Психофизиология познавательной сферы — Память | Обучение и развитие детей

Психофизиология познавательной сферы — Память

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы — Память
Психофизиология познавательной сферы — Память
Лекции и практикум по психологии — Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы
Страница 3 из 6  

3. Психофизиология памяти

Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня…




Память — одно из основных свойств центральной нервной системы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Выделяют следующие виды памяти:

—наследуемая (генетическая),

—ненаследуемая (индивидуальная).

3.1. Временная организация памяти

•Иконическая (зрительная) память. Ее объем равен примерно 7 ± 2 элемента при удержании следа от зрительного стимула 250 мс.

•Эхоическая (слуховая) память. След звукового стимула сохраняется около 12 секунд.

•Оперативная (рабочая) память. Она связана с хране-нием информации, необходимой для решения конкретной задачи в течение времени, которое требуется для ее решения. В формировании данного вида памяти принимают участие префронтальные области коры больших полушарий головно-го мозга.

•Имплицитная (процедурная) память. Это память на действия, т. е. она представлена моторными навыками, раз-личными условными и инструментальными рефлексами. Ее использование может осуществляться без осознания данного факта. Процедурная память позволяет хранить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Однако при отсутствии соответствующего подкрепления она может угасать. Имплицитное обучение протекает медленно и требует повторения действующих раздражителей, как и в случае выработки условного рефлекса. В формировании данного вида памяти принимают участие сенсорные и моторные области коры мозга.

3.2. Модально-специфическая организация памяти

•Эксплицитная (декларативная, образная) память обеспечивает запоминание объектов, событий, эпизодов, т. е. это память на лица, места событий, предметы. Она делится на эпизодическую, связанную с индивидуальными для каждого человека событиями, и семантическую (смысловую) память. Декларативная память является сознательной, информация в ней может храниться годами, благодаря чему люди различают знакомые и незнакомые события. Эксплицитное обучение происходит быстро, иногда после первой встречи с новой информацией. В филогенезе декларативная память появилась позднее процедурной. В формировании данного вида памяти принимают участие височные области мозга, включающие гиппокамп и структуры таламуса.

•Эмоциональная память сохраняет душевные переживания, сопровождающие ранее произошедшие события.

•Словесно-логическая память свойственна только человеку.

3.3. Типы памяти по времени сохранения информации

•Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Он обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека сознательно не контролируется и зависит от функционального состояния организма.

•Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить определенную ее часть и тем самым некоторое время использовать данное количество информации. Механизм кратковременной памяти, согласно теории реверберации импульсов, заключается в многократном циркулировании импульсов по замкнутой цепочке нейронов, или реверберации. Когда нервные импульсы повторно поступают на одни и те же нейроны, то возникает закрепление информации в памяти. Когда повторная импульсация отсутствует или приходит тормозной импульс к одному из нейронов цепочки, реверберация импульсов прекращается, т. е. имеет место забывание инфор-мации. Электротоническая теория объясняет механизм кратковременной памяти возникновением электротонических потенциалов, которые облегчают прохождение нервных импульсов через определенные синапсы.

•Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет большой объем. Информация может легко воспроизводиться путем извлечения ее из памяти. Запоминание и воспроизведение информации является либо непроизвольным, либо произвольным. Непроизвольное запоминание и воспроизведение представляет собой пассивный процесс, т. е. не требует умственных усилий. Произвольное запоминание и воспроизведение имеет избирательный характер и является активным процессом, требующим включения внимания. Невозможность воспроизведения полученной информации называется забыванием, хотя при определенных обстоятельствах данная информация может воспроизводиться. Механизм долговременной памяти, согласно анатомической теории, связан с образованием новых терминальных волокон, изменением их размеров, развитием шипикового аппарата на дендритах нейронов. Глиальная теория объясняет механизм долговременной памяти изменениями глиальных клеток, которые окружают нейроны и секретируют особые вещества, облегчающие синаптическую передачу. В соответствии с биохимической теорией механизм долговременной памяти основан на активации нейрональных процессов, что приводит к усилению белкового обмена. При торможении синтеза специфических белков нейронами головного мозга происходит нарушение или прекращение формирования долговременной памяти.



Энграмма — след памяти, сформировавшийся в результате структурно-функциональных изменений в коре головного мозга под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей.

Этапы формирования энграммы:

—возникновение сенсорного следа;

—анализ, сортировка и переработка информации;

—формирование устойчивых структур долговременной памяти.

3.4.1. Теории формирования энграммы

•Концепция временной организации памяти была сформулирована Д. Хеббом в 1949 году. Согласно данной теории, кратковременная память представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени и объем информации ограничены, след в кратковременной памяти неустойчив, поэтому более поздние следы вытесняют более ранние. Долговременная память является вторым эта-пом формирования энграммы, который переводит след памяти в устойчивое состояние, время его хранения и объем информации не ограничены. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации памяти (Hebb D. O., 1949).

•Теория активной памяти была разработана Т. Н. Греченко в 1997 году. В основе данной теории лежит предположение, что вся память является постоянной и долговременной, поэтому ее нельзя делить на кратковременную и долговременную. Автор вводит понятие «состояние энграммы», которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находя-щийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Энграммы, недоступные для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы обусловлена способностью нейронов генерировать нервные импульсы, поэтому активная память является совокупностью активированных «старых» и «новых» энграмм (Греченко Т. Н., 1997).



Амнезия — утрата энграммы вследствие ее повреждения.



Ретроградная амнезия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию амнестического агента.

В качестве амнестического агента могут выступать электрошок, травма головного мозга, введение фармакологических препаратов, стресс и др. Люди, страдающие ретроградной амнезией,



Антероградная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия амнестического агента.

Истерическая амнезия — нарушение энграммы памяти об отдельных неприятных событиях или о фактах из прошлого в результате воздействия амнестического агента.

3.4.3. Восстановление памяти

•Спонтанное восстановление памяти. Клиническими данными и в экспериментальных исследованиях подтверждено спонтанное восстановление памяти после амнезии. Например, явление периодических амнезий характеризуется тем, что больной, проснувшись от длительного сна и все забыв, вынужден заново учиться читать, писать, считать, узнавать предметы и окружающие лица. Однако через некоторое время такой больной вторично впадает в глубокий сон, после пробуждения от которого становится таким же, каким был до первого сна. При этом он совсем не помнит того, что с ним случилось в промежутке между двумя снами. Факты спонтанного восстановления памяти после амнезии, вызванной электрошоком, многократно получены в опытах на животных. Например, у крыс применение электрошока после выработки у них навыка побежки в Т-образном лабиринте вызывало ретроградную амнезию, которая наступала на 4-й день после обучения. Однако уже на 30-й, 60-й и 90-й день память на выработанный навык постепенно и полностью восстанавливалась.

•Восстановление памяти методом напоминания. Метод напоминания заключается в том, что для восстановления памяти предъявляют амнестический агент, сила которого значительно меньше силы раздражителя, вызвавшего забывание. Предполагают, что амнестический агент переводит энграмму в латентное состояние, а напоминание выполняет функцию стимула, активирующего след памяти. Суть напоминания состоит в создании такой же обстановки и условий, в которых вырабатывался навык.

•Восстановление памяти методом ознакомления. Если до воздействия амнестического агента человек ознакомится с какими-либо событиями, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает. Влияние предварительного опыта на устойчивость следа памяти получило название «эффект ознакомления».



<< Предыдущая — Следующая >>