продукции речи, вызванное мозговыми повреждениями.

Повреждение центра Брока сопровождается эфферентной моторной афазией, которая характеризуется нарушением мелодичности собственной речи, при этом понимание чужой речи сохраняется. Поскольку люди с данным нарушением большую часть ошибок осознают, они разговаривают мало и неохотно. Кроме того, повреждение передних отделов речевых зон коры также сопровождается динамической афазией, которая характеризуется невозможностью формулировать развернутые предложения, хотя при этом сохраняются умения читать и писать под диктовку.

При повреждении центра Вернике возникает сенсорная афазия, которая проявляется в нарушении фонематического слуха, сложности понимания устной речи и затруднении письма под диктовку. Поскольку люди с таким дефектом не осознают своих ошибок, они говорят много, быстро, но бессмысленно. Повреждение задних отделов речевых зон коры также сопровождается акустико-мнестической и оптико-мнестической афазиями, которые связаны с нарушением памяти соответственно на звуки и зрительные образы, и семантической афазией, обусловленной нарушением понимания смысловых конструкций предложений, касающихся размещения предметов в пространстве.

4.3. Межполушарная асимметрия и речь

У 99 % правшей и 2/3 левшей анатомические структуры, связанные с речью, располагаются в левом полушарии.

Изучением речевых функций полушарий головного мозга занимался Р. Сперри на пациентах «с расщепленным мозгом» (Sperry R. W., 1966). У них были рассечены комиссуральные связи между полушариями, в результате чего каждое полушарие функционировало самостоятельно. Поэтому в левое полушарие

поступала зрительная информация только справа, а в правое полушарие — только слева. Если такому пациенту показывали сам предмет или название предмета справа, то он мог его назвать.

Если же предмет или его название предъявляли слева, то пациент их узнавал, но произнести не мог. Таким образом, данные наблюдения подтвердили, что за речь отвечает левое полушарие. Правое полушарие способно лишь понимать письменную речь.

4.4. Развитие речи

У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители вырабатываются после 6 месяцев жизни. Причем сначала словесные раздражители являются лишь компонентами комплекса, который также включает кинестетические раздражители (положение тела), зрительные (привычная обстановка, лицо знакомого человека), звуковые (знакомый голос, интонация). Если изменить или убрать один из компонентов комплекса, то реакция на словесный раздражитель исчезает. Постепенно словесный раздражитель становится главным и вытесняет другие компоненты комплекса: сначала кинестетический, а потом зрительные и звуковые. Вот тогда сам словесный раздражитель начинает вызывать реакцию.

К концу первого года жизни слово постепенно заменяет обозначаемый им предмет, что связано с формированием ассоциаций между показом предмета и его называнием. Однако сначала слово обозначает лишь конкретный предмет, например определенную машину, а не машины вообще. Ребенок начинает подражать речи взрослого. В данном случае слово является интегратором первого порядка.

В конце второго года жизни ребенок продолжает формировать ассоциации. Для того чтобы слово обозначало не только конкретный предмет, а группу однотипных предметов, необходимо вырабатывать не менее 15 ассоциаций. Например, что погремушка, мяч, машина, мягкий слон и т. д. — это все игрушки. Ребенок в этом возрасте часто одним словом обозначает не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие предложения. На данном этапе развития слово превращается в интегратор второго порядка, или «сигнал сигналов».

К концу третьего года жизни количество новых понятий увеличивается, происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия, чувства, появляются условные рефлексы на соотношения величин, весов, расстояний, цветов предметов. Словарный запас достигает 500—700 единиц. Слово становится интегратором третьего порядка.

К концу четвертого года жизни понятия усложняются. Например, ребенок пользуется словом «вещь», относя его к игрушкам, посуде, мебели и т. д. Кроме того, вырабатываются различные речевые стереотипы.


 

5. Психофизиология мыслительной деятельности

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида по формированию понятий и решению возникающих задач.

Выделяют следующие типы мышления:

—теоретическое (понятийное, образное);

—практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

В действительности все виды мышления участвуют в обработке информации одновременно.

5.1. Этапы процесса мышления

Согласно первой классификации, разработанной Дж. Уоллесом в 1926 году, процесс мышления человека включает следующие этапы: а) подготовка, или время сбора информации; б) инкубация, или подспудное решение проблемы; в) инсайт, или озарение; г) внезапное решение и разработка, или проверка найденного решения с помощью известных методов.

Позднее практически одновременно были сформулированы еще две классификации этапов процесса мышления — П. К. Анохиным в 1975 году и А. Р. Лурия в 1979 году. Согласно классификации А. Р. Лурия, человек на первом этапе изучает условия задачи, затем на втором этапе формирует общий план предполагаемых действий, далее на третьем этапе вырабатывает конкретный метод, с помощью которого будет решать задачу. На последнем этапе он сопоставляет найденное решение

с исходными данными (Лурия А. Р., 2008). Наиболее последовательно этапность мыслительных процессов разработана в теории функциональных систем П. К. Анохина (рис. 4).

Рис. 4. Схема саморегуляторных механизмов функциональной системы (по П. К. Анохину)

Согласно данной теории при осуществлении условного рефлекса раздражитель действует на фоне предпусковой интеграции, которая формируется на базе трех видов афферентных возбуждений: обстановочной афферентации, доминирующей мотивации и памяти. Обстановочная афферентация представляет собой сумму афферентных возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм. Она оказывает влияние на организм, в котором имеется определенный уровень мотивационного возбуждения (мотивация). Доминирующая мотивация формируется на основе ведущей потребности, при участии мотивационных центров гипоталамуса, и активирует память. Значение памяти состоит в том, что она извлекает информацию, связанную с удовлетворением доминирующей мотивации. На фоне предпусковой интеграции действует четвертый вид афферентных возбуждений — пусковая афферентация (пусковой стимул, условный сигнал). Эти четыре вида возбуждений, взаимодействуя одновременно, создают условия для формирования первого этапа функциональной системы поведения — афферентного синтеза. Данный этап обеспечивает переход ко второму этапу — принятию решения, или постановке цели, на достижение которой будет направлена вся работа функциональной системы. Благодаря принятию решения человеком выбирается форма поведения, соответствующая внутренней потребности, накопленному опыту и окружающей обстановке. Это позволяет осуществлять именно то действие, которое должно привести к запрограммированному результату. Поэтому третьим этапом является формирование программы действия. На данном этапе обеспечиваются пути реализации конкретной цели, формируются эфферентные команды к различным исполнительным органам. Одновременно начинает формироваться четвертый этап создания функциональной системы, который характеризуется образованием в нейронных структурах специального аппарата — акцептора результата действия. Он должен обеспечить механизмы, позволяющие прогнозировать параметры будущего результата, и сравнить их с параметрами реально полученного результата. Информация о них приходит к акцептору результата действия благодаря обратной афферентации, которая позволяет исправить ошибку или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных. Таким образом, акцептор результата действия является идеальным образом (эталоном) будущих результатов действия. В этот нервный комплекс приходят как афферентные, так и эфферентные возбуждения, которые конвергируют на одни и те же нейроны коры головного мозга, что позволяет сличать полученные результаты с запрограммированными. Если они не соответствуют друг другу, то возникает реакция рассогласования, которая активирует ориентировочно-исследовательскую реакцию и обеспечивает активный поиск дополнительной информации. На ее основе формируется новый, более полный афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволит получить необходимый результат. Если достигается желаемый полезный эффект в акцепторе результата действия, то формируется реакция согласования, сигнализирующая об удовлетворении мотивации, и данная функциональная

система перестает существовать. Процессы рассогласования или согласования сопровождаются либо чувством неудовлетворения, либо чувством удовлетворения, т. е. отрицательными или положительными эмоциями (Анохин П. К., 1975).

5.2. Морфофункциональная основа мыслительного процесса

В настоящее время считается, что мышление представляет собой на физиологическом уровне функциональное объединение нейронов, или нейронные ансамбли. Исследования электрической активности мозга при выполнении мыслительных операций проводились в лаборатории Н. П. Бехтеревой. Было установлено, что физиологическим носителем информации является частота последовательности импульсов нейронов в течение определенного промежутка времени. Нейроны разных участков мозга в процессе мыслительной деятельности объ-единяются в функциональные группы, которые имеют определенную структуру (Бехтерева Н. П., 2007).

На основании результатов исследований электроэнцефалограмм здоровых людей можно утверждать, что любая мыслительная операция сопровождается реакцией активации на электроэнцефалограмме в виде десинхронизации альфа-ритма и перестройки частотно-амплитудных параметров электроэнцефалограммы. Процесс решения задач характеризуетсяется увеличением числа областей коры головного мозга, между которыми возникают значительные корреляционные взаимоотношения.

Согласно данным томографических исследований, у вы-сокоинтеллектуальных людей, по сравнению с людьми, имеющими низкие значения коэффициента интеллекта, отмечается более низкий уровень метаболических процессов в головном мозге при решении сложных задач; наблюдается большая активация левого полушария при обработке информации, что обусловлено более мощной миелинизацией нейронов; происходит подключение меньшего количества неспецифических областей мозга при обработке стимула, что связано с функционированием специфических нервных сетей.

5.3. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии и дополняют друг друга. Данное утверждение часто демонстрируют на пациентах «с расщепленным мозгом». Если такому человеку предъявлять рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) при фиксации взгляда на определенной точке и спрашивать, что он видит, то он будет называть объект, соответствующий правой части химерного рисунка, которая проецируется в левое полушарие. Этот факт связан с тем, что у большинства людей за речь отвечает левое полушарие. Однако при этом левое полушарие не понимает, что ему предъявляется только половина стимула. Если же данному испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации взгляда на определенной точке) предъявить целые изображения тех же объектов и попросить указать на тот, который он уже видел, то будет выбран предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием. Таким образом, не обладая речью, правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула как целый объект. Оба полушария интерпретируют изображение как целое, хотя предъявляется только его половина, т. е. головной мозг формирует целостную картину мира. Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков (Levy J., Wagner N., Luh K., 1990).

Однако существуют определенные отличия в умственных способностях правого и левого полушарий.

Правое полушарие отвечает за синтетические процессы, т. е. доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Оно лучше справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников, неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных сигналов, глубины в стереоскопических изображениях, т. е. характеризуется большими возможностями в пространственной и зрительной областях. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное, интуитивное мышление.

Левое полушарие участвует в аналитических процессах, т. е. обнаруживает большие способности при выявлении немногих четких деталей. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой, обеспечивает описание и речевое сопровождение, т. е. у него больше возможностей во временной и слуховой областях. Левое полушарие отвечает за логическое мышление.

Различия в функционировании полушарий подтверждаются наблюдениями за пациентами. При патологиях правого полушария их рисунки утрачивают целостность, а при повреждениях левого полушария рисунки обеднены деталями.

Суть своеобразных взаимоотношений левого и правого полушарий головного мозга особенно четко проявляется в процессе творческой деятельности. Для обычных людей была выявлена строгая специализация функций полушарий, в то время как у профессиональных художников, музыкантов, писателей и др. творческих людей была обнаружена повышенная способность к интеграции функций обоих полушарий. У таких людей на протяжении всей жизни каждая половина мозга развивает свои структуры, поэтому при повреждении одного из полушарий другое сохраняет как свои врожденные творческие способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием (Levy J., Wagner N., Luh K., 1990).

Интеллект — форма организации индивидуального ментального опыта.

Г. Айзенк выделяет 3 разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Биологический интеллект представляет собой совокупность качеств, на основе которых формируются познавательные способности человека. Психометрический интеллект включает такие особенности человека, которые можно измерить с помощью существующих тестов на интеллект, и является результатом взаимодействия биологических возможностей человека к познанию окружающей среды и опыта ее освоения.

Социальный интеллект заключается в способности человека адаптироваться в социуме (Айзенк Г., 1995; Айзенк Г., Кэмин Л., 2002).

На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И. П. Павлов предложил классификацию типов высшей нервной деятельности специально для человека. Он выделил художественный, мыслительный и средний типы. Художественный тип людей характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди данного типа в процессе мышления пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не разделяя их на части. У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система, они характеризуются стремлением к анализу, разделяя действительность

на части, а затем соединяя части в целое. Для представителей среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем. Большинство людей принадлежат к среднему типу. По мнению И. П. Павлова, люди с крайними проявлениями художественного и мыслительного типов являются поставщиками психиатрических клиник (Павлов И. П., 1952).

Интеллект связан как с типами темперамента, так и с типами высшей нервной деятельности. Меланхолики относятся к мыслительному типу. Это люди со слабой нервной системой и интроверты. Для представителей этого типа свойственны высокий уровень вербального интеллекта, хорошо развитые познавательные способности (математические, когнитивно-лингвистические), повышенная тревожность и пессимизм. Флегматики, сангвиники и холерики примерно одинаково тяготеют к художественному типу. Это люди с сильной нервной системой и экстраверты. Они характеризуются высоким уровнем невербального интеллекта, хорошо развитыми коммуникативными способностями (музыкальными, коммуникативно-речевыми, педагогическими) и оптимизмом.


 

6. Психофизиология сознания

Среди существующих можно выделить два принципиально различающихся подхода к определению сознания.

Один из них возник в философии. Сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Данный подход разрабатывается П. В. Симоновым, который определяет сознание как совместное знание. При этом процессы обработки информации, неосознаваемые человеком, относят к категории бессознательного (Симонов П. В., 1998).

Группы проявления бессознательного

•Досознательное. К нему относят биологические потребности человека, реализующиеся в виде безусловных рефлексов, врожденных форм поведения (инстинктов), генетически опосредованных свойств темперамента.

•Подсознание. Оно представляет собой все то, что уже раньше было человеком осознано и может стать вновь осознаваемым в определенных условиях. Подсознание включает различные автоматизированные навыки, стереотипы и нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки). Считают, что в процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания человека от лишних энергетических затрат и стресса. Одной из наиболее характерных черт подсознания является его консерватизм. Усвоенные на уровне подсознания условные рефлексы приобретают жесткость, характерную для безусловных рефлексов, поэтому возникает иллюзия врожденности некоторых проявлений бессознательного («голос крови», «классовый инстинкт»). Подсознательное из-за своего консерватизма лишено творческого начала, которое предполагает преодоление устоявшихся норм и правил (Костандов Э. А., 2004).

• Сверхсознание, или интуиция. Под этим понимают высший этап творческого процесса, связанный с получением новой информации, формулированием гипотез, открытий, что возможно благодаря трансформации следов памяти и порождения из них новых комбинаций.

Другой подход к понятию сознания основан на экспери-ментальной физиологии. Сознание рассматривается как определенное состояние бодрствующего мозга. В состоянии бодрствования результаты обработки информации от рецепторов достигают сознания и используются для организации поведения.

Прерывание сознания

•Глобальное. Наиболее простой формой перехода к глобальному бессознательному состоянию является засыпание. Во время естественного сна мозг обрабатывает сигналы от рецепторов, однако данная активность мозга не достигает того уровня сознания, когда человек осознает происходящие события. Подобный эффект характерен и для обморока. Приходя в себя после глубокого обморока, человек продолжает прерванный ход мыслей. При этом все события во время обморока оказываются неосознанными. Наиболее выраженное прерывание сознания происходит при глубокой коме. На разных стадиях угнетения сознания наиболее сильными активирующими средствами, благотворно влияющими на процесс восстановления сознания, являются эмоционально значимые раздражители (слова, обращенные к пациенту). С выходом из комы сначала восстанавливается реакция на боль, затем на звук, и последней — на свет.

•Локальное. Одним из чаще всего приводимых примеров локального отключения сознания является зрительное игнорирование, возникающее при одностороннем поражении неспецифического таламуса. Несмотря на сохранность специфической таламической системы, человек не обращает внимания на сигнал. Данное зрительное игнорирование подобно состоянию невнимания.

Сознание — специфическое состояние бодрствующего мозга, позволяющее осуществлять определенные когнитивные операции.

6.1. Теории сознания

•Теория светлого пятна была разработана И. П. Павловым. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре головного мозга. С точки зрения автора, сознание есть как у человека, так и у животных, т. к. ученый считал, что сознание не обязательно должно быть связано со второй сигнальной системой и речевой деятельностью (Павлов И. П., 1952).

•Прожекторная теория сознания была сформулирована Ф. Криком на основе теории светлого пятна. Модель сознания Крика построена на анализе работы зрительного анализатора.

Согласно данной теории, зрительная кора является наиболее удобным объектом для изучения сознания, поскольку у человека и животных она имеет сходную структуру. Ученый предположил существование специального аппарата, создающего «луч

прожектора внимания». При этом нейронные процессы, которые попадают под луч прожектора внимания, определяют содержание сознания человека, т. е. субъективно осознаются. Другие нейронные процессы, не попадающие под луч прожектора внимания, образуют подсознание, т. е. сознательно не переживаются.

Прожектор означает, что пятном сознания можно управлять.

Данную функцию выполняет таламус, создающий на уровне коры головного мозга подсветку, т. е. дополнительное неспецифическое возбуждение, которое, взаимодействуя со специфическим возбуждением, усиливает его (Крик Ф., Кох К., 1992).

•Теория повторного входа была разработана Дж. Эдельманом. Ученый предположил, что процессы сознания являются прерывистыми, т. е. требуют циклического повторения определенной последовательности событий, что обеспечивается повторным входом возбуждения в одну и ту же группу нейронов. Сначала информация от экстеро- и интерорецепторов обрабатывается в первичной группе нейронов, затем повторно входит в нее, возвращаясь после дополнительной обработки в других группах нейронов. Одновременно в эту же группу нейронов поступает информация из долговременной памяти. Соединение этих двух потоков информации представляет собой один цикл активности сознания (Edelman G. M., 1989).

•Теория сознания Дж. Экклса основана на особой структурно-функциональной организации дендритов пирамидных клеток новой коры головного мозга, или неокортекса. Дендриты пирамидных клеток на уровне IV слоя коры собираются в дендритный пучок, который затем достигает I слоя коры, т. е. идет от нижних слоев к поверхности коры. Ученый ввел понятие «психон», обозначая им субъективный психический феномен. Психон связан с пучком дендритов пирамидных клеток. Пучок дендритов от 70 соседних пирамидных клеток был назван «дендрон». Каж-дый дендрон обладает множеством синапсов, на которых оканчиваются терминали аксонов. Согласно данной теории, дендрон является носителем единицы сознания. Таким образом, суть теории сознания состоит в установлении связей между психонами и дендронами (Eccles J., 1994).

•Иерархическая модель гештальта была предложена Е. Н. Соколовым в 1996 году. Сенсорный стимул возбуждает определенную группу нейронов-пейсмекеров, или водителей ритма, которые активируют нейроны таламуса. Нейроны-детекторы, воспринимающие сенсорные стимулы, образуют иерархическую систему в виде пирамиды, называемой гештальт-пирамидой. Если происходит ее одновременная активация таламическими нейронами и специфическим стимулом, то это ведет к осознанию

происходящих событий. Активированная гештальт-пирамида представляет собой основу любого сознательного акта, который включает три взаимосвязанных уровня: перцептивный, мнемический, семантический. При активации гештальт-пирамиды возникает перцептивный образ (перцептивный уровень). Затем происходит его сличение с образами, хранящимися в долговременной памяти (мнемический уровень). Нейроны памяти связаны с нейронами, осуществляющими категоризацию сигналов (семантический уровень) (Соколов Е. Н., 2010).

•Теория информационного синтеза была сформулирована A. M. Иваницким в 1996 году. В ее основу положена концепция о кольцевом движении нервных импульсов с центром в проекционной коре головного мозга. Сначала возбуждение от проекционной коры, вызванное сенсорным стимулом, поступает к ассоциативной коре. Затем оно достигает структур лимбико-гиппокампального комплекса и подкорковых центров мотиваций и эмоций, благодаря чему из памяти извлекается информация о значимости стимула. Далее возбуждение вновь возвращается в проекционную кору. Происходит синтез двух видов информации (наличной и извлекаемой из памяти), что приводит к появлению ощущения. Затем к обработке информации подключается лобная кора, которая возникшее ощущение опознает, категоризирует и называет. Таким образом, сознание связано с циркуляцией возбуждения по кольцу (Иваницкий А. М., 1996, 1997).

6.2. Сознание и межполушарная асимметрия мозга

Правое полушарие связано с самосознанием, самооценкой и мотивационной сферой. Повреждение правого полушария ведет к нарушению личности, изменению эмоциональных переживаний человека. Такие люди становятся беспечными, легкомысленными, положительные эмоции у них преобладают над отрицательными.

Левое полушарие связано с той формой сознания, которая вооружена речью и другими средствами коммуникации между людьми. При нарушении функций левого полушария личность остается сохранной, но страдает речь. У таких людей возникает склонность к отрицательным эмоциональным переживаниям, повышенной тревожности.

Однако необходимо учитывать, что нарушение сознания при повреждении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асимметрии мозга человека. В исследованиях были выявлены существенные различия в нарушении поведения у правшей и левшей, что привело к заключению о различии у них сознания, в результате чего был введен термин «асимметрия сознания». У правшей при повреждении правого полушария наблюдается игнорирование левого пространства (пациент не видит, не слышит врача, стоящего слева), могут появляться «вспышки пережитого» (пациент заново переживает события далекого прошлого, например в возрасте 7 лет). При повреждении левого полушария происходит нарушение речи (пациент не говорит и не понимает слова), возможны провалы в памяти, неадек-ватные поступки с последующей амнезией, сумеречное состояние сознания (пациент автоматически продолжает начатую деятельность или у него появляются галлюцинации). Таким образом, синдромы, вызываемые односторонним повреждением головного мозга у правшей, подтверждают, что правое полушарие связано с обработкой пространственной информации и способностью к зрительному распознаванию объектов, а левое полушарие — с обработкой символьной информации, управлением и программированием поведения. У левшей нарушение сознания в меньшей степени зависит от того, какое полушарие повреждено, причем характер нарушений является очень разнообразным.

Контрольные вопросы

1.Дайте понятие анализатора и органа чувств.

2.Приведите классификацию рецепторов.

3.Опишите свойства анализаторов.

4.В чем состоят особенности кодирования информации в разных отделах анализатора?

5.Раскройте суть механизма восприятия.

6.Дайте характеристику внимания, его форм и видов.

7.Охарактеризуйте компоненты и особенности ориентировочного рефлекса.

8.Объясните механизмы возникновения ориентировочного рефлекса.

9.Охарактеризуйте теории внимания.

10.Дайте характеристику временной организации памяти.

11.Дайте характеристику модально-специфической организации памяти.

12.Какие выделяют типы памяти по времени сохранения информации?

13.Охарактеризуйте физиологические механизмы кратковременной памяти.

14.Объясните физиологические механизмы долговременной памяти.

15.Раскройте основной смысл теорий формирования энграмм.

16.Перечислите функции речи.

17.Какие речевые центры выделяют?

18.Что такое афазия?

19.Как происходит развитие речи?

20.Дайте классификацию этапов процесса мышления по Уоллесу.

21.Перечислите этапы процесса мышления по классификации Лурия.

22.Охарактеризуйте этапы процесса мышления по теории функциональных систем Анохина.

23.Опишите морфофункциональную основу мыслительного процесса.

24.Расскажите о взаимосвязи между функциональной асимметрией мозга и особенностями мыслительной деятельности человека.

25.Дайте понятие интеллекта и его классификации.

26.Сформулируйте понятие сознания.

27.Охарактеризуйте группы проявления бессознательного.

28.Опишите две формы прерывания сознания.

29.Расскажите основные положения теорий сознания.

30.В чем заключается роль правого и левого полушарий головного мозга в формировании сознания?

Список рекомендуемой литературы

1.Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999. 464 с.

2.Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.

3.Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИН-ФРА-М, 1997. 340 с.

4.Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.

5.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.

6.Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.

7.Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринт жизни. М. ; СПб. : Сова, 2007. 349 с.

8.Бродбент Д. Внимание и восприятие речи // Восприятие : механизмы и модели. М. : Мир, 1974. С. 37—46.

9.Греченко Т. Н. Психофизиология памяти // Алексан-дров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. С. 112—129.

10.Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.

11.Греченко Т. Н., Соколов Е. Н. Нейрофизиология памяти и обучения // Механизмы памяти. Л. : Наука, 1987. 172 с.

12.Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.

13.Иваницкий А. М., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М. : Наука, 1984. 200 с.

14.Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб. : Н-Л, 2010. 368 с.

15.Канеман Д. Внимание и усилие. М. : Смысл, 2006. 288 с.

16.Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М. : Мир, 1970. 412 с.

17.Костандов Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб. : ПИТЕР, 2004. 167 с.

18.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб. : Питер Пресс, 2008. 621 с.

19.Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : ПИТЕР, 2000. 592 с.

20.Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.

21.Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга — элементарный модуль и распределенная система // Разумный мозг. М. : Мир, 1981. С. 15—67.

22.Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.

23.Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности. М. : Медгиз, 1952. 505 с.

24.Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга : потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 98 с.

25.Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. 174 с.

26.Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М. : МГУ, 2010. 255 с.

27.Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. : Мир, 1981. 205 с.

28.Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 161 с.

Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Психофизиология познавательной сферы

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы

Психофизиология познавательной сферы
Лекции и практикум по психологии — Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

Страница 1 из 6Психофизиология познавательной сферы Я познание сделал своим ремеслом… (далее…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>